Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Органы, ведающие делами о гражданстве






Вопросы, связанные с российским гражданством, решают: Президент РФ; федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел (Министерство внутренних дел РФ — МВД России), и соответствующие органы субъектов РФ; федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел (Министерство иностранных дел РФ — МИД России); дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации за рубежом. В ведении Президента РФ находятся вопросы приема в гражданство в общем порядке; восстановления гражданства в общем порядке; выхода из гражданства в общем порядке; отмены решений по вопросам гражданства. Он издает указы, утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства, обеспечивает согласованную деятельность органов, ведающих вопросами гражданства. При наличии особых обстоятельств, по общему правилу препятствующих приобретению российского гражданства (судимость, уголовное преследование, наказание в виде лишения свободы), Президент РФ вправе в порядке исключения рассмотреть вопрос о приеме лица в гражданство РФ или о восстановлении в гражданстве РФ в общем порядке. При Президенте РФ действует совещательный и консультативный орган — Комиссия по вопросам о гражданстве. Согласно Положению об этой Комиссии, которое утверждено Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г., она представляет предложения Президенту РФ о совершенствовании законодательства о гражданстве, предварительно рассматривает заявления о приеме в гражданство РФ и о политическом убежище, анализирует применение законодательства о гражданстве, вправе направлять разъяснения федеральным органам, занимающимся вопросами гражданства, и др. Она вправе запрашивать данные, касающиеся вопросов гражданства, у федеральных органов, организаций, должностных лиц. Организационной работой ведает

Управление Президента РФ по вопросам гражданства, которое входит в состав Администрации Президента РФ.

МВД, МИД России и соответствующие органы субъектов РФ устанавливают наличие гражданства у лиц, принимают заявления по вопросам гражданства РФ, проверяют факты и представленные документы, представляют материалы о гражданстве РФ и заключения Президенту РФ в случаях особых обстоятельств, исполняют решения Президента РФ по вопросам гражданства РФ, ведут учет соответствующих лиц (МИД — граждан и других лиц, находящихся за границей), оформляют гражданство РФ. В некоторых случаях упрошенного порядка производства дел о гражданстве РФ они вправе рассматривать заявления о гражданстве РФ, иногда могут принимать решения по вопросам приема в гражданство РФ (при усыновлении и др.) и отменять решения о приеме в гражданство, если будет установлено, что такое решение принято на основании подложных документов или заведомо ложных сведений.

20. Понятие основ правового статуса человека и гражданина и его принципы

 

Государство должно исходить из приоритета прав человека. Признание, соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека – главная обязанность государственной власти. Поэтому особое значение имеют правовые нормы, посвященные человеку и гражданину, устанавливающие его правовое положение.

Под правовым положением (правовым статусом) человека и гражданина обычно понимается совокупность его прав и обязанностей. Действительно, это главное содержание правового положения человека и гражданина, но на него влияют и другие правовые факторы: гражданство, принципы, гарантии прав и свобод. Права и обязанности людей закрепляются многими отраслями права, но особое значение в закреплении положения человека в обществе имеет конституционное (государственное) право, прежде всего конституция, устанавливающая основы правового статуса человека и гражданина. Они включают: гражданство, конституционные принципы правового положения человека и гражданина, основные права и свободы (гражданские, политические, экономические, социальные и культурные), конституционные обязанности. Это важнейшие элементы правового положения человека, его ядро. Основы правового статуса играют решающую роль в определении положения человека в обществе, имеют жизненно важное значение, их содержание составляют положения гл. 2 Конституции РФ.

Однако этими элементами не исчерпывается правовое положение человека. Многие другие права и обязанности граждан, закрепляемые разными отраслями права, базируются на основных правах, свободах и обязанностях, развивают и конкретизируют их. Конституция прямо указывает, что перечисление ею основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. При характеристике правового положения человека и гражданина большое значение имеют его принципы и основные черты, зафиксированные в Конституции РФ.

Для положения человека в обществе важен принцип равенства перед законом и судом. Равенство прав и свобод гарантируется государством независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Особо следует подчеркнуть важнейший аспект равноправия – равенство прав и свобод мужчин и женщин, которые имеют одинаковые возможности для их реализации. Гарантируется соблюдение равноправия: запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Очень существенно, что в Конституции РФ 1993 г. появилась новая, весьма значимая конституционная характеристика прав и свобод человека и гражданина – они признаются непосредственно действующими. Права и свободы человека и гражданина непосредственно должны реализовываться в жизни, воздействовать на функционирование органов государственной власти, местного самоуправления, служить ориентиром в их работе. В ст. 18 Конституции РФ говорится, что права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, обеспечиваются правосудием.

Среди основ конституционного строя закреплен такой принцип правового положения личности, как полнота прав и свобод граждан Российской Федерации. Каждый гражданин на территории России обладает всеми правами и свободами (и несет равные конституционные обязанности). Иностранные граждане и лица без гражданства также пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, но есть и исключения, установленные федеральным законом или международным договором РФ. Например, иностранцы не имеют избирательных прав, не могут занимать определенные должности и т.д., так что в полном объеме правами, свободами, обязанностями обладают только граждане РФ.

Неотчуждаемость основных прав и свобод и запрет на их незаконное ограничение – еще одно важнейшее начало, на котором базируется конституционное закрепление основ правового статуса человека. «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения», – гласит ч. 2 ст. 17 Конституции РФ. В нашем государстве не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Этот запрет для законодателя следует из конституционного положения о неотчуждаемости прав и свобод.

В то же время осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц, общественные и государственные интересы.Конституция предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в государственных и общественных интересах, но только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Отдельные ограничения могут устанавливаться в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. Это делается опять-таки в соответствии с федеральным законом, который устанавливает порядок и основания введения чрезвычайного положения.* Оно может вводиться на всей территории страны или в отдельных местностях, при этом обозначаются пределы отдельных ограничений прав и свобод и срок их действия. В условиях чрезвычайного положения обычно ограничиваются и запрещаются на время его действия массовые мероприятия: митинги, демонстрации, шествия, может также вводиться цензура, ограничиваться свобода передвижения. Все это делается для предотвращения массовых беспорядков, столкновений, паники.

*См.: Закон РСФСР «О чрезвычайном положении» от 17 мая 1991 г. // ВВС. 1992. №22. Ст.773.

 

Однако не все права и свободы могут быть ограничены и в условиях чрезвычайного положения. Не подлежат подобному воздействию права и свободы, перечисленные в ст. 56 Конституции РФ, например, право на жизнь, свобода совести, свобода вероисповедания, право на жилище, право на судебную защиту и т.д. Из конституционных положений следуют и другие демократические гарантии при ограничении прав и свобод при чрезвычайном положении: 1) наличие законных оснований для этого; 2) необходимость соблюдения закона при этом; 3) временный характер ограничений; 4) пределы ограничений.

Конституция РФ, закрепляя основы правового статуса человека и гражданина, исходит из гарантированности прав и свобод.

Другая характерная черта конституционного регулирования – соответствие международным актам о правах человека. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью российской правовой системы. Причем если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные внутригосударственным законом, то применяются правила международного договора. Мировое сообщество выработало целый комплекс международных документов о правах человека. Государства – участники международных договоров по правам человека взяли на себя обязательство соблюдать зафиксированные в них права и свободы человека, принимать соответствующие законодательные, административные и другие меры. Предусматривается создание контрольного механизма по наблюдению за выполнением государством взятых на него обязательств. Действующая Конституция содержит важнейшие положения основополагающих международных документов о правах человека, что выступает как средство, способствующее их реализации. В числе международных документов о правах человека следует назвать Всеобщую декларацию прав человека, принятую 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г., Конвенцию о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.*

21.

Конституционные принципы правового статуса личности
Принципы правового статуса есть лежащие в основании его исходные, руководящие начала, ведущие идеи и установки. Эти принципы отражают коренные отношения между государством и человеком (если речь идет о правовом статусе личности) в связи его местом и ролью в обществе. Принципы правового статуса есть, по сути дела, идеологические категории, и как таковые, они складываются в сознании людей, воплощаются в их воле. Поэтому-то принципы не могут существовать и проявляться вне сознательной, волевой и целенаправленной деятельности человека. В то же время эти принципы (как и идеология вообще) не есть абсолютные, навечно данные идеи. По мере развития общественных отношений, изменения исторической ситуации в обществе, эти принципы неизбежно будут претерпевать трансформацию. Все принципы, лежащие в основании правового статуса личности (как уже отмечалось, именно об этом статусе мы преимущественно ведем речь), могут быть представлены следующей системой (Л.Д. Воеводин): 1. Учредительность всех элементов (институтов) основ правового статуса личности. Суть данного принципа состоит в том, что статус человека и гражданина обеспечивает стимул, исходные начала для развития и конкретизации текущего отраслевого законодательства, которое, в частности, организует и регулирует механизм их реализации. Скажем, ст.8 (ч.2) Конституции Российской Федерации фиксирует положение, в соответствии с которым основные существующие формы собственности обеспечивают права различных субъектов, в том числе физических лиц, на владение, пользование и распоряжение этой собственностью. Это и есть учредительский принцип. Он выступает базой, фундаментом для формирования одного из ведущих комплексных институтов гражданского права - права собственности. Этот принцип мы можем обнаружить и в других статьях Основного закона страны: ч. З ст.17, ч.1 ст.55, ст.135 и др. 2. Неотъемлемость и неотчуждаемость прав и свобод человека и гражданина. В основу всякой современной цивилизованной правовой системы должна быть положена философия признания общечеловеческих ценностей в качестве естественных прав человека, приобретающих в ходе исторического развития общецивилизованный характер. Эти ценности составляют природу человеческой личности, а их утрата по существу оказывается уничтожением личности как таковой, потерей личностью самое себя. К неотъемлемым и неотчуждаемым правам, конечно, не могут быть отнесены все без исключения права и свободы. Речь идет о самых важных, прежде всего личных правах и свободах, особенно праве на жизнь. Данный принцип обнаруживается в ч.2 ст. 17 Конституции, ст.ст. 20, 21, 23, 24, 28, 34, 40, 46-54, 55 и др. 3. Равноправие человека и гражданина как универсальный принцип правового статуса личности. Равноправие представляет собой универсальную форму выражения юридического равновесия, сочетания интересов отдельных людей, отдельных социальных слоев и групп населения, а также национальностей. Равноправие - одно из основных проявлений общественного равенства людей. В широком смысле равноправие есть обладание каждым гражданином равными с другими гражданами правами, свободами и обязанностями, установленными действующим законодательством. Равноправие означает, что каждому члену общества государство предоставляет равные с другими его членами юридические возможности, что из закона для него вытекают равные обязанности и что осуществление прав и обязанностей обеспечиваются ему на равных основания. В наиболее полном объеме данный принцип равноправия записан в ч.2 ст.6 Конституции РФ: «Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные возможности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации». Этот же принцип обнаруживается в других нормах основного закона: ст. ст. 5, 8, 13, 14, 19, 40 и др. Равноправие по Конституции РФ непосредственно проявляется в: - равноправии граждан независимо от социального происхождения, имущественного и должностного положения, а также рода занятий; - равноправии всех граждан независимо от убеждений, мировоззренческих позиций, принадлежности к общественным организациям и политическим партиям; - равноправии мужчины и женщины; - равноправии независимо от национальности и языка, вероисповедания и отношения к религии; - равноправии молодежи со всеми другими гражданами; - равенстве перед законом и судом. 4. Гуманистическая направленность правового статуса личности. Принцип гуманизма применительно к правовому статусу в сжатом виде записан в Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» - а также в ст. 21, 48, 49 - 51/54 и др. 5. Общая доступность прав и свобод и непреложность обязанностей. Принцип этот нашел свое наиболее яркое выражение в ст. 32 Конституции РФ. Речь здесь идет, в частности, о выдвижении принципа всеобщности избирательных прав. Согласно этому принципу, все граждане Российской федерации, достигшие определенного возраста, независимо от каких-либо социально-политических условий, имеют право участвовать в управлении делами государства, избирать и быть избранными в органы государственного управления и органы местного самоуправления, на равный доступ к государственной службе, право участвовать в референдуме и отправлении правосудия. В ст. ст. 37, 40, 41, 43, 59 и др. этот принцип также нашел свое яркое выражение.

22. Личные права и свободы человека составляют основу статуса ибо без них теряет смысл конституционное закрепление всех иных прав и свобод.

1. Право на жизнь. Это право закреплено всеми международными актами о правах человека, а также конституциями почти всех стран мира. Оно является неотъемлемым правом человека, охраняемым законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Именно на этом основании, например, в ряде стран с господством католической церкви, запрещены аборты. Статья 20 Конституции РФ, закрепляя право на жизнь, устанавливает нормы, характеризующие отношение к смертной казни. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

2. Достоинство личности. В статье 21 Конституции РФ установлено, что достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не должен быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. За нарушение этих положений, закрепленных в Конституции РФ виновные лица могут привлекаться к ответственности, вплоть до уголовной.

3. Право на свободу и личную неприкосновенность. Согласно п. 2. ст. 22 Конституции РФ " арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов".

4. Неприкосновенность жилища. Данное право закреплено в статье 25 Конституции РФ. Оно означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

5. Неприкосновенность частной жизни. Согласно п. 1 ст. 23 Конституции РФ каждый человек имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Данное право защищается не только от незаконных действий государственных органов и должностных лиц. Важной гарантией реализации этого права является закрепление в п. 1 ст. 24 Конституции РФ положения о том, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается.

6. Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений - право каждого человека, закрепленное в п. 2 ст. 23 Конституции РФ. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

7. Право определения национальности. Согласно ст. 26 Конституции РФ " каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности".

8. Право на пользование родным языком. Регламентируя вопросы национально-государственного устройства РФ, Конституция РФ в ст. 68 устанавливает русский язык в качестве государственного на всей территории РФ. Вместе с тем РФ, подчеркивается в п. 3 ст. 68 Конституции РФ, гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

9. Свобода передвижения и места жительства. В соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права Конституция РФ 1993 г. устанавливает, что " каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства" (п. 1 ст. 27 Конституции РФ).

10. Свобода совести. Данное право является важнейшим личным правом человека. Статья 28 Конституции РФ устанавливает, что " каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними".






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.