Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия Возрождения.






Возрождение (по-французски – Ренессанс) – эпоха, охватывающая в основном XIV–XVI вв. Эта эпоха является одним из ярчайших и динамичных периодов в истории западноевропейской культуры, чьи виднейшие мыслители – Франческо Петрарка, Никколо Макиавелли (1469–1527), Эразм Роттердамский (1469–1536), Николай Кузанский (1401–1464), Леонардо да Винчи (1452–1519), Николай Коперник (1473–1543), Джордано Бруно (1548–1600) и многие другие.

Если средние века – это религиозная эпоха, то Возрождение – эпоха художественно-эстетическая. Если средневековье относилось к античности как к авторитету, то Возрождение относится к античности как к идеалу. Авторитет воспринимают всерьез и следуют ему без дистанции, а идеалом восхищаются с неизменным чувством дистанции между ним и реальностью.

Несмотря на страстную влюбленность в античность, творцы Возрождения оставались христианами.Вторым великим движением эпохи Возрождения, теснейшим образом связанным с первым, явился гуманизм.

В наст.время под гуманизмом в основном понимают совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, его ценность как личности, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, стремление к созданию условий для достойной человека жизни. Когда же речь заходит о возрожденческом гуманизме, не следует упускать из вида, что гуманисты в противовес средневековому аскетизму развивали идею о самостоятельности, силе и могуществе человека, укрепляя у современников веру в свои поистине безграничные возможности. По сравнению со Средневековьем, постепенно ослабевает убеждение в греховности человека, испорченности человеческой природы, в необходимости божественной благодати.

Важнейшим аспектом мировоззренческой картины было то, что осуществляется колоссальный переворот в религии. Имела место Реформация. На базе католицизма вXVI в. появляется протестантизм. С одной стороны, он способствовал оживлению религиозно-филос. споров и дискуссий, что в конечном итоге благотворно сказалось на общей ситуации в филос. лагере, с другой же, он вел к поглощению ф-и религией. Предоставив дело спасения «одной лишь вере», реформация вытолкнула разум на поприще мирской практической деятельности, узаконив и освятив религиозным авторитетом предпринимательство и другие формы деловой активности.

Николай Кузанский – автор новоевропейской диалектики. Отправляясь от христианской идеи, что Бог является вершиной иерархии бытия, Н.К. развил 3 главные идеи своего учения: 1) идея «ученого неведения»; 2) концепция о совпадении абсолютного максимума и абсолютного минимума; 3) структурно-математический метод.

1: К познанию бесконечного мы движемся через конечные вещи, которые должны нас приближать к бесконечному. Но, сколько бы мы ни двигались по этому пути, наш разум всё же не может постичь Истину во всей полноте, поэтому должно иметь место ученое неведение, т.е. интуитивное постижение истины интеллектом, где преодолевается зазор между конечным и бесконечным.

2: Бесконечное возникает в нашем сознании путем определенного скачка. Бесконечное бессмысленно умножать, делить и т.д., т.к. в итоге будет бесконечность. Т.е. существует абсолютный максимум, который не страдает ни от каких конечных операций. Но, будучи в этом смысле неделимым, он есть также и абсолютный минимум. Исходя из этого, Н.К. делает вывод о совпадении противоположностей в бесконечности.

3: Этот метода стал предшественником математического анализа. В основе лежит идея понятия «бытие-возможность» - это зародыш для миров, это дифференциал всего мирового развития, сжатый и стянутый максимум, который есть подобие божественного максимума. Н.К. с помощью своей идеи бесконечности характеризует всеобщее свойство культуры Ренессанса – устремленность к бесконечности.

10Философия Нового времени: эмпиризм, рационализм, сенсуализм.

После Возрождения в европейской истории наступает эпоха Нового времени, начальный этап которой принято определять как период становления современной науки. При всей сложности и противоречивости происходящих в данный период процессов, XVII ст. чаще всего называют великим веком науки, первым этапом научной революции XVII–XVIII вв.

Мощный толчок развитию науки дала астрономическая революция, началом которой принято считать появление в 1543 г. сочинения Николая Коперника «Об обращениях небесных сфер». Гелиоцентрическая идея, сформулированная польским ученым, со второй поло-вины XVI в. начинает прокладывать себе дорогу.Причем теория гелиоцентризма в том виде, как она была изложена в труде Коперника, претерпевает существенные изменения в работах его последователей – датчанина Тихо Браге, немца Иоганна Кеплера, итальянца Галилео Галилея и англичанина Исаака Ньютона.

Великие открытия, сделанные в ходе научной революции, позволили передовым ученым того времени осознать, что познание процессов, связанных с движением планет, должно направляться на выявление их числовых величин и математ. функций. Эти мысли получают наиболее четкое и систематическое выражение в творчестве Галилея. Он закладывает основы нового рода науки – математического естествознания, базирующегося на данных эксперимент.метода, результаты которого должны проверяться на опыте. Галилей первым сделал эксперимент и математ. анализ интегральной частью своей научной деятельности.

 

К великим достижениям Ньютона относятся: открытие и формулировка закона всемирного тяготения, основного закона «небесной механики», разработка трех основных законов классической механики, изобретение дифференциального и интегрального исчисления.

Все эти ученыедумали, что с помощью одних только физико-математ. методов можно дать исчерпывающее объяснение мира и всего того, что в нем происходит. Но против этой тенденции выступили виднейшие философы XVII в. Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза и другие. При всей их увлеченности научными изысканиями они отстаивали мысль об автономности философского знания. На передний план в ф-и выдвигается проблема поиска «истинного» метода познания, используя который наука может прийти к достижению абсолютной истины. Основу этого метода философы, правда, видят по-разному: то в чувственном опыте, в несомненности эмпирического, индуктивного знания, то в логико-дедуктивном, рационалистическом знании. Эмпиризм: Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс и Джон Локк. Рационализм: Рене Декарт, Спиноза, Лейбниц.

Бэкон осуществлял настойчивый поиск научного метода на базе механического мышления. Задача человека – правильно истолковать природу. Познавательному процессу мешают идолы рода (предрассудки нашего разума), идолы пещеры (предрассудки познавательной деятельности, обусловленные нашим индивидуальным положением в обществе), идолы рынка (связаны с неточностью языка, с использованием слов с готовыми значениями), идолы театра (человек подчиняется авторитетному мнению).

У истоков рационализма стоит Рене Декарт. Он считал, что незыблемым основанием для становления науки является идея «Мыслю – следовательно, существую». У него на 1-м месте не объективно-мыслительный процесс, как это было в античности, а субъективный. Он разделяет мир на объект и субъект, чего не знала ни античность, не средневековье. Это расщепление на протяжении 500 лет являлось методологической основой научного познания, т.к. оно ориентировано на поиск объективной истины.

Просвещением принято называть период между Английской буржуазной революцией 1688–1689 гг. и Великой французской революцией 1789–1794 гг. В ряде стран (Россия, Германия и США) Просвещение продолжалось до первых десятилетий XIX века.Просвещение началось в Англии, где его признанным вождем в конце XVII века стал Дж. Локк.Наиболее значительный вклад в пропаганду и развитие либеральный и эмпирических теорий внес выдающийся английский философ Дэвид Юм. В своих работах он защищал агностицизм и подвергал критике некоторые доказательства бытия бога, отрицал чудеса и утверждал, что религиозный фанатизм в истории являлся источником раздоров между людьми.

11Немецкая классическая философия: Кант, Гегель, Фейербах.

В отличие от своих предшественников, которые делали предметом исследования объект, т.е. природу, Кант сделал предметом философии познание субъекта. Кант говорил, что совершил «коперниканский переворот» в философии. Главным предметом философии, по Канту, является человек, «ибо он для себя есть своя последняя цель».По Канту, философия есть форма критики, а именно – выяснения границ рассудка, воли и способности суждения. Основные идеи отражены в трех работах этого периода: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

 

н считает, что духовные интересы человека выражаются следующими вопросами: 1) Что я могу знать? (метафизика, то есть философия); 2) Что я должен делать? (мораль); 3) На что я могу надеяться? (религия); 4) Что такое человек? (антропология). Эти 4 вопроса представляют собой «скелет» философской системы Канта.

Задача человека – «поднять культуру своей воли до самого чистого, добродетельного образа мысли, когда долг становится также мотивом поступков. Добродетели можно и должно учить». В отличие от предшественников, Кант считал, что не только на уровне разума, но и на уровне чувствительности мы достигаем единства, и на этом уровне возможны научные знания.

Идеи у Канта, в отличие от идей Платона – это представления о целях познания. Эти идеи регулируют процесс познания, побеждают познающего субъекта. По его мнению, познавательная способность задает принципы как себе, так и другим способностям.Познание человека начинается с ощущения, но с помощью ощущений человек познает лишь явления, а сущность вещей остается непознаваемой, т.к. мир бесконечен и всегда находится сущность более глубокого порядка. Поэтому вещи остаются «вещами-в-себе» и в процессе познания не становятся «вещами-для-нас». В этом состоит агностицизм Канта (учение, отрицающее познаваемость мира).

Гегель считал, что ф-я – есть эпоха, схваченная в мыслях. Задача ф-и – изучить мир как целое, во всех его многообразных связях и развитии.Гегель открыл три закона диалектики: 1) Закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий источник, движущую силу развития.2) Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные, раскрывающий механизм развития.3) Закон отрицания отрицания, раскрывающий направление развития (развитие по спирали).

Гегель также развивал учение о единстве логики, диалектики и теории познания, создал систему диалектической логики.Гегель выдвинул тезис: «Все действительное разумно, все разумное – действительно». Этот тезис был связан с его идеей тождества бытия и мышления.

Согласно Фейербаху, философия есть наука действительности в ее подлинности и целостности, но воплощением действительности является природа. «Природа создала не только мастерскую желудка, она воздвигла также храм мозга».Основной вопрос философии – вопрос о соотношении тела и души человека.Материя предшествует духу, бессознательность – сознанию, бесцельность – цели, чувственность – разуму, страсть – воле.

В центре философии Фейербаха – человек, но как родовое понятие, т.е. человек абстрактный. «Человек – единственный универсальный и высший предмет философии».В загадке человека – загадка всех мировых проблем. Поэтому философия должна изучать человека, она должна стать антропологией (наукой о человеке).Фейербах развивал идеи о земном происхождении религии и считал, что религия – это выражение чувственной зависимости человека от земной действительности, религия – это бессознательное самосознание человека.

Человек у Фейербаха выступает как дитя природы, высшее существо, которое не только обладает способностью к познанию, но его интересует и любовь, жизнь, счастье, надежда. Самое надежное доказательство существования – любовь. Для Ф. важна полнота человеческой жизни, а чувственность для него – более фундаментальная основа для бытия, чем мышление. Под чувственностью имеется в виду не только органы чувств, но и познание сердцем. Ф. предлагал создать религию любви, с помощью которой любовь стала бы основополагающей в общественных отношениях.

12Философия марксизма: диалектико-материалистическое понимание природы и истории.

Диалектика Гегеля и материализм Л. Фейербаха способствовали становлению диалектического материализма К. Маркса и Ф. Энгельса. Трудовая теория стоимости А. Смита и Д. Рикардо доказывали, что труд – источник всех богатств. На основе данной теории К. Маркс создал учение об определяющей роли материального производства в жизни общества и теорию прибавочной стоимости.

Соглашаясь с материальной позицией Фейербаха, Маркс считает, что физическая природа человека важна, но не она определяет сущность человека. Сущность человека задает совокупность общественных отношений (экономических, политических, правовых, религиозных и т.д.)

Марксизм – это система научных взглядов на объективные законы развития природы и общества, на революционное преобразование социальной действительности. Основные идеи марксизма таковы:

1. Связь теории и практики. «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело состоит в том, чтобы изменить его» (К. Маркс).

2. Создание исторического материализма, согласно которому материальное производство определяет развитие общества, т.е. общественное бытие определяет общественное сознание. Труд – «обмен веществ с природой», основа развития человека и его сознания.

3. Изменение способа производства ведет к изменению общественно-экономической формации. Совокупность производственных отношений составляет экономический базис, на котором возвышается политическая и идеологическая надстройки.

4. Проблема отчуждения человека в процессе капиталистического производства.

5. Человек есть совокупность всех общественных отношений.

6. Техника – это «неорганическое тело человека».

7. «Марксизм – не догма, а руководство к действию».

Творцами истории являются народные массы. Личность в истории, ее роль, зависит от знания ею законов истории и способности довести эти знания до народных масс. В итоге история – это естественный и закономерный процесс развития и смены общественно-экономических формаций.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.