Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исторический аспект стратегического управления территориями






Первые попытки планирования социально -экономического развития территории в нашей стране были предприняты еще в 20 - 30 г.г. XX в. В 1929 г. был принят первый (хотя в те годы так не называемый) стратегический план развития народного хозяйства - пятилетний план развития СССР, в котором была поставлена задача увеличения объема промышленного производства к 1933 г. в три раза по сравнению с 1928 г. За годы советской власти в СССР был накоплен большой опыт регионального/территориального планирования. Территориальное планирование представляло собой особый вид (направление) народно-хозяйственного планирования, осуществлялось теми же органами, и в те же сроки. Каждый план экономического и социального развития (страны, союзных республик, краев, областей и др., а также отраслей народного хозяйства) должен был иметь свой территориальный разрез. Основными задачами территориального планирования провозглашались совершенствование территориальной организации общественного производства; осуществление дальнейших прогрессивных сдвигов в размещении производительных сил, которые должны были обеспечивать экономию общественного труда; комплексное и высокоэффективное развитие всех союзных республик и экономических районов, каждого региона страны на основе их рациональной специализации; создание оптимальных динамичных пространственных пропорций производства и распределения продукции; совершенствование систем расселения населения; охрану природы и улучшение окружающей среды. Региональное планирование в СССР опиралось на системы экономических районов страны, формировавшихся территориально-производственных комплексов, административно-территориальных единиц. Переход России к рыночной экономике в конце 80-х годов XX в. повлек за собой разрушение складывавшейся десятилетиями системы планового централизованного управления развитием регионов. При этом возникновение иных, чем государственная, форм собственности привело к потере региональными органами власти контроля за деятельностью хозяйствующих и формирующих своей деятельностью социально- экономический облик территории субъектов. Невозможность использования сложившихся в СССР методов управления социально-экономическим развитием регионов выдвинула на повестку дня разработку, прежде всего, новой методологии стратегического регионального управления. Начиная с 2000 - 2001 г.г. в стране постепенно разворачивается работа по возобновлению как федерального, так и регионального, и муниципального стратегического планирования. Началу этой работы во многом также способствовал накопленный в европейских государствах позитивный опыт стратегического планирования развития крупных промышленных городов таких, как Мюнхен, Бранденбург, Дортмунд, Штуттгарт (Германия), Антверпен (Бельгия), Бирмингем (Англия), Барселона (Испания) и других. Движущей силой стратегического планирования в европейских городах стало обострение межрегиональной конкуренции в конце 80-х годов ХХ в. Именно тогда появилась необходимость во внутригородских интеграционных процессах на пути к достижению целей развития территории на основе творчества, инициативы и предприимчивости. В России локомотивом работ по стратегическому региональному развитию является Санкт-Петербург, в котором впервые в стране в 1997 г. силами трехсот организаций, заинтересованных в его реализации, был разработан Стратегический план развития Санкт-Петербурга. Сегодня крупномасштабные работы в этой области проводятся во всех субъектах федерации. В Тульской области первыми муниципальными образованиями (МО), возродившими практику стратегического планирования с 2000 - 2001г.г., стали три: МО «Веневский район», МО «Город Алексин и Алексинский район» и МО «Город Тула».

10. Школы стратегического управления: конструктивистские, дескриптивные

В настоящее время широко известны и разработаны три конструктивистские теории стратегического планирования и управления, позволяющие сформулировать конкретные стратегии развития организации в соответствии с современными представлениями экономической науки. Это – школа дизайна (Эндрюс), школа планирования (Ансофф), школа позиционирования (Портер).

Три общих основных положения, на которых базируютсяконструктивистские теории стратегического планирования:

- стратегии формулируются как набор жестких предпочтений, хорошо продуманных заранее;

- стратегии формулируются высшим руководством организации, исходя из системы ценностей, миссии и культуры компании;

- внешняя среда организации достаточно постоянна в своих качественных параметрах во времени и может быть исследована имеющимися в распоряжении высшего руководства приемами и методами.

Отличительные черты:

- для школы дизайна: стратегия каждой организации в конкретный временной промежуток уникальна и ее формулирование есть результат искусства и профессионализма высшего руководства;

- для школы планирования: весь процесс формулирования стратегии может быть максимально формализован.

- для школы позиционирования: основываясь на результатах качественно проведенного анализа, высшее руководство может выбрать одну или несколько общих стратегий, представляющих собой стандартные решения для любых типов организаций.

Именно в силу своей простоты и возможности формализации процесса анализа и стратегического выбора школы планирования и позиционирования имели огромный успех у менеджеров-практиков в 70-е и 90-е гг. 20 века. Однако любые конструктивистские теории имеют «срок своего эффективного действия», когда положенные в их основу идеи наиболее адекватно отображают реальные экономические процессы с позиций современного уровня.

С течением времени постулаты, положенные в основу рассмотренных конструктивистских теорий, стали вызывать определенные сомнения. Попытки их разрешения позволили сформировать несколько направлений в теории стратегического менеджмента. Они относятся к дескриптивным, (описательным), позволяющим анализировать исследуемое явление и получать новые качественные выводы. Сюда относятся школы предпринимательства, обучения, власти, когнитивная и культуры. Почти все эти школы не производят разделение стратегии фирмы на составляющие элементы. Это не позволит сделать выводы о конечном итоге и результате стратегии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.