Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Толстомум ты или нет, но быть писателем обязан!






 

Напоследок я разберу самую приятную стратегию – за свой счёт.

 

Время от времени мне попадаются книги звёзд шоу-бизнеса, крупных политиков и бизнесменов. Однако мне упорно не верится, будто недалёкого ума звездулька, которая не вылезает из гастролей по ближнему и дальнему зарубежью, или крупный бизнесмен, на котором два гигантских холдинга держатся, сами пишут эти книги. Конечно же нет.

 

Если кошелёк размером с чемодан, то вовсе не обязательно самому что-то там писать. Зачем? Гораздо проще и легче нанять литобработчика, которого в народе именуют очень точно литературным негром. Тогда достаточно выдать очень пространное интервью, или, для разнообразия, набросать самый общий план будущей книги. Литературный негр всё старательно запишет и уже сам всё напишет. Пусть у негры голова болит. Богатому заказчику совершенно незачем знать, чем саспенс отличается от синопсиса.

 

Насколько мне известно, именно таким образом пишут собственные автобиографии толстосумы, которым уже мало намазывать чёрную икру на салями, и звёзды шоу-бизнеса, чтобы стать ещё ярче. Впрочем, так можно «написать» и детектив, и любовный роман, и фантастику, да и вообще любую книгу. Главное, грамотно составить контракт, чтобы литературный негр не вздумал взбрыкнуться и оспорить авторские права через суд. Иначе придётся потратиться на «золотого» адвоката, а то и сразу на киллера.

 

Вариант, когда денег много (последний петух на прошлой неделе подавился), когда не нужно самому пачкаться о всякие там саспенсы и синопсисы, я разбирать не буду. По умолчанию, автор сам и только сам пишет книгу, пусть и может позволить себе вложить немного/много денег в книгу, а так же в её продвижение.

 

Признаться, личного опыта у меня мало, почти нет. В основном буду делиться опытом чужим.

 

Врать не буду – мне лично очень, очень, очень хотелось бы вкладывать деньги в свои книги, а так же в их распространение. Да побольше! Побольше! Как правило, платные услуги гораздо более качественные и эффективные. Так, к примеру, много лет мне приходилось пользоваться стандартными темами (внешним дизайном) для своего авторского сайта. Не так давно я всё же купил премиум-тему. Разница, как говорится, на лицо.

 

Премиум-тема радует глаза приятным оформлением и цветовой гаммой. А главное обладает гораздо более мощным функционалом. Количество функций и настроек «под капотом» меня сначала ошеломило и сбило с толку, а потом порадовало.

 

Увы, увы и ещё раз увы. Я не могу позволить себе вкладывать в себя и в своё продвижение столько, сколько хотелось бы. Хотя, с другой стороны, всё, что мне удаётся заработать на литературном творчестве, я всё же вкладывают в себя и в собственное продвижение.

Легально и бесплатно.

 

О-о-о! Деньги! Деньги! На звон монет, на возможность подзаработать, слетается куча продавцов, учителей, советников и прочих людей в почтительном наклоне, с угодливой улыбкой и протянутой рукой. И вот тут-то нужно быть особенно внимательным. Знаю из собственного опыта: всё, что предлагают в Интернете за деньги, в четырёх случаях из пяти можно найти совершенно бесплатно и легально. Самый яркий пример – электронные книги.

 

Стоит «спросить» «Яндекс», как он тут же выдаст миллион и одну ссылку на сайты фрилансеров, которые быстро и недорого сверстают электронную книгу в каком угодно формате. Так же в любом электронном магазине можно найти толковое и недорогое пособие по вёрстке электронных книг. В другом магазине, а то и в этом же, не менее легко купить программу-редактор для вёрстки электронных книг. Только зачем?

 

В Интернете бесплатно и легально можно найти как пособия по вёрстке электронных книг, так и программы-редакторы. По мне, так лучше потратить пару вечеров на изучение, а дальше самому и только самому верстать электронные книги. В этом нет ничего сложного. Так зачем платить? Более подробно о вёрстке электронных книг я написал в другой статье.

 

Деньги словно магнит притягивают не только честных продавцов. Гораздо охотней и в большем количестве на звон монет слетаются серые личности. Далеко не все предлагаемые услуги могут реально потребоваться автору. Так что нужно быть очень внимательным. Денег много не бывает.

Учёба.

 

Непрофессионализм – бич божий современных русскоязычных авторов. Уж сколько раз бывало: читаешь не изданную на бумаге книгу ни разу не изданного автора. Вроде и сюжет оригинальный, и цепляет, и захватывает, и стиль радует свежестью и лёгкостью, и… И автор лажается на самых элементарных графоманских ошибках и недостатках. Особо подчёркиваю: речь не об элементарной грамотности, не о правописании безударных гласных в корне слов или лишних запятых. Нет. Речь о литературном ремесле.

 

Ещё раз приведу слова журналиста и ведущего Матвея Ганапольского:

 

«Профессионализм – это набор прикладных умений, которые не следует смешивать с талантом. Талант – от природы. Но профессионализм – от опыта, от обучения».

 

Вкладывать деньги в собственное обучение имеет смысл хотя бы из-за более высоких ставок. Если радуешь мир шедеврами собственной выпечки бесплатно, то на ветер улетает только собственное время. Если используешь стратегию самораспространения с монетизацией, то рискуешь не заработать и только. Реальные деньги могут запросто улететь, как журавли осенью на юг, и не вернуться. Конечный успех книги определяет не реклама, не цветовая гамма обложки и значок известного издательства. И даже гениальность автора отступает на второй план.

 

Конечный успех книги определяет её качество, коммерческий потенциал. Ни первое, ни тем более второе невозможно без досконального, до мелочей, знания литературного ремесла. Только так. Ибо! Ибо хорошо обученный бездарь всё же может написать качественную книгу (не путать с гениальной), тогда как гений-дилетант – нет. Увы! И ах! Но так оно и есть.

 

Существует всего два принципиальных подхода к обучению: самообразование (по книгами, вечерком на кухне) и классическое (учитель – ученик).

 

Это в Москве, Санкт-Петербурге нескончаемой вереницей проходят семинары и мастер-классы. В моём родном городе ничего подобного отродясь не было. Вольно, а, точнее, невольно мне пришлось учиться литературному ремеслу самостоятельно, благо в Интернете полно сайтов, книг и статей как от корифеев пера и чернил, так и от просто больших любителей читать и писать.

 

Технический прогресс не стоит на месте. И вот уже даже в самых дальних уголках России появился высокоскоростной Интернет. Вместе с ним до этих самых дальних уголков добрались и так называемые вебинары. Теперь с комфортом, с чашечкой кофе в правой руке и печенюшкой в правой, можно сидеть за компьютером в каком-нибудь Мухосранске и одновременно смотреть и слушать какого-нибудь гуру от литературы в Москве. Иначе говоря, у начинающих авторов появился выбор. Выбор особенно обширный, если начинающий автор готов заплатить за своё образование.

 

Учиться самостоятельно или под руководством мудрого наставника каждый начинающий автор решает сам. Самообразование наиболее дешёвый вариант. Очень многие материалы по литературному ремеслу можно найти в Интернете совершенно бесплатно. Цены на электронные книги если и кусаются, то далеко не так сильно, как на семинары и вебинары.

 

Пара слов о видеоуроках. На мой взгляд, это пустая трата времени и денег. Да, чтобы прочитать стандартную по объёму книгу в среднем нужна неделя. Тот же материал можно с комфортом прослушать и просмотреть за час-два. Верно. Только книга – это документ, с которым удобно и легко работать, искать нужные главы, отрывки, определения. Благо не только в бумажных, но и в электронных книгах существует оглавление.

 

Видеоурок для более тщательного изучения годится крайне плохо. До сих пор с ужасом вспоминаю, как на платном хостинге вместо толковой инструкции мне пришлось довольствоваться видеоуроком. Ещё то наказание.

 

Оглавления нет и быть не может в принципе. Ради одной ключевой фразы мне пришлось гонять видеоизображение туда – сюда раз десять. Так что не стоит покупаться на простоту и скорость. Книга надёжней и полезней.

 

Не всем начинающим авторам по душе самообразование (самоорганизация, самого себя пнуть). Многим гораздо больше нравится прямое общение. В этом плане живой наставник рядом, или хотя бы по ту сторону монитора, гораздо приятней. Но! Пара важных предупреждений.

 

Ни один ведущий вебинара, мастер-класса или семинара не расскажет ничего такого, что невозможно найти в книгах по литературному ремеслу. Иначе говоря, никаких «откровений свыше». Так что не стоит надеяться узнать, услышать, подсмотреть некий секрет успеха или тайный рецепт бестселлера.

 

Единственная польза, которая может быть от мастер-классов и семинаров – личные связи. Может быть именно таким образом удастся познакомиться, а то и подружиться, с редактором солидного издательства или известным писателем, который может замолвить словечко. Ни одна книга, ни один даже самый толковый учебник, личных связей не дают.

 

И последнее важное предупреждение: как ни странно, на мастер-классы и семинары можно подсесть словно на героин или спайс.

 

Мне как-то довелось читать признание начинающего автора. Суть его грустного рассказа можно выразить так: «Когда ты на платном семинаре, тобой интересуются, читают твои книги, комментируют, советуют и наставляют. Но! Как только семинар закончился, как только гуру провёл с тобой оплаченные часы, как тут же следует пинок под зад и ты снова никому не нужен. Каждый раз возникает жгучее желание вернуться, оплатить ещё один семинар и вновь оказаться в центре внимания».

 

Иначе говоря, желание быть прочитанным, услышанном, может ненароком трансформироваться в желание посещать как можно чаще различные мастер-классы и семинары. Для учёбы подобные траты может быть и хорошо, а вот для кошелька – не очень. Общение с живым учителем стоит дорого. И чем толще погоны на плечах учителя, тем дороже.

Помощники писателя.

 

Чем хорошо самораспространение за свой счёт, так это возможностью нанять очень полезных, можно даже сказать необходимых, помощников. Корректор, иллюстратор, редактор и бета-ридер не будут претендовать на авторское право и часть доходов с продаж, зато сделают книгу лучше, качественней, повысят её коммерческий потенциал.

 

Если денег много, то имеет смысл обратиться в специализированное литературное агентство и купить сразу пакет услуг. Если со средствами не очень, то в Интернете полно бирж фрилансеров, где по сходной цене можно нанять кого угодно.

 

Многие читатели уверены, что писатель обязан безукоризненно владеть русским языком. А как же иначе? Он же писатель! А то, что многие известные авторы далёкого и не очень далёкого прошлого были безграмотными, мало кто знает. А всё потому, что до эпохи Интернета практически все книги проходили через руки профессиональных корректоров.

 

Даже если в школе по русскому языку были одни пятёрки, всё равно имеет смысл отдать рукопись корректору, который подчистит орфографию и грамматику. Увы! Редкий писатель и в самом деле владеет русским языком на пять с двумя плюсами.

 

Трудно поверить, однако в своё время программу шестого класса мне пришлось изучать два раза. А всё из-за того, что завалил экзамен по русскому языку.

 

К слову. Однажды на форуме один автор рассказал, как он нашёл постоянного корректора. Чтобы каждый раз не разоряться на фрилансера, он взял, да и женился на девушке с филологического факультета. И теперь супруга корректирует его рукописи.

 

Даже самую хорошую книгу будет крайне проблематично продать или хотя бы бесплатно распространить без хорошей обложки. Не помещает парочка другая иллюстраций. Чтобы там не говорили о всесторонней гениальности, мало кто из авторов умеет рисовать. На помощь приходят иллюстраторы. Часто на тех же биржах среди предложений корректоров можно найти объявления от иллюстраторов. Так же в Сети существует большое количество бирж фрилансеров от коммерческой графики.

 

К слову. Не так давно мне довелось впервые в жизни выступить в роли заказчика на сайте «Иллюстраторы.ру». Свои впечатления я описал в статье «Как я выбирал иллюстратора». Она хоть и предназначена в первую очередь для фрилансеров от коммерческой графики, но, надеюсь, будет полезной и для заказчиков.

 

С иллюстратором и корректором, в принципе, ясно. Если есть возможность, то имеет смысл нанять и того и другого. Вопрос упирается в соотношение цена – качество. Несколько сложнее с редактором и бета-ридером.

 

В Интернете легко найти редактора, который за скромное вознаграждение отредактирует любую книгу и придаст ей товарный вид. Вопрос в другом – а нужно ли? Если денег много, а самому возиться не хочется, то лучше сразу нанять литобработчика (литературного негра). О чём я уже писал в начале статьи.

 

Соглашаться на редактуру имеет смысл тогда и только тогда, когда после неё книга будет издана в нормальном (не за свой счёт) издательстве. Так редактор приводит рукопись автора в тот самый вид, который, по мнению самого редактора, будет способствовать успешным продажам. Естественно, каждый редактор редактирует на свой лад, цвет и вкус, в соответствии с собственными представлениями, стереотипами и под шёпот собственных тараканов в голове.

 

Каким бы профессиональным редактором не был бы фрилансер с виртуальной биржи, как бы качественно и в срок он бы не отредактировал бы рукопись, всё равно нет никакой гарантии, что она будет принята каким-нибудь издательством. Ну переписал фрилансер рукопись на свой лад, а главный редактор «Крутого издательства» глянул, прочитал пару глав и заявил со всей ответственностью: «Фигня!» Будет очень обидно, если первоначальный авторский вариант понравится ему больше. А значит работа вольного редактора, и плата ему, улетели в трубу.

 

Сама по себе редактура не является залогом ни успешного распространения, ни издательства в нормальном бумажном издательстве. По этой причине имеет смысл обращаться не к вольнонаёмному редактору, а сразу к бета-ридеру.

 

Кто такой бета-ридер, зачем он нужен и почему он так и не сможет вывести тараканов на вашей кухне, я написал в статье «Зачем автору бета-ридер?» Повторятся не буду, отмечу самое главное: в первую очередь бета-ридер нужен самому автору.

 

Бета-ридер прочитает рукопись и выявит наиболее типичные ошибки и недостатки. Задача автора намотать на ус, сделать выводы и в будущем не повторять те же самые ошибки и недостатки. По этой же причине гораздо, гораздо полезней, если автор сам и только сам устранит хромую стилистику, переделает сюжет и сформулирует более правдоподобную мотивацию главного героя. Именно в этом плане бета-ридер гораздо полезней редактора, да и стоит гораздо дешевле.

 

И под конец небольшое, но очень важное предупреждение: если уж обращаться к бета-ридеру, тем более платить ему за работу, то имеет смысл прислушиваться к его рекомендациям и что-то делать. Так однажды один автор оплатил мои услуги бета-ридера. То, что кроме меня он обращался и к другим платным бета-ридерам, ещё ладно. Время прошло, а книгу автор так и не переделал. Тогда зачем обращался? Смешно, но, похоже, ему были нужны не бета-ридеры, а читатели.

Электронная или бумажная?

 

Насколько мне известно, именно желание во что бы то ни стало подержать в руках бумажный томик с собственной фамилией на обложке чаще всего толкает писателей на скользкую дорожку самораспространения за свой счёт. Только возникает вполне закономерный вопрос: а оно того стоит? Какая книга всё таки лучше? Электронная? Или бумажная?

 

Выскажу своё и только своё мнение – электронная книга лучше.

 

Интернет, он же всемирная паутина, он же Сеть, является основным и единственным каналом самораспространения. При всём желании, передать хотя бы пару бумажных листков через беспроводную связь, оптоволоконный кабель и спутник не получится. Естественно, не всем читателями понравится электронная книга, безликий гаджет в руках. Шелест страниц и запах свежей типографской краски ещё долго будут будоражить воображение и стимулировать продажи. На этот случай существует POD, «принт оф дэмант» или печать по требованию.

 

Подчёркиваю особо и специально: главное, не размер тиража бумажных книг, а распространение. Какой смысл от груды бумажных томиков в кладовке, если книги лежат, а их никто не читает? Да, изданные на кровные книги можно подарить друзьям, знакомым, знакомым знакомых, разнести по библиотекам и, в лучшем случае, прославиться только в своём муравейнике.

 

Бумажная книга – дополнительный шанс нарваться на мошенников. Типичный пример: издательство предлагает ни разу не изданному автору по весьма умеренным ценам напечатать его книгу в количестве 50 штук. Автор нервничает – слишком дёшево. Издатели великодушно поясняют, что на руки автор получит лишь 10 книг, а остальные 40 они реализуют через московские книжные магазины. От того и столь существенная скидка. Типа, самоокупаемость.

 

Автор счастлив и подписывает контракт. Через некоторое время ему на почту приходит 10 экземпляров его книги. Все довольны? Не совсем. На самом деле издательство выпустило только 10 книг, реализовывать ещё 40 через московские книжные магазины они не собирались изначально. В итоге автор издал всего 10 экземпляров по баснословной цене.

 

Нарваться на серых издателей тем больше вероятность, чем дальше за МКАДом живёт автор. Это москвич может спросить конкретные магазины, а потом сходить и проверить. Я хоть и живу относительно недалеко от Москвы, но и то не поеду на денёк другой с «ревизией» в столицу.

 

Подчёркиваю ещё раз: лучше сделать упор на электронную книгу. И только для читателей, которых не пугают дополнительные расходы, можно организовать печать по требованию.

Профессиональные распространители.

 

В предыдущих статьях я более чем подробно перечислил различные ресурсы, где можно выложить, продать или сдать в аренду свою книгу. Но! Самостоятельное распространение требует времени, много времени, очень много времени. Если есть возможность, то имеет смысл обратиться к профессиональным распространителям.

 

Время от времени на мой почтовый ящик падают спамерские предложения продвинуть мою книгу в массы. В Интернете при желании можно легко отыскать парочку другую агентств, которые специализируются на книгах. Честно скажу: были бы деньги, с удовольствием обратился бы в подобное агентство. С профессионалами приятно сотрудничать. Но!

 

Время от времени я смотрю передачу «Час суда». Некоторые гражданские дела весьма забавные и поучительные. Расскажу об одном из них.

 

Что такое фэншуй – расписывать не буду. И так все наслышаны.

 

И вот некая строительная фирма пообещала заказчику перестроить его квартиру по фэншуй. Как гласила реклама, у заказчика тут же наладится личная жизнь, улучшится здоровье, а карьера взлетит в заоблачные верха як ракета! Заказчик поверил и подписал договор.

 

 

За много, много тысяч рублей строительная фирма в кратчайший срок переделала квартиру заказчика в лучших традициях фэншуй. Только, только… эффект получился обратный. Девушка от заказчика ушла, с работы уволили, а здоровье стало дышать на ладан.

 

Разгневанный заказчик тут же подал на фирму в суд. Что такое? Обещали здоровье и процветание, а получилось с точностью наоборот! Заказчик потребовал вернуть деньги за ремонт и солидную компенсацию морального ущерба.

 

Когда же судья принялся читать договор, то выяснились очень интересные вещи. Ни о каком фэншуе речь не шла, ни слова ни о здоровье, ни о процветании. Строительная фирма всего лишь указала перечь работ, которые добросовестно выполнила. Заказчик проиграл суд. Даже хуже – схлопотал штраф за то, что с его разрешения работники фирмы заложили окно.

 

Подобная ловушка подстерегает каждого автора, который решил вложить деньги в собственное продвижение. Различные фирмы и агентства в рекламных заявлениях обещают успех, всемирное признание и нобелевскую премию по литературе на следующей неделе. Однако в договоре нет ни слова ни об успехе, ни о всемирном признании и тем более о нобелевской премии. На деле фирма или агентство берётся выполнить некий набор услуг: сверстать книгу заказчика, разместить её на таких-то ресурсах, заказать контекстную рекламу у «Яндекса» и «Гугла» на такую-то сумму и только. А получится или не получится – бог его знает, фирма гарантий не даёт. А обещать – обещает.

 

Как бы то ни было, обращаться к профессиональным распространителям имеет смысл. Главное, не ожидать нобелевской премии на следующей недели. Рекламщики выполнят некий объм услуг и не более.

«Канадские издательства».

 

Ещё раз напомню: под «канадскими издательствами» я подразумеваю различные издательства, которые печатают бумажные книги исключительно за счёт автора. В принципе, их смело можно отнести к разряду профессиональных распространителей. Многие «канадские издательства» в том или ином объёме «распространяют» свою продукцию.

 

Как я уже предупреждал, не стоит путать рекламные посулы с договором, с перечнем реальных услуг, которые оказывают рекламщики и «канадские издательства». Главное, очень внимательно читать этот самый договор. Так знаменитая «Яма» («YAM-publishing») тихо и ненавязчиво пытается всучить кабальный договор, отчуждение авторских прав пожизненно и навсегда. Чтобы потом выкупить их обратно придётся либо обращаться в суд в Германии, либо платить солидную неустойку. Расчёт на то, что второе обойдётся автору гораздо дешевле.

 

На мой взгляд, связываться с подобными конторами смысла нет. Лучше найти менее известную и навязчивую фирму, которая честно возьмётся за «печать по требованию». Если кому-то из читателей непременно захочется не просто прочитать книгу, а ещё купить бумажный томик, то у него будет такая возможность.

 

Впрочем, «канадские издательства» - большая и отдельная тема.


 

Заключение.

 

Ну вот! Теперь вам известно все об азах самораспространения в Сети. Сам не ожидал, что писанина получится такой длинной, аж на пять частей, вот и решил сверстать для вас пособие.

 

Сами понимаете, «Коротко про наши мытарства трудно написать». Это уж точно.

 

Если внимательно приглядеться, то основной упор я сделал не на технические подробности, не на перечень конкретных сайтов и расценки рекламных агентств. На мой взгляд гораздо важнее рассказать об общих принципах самораспространения и самопиара в Сети.

 

Повторял и повторю ещё раз: «Яндекс» знает всё, а если не всё, то очень и очень многое. Конкретные технические подробности, описания и руководства можно легко найти в Сети. Надеюсь, мое пособие послужит вам отправной точкой, маяком в бурном море саморекламы и самораспространения.


 

Приложение 1.

 

Кто-то спросит, а как же быть с иллюстрациями к своим книгам? Нужны они или нет? Тут я вам не советчик, ведь кому-то хочется увидеть на страницах своей книги привлекательную телочку с буферами или вампира с оскаленными зубами. Я, признаться, предпочитаю такому строгость и лаконичность. Но как быть автору, которому нужна книга с картинками?

 

И так… Делюсь своим опытом.

 

В декабре прошлого года в кассе одного из городских банков симпатичная кассирша выдала мне мой гонорар. Эмоций было! Буквально на днях я наконец-то решился потратить честно заработанное на обложки для других моих книг. Стоит оно того или нет – со временем выяснится. Пока речь не об этом.

 

Лучше меня «рисуют» только куры. В поисках иллюстратора я зарегистрировался на сайте «Иллюстраторы.ру». Моя статья в первую очередь предназначена авторам (то есть художникам и иллюстраторам) этого сайта. Но, думаю, и другим читателям на других ресурсах будет интересно почитать мои личные впечатления в роли заказчика, они же советы и замечания. Да, пускай опыта как такового у меня нет, зато появилось кое-что другое – самые первые впечатления.

 

Конечно, распространять личные впечатления на все без исключения биржи фрилансеров не стоит. Субъективное мнение потому и называется субъективным. Однако, думаю, вряд ли меня можно отнести к разряду экзотических работодателей, которые встречаются один на миллион.

 

Чтобы не путаться самому и не путать других, предупреждаю сразу: под словом «авторы» здесь и до конца статьи буду подразумевать иллюстраторов и художников. Именно так они называются на сайте «Иллюстратор.ру». То есть не те авторы, что книги пишут, а те, кто рисуют.

 

И так… Что мне хочется сказать авторам (иллюстраторам и художникам), а так же владельцам сайта «Иллюстратор.ру».

Вознаграждение за тяжкий труд.

 

Начну с самой больной, с самой острой темы, с оплаты тяжкого труда авторов. Тем более по факту я оказался в числе тех, кто это самый труд, тяжкий, между прочим, не ценит и всячески принижает. В первую очередь заявление, можно даже сказать манифест.

 

Уважаемые авторы (иллюстраторы и художники), понимаю: то, что я сейчас скажу, горько и обидно, но иначе никак. Биржа фрилансеров, а сайт «Иллюстраторы.ру» именно такой, относится к нижнему сегменту рынка коммерческой графики, к самому массовому и… дешёвому. Если сравнивать с магазинами в реальности, то «Иллюстраторы.ру» классический блошиный рынок.

 

Будь мой кошелёк размером с чемодан, то я обратился бы сразу в рекламное агентство. Ну если не чемодан, а всего лишь спортивная сумка, то выбрал бы какое-нибудь агентство в Интернете. Благо во всемирной паутине их полно. И лишь от бедности, от скудости финансов, я подался на блошиный рынок, пардон, биржу фрилансеров.

 

Уважаемые авторы, поймите и не обижайтесь: заказчики обращаются к вам от бедности. Вот почему не стоит ждать достойного (с точки зрения заказчика щедрого, а то чрезмерного) вознаграждения. И не нужно лить горькие слёзы по этому поводу.

Мечты голодного художника.

 

Деньги, что я решил потратить на обложки для книг, достались мне потом, кровью и слезами. Естественно, в самую при самую очередь меня заинтересовали расценки на услуги авторов. В поисках информации я заглянул на страницу «Сообщество», местный блог на сайте «Иллюстраторы.ру». Несколько статей из разряда «О достойном вознаграждении за тяжкий труд» вызвали у меня самый настоящий смех. Уж извините, но иначе было невозможно читать стенания и комментарии авторов о том, сколько им по справедливости должны платить за те или иные виды работ. Подобные рассуждения в пору назвать «Мечты голодного художника» и вот почему.

 

Стоимость тех или иных видов работ определяются не трудовыми затратами авторов, не ценами на кисти, холсты и электричество, а исключительно динамикой спроса и предложения. Если на бирже исполнителей много (я бы сказал до хрена), а денежных заказчиков мало, то и оплата будет мизерной. Вот когда ситуация изменится, вот когда на «Иллюстраторы.ру» будут толпой ломиться денежные тузы, а из двадцати тысяч авторов останется хотя бы тысяча, вот тогда и только тогда оплата примерно будет соответствовать справедливому вознаграждению за тяжкий труд.

 

Можете назвать меня циником, но мне, как заказчику, абсолютно начхать, какое именно вознаграждение сами авторы считают справедливым. Повторяю ещё раз: мне мои деньги достались потом, кровью и слезами. Естественно, мне очень, очень хочется потратить поменьше, а взамен получить побольше.

О бедном бюджете замолвите слово.

 

Бюджет заказа – ещё один повод для смеха и слёз.

 

В форме для заполнения заказа на страничке «Работа» есть специальное окошко для бюджета. То есть сколько заказчик планирует потратить. Только, только… у меня не возникло желание указывать конкретную сумму, хотя сколько я могу потратить решил заранее. И вот почему.

 

Да. Да. Да. Да. Я прекрасно помню народную мудрость: «Сколько заплатишь, столько и получишь». Однако всё равно, упорно, настойчиво, мне хотелось потратить поменьше, а получить побольше (пот, кровь и слёзы).

 

Единых и обязательных прейскурантов на сайте «Иллюстраторы.ру» нет и быть не может в принципе, с каждым автором приходится договариваться по отдельности. Как и следовало ожидать, разброс цен получился колоссальным. Нарисовать обложку мне предлагали как за 1500 рублей, так и за 25000 рублей.

 

А что было бы, если бы я указал бюджет допустим… 6 тысяч рублей? Естественно, никто из авторов дешевле бы за мой заказ и не взялся бы. Как выяснилось немного позже, редкий заказчик прямо в объявлении указывает сумму, которую собирается потратить. Так что в этом плане я не оригинален.

 

По моему разумению, гораздо рациональней было бы поступить с точностью наоборот: обязать авторов прямо в предложении указывать сумму, за которую они возьмут заказ. Аукцион исполнителей сэкономил бы много времени и заказчикам, и авторам.

 

Было бы неплохо сортировать предложения, причём в двух вариантах. Нажимаешь кнопочку, и раз: вверху самые скромные запросы. Нажимаешь другую, и раз: вверху самые дорогие авторы. Первый вариант полезен для заказчиков типа меня – нищих, для которых цена имеет первостепенное значение. Вторым охотно воспользуются денежные заказчики, для которых на первом месте качество, ну а уж 25 тысяч за одну иллюстрацию они выложат без малейших колебаний.

Позолоти ручку.

 

Биржа фрилансеров хороша во многих отношениях, однако не лишена и некоторых недостатков. Один из них – обман, кидалово. Заказчик может легко «скрыться» с выполненным заказом, забыв совершенно случайно его оплатить. Чтобы подстраховаться некоторые авторы просят предоплату.

 

Я прекрасно понимаю авторов – никому не хочется работать даром. Предоплата – наиболее эффективный способ подстраховаться, хотя бы частично компенсировать возможный ущерб. Вполне логично, только, только, только… Только предоплата это большой минус исполнителю. На бирже авторов много, а заказчиков мало. При прочих равных условиях заказ достанется тому, кто «утром деньги, а днём стулья» не потребует.

 

Уважаемые авторы, вы прежде подумайте: имеет ли смысл требовать с заказчика предоплату? А если требовать, то сколько? Верите, нет: мне было обидно, когда некоторые авторы попросили заплатить вперёд малую толику до 30 процентов.

 

На сайте «Иллюстраторы.ру» я зарегистрировался не под тупым ником, а под своим собственным именем и выложил свою собственную фотографию. Указал адрес электронной почты, авторский сайт и «Скайп». Врать не буду: не от кристальной честности, а дополнительного пиара ради. Иначе говоря, очень даже хорошо наследил.

 

Это добрая слава распространяется со скрипом через пень-колоду, а дурная разлетается по Интернету со скоростью свиста. Я выложил более чем достаточно информации, чтобы меня можно было легко найти и написать в комментариях о моей репутации. Тогда, спрашивается, какой смысл мне кидать исполнителей?

 

Уважаемые авторы, прежде, чем просить предоплату, не поленитесь хотя бы немножечко поинтересоваться личностью заказчика. Если вместо имени тупой ник, если вместо фотографии в аватарке буква «Х» в зелёном кружочке и более никакой информации, то да, имеет смысл требовать предоплату. А если заказчик и лицо раскрыл, и настоящее имя, и сайты свои указал, и способы связи, тогда, может, всё же не стоит рисовать 30 – 40 – 50 процентов вперёд?

О выборе товара, пардон, автора.

 

Прежде, чем выложить объявление в разделе «Работа», я просмотрел несколько десятков портфолио. Уже через пяток из них в голову пришёл неутешительный вывод: большая часть авторов апеллирует к холодному разуму заказчика; о том, что у заказчика есть ещё эмоциональная душа, они даже не догадываются.

 

В любом человеке присутствует два начала: холодный разум и эмоциональная душа. Да, в первую очередь решение принимает разум: «Обложка должна быть яркой, с большим коммерческим потенциалом, иначе книгу никто не купит. Этот автор рисует качественно с большим коммерческим потенциалом, но много просит за свою работу. Этот просит гораздо меньше, но его рисунки представляют из себя бессмысленную абстракцию, о коммерческом потенциале не может быть и речи. Соотношение цена-качество…»

 

Между тем эмоциональная душа никуда не делась. Она маячит за спиной холодного разума и клюёт его, клюёт, клюёт в темечко: «Давай у этого обложку закажем. Смотри, какая круть нарисована. Не! Не! Лучше у этой! Смотри, какие у неё буфера!». На выбор конкретного исполнителя влияют все без исключения мелочи и подробности. Даже те, которые, вроде как не имеют к иллюстрациям никого отношения. Никогда не знаешь, какая именно соломинка переломит хребет перегруженного верблюда.

 

Очень хорошо, когда вместо тупой аватарки автор выложил в портфолио фотографию. Приятно, по-человечески приятно видеть живое лицо, а не белую букву «Х» в зелёном кружке. Еще лучше поместить более крупную фотографию в верхнем рисунке над образцами работ. Уважаемые художницы, ваша внешность – дополнительный плюс в вашу корзину. При прочих равных условиях, у сексуально привлекательной продавщицы купят гораздо больше газет и булок, чем у старой обиженной на жизнь мымры.

 

Дополнительная информация. Очень приятно, когда авторы указывают откуда они родом, электронный адрес и «Скайп». Признаюсь честно: на меня сильное впечатление производит наличие авторского сайта. Одна только ссылка намекает на то, что исполнитель серьёзно подошёл к своему делу, а не заскочил на «Иллюстраторы.ру», когда случайно нажал не на ту кнопку на клавиатуре.

 

Я бы на месте владельцев сайта предоставил бы гораздо больше места для личной информации. То, как автор подаёт себя, очень даже хорошо отражает его уровень интеллекта. Встречаю по одёжке, верно. Но провожают по уму. Правда, тут есть одна тонкость.

 

Так в личной информации одного автора я нашёл примерно следующее: «Живу в Москве. Рисую 30 лет. Закончил «Опупенную» художественную академию. Работаю в «Крутом» издательстве. Владею всеми без исключения видами графических работ». И далее в том же духе.

 

Да, я прекрасно понимаю: автор стремится набить себе цену. В этом-то и проблема. Лично я прочитал его описание так: «Дорого! Дорого! Дорого! Я тебе не по карману, ищи другого исполнителя».

 

Проверять дипломы и трудовые книжки у меня нет ни возможности, ни желания. По мне было бы лучше сделать упор не на «корочки» и «титулы», а на любовь к художественному творчеству и ответственность. Особо подчёркиваю: не стоит уверять в личной порядочности. Мудрая американская пословица гласит очень точно: хороший парень – не профессия.

 

Рейтинги, количество лайков, подписчиков, а так же время на сайте, меня не заинтересовали и не впечатлили вовсе. Что я, не знаю, как создаются эти самые рейтинги? Самый горластый «петух» или самая голосистая «кукушка» в местном клубе «петухов и кукушек» мне не нужен.

 

Об отношении к количеству дней на сайте расскажу исторический анекдот. Однажды адмиралу Лазареву представили мичмана для повышения в звании. Тот, кто представлял, прямо так и сказал, что мичман довольно глупый, зато очень много и давно плавает. На что адмирал Лазарев показал на сундук в углу каюты и пояснил: «Этот сундук совершил три кругосветных путешествия, однако так сундуком и остался».

Як в магазине.

 

И вот, после предварительного знакомства с сайтом «Иллюстраторы.ру», в разделе «Работа» я выложил объявление. Может это и неправильно, может это у меня отклонение такое, однако очень быстро я почувствовал себя покупателем в магазине. Не удивительно, что все мои дальнейшие действия определялись именно этой моделью поведения. И вот тут некоторые авторы допустили несколько крайне глупых и от этого ещё более печальных ошибок.

 

Любой, мало-мальски толковый продавец прекрасно знает: пока потенциальный покупатель бродит по магазину и разглядывает товары, то лучше его не трогать. Стоит только подойди и пусть даже самым услужливым тоном поинтересоваться: «Чего желаете?», как в девяти случаях из десяти последует ответ: «Нет, ничего, спасибо». Ну а потом покупатель развернётся и покинет магазин, может даже навсегда. Вместе с ним из торгового зала уйдёт упущенная прибыль. Вести диалог с покупателем имеет смысл тогда и только тогда, когда он сам обратится к продавцу за помощью.

 

Казалось бы – элементарная истина. Всем без исключения авторам «Иллюстраторы.ру» приходится регулярно ходить в магазин за хлебом, водкой и чистыми трусами. Однако…

 

Выложил в разделе «Работа» объявление я «вошёл» в магазин и принялся бродить по торговому залу. На витринах тут же выстроились авторы. То есть потенциальные исполнители изъявили в комментариях желание взять мой заказ. Некоторые особо нетерпеливые тут же «подскочили» ко мне и «спросили»: «Чего желаете»? В результате я «развернулся и ушёл», точнее, даже не стал заглядывать в их портфолио и выяснять условия сотрудничества.

 

Впрочем, это ещё ладно. Хуже вопроса «Чего желаете?» может быть только другой вопрос: «А сколько вы готовы заплатить?» Что, что, а интересоваться размерами кошелька потенциального покупателя, пардон, заказчика не нужно ни в коем случае. Если «Чего желаете?» проявление бестактности или глупости, то «А сколько вы готовы заплатить?» - это уже оскорбление. Личное.

 

Уважаемые авторы, сужу по себе, когда вы первый раз обращаетесь к потенциальному заказчику, то просто сообщите ему о вашем существовании. Прямо в комментариях под объявлением не нужно выяснять ни подробностей заказа, ни условий его исполнения. Упаси господи закинуться о бюджете. Лучше, гораздо лучше, если вы сами напишите за сколько готовы взять заказ. В этом случае вы тут же получите в свой актив очень существенный плюс.

 

За автора должно говорить его портфолио. Оно специально для этого и создано. В первую очередь я принялся разглядывать работы потенциальных исполнителей. И уже после связывался с авторами и выяснял «цену вопроса». Прежде, чем перейти к следующему разделу, ещё один не очень важный, зато эмоциональный момент.

 

Большая часть потенциальных исполнителей обратилась ко мне в ленте комментариев к заявке в разделе «Работа». Однако некоторые предпочли форму личных сообщений. А теперь догадайтесь: чьи портфолио я принялся разглядывать в первую очередь и с кем стал связываться в первую очередь?

 

Может это и глупо, однако личные сообщения я воспринял как проявление неуверенности. Если автор отзывался в ленте комментариев, значит он не боится конкуренции, значит он уверен в себе. Это как в магазине смело и прилюдно произнести: «Я готов выполнить ваш заказ». Для сравнения, личные сообщения подобны тихому шепотку из-за угла: «Это, как там его, я могу».

Минимум телодвижений.

 

Моей самой главной задачей на сайте «Иллюстраторы.ру» было найти исполнителя. Верно. Но! Была и другая подспудная задача – совершить как можно меньше телодвижений.

 

Лень – двигатель прогресса. Первобытной обезьяне было в лом ползти на пальму за бананом, высоко и Солнце жарко светит. Вот она взяла в руки палку и сбила зрелый плод. Через пару миллионов лет потомки ленивой обезьяны стали людьми. Потомки обезьян, которым было не лень, до сих пор лазят на пальмы за бананами.

 

Мы, люди, как потомки той самой ленивой обезьяны, до сих пор все свои дела делаем с минимально возможным количеством телодвижений. Однако! Уважаемые авторы, вы, когда создаёте аккаунт и портфолио на «Иллюстраторы.ру» руководствуйтесь интересами заказчика. Это он должен совершить минимум телодвижений, а не вы.

 

Казалось бы, ещё одна элементарная истина. Однако не все авторы знают о ней. Иначе невозможно объяснить, что вместо полноценных портфолио на сайте «Иллюстраторы.ру» я регулярно натыкался на ссылки на другие портфолио на других сайтах.

 

Верите, нет: мне было в лом щёлкать по ссылкам и ждать, пока в моём браузере загрузится портфолио на другом сайте. Гораздо легче и быстрей нажать < Ctrl + W> и перейти к другому портфолио на сайте «Иллюстраторы.ру». По этой же причине мне было лень посылать кому бы то ни было электронные письма с утончениями и щёлкать по ссылкам в ленте комментариев к моему объявлению. Зачем? На самом первом этапе я выбирал потенциальных исполнителей и не более того. Дошло до того, что даже не стал читать, что там в комментарии написано, а сразу щёлкал по имени потенциального исполнителя.

 

Некоторые авторы совершили противоположную ошибку. Их портфолио буквально трещат по швам от обилия работ. На мой взгляд, полсотни – наиболее оптимальное количество образцов. Если они сгруппированы по стилям, ещё лучше. Просматривать триста, четыреста и более картинок у меня не было никакого желания. Нажать < Ctrl + W> и перейти к другому портфолио гораздо легче и быстрей.

А мне откуда знать?

 

Сайт «Иллюстраторы.ру» создан для иллюстраторов и художников. Те, кто его создал, похоже, сами хорошо разбираются в живописи. Только я в ней ни в зуб ногой, ни кочергой, ни ломом.

 

Я писатель. Я знаю, чем фабула отличается от сюжета, что такое саспенс, архетип и почему они не могут быть протагонистами. А вот чем гуашь отличает от акварели не знаю до сих пор. Чем техника digital illustration отличается от Digital art понятия не имею. А уж слова типа «нуар» вгоняют меня в ступор. Я искал, искал, искал, но так и не нашёл на сайте ни одного даже самого кратенького пособия для чайников, пардон, заказчиков.

 

Залезать в дебри Интернета мне не захотелось. Может это и неправильно и непрофессионально, однако качество работ в портфолио авторов я оценивал исключительно на свой вкус и цвет. К слову, о профессионализме автора я судил в первую очередь по лицам и фигурам людей. Пусть я не знаю особенностей стиля классицизма, зато лица и фигуры домашних и коллег вижу каждый день.

 

Уважаемые владельцы «Иллюстраторы.ру», выложите у себя на сайте руководство для чайников. Хотя бы самое кратенькое, чтобы понимать «феню» иллюстраторов и художников. А самим авторам я бы пожелал разговаривать с потенциальными заказчиками на русском языке. Честное слово, до меня не сразу дошёл смысл выражения «степень детализации рисунка».

Москвичи-профессионалы.

 

К делу не относится, но уж очень хочется высказаться.

 

Москва – не только самый крупный город России, но и самый богатый. Как-то раз я заглянул на биржу труда… Мне было горько, обидно и даже смешно узнать, что студент на треть ставки в московском «Макдональсе» зарабатывает больше, чем мой начальник.

 

Истины ради нужно отметить, что москвичи не только больше зарабатывают, но и больше тратят. Москва не только самый богатый, но и самый дорогой город в России. Уж не знаю насколько это правда, однако слышал, что москвичкам, даже с учётом расходов на дорогу туда и обратно, дешевле посетить парикмахерскую в моём городе. На а для лечения зубов туроператоры организуют целые туры в другие города России, сам по телику видел.

 

Наверно, это такая высшая справедливость: авторы из других городов России и тем более ближнего зарубежья имеют перед москвичами своеобразную фору. Что для одного копейки, то для другого целое состояние. Специально ещё раз напоминаю: биржа фрилансеров подобна блошиному рынку, в первую очередь к ней обращаются от бедности. Точно так же как плохо обеспеченные граждане с тяжёлыми вздохами проходят мимо нормальных магазинов и направляются на окраину, где на бетонном пяточке раскинулся, прости господи, блошиный рынок.

 

Мне, как нищеброду из Замкадья, радоваться бы надо и злорадно скалиться. Только, только… Среди москвичей и петербуржцев действительно гораздо, гораздо больше профессионалов. Так при разглядывании работ одного москвича у меня аж слюнки потекли. Вот… Вот у кого бы с превеликим удовольствием заказал бы обложки для своих книг! Но цена… 25 тысяч за штуку – ну ни в какие ворота! За такие деньги меня жена скалкой прибьёт и на год от тела отлучит. Если ещё раньше жаба не задушит.

 

Я предпочитаю думать о людях с хорошей стороны. Очень хочется верить, что москвич-профессионал (действительно профессионал, без всякой иронии) просто поленился заглянуть в мой аккаунт. Иначе он быстро понял бы кто я на самом деле (нищеброд из Замкадья).

 

Однако в голову упорно лезет другое объяснение: дело в швах. Худо-бедно денежных клиентов не хватает. Вот и проходится шерстить маленький пруд большой сетью с мелкими ячейками. Вдруг среди мелюзги пузатой попадётся достойный клиент?

 

При таких то ценах (25 штук за иллюстрацию) нужно собственный бутик открывать, а не на блошином рынке прямо на асфальте газетку расстилать с бриллиантовыми серёжками и золотыми запонками. Не тот на блошином рынке покупатель, совсем не тот. Ему бы трусы б/у по дешёвке купить.

Заключение.

 

Уважаемые авторы сайта «Иллюстраторы.ру», позвольте дать вам один совет. Даже два совета.

 

Во-первых, к каждому новому незнакомому заказчику относитесь как к тупой, скупой и ленивой скотине, которая сама не знает, чего хочет. С каждым заказчиком нужно обращаться очень бережно, как со старой ржавой авиабомбой времён Великой Отечественной войны. Малейшее неосторожное движение… Бабах! И вы без заказчика и без гонорара.

 

Во-вторых, думайте не о том, чего хотите вы, а о том, чего хочет заказчик. Именно под его интересы и желания можно и нужно подстраиваться в первую, во вторую и во все последующие очереди. Это он должен совершить минимум телодвижений, а не вы.

 

Пониманию: звучит не очень приятно, самое настоящее унижение человеческого достоинства. А что делать? На данный момент на сайте «Иллюстраторы.ру» зарегистрировано 20272 автора. Конкуренция дикая. Не сможете приспособиться вы, сможет приспособиться другой.

 

Как бы то ни было удачи вам в творчестве и побольше денежных заказчиков.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.