Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система органов государственного управления природоохранной деятельностью.






Систему государственных органов власти и управления в области охраны окружающей среды составляют:

Президент Республики Беларусь, Национальное собрание, Совет Министров, а также местные органы власти – областные, городские, районные, поселковые и сельские исполнительные комитеты.

Президент Республики Беларусь, являясь главой государства, на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь издает декреты, указы, распоряжения, в т. ч. и по вопросам охраны окружающей среды, имеющие обязательную силу на всей территории страны. Непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением природоохранного законодательства.

Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь – как представительный и законодательный орган страны определяет основные направления государственной экологической политики, принимает законодательные акты в области охраны окружающей среды и природопользования, объявляет, в случае необходимости, территории зонами экологического бедствия.

Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – осуществляет исполнительную власть в Республике Беларусь: реализует государственную экологическую политику, разработку и исполнение государственных экологических программ и крупных природоохранных мероприятий, координирует деятельность в области охраны окружающей среды и природопользования министерств и иных республиканских органов государственного управления, осуществляет международное сотрудничество в этой области.

Местные органы государственного управления – областные, районные, городские, поселковые, сельские исполнительные комитеты несут ответственность за состояние окружающей среды на соответствующих территориях, выполнение государственных экологических программ и иных природоохранных мероприятий, разрабатывают и утверждают местные программы охраны природы, организуют их исполнение, а также материально-техническое и финансовое обеспечение.

Кроме того, в систему государственных органов управления входят государственные органы специальной компетенции, которые в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь специально уполномочены выполнять природоохранные функции.

Основным государственным органом в области природопользования и охраны окружающей среды является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Главные его задачи определены Положением о Министерстве и сводятся к следующим основным позициям:

- разработка и проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

- осуществление комплексного управления природоохранной деятельностью в республике, координация деятельности в этом направлении других республиканских органов государственного управления и юридических лиц;

- осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования;

- обеспечение населения информацией о состоянии окружающей среды и принимаемых мерах по ее оздоровлению, создание системы образования и воспитания в области окружающей среды, взаимодействие с общественными природоохранными объединениями;

- осуществление международного сотрудничества в пределах своей компетенции.

В систему Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды входят 6 областных и Минский городской комитеты и 123 горрайинспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды.

К компетенции Министерства здравоохранения Республики Беларусь, его органов государственного санитарного надзора, отнесены вопросы гигиены труда, контроль за качеством питьевой воды и продуктов питания, а также соблюдения санитарных правил содержания улиц, дворов и иных территорий населенных пунктов.

На Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь возложено решение всех вопросов, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, производственными авариями и катастрофами, радиационным загрязнением и ликвидацией его последствий. Кроме того, в Республике Беларусь действует ряд министерств и других органов государственного управления, которые выполняют те или иные природоохранные функции.

Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь осуществляет контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов, ведет государственный учет лесов и государственный лесной кадастр.

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь выполняет природоохранные функции путем принятия мер по борьбе с незаконным вывозом животных и растений (их частей и дериватов), торговля которыми регулируется международными соглашениями, а также с ввозом товаров, представляющих экологическую опасность для людей и окружающей среды республики.

Министерство внутренних дел Республики Беларусь обеспечивает охрану атмосферного воздуха от вредного воздействия транспортных средств, а также оказывает иное содействие природоохранным органам при осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды. В его составе имеются и подразделения экологической милиции.

Управление делами Президента Республики Беларусь осуществляет управление национальными парками и заповедниками республиканского значения.

Научное обеспечение решения экологических проблем наряду с учреждениями Минприроды осуществляют научно-исследовательские институты Национальной академии наук Беларуси, а также ряд научно-исследовательских институтов и центров различных министерств и иных республиканских органов государственного управления.

 


 

41. Организационная структура государственного управления отраслями социально-культурного комплекса.

К социально-культурному комплексу относятся: образование, культура, здравоохранение, физическая культура и спорт, социальное обслуживание. Эти отрасли предназначены для формирования физически здорового и духовно богатого человека.

В состав социально-культурного комплекса входят учреждения и организации различных форм собственности. Можно также выделить государственные учреждения и организации, являющиеся собственностью субъектов Республики Беларусь, учреждения и организации ведомственной подчиненности и частные, образуемые частными лицами и предпринимательскими структурами. Наибольший удельный вес в их составе занимают государственные учреждения и организации.

Регулирование отраслей социальной инфраструктуры осуществляется республиканскими и местными органами управления. При этом все более расширяется круг социальных проблем, решаемых местными органами.

К республиканским органам управления социально-культурным комплексом относятся Министерство образования, Министерство здравоохранения, Министерство культуры, Министерство спорта и туризма, Министерство труда и социальной защиты, Министерство информации.

В условиях формирования многоукладной экономики в Республике Беларусь практически во всех отраслях социальной инфраструктуры осуществляется процесс их реформирования, который основан:

на сохранении основных позиций государства в области формирования и реализации государственной политики во всех отраслях;

· создании конкурентной среды среди учреждений и предприятий социальной сферы;

· постепенном внедрении рыночных механизмов регулирования и функционирования отраслей.

Государство регулирует деятельность учреждений и предприятий социальной инфраструктуры посредством разнообразных форм и методов, используя при этом силу права, административные и экономические рычаги, планирование, программирование, прогнозирование.


 

42. Система органов государственного управления наукой.


 

43. Органы государственного управления социально-потребительским комплексом: розничной торговлей, общественным питанием, бытовым обслуживанием населения, жилищно-коммунальным хозяйством.

Отрасли, обеспечивающие производство и доведение до населения материальных благ и услуг, входят в состав социально-потребительского комплекса. К ним относятся: торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство.

Регулирование социально-потребительского комплекса осуществляет Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство торговли. Регулирование отрасли бытового обслуживания населения обеспечивает Белорусское государственное объединение бытового обслуживания населения и управления бытового обслуживания облисполкомов и Минского горисполкома.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.