Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос.8-ми этапная циклическая модель принятия решений. Достоинства и недостатки модели.






 

1. Анализ ситуации. Анализ управленческой ситуации требует сбора и обработки информации. Этот этап выполняет функцию восприятия организацией внешней и внутренней среды. Данные о состоянии основных факторов внешней среды и положении дел в организации поступают к менеджерам и специалистам, которые классифицируют, анализируют информацию и сравнивают реальные значения контролируемых параметров с запланированными или прогнозируемыми, что, в свою очередь, позволяет им выявить проблемы, которые следует решать.

2. Идентификации проблемы. Первый шаг на пути решения проблемы - ее определение или диагноз, полный и правильный. Говорят, что правильно сформулировать проблему - значит наполовину решить ее. Существует два взгляда на сущность проблемы. Согласно одному из них проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты или существует отклонение от заданного уровня, например, мастер может установить, что производительность труда или качество изделий на его участке ниже нормы. В соответствии с другим как проблему следует рассматривать также и потенциальную возможность повышения эффективности. Объединяя оба эти подхода, будем понимать под проблемой расхождение между желаемым и реальным состоянием управляемого объекта.

3. Определение критериев выбора. Прежде чем рассматривать возможные варианты решения возникшей проблемы, руководителю необходимо определить показатели, по которым будет производиться сравнение альтернатив и выбор наилучшей. Например, принимая решение о приобретении нового оборудования, можно ориентироваться на критерии цены, производительности, эксплуатационных расходов, эргономичности и т.п., а в случае принятия решения о приеме на работу нового сотрудника критериями выбора среди кандидатов могут быть образование, опыт работы, возраст, личные качества.

4. Разработка альтернатив. Следующий этап - разработка набора альтернативных решений проблемы. В идеале желательно выявить все возможные альтернативные пути решения проблемы, только в этом случае решение может быть оптимальным. Однако на практике руководитель не располагает (и не может располагать) такими запасами знаний и времени, чтобы сформулировать и оценить каждую возможную альтернативу.

5. Выбор альтернативы. Разработанные возможные варианты решения проблемы необходимо оценить, т.е. сравнить достоинства и недостатки каждой альтернативы и объективно проанализировать вероятные результаты их реализации. Для сопоставления вариантов решения необходимо иметь стандарты или критерии, по которым их можно сравнивать. Такие критерии выбора были установлены на третьем этапе. С их помощью и производится выбор наилучшей альтернативы.

6. Согласование решения. В современных системах управления в результате разделения труда сложилось положение, при котором подготавливают, разрабатывают решение одни работники организации, принимают или утверждают - другие, а выполняют - третьи. Именно организация, а не отдельный руководитель должна реагировать на возникающие проблемы. И не один руководитель, а все члены организации должны стремиться к повышению эффективности её работы. Поэтому в групповых процессах принятия решений весьма существенную роль играет стадия согласования.

7. Управление реализацией. Для успешной реализации решения прежде всего необходимо определить комплекс работ и ресурсов и распределить их по исполнителям и срокам, т.е. предусмотреть, кто, где, когда и какие действия должен предпринять и какие для этого необходимы ресурсы. Если речь идет о достаточно крупных решениях, это может потребовать разработки программы реализации решения. В ходе осуществления этого плана руководитель должен следить за тем, как выполняется решение, оказывать в случае необходимости помощь и вносить определенные коррективы.

8. Контроль и оценка результатов. Даже после того как решение окончательно введено в действие, процесс принятия решений не может считаться полностью завершенным, так как необходимо еще убедиться, оправдывает ли оно себя. Этой цели и служит этап контроля, выполняющий в данном процессе функцию обратной связи. На этом этапе производятся измерение и оценка последствий решения или сопоставление фактических результатов с теми, которые руководитель надеялся получить.

 

 

18. 3 подхода к управлению: процессный, системный, ситуационный. Понятие и признаки управленческого гос. решения.
В современное время существует несколько подходов к управлению:

• процессный подход, когда принятие управленческих решений представляется непрерывной серией взаимосвязанных управленческих функций: постановка цели, планирование, организация, мотивация, контроль;

• ситуационный подход - применение различных методов определяется ситуацией. Не существует «лучшего» способа управления. Самый эффективный метод в конкретной ситуации – метод, который более всего соответствует данной ситуации;

• системный подход - направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.

Из них наиболее часто применяемым и доказавшим на практике свою эффективность является системный подход. Первое научно-опубликованное обоснование показал американский ученый в области социальных, политических и экономических наук Герберт Саймон (1916-2001), которому в 1978 году была присуждена Нобелевская премия по экономике «за новаторские исследования процесса принятия решений в экономических организациях и компаниях». Он предложил в качестве основы поиска и принятия управленческого решения простую 3-х этапную схему из трех пунктов:

• Обдумывание

• Проектирование вариантов решения (генерация альтернатив)

• Выбор

Позднее, Герберт Саймон расширил схему до более усложненной 6-ти этапной, которую уже можно применять на практике:

• Ощутить наличие проблемы

• Сформулировать и уточнить цель

• Определить критерии, которым должно удовлетворять успешное решение

• Проектирование вариантов решения (генерация альтернатив)

• Сравнить варианты с критериями

• Выбрать наилучший вариант

Государственное управленческое решение — это выбор и обо­снование определенного проекта действий государственных ор­ганов, направленных на достижение общественных целей.

Государственное управленческое решение - это решение, принятое в установленном порядке правомочной государствен­ной структурой. Это обязательная для исполнения государствен­ная программа, содержащая цели и задачи, а также набор спосо­бов, средств и ресурсов материально-технического, финансово­го, кадрового и иного характера, необходимые для их наилучшей реализации в интересах общества.

Различают:

· политические реше­ния — концентрированное выражение политического руководства. Они подчинены осуществлению общих интересов и общих целей социальных групп либо всего общества – например, государственные программы, социально-экономические, социально-политические концепции, законодатель­ные акты конституционного характера, указы Президента по общим вопросам деятельности государства и др.

· административные решения представляют собой акты управленческих действий, регулирующих функцио­нирование отдельных видов текущей практической деятельности отдельных организаций – например, постановления Прави­тельства, а также приказы и распоряжения министерств и ведомств.

Признаки гос. решения:

1. Это документ, носитель определенной управленческой ин­формации;

2. Это официальный акт высокой социально-практической значимости предписываемых управляющих воздействий. Отличается он активной организующей, созидательной ролью. Его глав­ное предназначение - формирование, изменение или отмена действующих социальных норм и отношений, перевод объекта управления из одного качественного состояния в другое;

3. Государственно-управленческие решения в подавляющем большинстве своем носят комплексный характер, преследуют несколько целей и предполагают решение целого пакета задач;

4. Властность - принимается в одностороннем порядке специально уполномоченным для этого государственным органом, порождает соответствующие права, обязанности и предусматри­вают ответственность за последствия их реализации;

5. Публично-правовой характер. Принимаются только государственными органами, обладающими соответствующей компетенцией. Причем в подавляющем большинстве случаев принимаются не на основе договора двух-трех сторон, а в одностороннем порядке. Большинство государственно-управленческих решений носят публичный правовой характер.

6. Директивность. Государственное управленческое решение обязывает, предписывает, запрещает, уполномочивает, лишает, прекращает, разрешает, поощряет, устанавливает, наказывает и т.д. Оно обладает высокой преобразующей силой, большой со­циальной значимостью предписываемых действий, носит дирек­тивно-обязательный характер. Все предусмотренные в нем меро­приятия обязательны для исполнения, даже в том случае, если они и не нравятся кому-то;
7. Оформляются надлежащим образом в установленном по­рядке, носят обезличенный характер. Государственное решение - продукт коллективного труда, в его подготовке участвует боль­шое число специалистов и должностных лиц. Поэтому его автор­ство не устанавливается. Государственное решение - это соб­ственность государства и не может рассматриваться в качестве чьей-либо личной интеллектуальной собственности;
8. Процессуальность - наличие системы правил и процедур, определяющих порядок разработки, обсуждения, согласования, принятия управленческого решения, вступления в официальную силу и обнародования. Официально установленная процессуальность обеспечивает легитимность решения; всесторонность и объективность анализа ситуации; правильное применение пра­вовых норм различных отраслей права; высокое качество как са­мого документа, так и процесса его исполнения. Нарушение про­цессуальных правил и технологий превращает решение в фик­цию, в документ ничтожной юридической силы;
9. Обеспеченность бюджетными ресурсами. Государственные решения связаны с использованием бюджетных средств, а зна­чит, подконтрольны налогоплательщикам.

19. Общие функции управления в органах ГиМУ. Выделить и пояснить основные и вспомогательные функции управления.
Общие функции управления в органах Гиму:

Планирование рассматривается как постановка целей, оп­ределяющих перспективы развития и будущее состояние управ­ляемых объектов и процессов, а также способы достижения на­меченных целей.
Организация направлена на установление конкретных пара­метров оргструктуры объекта и субъекта управления и взаимосвя­зей между ними, степени централизации и децентра­лизации управления; разделения и кооперации труда в объекте и аппарате управления; квалификации работающих; и т.д.
Координация обеспечивает согласованность работ всех звень­ев системы управления. Благодаря координации устанавливается единство отношений управляемой и управляющей систем, струк­тур объекта и субъекта управления.
Регулирование создает отношения упорядоченности и устой­чивости социально-экономической системы и в случае ее откло­нения от заданных параметров приводит в эффективное дейст­вие ее персонал.
Контроль призван выполнять обратную связь объектов управ­ления с аппаратом управления; эта функция выполняется, чтобы по­стоянно наблюдать, оценивать и давать информацию о реализации объектом управления решений, относящихся к его компетенции.
Анализ разложение управляемых процессов и процессов управления на составляющие их элементы, чтобы получить возможность исключить негативные проявления в объ­екте и субъекте управления, выявить условия и тенденции их воз­никновения, закрепить, даю­щие социально-экономический эффект.

Вспомогательные функции - способствуют осуществлению основной функции управления. Вспомогательные связаны с обеспечением (компьютерное и информационное обеспечение, логистика, контроль качества) и способствуют осуществлению основных функций управления. Квалификационно-управленческие функции по отношению к основным являются вторичными, обес­печивающими.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.