Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура Европейского Союза






Общая характеристика ЕС:

Состоит из совокупности взаимосвязанных органов. Особенность: структура неоднородна по своему составу (органы и институты). Термин «институт» относится к таким структурным элементам ЕС, которые обеспечивают осуществление его основных задач и наделены полномочиями принимать юридически обязательные решения. Ко всем остальным структурным элементам применяется термин «орган».

Основной акт – Римский договор 1957 года (часть 5) + в отдельном протоколе прописан статут суда.

Что касается деятельности Союза в рамках 2 и 3 опоры – компетенция органов прописана в Маастрихтском договоре.

Первоначально в Римском договоре ст. 7 закреплено: деятельность ЕС обеспечивают:

· Европейский парламент

· Совет Европейского союза

· Европейская Комиссия

· Суд ЕС;

· Счётная палата/Европейский суд аудиторов

· Евроцентробанк;

· Европейский Совет.

Каждый институт имеет собственные правила процедуры – внутренние регламенты. Определяют порядок функционирования органа или института (Rules of procedures).

Внутренний регламент есть у каждого института ЕС, а также некоторые органы (Комитет регионов и Евроюз).

Только 3 участвуют в процессе принятия юридически-значимых решений (Парламент, Комиссия и Совет).

Структура Союза тесно связана с развитием европейского интеграционного процесса, в т.ч. Союз расширялся засчёт принятия новых государств-членов и др.

 

29.03.2012

Органы по компетенции:

1. финансовые (Европейский инвестиционный фонд)

2. консультативные (Европейский экономический социальный комитет, Комитет регионов)

3. межинституциональные (Служба по осуществлению официальных публикаций ЕС, Служба по подбору персонала, Европейская административная школа);

4. вспомогательные (различные агентства ЕС – создаются институтами ЕС для выполнения различных задач. Функционировало 22 агентства: европейский институт по гендерному равенству, европейское медицинское агентство, европейское агентство по охране окружающей среды, агентство по обеспечению безопасности на море, европейское агентство по повышению квалификации).

Раньше ЕС был органом, сейчас это институт. Это орган политического планирования. Заседания – не реже 2 раз в год, чаще 4 и более. Принимают участие первые лица государств – премьер-министры, президенты, а также участие принимает Председатель Еврокомиссии (это всё институты).

Европейский Совет не принимает юридически обязательные акты. В рамках Совета обсуждаются стратегические направления развития ЕС. Председателем Европейского Совета одновременно является Президент Совета ЕС. Итоговым актом работы является заключение, по итогам каждой сессии.

 

Европейский парламент:

Представительный институт ЕС. Первоначально состоял из представителей государств-членов. В 1976 году Совет принял решение о формировании Европейского Парламента на основе всеобщего избирательного права – прямые выборы. Первые выборы – 1979 году. Проходят выборы каждые 5 лет на территории ЕС. Существенным образом этот акт был изменён в 2002 году. Сейчас этот акт устанавливает общие принципы избирательной процедуры, они являются обязательными для всех государств-членов и м.б. конкретизированы в национальном праве (в большинстве государств используется система партийных списков – избиратели подают голоса за списки кандидатов). Чтобы определить количество мандатов в странах используют разные методы – д’Ондта, система единого передаваемого голоса- голосование за отдельных кандидатов с указанием порядка предпочтения избирателей.

Исходя из национальных особенностей, государства могут создавать округа для проведения выборов. Выборы осуществляются посредством всеобщего прямого, свободного и тайного голосования.

Акт о прямых выборах содержит перечень должностей, которые несовместимы с должностью депутата Европарламента. Срок полномочий – 5 лет, возможно досрочное прекращение полномочий. Обладает привилегиями и иммунитетом. В настоящее время Парламент работает с созывом 2009 года – 736 депутатов. Члены Парламента не объединяются в национальные делегации, они движимы едиными интересами Евросоюза. Формируют политические группы на основе общих политических интересов. В настоящее время насчитывается 7 групп – Европейская народная партия (Европейские демократы), Социалистическая партия, Альянс демократов из Европы, Зелёные, Союзы Европы нации и др.

Европарламент однопалатен и работает в сессионном порядке, руководствуясь внутренним регламентов. Глава – Председатель, 2, 5 года. Председатель руководит заседаниями, осуществляет административные и дисциплинарные функции, некоторые внешнеполитические функции.

Структура:

· Бюро

· Конференция председателей

· Секретариат

Бюро состоит из Председателя, 14 лиц председателя, 7 квесторов. Квесторы – советники по разным вопросам.

Конференция – председатели политических групп, парламентские комиссии. Основная функция – определение повестки дня и организация прений.

Комитеты – около 20. Различаются по времени, полномочиям (общие, специальные).

Секретариат – отвечает за техническую сторону работы Европарламента, состоит из секретаря и различных специалистов.

Парламент – сессионный институт (второй вторник марта). Одновременно находится в 3-х городах. В Брюсселе – генеральный секретариат, Страсбург – пленарные заседания.

Компетенция:

1) законодательные:

· принимает НПА совместно с Советом. Окончательно акт принимает Совет, но ему требуется одобрение Парламента. Если Парламенту проект не понравился, то проект отправляется на доработку в Еврокомиссию. Такая процедура действует не всегда, например, в некоторых областях Совет может принимать решение самостоятельно, только проконсультировавшись с Европарламентом.

· в какой-то мере Парламенты принадлежит право законодательной инициативы. Комиссия ежегодно готовит доклад.

· принятие нового члена в ЕС – одобрение Парламента требуется.

2) бюджетные:

· проект бюджета подготавливается Еврокомиссией и представляется Европарламенту. Европарламент принимает бюджет в целом (или отклоняет его). Вносит изменения можно только по статьям необязательным. Если проект не понравился – на доработку в Еврокомиссию;

· утверждает отчёт об исполнении бюджета, делает на основании документов, которые представляются Счётной Палатой.

3) контрольные:

· действует система сдержек и противовесов. Европарламент осуществляет контроль за деятельностью Еврокомиссии и Советов. Они обязаны представлять доклады по итогам своей деятельности. Затем евродепутаты имеют право задать любые вопросы членам Комиссий и Советов. В случае неудовлетворительной оценки Комиссии Парламент может принять резолюция порицания, в которой ставится вопрос о недоверии Европейской Комиссии.

· может принимать петиции от граждан. Комитет по петициям. Есть омбудсмен.

4) внешнеполитические:

· если в Европарламент поступает запрос, то он даёт заключение в отношении МД, который планирует заключить ЕС. На заседаниях может обсуждать любой вопрос, который связан с внешнеполитической деятельностью ЕС, по инициативе к-л из политических групп, принимается декларация, которая не носит обязательного характера.

Консультация и контроль. Решения принимаются абсолютным большинством. Кворум – не менее трети от общего списочного состава. Также взаимодействие Европарламента с омбудсменом.

 

Совет Европейского Союза:

Многие считают, что это основной институт. Его деятельность также регулируется учредительными актами, а также внутренними регламенты (сейчас действует 7 по счёту, первый – 1952 год). В состав СЕС – полномочные представители правительств государств-членов на уровне министров. Совет как институт тесно связан с такой категорией, как «формация» (configuration). Совет функционирует в рамках формации.

Формация – способ комплектования Совета в зависимости от характера обсуждаемых вопросов.

В сессиях каждой формации участвуют те министры, которые ответственны за соответствующую сферу или отрасль управления.

1 формация – формация Общие вопросы и внешние сношения – основная формация. Как правило, объединяет министров иностранных дел государств-членов. Решаются вопросы внешней политики и проблемы, которые затрагивает ЕС в целом (общие вопросы). Например, формация Внутренние дела включает в себя министров внутренних дел.

Перечень формаций определяется самим Советом:

1 формация – Общие вопросы и внешние сношения.

2 формация – Экономические вопросы

3 формация – Правосудие и внутренние дела

4 формация – Занятость, социальная политика, здравоохранение и потребители.

5 формация – Конкурентоспособность: внутренний рынок, научно-исследовательская деятельность.

6 формация – Транспорт, телекоммуникации, энергия.

7 формация – С/х и рыболовство.

8 формация – Окружающая среда.

9 формация – Образование, молодёжь и культура.

Помимо формаций Совет может собираться на уровне руководителей государств – Совет глав государств и правительств – похож на Европейский Совет, который собирается из глав правительств, но он не будет включать Председателя Еврокомиссии.

Совет может пригласить к участию специалистов из Еврокомиссии. В зависимости от формации, на заседание Совета будет приглашён комиссар, который ответственен за подобную сферу.

Место нахождения – Брюссель. В апреле, июне, октябре – в Люксембурге. В исключительных случаях заседание Совета может быть проведено в любом другом месте. Председатель с учётом ежегодной программы представляет повестку для каждой сессии. Сессии не являются открытыми. Обсуждение вопросов в рамках сессии – объект профессиональной тайны.

Ключевые элементы:

1. Председатель

2. Комитет постоянных представителей

3. Комитеты и рабочие группы

4. Генеральный Секретариат и его руководитель

Председатель: обеспечивает применение внутреннего регламента, обязан следить за тем, чтобы работы Совета протекала надлежащим образом, поэтому он организационно может сделать многое – ограничить время выступления, количество выступающих, устанавливать порядок очередности.

Комитет постоянных представителей: основной вспомогательный орган Совета. Членами являются постоянные представители государств-членов. Все вопросы, которые вносятся в повестку дня подлежат предварительному изучению Комитета, если Совет не решит иначе.

 

05.04.2012

В структуре Совета от 250 до 300 рабочих групп.

Генеральный Секретариат: вспомогательный орган, возглавляется Генеральным Секретарём, 2, 5 тыс. сотрудников. обеспечивает правовую форму деятельности Совета. Генеральный Секретарь или его заместитель вносят на рассмотрение проект сметы расходов. Назначается Ген. секретарь квалифицированным большинством членов Совета.

Законодательные полномочия:

Директивы, рамочные решения. К законодательному процессу не относятся обсуждения, кот. считаются мерой внутреннего характера; административно-бюджетные акты и акты, не имеющие обязательной силы.

2 вида взаимодействия:

· совместное принятие решения – Совет действует в связке с Европейским Парламентом: право наложить вето.

· сотрудничество – право отлагательного вето, которое м.б. преодолено единогласным решением.

Полномочия в сфере исполнительной власти: формирует советы или органы Союза, налагает штрафы.

Заключение МД: м. заключать от имени Союза.

Бюджет: совместно с Европарламентом принимается бюджет ЕС (около 400 млрд евро).

Общая внешняя политика и политика безопасности: произошли изменения после принятия Лиссабонского договора – Союз может вырабатывать собственную внешнюю политику. Были созданы силы быстрого реагирования, которые состоят из военного персонала государств-членов ЕС. Были созданы 3 Комитета: Комитет по вопросам политики и безопасности; Европейский объединённый военный комитет; Европейский объединённый военный штаб.

Решения в рамках Совета принимаются на основе голосования. Изначально действовал принцип единогласия, но начиная с 1986 года этот принцип начал вытесняться принципом квалифицированного большинства. Остаются вопросы, которые требуют единогласного принятия решения: налогообложение, политика безопасности и т.д. По этим вопросам каждое государство обладает правом вето. Все остальные вопросы – квалифицированное большинство (положительные голоса – 62 % общей численности ЕС).

 

Еврокомиссия:

Институт постоянно действующий, не сессионный. Процесс формирования сложный:

1 этап: выдвигается кандидатура председателя Советом на основе квалифицированного большинства;

2 этап: одобрение кандидатуры Европейским Парламентом.

3 этап: одобренный кандидат совместно с национальными правительствами участвует в подборе кандидатур. Члены Еврокомиссии – бывшие министры государств-членов.

4 этап: получение одобрения Европарламента.

Парламент не имеет права воздействовать на состав Еврокомиссии, но они заслушивают каждого кандидата.

5 этап: утверждение председателя Советом на основе квалифицированного большинства.

Срок действия – 5 лет, увеличен с 4-х Маастрихтским договором. Общее правило: количество еврокомиссаров = количеству государств-членов. Возможно иметь только 1 представителя от 1 государства-члена = 27 членов.

Еврокомиссия ответственна перед Европарламентом. Государства-члены не обладают и не располагают таким правом досрочно прекращать полномочия Еврокомиссии.

Решение об импичменте комиссара принимает Суд на основании решении Совета или Еврокомиссии.

Принудительное прекращение полномочий:

· не отвечает профессиональным критериям

· виновен в серьёзном проступке.

Каждый член Еврокомиссии является носителем определённого портфеля, явл. ДЛ, кот. отвеч. персонально за определённую отрасль управления – Комиссары по определённым делам. Портфель каждого комиссара м. вкл. несколько блоков вопросов. Каждый комиссар имеет личный персонал: кабинет, шеф кабинета.

Среди отделов Еврокомиссии важное место занимают генеральные директораты. Это органы отраслевого управления, их 36. Каждый из генеральных директоратов подразделяются на директорат, а те – на отделы (unit).

Есть и другие департаменты – Юридическая служба.

Общее руководство – председатель, который д. получить вотум доверия со стороны Парламента (ст. 217 Маастрихтского договора – функции: требует досрочной отставки, назначает заместителей, есть внешнеполитические функции (переговоры)). Заседания созываются председателем, проводятся каждый четверг, кворум 14 человек.

Полномочия Еврокомиссии:

Еврокомиссия – первичный инициатор норм ЕП. Право инициативы, в т.ч. в законодательном процессе.

· сбор и анализ данных по соответствующему вопросу; сбор информации. Комиссия собирает любую информацию и осущ. любые действия, которые требуются для выполнения возложенных задач.

· Комиссия – первый исполнительный орган, имеет право указывать государствам на неисполнение ими учредительных договоров;

· вправе обратиться в суд с иском о неисполнении обязательств государством и просьбой наложить штраф;

· разрабатывает и исполняет бюджет Союза, отчитывается об этом;

· Комиссия ведёт от имени союза переговоры о заключении МД;

· открывает представительства в других государствах;

· устанавливает отношения с международными организациями, специализированными учреждениями, Советом Европы;

· право законодательной инициативы – исключительное право, мощный рычаг воздействия на политику: все НПА, кот. приним. самостоятельно Советом или с Европейским Парламентом, рассматриваются на основе положений, вносимых Еврокомиссией.

Принимает решение на основе простым большинством голосов.

 

Европейский суд аудиторов – Европейская Счётная Палата:

Создан в 1975 году, подписан договор «Об осуществлении финансового аудита Европейских Сообществ». Причина создания: сообщества приобрели самостоятельный бюджет, а там, где есть бюджет – есть необходимость контроля бюджетный средств. Контроль д.б. независимым.

Счётная палата изначально состояла из 9 человек, а затем – 27. Требования к кандидатам:

· наличие практического опыта в области осуществления аудита;

· признанный авторитет.

Избираются Советом на основе единогласного голосования после консультации с Парламентом. Срок полномочий – 6 лет. Президент Счётной Палаты – на срок 3 года.

Члены полностью независимы и не должны получать никаких инструкций от своих правительств. Компетенция: проверка расходов. Осн. функция: контроль, что бюджет расходуется правильно, что тем самым Счётная Палата показывается, что система работает открыто и эффективно.

Ежегодно представляются доклады Европарламенту и Совету по результатам аудиторской проверки за истекший год. Персонал – 800 человек (судьи, переводчики, администраторы, аудиторы всех групп – подготавливает проекты доклада, на основе кот. Суд примет решение). Совершает выездные проверки. Также могут выехать в любое 3-е государство, которое получило финансовую помощь.

Счётная Палата на имеет реальных полномочий. Когда обнаружится нарушение, информируют ОЛОВ – Европейский антикоррупционный офис.

Доклады, мнения судей публикуются официально. Цель –информирование граждан о своей работе.

Отличия от нац. правовой системы: когда даётся сбой, система начинает работает на самосохранение. В ЕС захотели, чтобы не было такого желания у гос. служащих и они максимально открыли её.

 

Омбудсмен ЕС:

Создана в 1994 году на основании решения Европейского Парламента. Работает тесно с Европарламентом. Назначается ЕПарламентом на срок полномочий ЕП-та.

Требования для кандидата:

· гражданство государства-члена ЕС;

· кандидат д. соответствовать условиям, которые предусмотрены на избрание высшей судебной должности в своей стране.

· обладает признанной компетенцией и опытом для выполнения обязанностей Омбудсмена.

Прекращает свои обязанности: по истечение срока полномочий, отставка. М.б. отстранён Судом ЕС по требованию ЕП-та.

Омбудсмен осуществляет свои обязанности в личном качестве, действует в общих интересах союза и граждан. В течение срока полномочий не может заниматься иной работой.

Вознаграждение и пенсии: приравнен к судье Суда Европейского Союза.

Деятельность направлена на содействие обнаружению нарушений порядка управления деятельности институтов и органов ЕС (за исключением судебной системы). Он обнаруживает нарушения и делает рекомендации с целью их прекращения.

Гражданин, ФЛ, ЮЛ может непосредственно или ч/з депутата ЕП-та направить жалобу Омбудсмену. Она должна касаться только нарушения порядка управления деятельности института или органа ЕС. Омбудсмен, получая жалобу, обязан незамедлительно проинформировать орган или инфтитут. Жалоба не д.б. анонимна, но она м.б. конфиденциальна.

Право на подачу жалобы м.б. реализовано в течение 2-х лет, с момента, когда лицу стали известны факты, составляющие основания.

Жалоба не д. предшествовать прямому обращению в заинтересованный орган (?). А жалоба, затрагивающая трудовые отношения, не м.б. подана до тех пор, пока не будут исчерпаны все иные возможности.

На основании жалобы осуществляет расследование. О своих действия информирует орган и институт. Орган/институт вправе предоставить любые полезные замечания Омбудсмену. Орган обязан предоставить запрашиваемую информацию и они обязаны предоставить доступ к соотв. материалам. Отказ – только на осн. секретности.

В случае, если Омбудсмен получает доступ к материалам под грифом «секретно» - не имеет права разглашать информацию.

ДЛ органов/институтов обяз. давать информацию по требованию Омбудсмена. Та же ситуация – с государствами-членами: их органы также обязаны предоставить и обеспечить информацию, которая поможет выявить нарушения в порядке управления. Если орган или государство-член не оказывает содействие, Омбудсмен информирует об этом ЕП-т. Не вправе предавать гласности информацию и документы, которые он получил в процессе.

Если получает инф-ию, подпадающ. под действие УП, то д. поставить в известность соотв. национальный орган.

В случае обнаружения нарушений порядка управления – информирует институт, предоставляя предварительные рекомендации. Институт в теч. 3-х мес. д. предоставить детальное заключение о принятых действиях.

Омбудсмен отправляет доклад органу. Лицо, которое направило жалобу, д.б. проинформировано о результатах расследования, о заключении, любых рекомендациях Омбудсмена.

В конце каждой сессии предоставляет отчёт о результатах. Количество дел растёт с каждым годом.

 

12.04.2012

Европейская публичная служба:

С 2004 года действует новая градация служащих: весь персонал делится на 2 функциональные группы: управленцы-администраторы (ADM) и ассистенты (AST). ADM делится 16 разрядов, AST – на 11. В Европе большой конкурс на вакантную должность в ЕС, ежегодно тысячи претендентов. Гос. служащим ЕС может быть предоставлена оплата лечения. Требования к гос. служащим: высшее образование либо сделали блестящую карьеру в узкой области у себя в стране; знание 2-х языков: англ. и фр.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.