Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задачи и функции органов прокуратуры






Соблюдение всех названных выше принципов призвано обеспечить оптимальное выполнение задач, стоящих перед прокуратурой. Это обеспечение:

– верховенства закона;

– единства и укрепления законности;

– защиты прав и свобод человека и гражданина;

– охраны законных интересов общества и государства. Достижение названных целей осуществляется путем выполнения специфических функций.

Основная функция прокуратуры – надзор за исполнением действующих законов. Надзор осуществляется по пяти направлениям:

1) надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (фактически это тоже надзор за соблюдением законов, регламентирующих данные права);

3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу (тюрем, исправительных колоний, воспитательных колоний, лечебно-исправительных колоний и т. п.);

5) надзор за исполнением законов судебными приставами. Кроме надзорных прокуратура выполняет следующие функции:

– уголовного преследования и надзора за исполнением законом органами предварительного следствия и дознания в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;

– участия в отправлении правосудия. Хотя сами органы прокуратуры не осуществляют правосудия (это прерогатива суда), прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством участвуют в рассмотрении дел судами, в качестве обвинителя и, в необходимых случаях, направляют в вышестоящие суды представления на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов;

– рассмотрения жалоб и заявлений. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством;

– координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, таможенной службы и других правоохранительных органов. В целях обеспечения координации деятельности этих органов прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом РФ;

– участия в правотворческой деятельности. Прокурор вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов;

– издательскую. Генеральная прокуратура РФ выпускает специальные издания.

54. Прокурорский надзор сегодня – это осуществляемая прокурорами от имени РФ деятельность по исполнению действующих на ее территории законов. Как особый вид государственного контроля он распространяется на все нормативные акты, обладающие юридической силой, которая присуща законам.

Содержание надзора определено в ст. 21–34 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации».

Юридически различают четыре вида прокурорского надзора, которые можно сгруппировать по двум направлениям:

1) надзор за исполнением законов; 2)надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Надзор за исполнением законов имеет три разновидности в зависимости от предмета надзора, адресатов надзора и полномочий органов прокуратуры.

Предметом надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами; он распространяется на всю деятельность этих органов и лиц.

Вне рамок прокурорского надзора находится исполнение законов Федеральным Собранием РФ, Президентом РФ, Правительством РФ, судебными органами.

Вторая разновидность этого направления – это прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Его предметом является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, осуществления трех названных видов деятельности.

К полномочиям прокурора по надзору в этой сфере относятся: проверка уголовных дел, дача письменных указаний, контроль за законностью решений о возбуждении уголовных дел или применении мер процессуального принуждения, утверждение обвинительного акта и направление уголовного дела в суд, прекращение уголовного дела.

В соответствии с Законом об оперативно-розыскной деятельности эта деятельность осуществляется оперативными подразделениями ОВД, ФСБ, федеральных органов государственной охраны.

Полномочия прокурора при осуществлении надзора за этой деятельностью включают: требование предоставления ему оперативно-служебных документов, прекращение незаконных и необоснованных оперативно-розыскных мероприятий. Прокурор вносит представления, опротестовывает акты, требует проведения проверки вышестоящими органами законности, возбуждает уголовные дела в случае обнаружения преступных нарушений закона.

В отдельный вид выделен прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания, и назначаемых судом мер принудительного характера администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Предметом данной отрасли являются: законность нахождения лиц в учреждениях УИС и мер принудительного характера, назначаемых судом; соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания; законность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.

55. Органы законодательной власти республик, порядок формирования и компетенция. Все субъекты Федерации имеют органы законодательной власти, образованные на представительной основе. Законодательный (представительный) орган субъекта является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти.

Название законодательного органа, его структуру каждый субъект Федерации устанавливает самостоятельно с учетом своих исторических, национальных условий и традиций. Эти названия многообразны, например, Законодательное собрание Санкт-Петербурга, Государственная дума Ямало-Ненецкого автономного округа, Губернская дума Самарской области, Народное собрание Карачаево-Черкесской Республики, Верховный совет Республики Хакасия.

В отдельных субъектах законодательный орган имеет сложное название. Так, в Адыгее он именуется «Государственный совет — Хасе — парламент Республики Адыгея», Башкортостане — «Государственное собрание — Курултай», Якутии — «Государственное собрание (Ил Тумэн) — парламент Республики Саха (Якутия)».

В большинстве субъектов Федерации парламенты однопалатные, в некоторых — двухпалатные (Свердловская область, Тыва). Различаются палаты по порядку формирования, численности депутатов, характеру полномочий, месту в законодательном процессе. Одну из палат, которая принимает законы, обычно называют «нижняя». Другую палату, как правило, рассматривающую принятые нижней палатой законы на предмет их одобрения или отклонения, именуют «верхняя».

Орган законодательной власти избирается населением субъекта федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного нрава при тайном голосовании. Срок его полномочий в соответствии с федеральным законом устанавливается конституцией (уставом) субъекта и не может превышать пяти лет.

Не менее 50% депутатов законодательного органа субъекта (в двухпалатном законодательном органе — не менее 50% депутатов одной из палат) должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.

Число депутатов законодательного органа субъекта Федерации устанавливается самим субъектом в его конституции (уставе). Так, в Законодательном собрании Свердловской области насчитывается 49 депутатов (в Областной думе — 28 и в Палате представителей — 21), Законодательном собрании Оренбургской области — 47 депутатов, Думе Курганской области — 33 депутата, Думе Ханты-Мансийского автономного округа — 25 депутатов, Государственной думе Ямало-Ненецкого автономного округа — 21 депутат, Законодательном собрании Коми-Пермяцкого автономного округа — 15 депутатов.

Законодательный (представительный) орган субъекта Федерации обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать, самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности. Расходы на указанную деятельность предусматриваются отдельной статьей (строкой) в бюджете субъекта.

Основные полномочия законодательных (представительных) органов субъектов Федерации можно разделить на три основные группы.

1. В сфере государственно-правового строительства законодательный (представительный) орган:

· принимает конституцию (устав) субъекта и поправки к ней;

· осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов;

· официально толкует законы субъекта;

· осуществляет наряду с другими уполномоченными органами контроль за соблюдением и исполнением конституции (устава), других законов субъекта, исполнением бюджета и соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта;

· устанавливает административно-территориальное и муниципально-территориальное устройство субъекта, порядок их изменения, осуществляет законодательную инициативу в Федеральном Собрании РФ;

· устанавливает порядок назначения и проведения референдума субъекта, порядок проведения выборов в органы власти, органы местного самоуправления на территории субъекта;

· утверждает схему управления субъектом, определяет структуру высшего исполнительного органа власти субъекта;

· устанавливает структуру исполнительных органов власти субъекта;

· дает согласие на назначение руководителя высшего исполнительного органа власти субъекта;

· отрешает от должности высшее должностное лицо субъекта (президента, губернатора, главу администрации);

· учреждает государственные награды субъекта, устанавливает специальные и почетные звания.

2. В социально-экономической и финансовой сферах законодательный (представительный) орган:

· утверждает бюджет субъекта и отчет о его исполнении;

· утверждает программу социально-экономического развития субъекта;

· устанавливает налоги и сборы, отнесенные федеральным законом к ведению субъекта, а также порядок их взимания;

· устанавливает порядок образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов субъекта, утверждает отчеты о расходовании средств этих фондов;

· устанавливает порядок управления и распоряжения объектами собственности субъекта, в том числе долями (паями, акциями) субъекта в капиталах хозяйственных обществ, товариществ, организаций иных организационно-правовых форм.

3. В международных и внешних отношениях законодательный (представительный) орган утверждает международные и внешнеэкономические соглашения субъекта, одобряет проекты договоров органов государственной власти субъекта и федеральных органов власти о разграничении полномочий.

В соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами и другими законами субъектов Федераций названные органы наделены многими иными полномочиями во всех трех сферах.

Деятельностью законодательного органа субъекта Федераций руководят председатель и его заместители. Они избираются из числа депутатов законодательного органа на срок его полномочий, не превышающий полномочий избранных на эти должности депутатов, и выполняют возложенные на них обязанности до избрания таких же руководителей в парламенте нового созыва.

в: В парламентах некоторых субъектов создаются внутренние коллегиальные органы в лице президиумов (советов) для координации деятельности их комитетов и комиссий, подготовки пленарных заседаний. Например, созданный в качестве такого органа в Народном собрании Республики Дагестан Государственный совет включает Председателя Народного собрания, его заместителей и председателей Комитетов.

Председатель ведет заседания законодательного органа, организует внутренний распорядок, координирует работу комитетов, комиссий, подписывает акты законодательного органа, руководит его аппаратом. Заместители выполняют свои функции в соответствии с установленным распределением обязанностей между ними и председателем, а также по поручению последнего. Председатель и заместители председателя законодательного органа субъекта Федерации подотчетны этому органу и могут быть отозваны путем тайного голосования на его заседании. Они вправе добровольно сложить свои полномочия, подав об этом заявление.

При наличии в органе законодательной власти двух палат их работу организует либо председатель указанного органа, либо избираемые в этих целях председатели палат. Палаты обычно заседают раздельно. Совместные заседания проводятся для заслушивания посланий и докладов главы субъекта, посланий конституционного (уставного) суда субъекта, докладов правительства, выступлений представителей иностранных государств, а также для рассмотрения других вопросов, предусмотренных конституцией или уставом субъекта.

Для предварительного рассмотрения и подготовки проектов законов и постановлений, выполнения контрольных функций орган законодательной власти субъекта образует из числа депутатов комитеты и комиссии. Кроме постоянных могут быть созданы временные комитеты (комиссии) для выполнения временных или разовых задач. Правовое положение, структура, порядок формирования, организации и деятельности комитетов и комиссий определяются положениями о них, а также регламентами работы законодательного органа или его палат.

Парламенты самостоятельно определяют число, направления деятельности комитетов и комиссий, их состав и порядок работы. Решения комитетов и комиссий носят, по общему правилу, рекомендательный характер. Однако имеются и некоторые регламентированные в законодательстве ряда субъектов исключения. Например, Конституция Республики Татарстан устанавливает, что постановления комиссий, направление на устранение нарушений законов, обязательны к исполнению.

Основными организационно-правовыми формами деятельности законодательного органа субъекта Федерации являются сессии и заседания. Последние проводятся по мере необходимости. Часто в законодательстве субъектов устанавливается периодичность созыва сессий (заседаний). Так, по уставу Тюменской области заседания Думы Тюменской области проводятся, как правило, не реже одного раза в месяц. Заседания парламентов проводятся открыто. В отдельных случаях, предусмотренных законодательством субъектов и в установленном им порядке, парламенты вправе проводить закрытые заседания.

Правомочность заседания законодательного органа определяется конституцией (уставом), законом субъекта Федерации. Правомочность заседания надо отличать от правомочности самого законодательного органа. Законодательный орган является правомочным, т.е. вправе проводить заседания, принимать на них решения, работать в иных формах, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного конституцией (уставом) субъекта числа депутатов.

Депутат законодательного органа субъекта Федерации является полномочным представителем народа в органе законодательной власти. В большинстве законодательных органов субъектов депутаты работают на профессиональной постоянной основе. В парламентах ряда субъектов есть депутаты, совмещающие депутатскую деятельность с иной профессиональной работой.

Например, в Свердловской области депутаты Областной думы (нижняя палата) работают на профессиональной постоянной основе, а депутаты Палаты представителей (верхняя палата) — на не освобожденной основе, кроме председателя палаты и его заместителей.

Существует ряд ограничений, связанных с депутатской деятельностью. В течение срока своих полномочий депутат, работающий на постоянной основе, не может заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности, не может замещать иные государственные должности, выборные муниципальные должности, муниципальные должности муниципальной службы, быть депутатом других представительных органов или другой палаты.

Депутат вправе избирать и быть избранным в органы парламента, участвовать в работе его органов, вносить законодательные инициативы, обращаться с запросами к должностным лицам, государственным органам субъекта Федерации. Депутат обладает правом голоса на заседаниях парламента, его органов, на безотлагательный прием у руководителей государственных и муниципальных органов, организаций, требовать прекращения незаконных действий при обнаружении фактов нарушения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, юридических лиц. Депутат вправе иметь помощников. Права депутата подкреплены гарантиями: личными, организационными, материальными, трудовыми.

К личным гарантиям относится особый порядок применения к депутату юрисдикционных мер. В случае привлечения депутата к уголовной или административной ответственности, его задержания, ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно-процессуальных или административно-процессуальных действий, проведения оперативно- розыскных мероприятий в отношении депутата, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи и принадлежащих ему документов, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в занимаемых им жилом и служебном помещениях применяется особый порядок производства по уголовным или административным делам, устанавливаемый исключительно федеральными законами.

Так, решение о возбуждении уголовного дела в отношении депутата, привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается всегда прокурором субъекта Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей суда этого субъекта. Суд дает заключение о наличии или об отсутствии в действиях лица признаков преступления по результатам рассмотрения представления прокурора.

Рассмотрение представления прокурора проводится с его участием, а также с участием лица, в отношении которого внесено представление, и его защитника в закрытом судебном заседании в срок не позднее 10 суток со дня поступления представления прокурора в суд (448 УПК РФ).

Депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, $ том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

Организационные гарантии. Это предоставление депутату: информации, справочных материалов, необходимых для осуществления его Деятельности; юридической помощи по вопросам депутатской деятельности со стороны организаций, учебных заведений, правоохранительных органов субъекта; служебного помещения; временной служебной жилой площади для проживания с членами семьи; права на внеочередное поселение в гостиницу.

Материальные гарантии включают: освобождение депутата от выполнения производственных или служебных обязанностей на время участия в заседаниях органа законодательной власти субъекта Федерации, его комитетов (комиссий); выполнение других депутатских функций с выплатой заработной платы за весь период освобождения; выплату заработной платы депутатам, работающим в парламенте на постоянной основе; возмещение расходов, связанных с депутатской деятельностью, в том числе суточных за время пребывания в командировках, оплаты проживания в гостинице; предоставление права бесплатного проезда на всех видах транспорта, кроме такси.

Трудовые гарантии: невозможность увольнения депутата с работы по инициативе администрации в период выполнения депутатских обязанностей; предоставление депутату, постоянно работавшему в парламенте, после окончания его деятельности прежней работы (должности), а при ее отсутствии другой равноценной работы (должности) на той же или, с его согласия, в другой организации; зачет времени выполнения депутатом своих обязанностей в органе законодательной власти в общий и непрерывный стаж, а также в другие виды стажа, дающие право на различные льготы и надбавки.

Депутат исполняет свои полномочия до истечения срока избрания. Однако его полномочия прекращаются досрочно в случаях: личного заявления о сложении полномочий; избрания или назначения на должность, несовместимую с выполнением депутатских полномочий; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом; избрания в другой представительный орган; выхода из гражданства Российской Федерации; отзыва избирателями; роспуска законодательного органа.

Депутаты объединяются во фракции или депутатские группы с учетом их политических интересов. Полномочия депутатских фракций и групп, особенности их организации и деятельности определяются регламентом законодательного органа.

Право законодательной инициативы в законодательном органе принадлежит помимо депутатов, как правило, высшему должностному лицу субъекта Федерации, высшему исполнительному органу, комитетам, комиссиям законодательного органа, судам, органам прокуратуры, органам местного самоуправления, общественным объединениям.

Законы и иные правовые акты, принимаемые органами законодательной власти субъектов Федерации. Органы законодательной власти субъектов Федерации по вопросам ведения субъектов, а также по вопросам совместного ведения Федерации и ее субъектов осуществляют в пределах своих полномочий правовое, в том числе законодательное, регулирование. Они принимают конституции (уставы), иные законы, постановления, обращения, заявления.

Правовые акты, принимаемые законодательными органами субъектов по вопросам совместного ведения, не должны противоречить федеральным законам, актам Президента и Правительства РФ. В случае такого противоречия действуют акты федеральных органов власти.

Законы субъекта Федерации после их принятия передаются главе субъекта, который их подписывает и обнародует. Глава субъекта может применить право отлагательного вето и вернуть закон с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений или дополнений. Если при повторном рассмотрении этот акт будет принят не менее чем двумя третями от общего состава законодательного органа, глава субъекта обязан подписать его в установленный срок.

Законодательство особо регламентирует процедуру принятия отдельных видов законов. Например, законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств субъекта Федерации, другие законопроекты, предусматривающие расходы из средств бюджета субъекта Федерации, рассматриваются законодательным органом по представлению высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта либо при наличии его заключения. Срок представления данного заключения в законодательный орган устанавливается конституцией (уставом) субъекта и не может быть менее 20 дней.

Подписанный и обнародованный закон вступает в силу в срок и в порядке, установленные конституцией (уставом), законом субъекта Федерации. Вступившие в силу законы, принятые в пределах компетенции законодательного органа, обязательны для исполнения всеми находящимися на данной территории органами исполнительной власти, организациями, должностными лицами, гражданами.

Полномочия законодательного (представительного) органа субъекта Федерации могут быть прекращены досрочно в случаях:

1. принятия законодательным органом решения о самороспуске (принимается в порядке, предусмотренном конституцией или уставом либо иным законом субъекта);

2. роспуска высшим должностным лицом (главой субъекта), руководителем высшего исполнительного органа субъекта в случае принятия законодательным органом конституции (устава), закона, иного Нормативного акта, противоречащего Конституции РФ, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов, а также противоречащих конституции (уставу) субъекта.

Данная процедура применяется, если указанные противоречия установлены соответствующим судом, а законодательный орган субъекта не устранил их в течение предусмотренного законом или судебным решением срока со дня вступления в силу судебного решения;

3. вступления в силу решения соответствующего суда о неправомочности данного состава депутатов законодательного органа, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

4. вступления в силу федерального закона о роспуске законодательного органа субъекта Федерации, принятого по инициативе Президента РФ в связи с принятием данным органом ранее акта, противоречащего актам большей юридической силы. Эта процедура применяется, если указанные противоречия установлены соответствующим судом, а законодательный орган субъекта не устранил их в течение срока, предусмотренного законом или вступившим в силу судебным решением, в связи с чем Президентом РФ вынесено предупреждение законодательному органу, не возымевшее действия.

Этот законодательный перечень является исчерпывающим. При досрочном прекращении полномочий законодательного органа субъекта Федерации в соответствии с федеральным законом, конституцией (уставом) субъекта назначаются внеочередные выборы.

 

56 Органы законодательной власти края, области, порядок формирования и компетенция.

В соответствии с Положением об основных началах организации и деятельности органов государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 22 октября 1993 г., * с изменениями и дополнениями, внесенными в него Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г., * законодательными (представительными) органами власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов являются думы, собрания и т.д. этих субъектов Федерации (например, Московская городская Дума; Законодательное Собрание Тверской области, Псковское областное собрание и т.д.). Эти органы избираются на основе всеобщего равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на два года, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. (с изменениями и дополнениями от 6 ноября 1993 г.), утвердившим Основные положения о выборах в представительные органы государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, и изданными на основе названного Указа актами о выборах субъектов Российской Федерации.

Численный состав рассматриваемых органов не может превышать 50 депутатов (представителен). В рамках этой нормы конкретное число депутатов устанавливается самостоятельно соответствующим законодательным (представительным) органом субъекта Федерации. Часть этих депутатов (не более двух пятых от общего числа депутатов) может работать в составе законодательного (представительного) органа на платной основе.

Законодательные (представительные) органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов обладают значительными полномочиями.

В сфере конституционного строительства законодательные (представительные) органы принимают уставы и другие законодательные акты, вносят в них изменения и дополнения, осуществляют контроль за исполнением законодательства; устанавливают административно-территориальное деление; решают вопросы изменения границ своей территории в соответствии с федеральным законодательством; утверждают по представлению глав администраций структуры органов исполнительной власти; регистрируют уставы органов местного самоуправления; назначают выборы в законодательные (представительные) органы, а также органы местного самоуправления; утверждают состав региональных избирательных комиссии по выборам депутатов; признают полномочия депутатов законодательных (представительных) органов, а также досрочное прекращение этих полномочий.

Законодательные (представительные) органы заслушивают ежегодные послания глав администраций о положении дел в регионах; выражают недоверие главам администраций принимают их отставку по личному заявлению; принимают решение о проведении референдумов и утверждают комиссии по проведению референдумов; располагают правом законодательной инициативы в Федеральном Собрании России; согласовывают назначение кадров судебных и правоохранительных органов регионов; обладают правом обращения к Президенту Российской Федерации, в Конституционный Суд Российской Федерации и другие суды для разрешения споров в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами; назначают и освобождают полномочных представителей законодательных органов регионов; учреждают государственные награды, премии, почетные звания регионального уровня, принимают и устанавливают условия и порядок их присвоения; издают законы об уполномоченных по правам человека (гражданских правозащитниках), заслушивают ежегодные отчеты об их деятельности, а также их информацию и обращения, касающиеся реализации и защиты прав человека и гражданина; принимают решения, устанавливающие административную ответственность граждан и должностных лиц за исполнение законов и иных актов законодательных (представительных) органов соответствующих регионов; устанавливают порядок деятельности политических партий и общественных объединений, их отделений на территориях регионов в соответствии с федеральным законодательством.

В сфере экономического и социального развития законодательные (представительные) органы регионов утверждают бюджет, принимают решения о введении или отмене налогов, сборов, пошлин и иных видов платежей, установлении льгот и преимуществ по налогам и платежам в бюджет; регулируют условия размещения займов, облигаций, лотерей; утверждают программы государственного, экономического, социального, культурного и национального развития; регулируют порядок образования и деятельности внебюджетных и валютных доходов региона, заслушивают отчеты об их исполнении; регулируют порядок приватизации, владения, пользования, распоряжения и управления объектами собственности; утверждают региональные программы приватизации, объектов региональной и муниципальной собственности; осуществляют передачу региональной собственности в собственность местного самоуправления; регулируют порядок предоставления и изъятия земельных участков под объекты федерального, межрегионального и регионального значения, использования иных природных ресурсов, охраны объектов природы; регулируют в соответствии с федеральным законом вопросы охраны и использования объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятников истории и культуры, расположенных на территории соответствующего региона; предоставляют дотации, субвенции, займы из средств бюджета действующим органам местного самоуправления.

В области внешних сношений законодательные (представительные) органы государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов осуществляют международные связи этих субъектов Российской Федерации, ратифицируют и денонсируют международные договоры и соглашения.

Порядок работы законодательных (представительных) органов власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов определяется их регламентами.* Они избирают из своего состава председателей, которые руководят их работой и ведают их внутренним распорядком, а также заместителей председателей, которые исполняют обязанности председателей в случае их отсутствия, невозможности осуществления ими своих обязанностей или по их поручению, а также другие обязанности в соответствии с регламентом законодательных (представительных) органов.*

Законодательные (представительные) органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов являются постоянно действующими органами и работают в сессионном порядке. Сессии созываются по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

Для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению законодательных (представительных) органов власти, из числа их депутатов создаются постоянные и временные комиссии (комитеты). Структура, полномочия, порядок формирования и деятельности комиссий (комитетов) определяются законодательными (представительными) органами самостоятельно в принимаемых ими регламентах.

Законодательство края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа составляют принятые в надлежащем порядке законодательные акты, действующие в полном соответствии с законодательством Российской Федерации в дополнение к нему или самостоятельно. Согласно уставам субъектов Федерации, в Систему законодательства этих субъектов входят сами уставы, обладающие высшей юридической силой по отношению к иным нормативным актам субъекта Федерации; законы субъекта Федерации; постановления главы правительства субъекта Федерации, а также нормативные Приказы руководителей структурных подразделений правительства субъекта Федерации.

Законами субъектов Федерации осуществляется первичное нормативное регулирование, необходимое для реализации соответствующим субъектом его полномочий, которые отнесены, согласно Конституции Российской Федерации, к совместному ведению с федеральными органами государственной власти.

Законодательство субъекта Федерации, принятое в пределах компетенции этого субъекта, обязательно для исполнения всеми организациями, предприятиями, учреждениями и гражданами, находящимися на его территории.

 

57 Органы исполнительной власти республик, порядок формирования и компетенция.

Высший исполнительной орган государственной власти субъекта РФ - постоянно действующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ на территории субъекта РФ.

Наименование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, его структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.

Финансирование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и возглавляемых им органов исполнительной власти субъекта РФ осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ, предусмотренных отдельной статьей.

Для выполнения функций исполнительной власти в высших органах исполнительной власти создаются структурные подразделения.

Основные полномочия высшего исполнительного органа государственной власти СРФ:

1. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.

2. Осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

3. Разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ проект бюджета субъекта РФ, а также проекты программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.

4. Обеспечивает исполнение бюджета субъекта РФ и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта РФ для представления их высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

5. Формирует иные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

6. Управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ в соответствии с законами субъекта РФ, а также федеральной собственностью, переданной в управление субъекту РФ в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

7. Вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством РФ изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации, а также вправе обратиться в суд;

8. Осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.

Законодательный и высший исполнительный орган государственной власти СРФ взаимодействуют в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития в интересах населения. Законодательный орган направляет высшему должностному лицу планы законопроектных работ и проекты законов СРФ. На заседаниях законодательного органа могут присутствовать с правом совещательного голоса руководители органов исполнительной власти или уполномоченные ими лица. На заседаниях органов исполнительной власти могут присутствовать депутаты или работники аппарата законодательного органа.

Законодательный орган может участвовать в формировании высшего исполнительного органа СРФ, согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц высшего исполнительного органа. Он вправе выразить недоверие руководителям органов исполнительной власти, в назначении которых принимали участие, что влечет их немедленное освобождение от должности.

 

Границы независимости каждой ветви власти определяются в уставах (конституциях), принимаемых в субъектах РФ.

СРФ самостоятельны и независимы в своих действиях от органов федеральной власти. Они обладают своей территорией и своими полномочиями независимо от его вхождения в какую-либо другую территорию России. Органы власти таких субъектов должны строить отношения на основе договоров и соглашений.

В качестве административно-территориальных единиц в составе СРФ выделяют города и районы. На уровне района и города республиканского значения существует право органов государственной власти о включении их в единую систему исполнительной власти РФ. На этом уровне существуют органы местного самоуправления, не входящие в систему органов государственной власти.

Органы власти на уровне административно-территориальных единиц СРФ по статусу, полномочиям, функционированию, взаимодействию с вышестоящими органами должны соответствовать основам конституционного строя РФ.

Образована Комиссия при Президенте РФ по взаимодействию органов государственной власти РФ и СРФ. В ее обязанности входит:

· обеспечение взаимодействия органов государственной власти СРФ и РФ при принятии законов;

· выработка мер по обеспечению соответствия законов СРФ КРФ и законам РФ;

· устранение возможных разногласий между органами государственной власти РФ и СРФ;

· подготовка предложений по применению Президентом РФ самостоятельных процедур для разрешения таких разногласий.

В заседаниях Правительства РФ участвуют руководители органов государственной власти СРФ. На заседании Правительства РФ по итогам года принимают участие главы всех СРФ.

Федеральные органы исполнительной власти образуют в регионах свои подразделения - территориальные органы, которые выполняют как общегосударственные, так и региональные функции. Они предоставляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти в их отношениях с органами исполнительной власти СРФ.

Создание данного органа производится соответствующими органами федеральной исполнительной власти по согласованию с администрацией СРФ. Руководитель территориального органа назначается и освобождается соответствующим министерством и ведомством по согласованию с СРФ.

Их деятельность осуществляется под руководством федерального органа. Также создаются межрегиональные, общие для нескольких СРФ представительства.

Принципы деятельности территориальных органов:


Загрузка...

 

 

На Пусть говорят 20-летний ОЛИГАРХ из Петербурга. Он...

Хочешь так же? Тогда смотри...

Подробнее

 

3990 руб

 

Резко упала цена на копию iPhone 5s. 3990 - это неприлично...

Высочайшее качество. Сотни довольных клиентов. Гарантия 1...

Купить

 

 

Старый корейский способ восстановить зрение на 97%, всего...

Делай так 2 недели по 15 минут и зрение станет как у орла

Подробнее

 

 

РИСК развития ИНФАРКТА снижается в 7 раз, если по утрам...

РОШАЛЬ: Доказано, аритмия полностью проходит за 3 дня!

Подробнее

 

 

Хочешь похудеть на 5 кг за неделю?

Запишите рецепт, пока он есть в сети: на один стакан...

Подробнее

- разделение властей;

- разграничение предметов ведения;

- персональная ответственность;

- соблюдение законности.

Финансирование деятельности территориальных органов производится, как правило, за счет средств федерального бюджета, а так же бюджетов СРФ и других источников. Устанавливается предельная численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов.

Деятельность территориальных органов координирует полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе.

При Полномочном представителе Президента РФ, для усиления взаимодействия территориальных органов между собой и с СРФ, образуется коллегия федеральных органов исполнительной власти в качестве совещательного органа.

Функции коллегии:

1. Рассмотрение вопросов, связанных с развитием региона и входящих в компетенцию территориальных органов.

2. Рассмотрение предложений органов государственной власти СРФ, местного самоуправления, граждан по вопросам, отнесенным к компетенции Президента РФ и федеральных органов исполнительной власти.

3. Анализ экономической, политической и социальной ситуации в СРФ.

4. Информирование органов государственной власти СРФ и граждан о деятельности федеральных органов исполнительной власти.

Заседание коллегии ведет полномочный представитель. Решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов коллегии и оформляются протоколами.

Введен в действие Общероссийский Классификатор органов государственной власти и управления. Он содержит информацию об органах власти, объединениях, предприятиях и организациях, выполняющих важные экономические функции в народном хозяйстве, а также о межгосударственных органах управления, добровольных объединениях экономического взаимодействия СРФ, органов местного самоуправления

58 Органы исполнительной власти края, области, порядок формирования и компетенция.

Полномочия правительства

 

1.Высший исп. орг. гос. власти субъекта РФ разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, участвует в проведении единой гос. политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, соц. обеспечения и экологии:

 

а) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;

 

б) разрабатывает для представления высшим долж. лицом субъекта РФ в законодательный (представительный) орган гос. вл. субъекта РФ проект бюджета субъекта РФ, а также проекты программ социально-экономического развития субъекта РФ

 

в) обеспечивает исполнение бюджета субъекта РФ и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта РФ для представления их высшим долж. лицом субъекта РФ в законодательный (представительный) орган гос. вл. субъекта РФ;

 

г) формирует иные органы исполнительной власти субъекта РФ;

 

д) управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ в соответствии с законами субъекта РФ, а также управляет фед. собственностью, переданной в управление субъекту РФ в соответствии с ФЗ и иными НПА РФ;

 

е) вправе предложить органу МСУ, выборному или иному долж. лицу МСУ привести в соответствие с законодательством РФ изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат КРФ, ФЗ и иным НПА РФ, конституции (уставу), законам и иным НПА субъекта РФ, а также вправе обратиться в суд.

 

Каждый из 83 субъектов РФ имеет собственную систему органов исп. власти, которую они формируют самостоятельно (ч. 2 ст. 11 КРФ) в соответствии с основами конституционного строя государства: образование, формирование и деятельность органов исполнительной власти субъектов Федерации регулируется Конституцией РФ, федеральными законами, а также конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами республик, краев, областей и других субъектов Федерации. Вместе с тем в пределах ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ) и ее полномочий по предметам совместного ведения (ст. 72 Конституции РФ) федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ст. 77 Конституции РФ).

 

 

Особенность единой системы: вне названных пределов и полномочий органы исполнительной власти субъектов Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ): на своей территории эти органы практически реализуют основные функции государственного управления. Создаются они самими субъектами, самостоятельно определяющими и их административно-правовой статус.

 

Правовая база: ФЗ " Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» 1999 г. последние изменения от 17.12.2009.

В настоящий момент в РФ 46 областей и 9 краев.

В краях, областях, иных субъектах Федерации соответствующие нормы об организации регионального управления закреплены в их уставах. Однако, как и в республиках, но в значительно большей степени здесь обнаруживается широкое разнообразие подходов к решению указанных проблем.

Структура исп. орг. гос. вл. субъекта РФ определяется высшим долж. лицом субъекта РФ (руководителем высшего исп. орг. гос. вл. субъекта РФ) в соот. с конституцией (уставом) субъекта РФ (президент республики - Татарстан, глава республики - Алтай, председатель правительства – Удмуртская республика, губернатор - Питер, глава администрации – Краснодарский край, мэр - Москва).

В субъекте РФ устанавливается система орг. исп. вл. во главе с высшим исп. орг. гос. вл. субъекта РФ. Высший исп. орг. гос. вл. субъекта РФ является постоянно действующим органом исп. вл. субъекта РФ (правительство – республика Башкортостан, кабинет министров – республика Татарстан, администрация – Краснодарский край).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.