Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Постмодерн как интернациональный стиль






В 70-80-х гг. представления о постмодерне были далеко не однозначными. Шли дебаты о том, является ли постмо­дерн новым самостоятельным стилевым направлением в дизайне, или это возвращение к " современному движению" и его развитие на новом этапе. В Италии, например, пред­ставителями постмодерна являлись миланские группы " Ал­химия" (сер. 70-х) и " Мемфис" (нач. 80-х). В их работах про­слеживаются исторические формы, популярная культур­ная линия, встречаются эклектичные мотивы. При этом " Мемфис" понятию " постмодерн" предпочитал название " Но­вый интернациональный стиль". Несмотря на существовавшие разночтения термина " пост­модерн", в архитектуре и дизайне явно вырисовывался интернациональный стиль.

Волна ориентированных на продажу изделий постмодерна в 80-х гг. переполнила рынок. Начинавшийся в архитекту­ре с теоретических предпосылок, постмодерн продолжил­ся в дизайне в виде концепции коммерческой культуры и в конце концов стал всего лишь ее частью. Во многих смыс­лах постмодерн стал реакцией на слабые стороны своего предшественника - " современного движения". Постмодерн создал новое представление о дизайне как о проектировании, ориентированном на потребителя. Без постмодерна в конце XX века не стали бы возможными пос­ледующие за ним поиски яркого и значимого дизайна с но­вым смыслом и экологической моралью.

Монументальность " архитектуры как ис­кусства" сменилась деловитой нейтральностью. Вынесен­ные за пределы наружного ограждения несущие стальные конструкции образуют подобие строительных лесов, в которых проходят коммуникации и сети инженерного обо­рудования. Метафоричность атрибутов техники здесь приводит к демистификации социальной функции: центр искусств преподносится как некое сложное устройство, обеспечивающее повседневное общение и потребление информации. За таким образом просматривается отраже­ние сардонических метафор поп-арта и абсурдной машине. Заряд отрицания переводит архитектуру в антиархитектуру.

 

Стиль «Мемфис»

Постмодернистская группа «Мемфис» (Memphis Group) была организована 11 декабря 1980 года в Милане дизайнерами Этторе Соттсассом (Ettore Sottsass), Андреа Бранци (Andrea Branzi) и Микеле де Лукки (Michele De Lucchi) по инициативе Соттсасса. Ее названием стало слово из названия песни Боба Дилана " Stuck Inside of Mobile with the Memphis Blues Again", которую слушали у Соттсасса в тот вечер. Группа просуществовала до 1988 года.

Стиль «Мемфис» был анархичен и преследовал в основном цели свободного самовыражения дизайнера. Следуя одному из основных постулатов постмодернизма, он активно противопоставлял себя «хорошему вкусу», пропагандируемому стилями модернистского направления. Вместе с тем он привлекателен и остроумен.

Экспериментируя с материалами, формами и цветами, дизайнеры создавали качественные и функциональные предметы, пользующиеся спросом у потребителя. Для этого стиля характерны броские геометрические формы, яркие цвета, использование высокотехнологических материалов (например, ламинированного пластика), а также прямое цитирование элементов исторических и авангардных стилей. Изделия, как правило, выпускались ограниченными сериями при обязательной рекламной поддержке.

 

Стиль «Хай-тек»

Наряду с архитектурой " хай-тек" с конца 70-х завоевыва­ет дизайн жилой среды. Его основным методом здесь ста­новится использование промышленного оборудования. Жилой интерьер зачастую рассматривается как ассамбляж из вещей, изготовленных для иных целей. Эксперименты в этом направлении имеют экономический подтекст: с одной стороны, в условиях нарастающих материальных затруд­нений люди среднего достатка ищут пути устройства жи­лищ по методу " сделай сам", обращаясь подчас и к неожи­данным средствам; с другой стороны, эта потребность ис­кусственно стимулируется рекламой промышленных фирм, стремящихся найти новые рынки сбыта своей продукции.

" Хай-тек" пропагандирует внедрение в жилье мебели из стандартных металлических элементов, выпускаемых для стеллажей заводских складов или раздевалок в " бытовках". В обстановку жилищ стали вводить автобусные, са­молетные и даже зубоврачебные кресла, в качестве быто­вой посуды использовать лабораторное стекло. В предметный дизайн хай-теком были привнесены новей­шие индустриальные материалы и сборные элементы. В формообразовании мебели и других объектов дизайна или использовались технические детали из военной или науч­ной областей электронного технического оборудования. Классическими примерами " хай-тека" в предметном дизай­не являются система канцелярской мебели " Номос" Норма-на Фостера (1987) и шкаф-контейнер Матео Туна (1985).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.