Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методология социального прогнозирования






Прогноз – это вероятностное, основанное на научных данных, предположение.

Социальные прогнозы делятся:

– на социально-медицинские (здравоохранение, включая физическую культуру и спорт);

– социально-географические (перспективы дальнейшего освоения земной поверхности, включая Мировой океан);

– социально-экологические (перспектива сохранения равновесия между состоянием природной среды и жизнедеятельностью общества);

– социально-космические (перспектива освоения космоса);

– экономические (перспектива развития народного хозяйства, во-обще экономических отношений);

– социологические, или социальные в узком смысле (перспектива развития социальных отношений);

– психологические (личность, ее поведение, деятельность);

– демографические (рост, половозрастная структура, миграция на-селения);

– филолого-этнографические, или лингво-этнологические (развитие языка, письменности, личных имен, национальных традиций, нравов, обычаев);

– архитектурно-градостроительные (социальные аспекты расселения, развития города и деревни, жилища, вообще обитаемой среды);

– образовательно-педагогические (воспитание и обучение, развитие кадров и учреждений в области народного образования – от детских яслей и садов до университетов и аспирантуры, включая подсистемы повышения квалификации и переподготовки кадров (самообразование взрослых, образование родителей, дополнительное образование и др.);

– культурно-эстетические (материально-техническая база искусства, литературы, всей культуры; художественная информация, развитие кадров и учреждений культуры – книжного, журнального, газетного дела, радио и телевидения, кино и театра, музеев и парков культуры, клубов и библиотек, памятников культуры и т.д.);

– государственно-правовые, или юридические (развитие государства и законодательства, права и криминологии, вообще правовых отношений);

– внутриполитические (внутренняя политика своей и другой страны);

– внешнеполитические (внешняя политика своей и другой страны, международные отношения в целом);

– военные (военно-технические, военно-экономические, военно-политические, военно-стратегические, военно-тактические, военно-организационные прогнозы).

При прогнозировании используются методы:

1) анкетирования (интервьюирование, опрос) – опрос населения, экспертов с целью упорядочить, объективизировать субъектные оценки прогнозного характера. Большое значение имеют экспертные оценки;

2) экстраполирования и интерполирования (выявление промежуточного значения между двумя известными моментами процесса) –построение динамических рядов развития показателей прогнозируемого явления на протяжении периодов основания прогноза в прошлом и упреждения прогноза в будущем (ретроспекции и проспекции прогнозных разработок);

3) моделирования – построение поисковых и нормативных моделей с учетом вероятного или желательного изменения прогнозируемого явления на период упреждения прогноза по имеющимся прямым или косвенным данным о масштабах и направлении изменений. Наиболее эффективная прогнозная модель – система уравнений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.