Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политическое развитие СССР в 1920-е – 1930-е гг.: от ленинизма к сталинизму. Становление основ административно-командной системы 4 страница






Еще более жестоким был второй приказ, появившийся после поражения под Ленинградом, в Крыму и под Харьковом, который вошел в историю под названием " Ни шагу назад! ". По этому приказу были введены штрафные батальоны и заградительные отряды. Приказ воспрещал любой отход, в том числе и оправданный интересами маневренной войны, что вело к безрассудным потерям. Высокая цена победы не может, конечно, затмить вклада советских народов в разгром врага. Вероломное нападение фашистских орд глубоко оскорбило их национальное достоинство. Став на защиту отечества, они защищали свой дом, свою семью, свою малую родину, свое суверенное государство, свою жизнь и честь. И вполне естественно, что среди источников победы на первый план справедливо выдвигается массовый героизм советских людей. У нас он часто (в книгах и т.д.) представлен отдельными подвигами, совершенными в экстремальных условиях. Не преуменьшая их значения, следует обратить внимание и на главное - коллективный подвиг частей, соединений, заводов, колхозов, советских ученых. Это героизм другого рода - длительный и тяжелый труд миллионов красноармейцев в условиях постоянной смертельной опасности, беззаветный труд миллионов рабочих, крестьян, служащих, научно-технической интеллигенции при предельном напряжении духовных и физических сил.

Анализируя сегодня те героические и трагические годы, можно утверждать, что вторая мировая война не являлась фатальной неизбежностью. Даже У. Черчилль в послевоенные годы считал, что Запад упустил шанс предотвратить войну, который давала идея коллективной безопасности, тем более что военно-экономический потенциал стран, ставших объектом фашистской агрессии, плюс США во многом превосходил возможности Германии и ее союзников. Мы высоко оцениваем вклад, внесенный в разгром фашистской Германии, народами США, Англии, Канады и других стран. Выкованное в боях братство по оружию связывает нас также с польскими, чехословацкими, югославскими и французскими патриотами, с бойцами Сопротивления во всех оккупированных странах, с народами тех стран-сателлитов нацистской Германии, которые свергли профашистские правительства и выступили против гитлеровского рейха.

В истории навечно сохранились имена антифашистов Европы, всех, кто способствовал разгрому фашизма. Огромен вклад советского народа в разгром фашизма. Об этом говорим не только мы, многие западные исследователи отождествляют провал " восточного похода" с итогами второй мировой войны. Наши вооруженные силы постоянно отвлекали на себя большую часть войск противника. Кстати, У. Черчилль, премьер-министр Великобритании, писал: " Именно русская армия выпустила кишки из германской военной машины".

Главный итог Великой Отечественной войны состоит в том, что советский народ добился всемирно-исторической победы над блоком фашистских государств. Эта победа спасла народы всего человечества от угрозы фашистского порабощения. В ходе войны наша социально-политическая и экономическая система выдержала тяжелейшие испытания, победоносно вышла из войны. Это во-первых. Во-вторых, победа СССР во второй мировой войне открыла путь многим народам для демократического развития, что явилось проявлением интернациональной солидарности с трудящимися всех стран. В-третьих, победа Советского Союза в войне значительно укрепила его международное положение. Она привела к созданию нового соотношения и расстановки сил в Европе и во всем мире, обеспечила возрастающую роль Советского государства в демократическом разрешении международных проблем.

 

Вторая мировая война многому учит. Ее важным первым уроком является осознание того, что со вступлением в ядерную эпоху война перестала быть средством политики, так как новое оружие превратилось в средство тотального уничтожения, создающее угрозу самому существованию цивилизации. Другой урок говорит о том, что политика разоружения - наиболее надежный путь к взаимопониманию и прочному миру. Третий урок: вторая мировая война свидетельствует - бороться против войны надо начинать тогда, когда она еще не началась. И от народных масс, от понимания ими военной опасности во многом зависит ее предотвращение.

49) Значительная часть советского крестьянства оказалась на захваченной врагом территории. Уже к концу1941 г. под оккупацией находилась территория, на которой к началу войны проживало более 74 500 тыс. человек [5Великая отечественная война 1941-1945 г. г. Под ред. Жилина П. А. М., 1979. С. 116. ], главным образом колхозников и членов их семей. Таким образом, численный состав нашего крестьянства во время войны резко сократился, хотя потом он постепенно увеличивался по мере освобождения оккупированных районов.

Но и в этих тяжелых условиях колхозники самоотверженно выполняли свой гражданский долг. Труженики села хорошо понимали, что не только штык, но и колос врага колет. С первых же дней войны среди колхозного крестьянства развернулось патриотическое движение за досрочную сдачу государству сельскохозяйственных продуктов и досрочное погашение подписки по государственным займам, а с 1942 г. разгорелось Всесоюзное социалистическое соревнование между колхозами, совхозами и МТС.

В преодолении трудностей, связанных с войной, и выполнении колхозами производственных планов огромную роль сыграла взаимная помощь рабочих и крестьян. Важное значение в связи с этим приобрело коренное улучшение работы МТС, которые оставались главной технической базой сельского хозяйства и решающим рычагом помощи города деревне. Выполнить эту задачу были призваны политотделы машинно-тракторных станций и совхозов, введенные партией как чрезвычайная мера в ноябре 1941 г. Посылая в деревню большой отряд коммунистов, партия преследовала также цель поднять там политическую работу, укрепить дисциплину и порядок, подготовить механизаторские кадры.

Политотделы много сделали для укрепления совхозов, МТС и колхозов. Машинно-тракторные станции, имея небольшой тракторный парк, обрабатывали — в переводе на пахоту — от одной трети (в 1942 г.) до половины (в 1945 г.) всех земельных угодий, обработанных в 1940 г. С улучшением работы МТС крепли связи рабочего класса с колхозным крестьянством. Шефство над деревней —важная и действенная форма связи индустриального города с деревней. Оно издавна стало традицией рабочего класса нашей страны. Коллективы предприятийбрали на себя добровольные обязательства по оказанию помощи колхозам. На заводах во внеурочное время ремонтировалась сельскохозяйственная техника, изготовлялись запасные части, инвентарь. Для ремонта сельскохозяйственных машин в деревню направлялись бригады, состоявшие из инженеров, техников и квалифицированных рабочих. Городское население строило животноводческие фермы, силосные башни, участвовало в полевых и других сельскохозяйственных работах. Колхозное крестьянство в свою очередь помогало городу. Это выразилось не только в пополнении промышленных предприятий рабочей силой и ваккуратном выполнении государственных обязательств по сдаче продукции. Колхозники посылали рабочим продовольствие из своих личных запасов. Десятки тысяч обозов шли в город. Это патриотическое движение охватывало область за областью и нашло отзвук среди крестьян оккупированных районов. Навсегда сохранится в памяти ленинградцев подвиг колхозников Ленинградской области, которые, находясь в тылу врага, сумели собрать и переправить жителям осажденного города Ленина 380 центнеров хлеба, 120 центнеров жиров и много других продуктов. В период освобождения Украины получило распространение шефство колхозов над шахтами. Так, в 1944 г. 17 областей Украины приняли шефство над 23 угольными трестами Донбасса. Колхозники снабжали шахтеров продовольствием, содействовали плановому обеспечению угольной промышленности рабочей силой.

Пламенные патриоты социалистической Родины отдавали благородному делу ее защиты не только свой труд, но и личные сбережения, проявляя огромную заботу о Красной Армии.

Единство действий всех слоев советского народа, объединение материальных и людских ресурсов советских республик, централизованное использование экономического потенциала страны —все это позволило нашей партии и правительству сосредоточить основные усилия тыла и фронта на решении главнейших задач. Повседневные и все более крепнущие связи фронта с тылом наглядно свидетельствовали о том, что армия и народ социалистического государства едины. Это повышало моральную стойкость воинов, укрепляло их уверенность в победе над гитлеровской Германией, вливало в бойцов новую энергию для успешного преодоления трудностей как в обороне, так и в наступлении. Нерасторжимое единство Красной Армии и народа основывалось на союзе рабочего класса и крестьянства, на классовой однородности нашего общества, состоящего из трудящихся.

Деятельность Советского государства и общественных организаций в условиях войны Советское государство было призвано мобилизовать все силы народа на разгром врага, подчинить всю свою деятельность достижению победы над гитлеровской Германией. Опираясь на сознательность, инициативу и организованность трудящихся масс, наше государство проявило себя в войне как наилучшая организационно-политическая форма защиты народа, вынужденного взяться за оружие. Необходимость напряжения всех материальных и духовных сил народа для достижения победы над врагом потребовала подчинить все функции государства задаче разгрома немецко-фашистских захватчиков. Многогранность функций Советского государства сохранилась и во время войны. Однако соотношение между ними существенно изменилось. Первостепенное значение приобрела функция военной защиты страны. Она стала шире по содержанию и непосредственно выражалась в деятельности государства по организации тыла и ведению военных действий на фронтах. Успешное осуществление этой функции зависело от руководства Коммунистической партии и усилий профсоюзных, кооперативных, комсомольских и других организаций трудящихся города и деревни. Выдвижение на передний план военной функции требовало в первую очередь самой напряженной оперативной работы Коммунистической партии, Советского государства и общественных организаций по созданию и развитию большого и хорошо слаженного военного хозяйства. Естественно поэтому, что военная функция нашего государства очень тесно переплеталась с хозяйственно-организаторской его деятельностью, подчиняя работу всех органов и учреждений Советской власти интересам защиты социалистического Отечества.

После нападения фашистской Германии на СССР участие всех слоев населения, всех наций и народностей нашей страны в делах государства, и прежде всего в вооруженной защите Родины, стало еще более активным и решающим. Снова подтвердилась мысль В. И. Ленина о том, что рабочий класс, осуществляющий руководство обществом, обладает чудесным средством быстро увеличивать мощь своего аппарата власти путем невиданно смелого вовлечения народных масс в государственное управление. Великая Отечественная война, потребовавшая перестройки всей жизни страны на военный лад, обусловила ряд существенных изменений в структуре, полномочиях и формах деятельности органов Советской власти. Исключительно большие трудности войны побудили государственные органы изыскивать такие организационные методы и формы работы, которые позволили бы преодолеть эти трудности и добиться победы. К мероприятиям, характеризующим изменения отдельных сторон общественно-политической жизни, относились: создание Государственного Комитета Обороны и его органов на местах; предоставление военным властям особых полномочий в области обеспечения обороны страны, общественного порядка и государственной безопасности; отсрочка выборов в Советы депутатов трудящихся и народные суды; ограничение принципа коллегиальности в деятельности органов власти и управления; нерегулярное проведение сессий местных Советов; уменьшение гласности в государственной работе. Кроме того, допускалось сужение обычных форм и методов деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов государства, а также ограничение некоторых прав и свобод граждан. Например, был установлен особый режим рабочего времени, отменены отпуска для трудящихся, тайна переписки, неприкосновенность жилища, свобода передвижения.

Несмотря на все потери, советское общество сумело мобилизовать свои силы. Примерно 10 миллионов человек и значительная часть промышленности были эвакуированы из западных областей, и вскоре на Урале и в Западной Сибири был возобновлён выпуск продукции. Борьба против немецкого вермахта после преодоления первых трудностей смогла опираться на современную мощную промышленность. К тому же большим подспорьем стали американские поставки, в первую очередь, грузовиков, самолетов, продовольствия и медикаментов.

Всё это стало возможным за счет огромных лишений. Потеря большой площади пахотных земель и важных средств производства привели к тому, что и в советском тылу голод и нехватка питания стали повседневным явлением. Жилищные условия эвакуированных, особенно в первую зиму, были неимоверно тяжелы. После возвращения в освобожденные районы люди, как правило, находили свое жилище разрушенным. Труд был организован по законам военного времени, рабочий день длился 10 - 15 часов. Наряду с незаменимыми специалистами высокой квалификации, работали женщины, подростки и мужчины, признанные негодными к военной службе. Тот факт, что большинство из них не отчаивалось и не бунтовало, объясняется двумя причинами. Во-первых, общество, которому миллионами жертв сталинизм навязал постоянную внутреннюю конфронтацию, перед лицом внешней опасности осознало необходимость внутреннего единства. Война воспринималась как национальная задача всего народа («Великая Отечественная война»). Пропаганда национального единства дополнялась следующими уступками: церковь вновь была признана неотъемлемой составной часть общества, колхозники получили более крупные участки земли в личное пользование, а многие из тех, кто в 30-е годы подвергся преследованиям как враг народа, вновь были признаны советскими патриотами.

 

Одновременно продолжала господствовать сталинская система террора. Например, вскоре после начала войны в Среднюю Азию было депортировано более 600000 немцев Поволжья из-за опасений их сотрудничества с немецкими войсками, а после освобождения в 1943 - 1944 гг. захваченных немцами территорий было депортировано 400 000 чеченцев, 200 000 крымских татар и 135 000 калмыков, так как некоторые представители этих народов и народностей сотрудничали с оккупационными властями. Но тем не менее Сталин как освободитель страны от фашистского господства приобрел у советского народа еще больший авторитет.

50) СССР в системе международных отношений в годы II мировой войны

Задачи внешней политики Советского правительства в 1941-1945 годы

Две взаимосвязанные задачи были присущи советской внешней политике в 1941-1945 гг.:

— объединение всех сил, борющихся с агрессорами, наиболее опасным среди которых была гитлеровская Германия. Поэтому главное внимание уделялось созданию и укреплению антигитлеровской коалиции;

— обеспечение в послевоенном мире таких условий, которые исключили бы в принципе возможность новой мировой войны. Не последнюю роль должна была сыграть здесь международная организация типа Лиги наций, но обладающая более эффективными средствами воздействия на международную обстановку.

Эти две задачи отвечали как интересам советского народа, так и всего человечества. Но в реальных замыслах и шагах как советской, так и западной дипломатии значительное место занимали амбициозные планы лидеров крупнейших держав: И.В. Сталина, У. Черчилля, Ф. Рузвельта, а затем и Г. Трумэна. Поэтому конкретные факты внешнеполитической деятельности СССР не всегда вписывались в схему: «укрепление антигитлеровской коалиции плюс послевоенное устройство мира и недопущение новой войны».

Внешнеполитические шаги СССР в 1941-1945 годах

Нападение Гитлера на СССР ускорило сближение СССР со странами Запада. 12 июля 1941 года было подписано советско-английское соглашение о сотрудничестве; а еще раньше (24 июня 1941 г.) президент Ф. Рузвельт заявил о готовности оказать помощь СССР и в июле 1941 г. направил в Москву своего личного представителя Г. Гопкинса.

16 августа 1941 г. было заключено советско-английское соглашение о кредитах. В августе же по согласованию с Англией и в соответствии со статьей 6-й советско-иранского договора 1921 г. на территорию Ирана были введены советские и британские войска, поскольку возникла угроза использования иранской территории в качестве плацдарма для нападения Германии на СССР и с этой стороны.

В июне-сентябре 1941 г. были подписаны соглашения с находившимися в эмиграции правительствами Польши, Чехословакии и Комитетом Национального Освобождения Франции во главе с генералом де Голлем.

В сентябре 1941 г. Советский Союз присоединился к так называемой Атлантической хартии. Хартия провозглашала цели борьбы против гитлеровской Германии, осуждала агрессора и применение силы для решения территориальных споров, подтверждала право народов на выбор формы правления.

Юридически антигитлеровская коалиция оформилась путем подписания в Вашингтоне 1 января 1942 г. «Декларации объединенных наций». Наряду с четырьмя великими державами (США, СССР, Китай, Великобритания) свои подписи поставили еще 22 государства, а в течение войны к «Декларации» присоединилось свыше 20-ти государств. Окончательно юридическое оформление «Большой тройки» — союза главных участников антигитлеровского блока — было завершено в мае-июне 1942 г.

В июле 1942 г. США приняли решение о распространении на СССР действия закона о ленд-лизе, т. е. предоставлении вооружений, техники и других вещей взаймы. Стоимость поставленных в СССР за годы войны товаров с учетом стоимости их перевозок из-за океана составила 11 млрд. долларов.

Сталинское руководство стремилось придать антигитлеровской коалиции форму единого военного сотрудничества, где важную роль могло сыграть открытие второго фронта в Европе. Данный вопрос был самым болезненным в союзнических отношениях. Для укрепления доверия между союзниками СССР выступил с инициативой роспуска Коминтерна в 1943 г. Создавалось впечатление, что советское руководство отказывается от скомпрометировавшего себя курса на вмешательство в дела других государств. Запад дал согласие на открытие второго фронта. Вопрос обсуждался в Тегеране на встрече И.В. Сталина, У. Черчилля и Ф. Рузвельта в конце 1943 года. На конференции была достигнута договоренность о высадке десанта в Северной Франции в мае 1944 г. Советская делегация высказалась против разделения послевоенной Германии на отдельные государства. Западные союзники вновь подтвердили, что не может быть и речи о восстановлении восточной границы Польши в пределах 1939 года, когда в ее состав входили Западная Белоруссия и Западная Украина. СССР согласился вступить в войну с Японией, но после разгрома Германии.

В августе 1944 г. в пригороде Вашингтона, Думбартен-Оксе, представители США, СССР, Китая, Великобритании подготовили предложения о создании международной организации по поддержанию мира, разработали проект Устава и другие документы. В частности, был обсужден вопрос о Совете Безопасности ООН и пяти его постоянных членах: СССР, США, Китае, Великобритании, Франции. Для принятия важнейших решений требовалось единогласие постоянных членов Совета Безопасности.

В феврале 1945 г. в Ялте состоялась очередная конференция глав «Большой тройки». На ней была достигнута договоренность о созыве 25 апреля 1945 года конференции в Сан-Франциско. По проблеме о послевоенном устройстве Германии главы государств приняли решение о ее безоговорочной капитуляции, об уничтожении нацистского режима и осуществлении демилитаризации немецкой экономики. Отдельно обсуждался вопрос о разделении Берлина на зоны оккупации. На Крымской конференции СССР подтвердил свое решение вступить в войну с Японией через три месяца после капитуляции Германии.

В июле — августе 1945 г. работала Потсдамская конференция, на которой присутствовали И.В. Сталин, Г. Трумэн (заменивший умершего в апреле 1945 г. Ф. Рузвельта), У. Черчилль, затем в работу включился К. Эттли (ставший премьер-министром после победы лейбористов на парламентских выборах в Великобритании). Конференция подтвердила ялтинские решения и внесла в них уточнения. Создавались 4 зоны оккупации Германии, репарации СССР должен был получать из своей зоны оккупации. Часть Восточной Пруссии и Кенигсберг передавались Советскому Союзу. Оккупационные войска оставались и в Австрии, территория которой, включая Вену, делилась на 4 зоны. Было принято решение об организации международного суда над немецкими военными преступниками. СССР подтвердил готовность вступить в войну против Японии. Союзники согласились с тем, что Курилы и Южный Сахалин должны быть возвращены СССР.

Таким образом, внешнеполитическая деятельность СССР в целом имела положительные результаты: удалось объединить антигитлеровские силы, наладить их сотрудничество в борьбе с агрессорами и не допустить раскола антигитлеровской коалиции на основе идеологических разногласий; удалось создать международную организацию (ООН). Развитие послевоенной Германии, несмотря на раскол в антигитлеровской коалиции в первые же послевоенные годы, привело в конечном счете к возникновению в центре Европы сильной демократической Германии и нейтральной демократической Австрии. Сохранение целостности этих государств — заслуга советской внешней политики 1941-1945 гг.

Понятия:

— Атлантическая хартия — декларация глав правительств США и Великобритании. Провозглашала цели борьбы против гитлеровской Германии, осуждала агрессора и применение силы для решения территориальных споров, подтверждала право народов на выбор формы правления.

— Антигитлеровская коалиция — союз СССР, Великобритании, США и поддерживавших их государств в борьбе против гитлеровской Германии.

— Второй фронт — высадка 6 июня 1944 г. войск США и Англии в Северной Франции (главнокомандующий — американский генерал Д. Эйзенхауэр) и начало военных действий союзников против гитлеровской Германии.

— Ленд-лиз — предоставление (заем) США Советскому Союзу материальной помощи в размере 1 млрд. долларов.

— Оккупационные зоны — территории Германии, отходившие под контроль СССР, США, Англии, Франции, в которых размещались их войска и устанавливалась их власть.

51) СССР в послевоенные годы. Восстановление народного хозяйства

Великая Отечественная война закончилась великой победой народов нашей страны над сильным и жестоким агрессором. Но это было достигнуто ценой огромных людских и материальных потерь. За всю историю человечества ни одна страна не понесла такой урон в результате военных действий. Советский Союз потерял около 30% национального богатства и десятки миллионов человек.

С первых дней изгнания фашистских оккупантов с советской территории начались работы по восстановлению хозяйства освобожденных районов. Уже 29 декабря 1941г. выходит постановление СНК СССР о восстановлении шахт в Подмосковном угольном бассейне. В Госплане СССР и научных учреждениях были разработаны краткосрочные и долгосрочные планы восстановления народного хозяйства как в целом, так и по отдельным отраслям.

В результате усилий всех советских народов по возрождению промышленности освобожденных районов восстанавливался экономический потенциал страны.

После окончания войны, несмотря на усилия, довоенный уровень развития народного хозяйства по основным показателям не был достигнут. Объем промышленной продукции составил 91% к уровню 1940 г., добыча угля — 90%, нефти — 62%, выплавка чугуна — 59%, стали — 67%, выпуск ткани — 41%, грузооборот всех видов транспорта — 76%, розничный товарооборот — 43%, среднегодовая численность рабочих и служащих — 87%. Посевные площади сократились на 37 млн. га, а поголовье скота уменьшилось на 7 млн. голов. Доход страны в 1945 г. составил 83% к уровню 1940 г. Наиболее тяжело отразилась война на трудовых ресурсах: число рабочих и служащих снизилось на 5, 3 млн. человек, в том числе в промышленности — на 2, 4 млн., в сельской местности количество трудоспособного населения уменьшилось на 1/3, трудоспособных мужчин - на 60%.

К экономическим проблемам СССР добавились и внешнеполитические. Уже в начале 1946 г. бывшие союзники по антигитлеровской коалиции находились в состоянии “холодной войны”. Советский Союз был лишен внешнеэкономической помощи и в восстановлении разрушенного войной хозяйства должен был опираться на собственные силы.

В марте 1946 г. на сессии Верховного Совета СССР был утвержден пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства на 1946—1950 гг. Основная его задача — восстановить пострадавшие от войны районы страны, достичь довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства, а затем превзойти его. Пятилетний план был нацелен на быстрейшее восстановление районов, пострадавших от фашистской оккупации, включение имеющихся в них природных, производственных и людских ресурсов в экономический потенциал государства.

Для осуществления предусмотренных пятилетним планом работ по восстановлению и развитию народного хозяйства необходим был значительный объем капитальных вложений. За годы четвертой пятилетки размер капитальных вложений государственных и кооперативных предприятий и организаций составил 348, 7 млрд. руб.

Укреплению финансовой системы в послевоенные годы способствовала и денежная реформа 1947 г. В годы войны в результате огромных военных расходов и дефицита государственного бюджета государство вынуждено было прибегнуть к денежной эмиссии. Кроме того, на временно оккупированных территориях фашисты в целях подрыва экономики СССР пустили в оборот значительное количество фальшивых денег. Поэтому в обращении имелась денежная масса, в 3, 8 раза превышающая довоенную и значительно превышающая потребности народного хозяйства, вследствие чего покупательная способность рубля снизилась. Реформа заключалась в снижении денежной массы. Одновременно с денежной реформой была отменена карточная система. Выделенные в 1946—1950 гг. из государственного бюджета 708, 4 млрд. руб. стали главным источником финансирования мероприятий по восстановлению отраслей народного хозяйства, их техническому перевооружению. Трудности: В их числе нехватка трудовых ресурсов, строительных материалов, оборудования, сырья.

Перевод экономики в годы войны на военные рельсы привел к диспропорциям в развитии отдельных отраслей промышленности, которые надо было преодолеть. Предстояло восстановить разрушенные производственные связи не только между отдельными предприятиями, но и промышленными центрами страны, перераспределить, сообразуясь с задачами мирного времени, материальные, финансовые и трудовые ресурсы между отраслями народного хозяйства, значительно повысить в общем объеме промышленного производства удельный вес гражданской промышленной продукции.

Отличительной чертой послевоенного периода было сочетание восстановительных работ с новым строительством промышленных предприятий. Только в освобожденных от фашистов республиках и областях было начато строительство 263 новых предприятий. В их числе такие крупные объекты, как Курский завод резинотехнических изделий, Минский автомобильный завод, рельсо-балочный стан и блюминг на металлургическом заводе “Азовсталь” и др. Масштабы и темпы восстановительных работ и нового строительства были таковы, что производственные показатели по важнейшим отраслям народного хозяйства к концу пятилетки были выше, чем до войны. Так, угля было добыто на 57% больше, чем в 1940 г., нефти — на 22%, производство черных металлов возросло на 45%, продукции машиностроительных заводов — в два раза.

Война нанесла тяжелейший урон сельскому хозяйству. В целом объем валовой продукции сельского хозяйства уменьшился на 40%. После Великой Отечественной войны уровень сельскохозяйственного производства по сравнению с довоенным оказался ниже, чем уровень после Первой мировой войны и Гражданской войны.

В первый год послевоенной пятилетки к огромному ущербу, нанесенному сельскому хозяйству войной, прибавилось стихийное бедствие. В 1946 г. Украину, Молдавию, области Центрально-Черноземной зоны, Нижнее и часть Среднего Поволжья охватила засуха. Это была самая жестокая засуха, поразившая нашу страну за предшествующие пятьдесят лет. В этот год колхозы собрали зерна в 2, 6 раза меньше, чем до войны. Засуха тяжело отразилась и на животноводстве. В охваченных засухой районах численность только крупного рогатого скота снизилась на 1, 5 млн. голов. На выручку районам, пострадавшим от засухи, пришли труженики других регионов страны, выделившие из своих скудных ресурсов материальные и финансовые средства.

Ежегодно увеличивались ассигнования на развитие сельского и лесного хозяйства из государственного бюджета. При этом возрастали не только абсолютный размер этих средств, но и их удельный вес в расходах на народное хозяйство. Если в 1946 г. они составляли 12, 9 млрд. руб., или 11, 9% расходов на народное хозяйство, то в 1950 г. их объем составил 34 млрд. руб., а удельный вес — 21, 6%. Всего за годы послевоенной пятилетки из государственного бюджета было направлено в сельское и лесное хозяйство 115, 5 млрд. руб.

Кроме централизованной помощи сельскому хозяйству со стороны государства, не менее важной была помощь промышленных предприятий и жителей городов. Городские предприятия построили и отремонтировали десятки тысяч жилых домов, машинно-тракторных станций, производственных зданий, детских садов, клубов, библиотек и т. п. Все это позволило укрепить материально-техническую базу сельского хозяйства. Однако средств для сельского хозяйства не хватало. Недостаточное ресурсное обеспечение сельского хозяйства особенно проявилось в засуху 1946 г. Перед государством со всей остротой встала задача планомерного преобразования природы засушливых районов страны, с тем чтобы снизить зависимость сельскохозяйственного производства от погодных условий.

Опыт многих поколений земледельцев, научные разработки доказывали, что одним из методов борьбы с засухой является лесоразведение в степных районах. Для того чтобы придать лесоразведению в степных и лесостепных районах организованный характер и государственные масштабы, был принят “План полезащитных насаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах Европейской части СССР”. Особое внимание в нем уделялось лесоразведению. В течение 1950—1965 гг. предусматривалось создание в 16 областях в основном в РСФСР, УССР восьми крупных государственных лесных полос общей протяженностью 5320 км. Кроме того, намечалось насаждение защитных лесных полос на полях совхозов и колхозов общей площадью 5 млн. 709 тыс. га. Весной 1949 г. широким фронтом начались лесопосадочные работы. Особенно активно они велись в Краснодарском крае, Сталинградской, Рязанской, Ростовской и Тульской областях.

Начатые в годы первой послевоенной пятилетки работы по преобразованию земли, улучшению условий для сельскохозяйственного производства дали положительные результаты. Колхозы, совхозы и лесхозы заложили до 1951 г. полезащитные лесные полосы на площади 1852 тыс. га: Их протяженность составляла более 6 тыс. км.

Таким образом, за годы первой послевоенной пятилетки в результате восстановления промышленного и сельскохозяйственного производства, быстро проведенной конверсии военного производства объем промышленной продукции по сравнению с 1940 г. возрос на 73%, капитальные вложения — в три раза, производительность труда — на 37%, а произведенный национальный доход —на 64%.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.