Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рыночные отношения. Устройство Рынка. Рыночное равновесие. 
Несовершенство рынка и его неэффективность. Фиаско рынка.






Итак, реальные рынки несовершенны. Это выражается в первую очередь в недостаточности информации и в неполноте информации. Например, недостаточность информации выражается в том, что нередко на рынке покупатель не знает о всех ценах предложения и его объеме, а продавец не знает о всех покупателях и их спросе.

Далее, выход на рынок и проведение каждой сделки требуют в реальном мире и от продавца, и от покупателя затрат, которые выражаются в потерях времени и затратах на организацию встречи продавца с покупателем, а также в затратах на перемещение товара. В результате, и продавец и покупатель вынуждены не только оптимизировать свои производственные издержки и полезность, но также транзакционные издержки, т.е. издержки возникающие при покупке или продаже товаров. Необходимость минимизировать эти издержки приводит к тому, что покупатель закупает излишние объемы товара. А продавец бывает вынужден распродавать по заниженным ценам ту часть товара, на которую не нашлось покупателя в течение того времени, пока продавец находился на рынке.

Также, критикуя рынок, мы должны сказать, что на любом (даже на совершенном рынке) участнике делятся друг с другом информацией только о своих текущих потребностях и имеющемся товаре. Рынок абсолютно не способен учесть планы своих участников.

Неспособность рынков к саморегуляции выражается также в том, что рынки подвержены паникам, т.е. если некоторое событие выводит рынки из равновесия, то вполне может сложиться ситуация, когда действия участников рынка будут направлены не на восстановление равновесия, а на дальнейший отход от него. Кроме того, большинству участников рынка (непрофессиональным участникам) свойственно учитывать лишь очень небольшой объем информации, и в результате поведение этих участников бывает неадекватным, особенно в критических ситуациях.

Неоклассическая теория рынка предполагает, что каждый участник рынка действует индивидуально, преследую свою собственную цель, которая противоречит целям прочих участников рынка. Но поскольку такое поведение ведет к потерям для каждого из участников рынка, то рациональный субъект должен искать пути, к тому чтобы от конфронтации с другими участниками рынка перейти к сотрудничеству. Другими словами, конкурентный рынок легко превращается в несовершенный, монополизированный рынок, путем картельного сговора между продавцами или между покупателями.

Существуют области жизни общества, где рынок терпит фиаско, т.е. рыночный способ распределения благ не может обеспечить их оптимального распределения. Такими областями выступают например, общественная безопасность и экология. К примеру, если за борьбу с преступностью платит один человек, то выигрывает от этого всего общество. Предположим, что каждый из членов общества должен внести определенную плату за безопасность. Но по указанной выше причине некоторые члены общества смогут воспользоваться безопасностью, не внося свою плату, а это будет означать, что плата за безопасность для оставшихся должна возрасти, но некоторые из оставшихся не пожелают нести дополнительные расходы и откажутся от оплаты безопасности. В результате, в конце концов, никто не будет оплачивать безопасность, хотя она всем нужна..

(Двусторонний) Рынок совершенной конкуренции. 
 Что такое рынок совершенной конкуренции? (Подробная характеристика рынка.)

Итак, рынок совершенной конкуренции есть рынок, на котором продавцами выступает огромное число мелких производителей, а покупателями -- огромное число одинаковых потребителей. Все производители поставляют на рынок одинаковый товар, при этом транзакционные издержки (все издержки связанные с реализацией или приобретением товаров) должны быть нулевыми. Все продавцы и покупатели обладают всей полнотой информации о цене, количестве и одинаковости качества товара. Выход на рынок и уход с этого рынка не связан с издержками ни для продавцов, ни для покупателей. Т.е. рынок совершенной конкуренции является совершенным.

Из-за того, что товар, поставляемый всеми производителями, одинаков, и потребители знают об этом, то ни один из производителей не сможет установить на свой товар цену отличную от рыночной. Точно также ни один из потребителей не может установить цену покупки ниже рыночной, поскольку все производители информированы о рыночной цене, и при более низкой цене потребитель не сможет купить товар; а устанавливать более высокую цену покупки для потребителя нет смысла.

А поскольку и число производителей, и число потребителей велико, то состояние рыночного равновесия не изменится, если один из тех или других поведет себя нерационально и попытается установить цены отличные от рыночных. Поэтому любые попытки повлиять на цены со стороны производителей и потребителей лишены смысла.

В чем же тогда заключается совершенство конкуренции на этом рынке? А в том, что конкурируют между собой не фирмы и не потребители, а производственные функции и функции полезности. Т.е. выигрывает при совершенной конкуренции тот производитель у которого наименьшие издержки производства и тот потребитель, для которого рассматриваемый товар имеет наибольшую полезность.

Совершенная конкуренция заставляет производителей устанавливать минимальную возможную цену на свой товар, при которой можно выпустить желаемое потребителями количество товара. Аналогично, и потребителей она заставляет устанавливать максимальную возможную цену на их товар, при которой может быть потреблено выпущенное количество товара.

Поскольку совершенная конкуренция сводится к конкуренции производственных функций, то в отрасли, где наблюдается совершенная конкуренция, постоянно происходит переход к более эффективным технологиям, т.е. к более эффективному использованию производственных факторов и снижению издержек. Это объясняется тем, что более эффективные технологии позволяют получать прибыль за счет низких издержек, а прибыль стимулирует расширение производства. В то же время убыточные предприятия не имеют возможности удержаться на этом рынке, поскольку у них нет возможности повышения цен.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.