Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Активизируiощие методы






Методы принятия решений

 

Активизирующие методы включают психологические методы и методы подключения новых интеллектуальных источников

Психологические методы в большей степени основаны на активизации мышления, к ним относятся методы: конференции идей, мозговой атаки, вопросов и ответов, «6-5-З».

Методы подключения основаны на приобщении человека к коллективному мышлению под надзором высококвалифицированного специалиста или искусственного интеллекта. К ним относятся: теоретико-игровой, метод наставничества, работа с консультантами.

Данные методы основаны на стимулировании и активизации сознания и подсознания человека.

Сознание — это мышление, отражение действительности, психическая деятельность по отражению действительности. Подсознание — область неясных, не совсем осознанных мыслей, чувств и представлений. Свойство подсознания запоминать огромные массивы информации называется гипермнезей, т.е. сверхпамятью. Именно в подсознании заложены колоссальный опыт, интуиция, основные навыки.

Подсознательное не является центром смысловой деятельности, но оказывает влияние на течение смысловых процессов. Философская основа такого подхода была дана З. Фрейдом.

Психологические методы призваны активизировать в большей мере сознание и насколько возможно — подсознание человека.

Преимущественно на уровне сознания реализуются методы: конференции идей, «6-5-З». Преимущественно на уровне подсознания применяются методы мозговой атаки, вопросов и ответов.

Метод конференции идей используется при проведении обсуждений важных проблем с целью разработки приемлемых решений. Он основан на стимулировании процесса мышления на уровне сознания. Правила ис-пользования данного метода:

— запрещается любая критика, в том числе позитивная, и насмешки;

— число участников — 4—12;

— формулируются 2—З зависимые друг от друга задачи;

— время обсуждения — 30—50 мин.;

— ведется запись всех предложений, в том числе и абсурдных;

— если решение не найдено, то проводятся новые обсуждения поставленных задач не ранее чем через 2—З дня.

Коллективное мышление в рамках регламентов часто приводит к эффективным оптимальным и даже к супероптимальным решениям.

Основа метода мозговой атаки — стимулирование мышления на уровне подсознания. Для этой цели на совещание специалистов приглашаются психологи, Психотерапевты, гипнотизеры. Работая в одной команде с разработчиками решения они призваны активизировать их подсознание, чтобы получить доступ человека к давно забытой или частично запомненной информации. В памяти человека имеется довольно большой массив информации, находящейся в различной форме готовности к выдаче. Подсознание является неиссякаемым источником человеческого духа, базой для интуиции и источником неосознанного появления блестящих идей.

Метод вопросов и ответов основан на предварительном составлении руководителем собрания или совещания набора вопросов для его участников. Вопросы формируются так, чтобы ответы на них могли выработать новый подход к решению рассматриваемых проблем. Руководитель должен иметь навыки психолога и социолога для того, чтобы вопросы могли активизировать подсознание участников вещания.

Правила использования данного метода

— число участников — 4—12;

— формулируются 2—3 зависимые друг от друга задачи

— руководитель последовательно задает подготовленные вопросы всем участникам совещания

— ответы могут быть в устной или письменной форме; в любом случае все ответы должны протоколироваться

— на совещании не допускаются коллективные обсуждения;

— время совещания — 30—50 мин.;

— окончательную отработку ответов осуществляет руководитель; он же принимает решения по теме совещания;

— если решение не найдено, то проводятся новые совещания поставленных задач не ранее чем через 2—3 дня.

Вариант акгивизирующих вопросов для данного метода

— Можно ли получить тот же результат, не используя данный продукт?

— Можно ли достичь тех же результатов, вообще не делая этой работы?

— Можно ля сделать продукт или работу более легкими?

— Можно ли сделать что-либо для ускорения процесса?

— Можно ли сделать это более приятным?

— Можно ли найти непортящуюся или более прочную форму?

— Можно ли сделать это более безопасным?

— Можно ли сделать это более полезным?

— Можно ли сделать это более удобным?

— Можно ли сделать это более чистым и аккуратным?

— Можно ли сделать это более надежным?

Метод 6-5-З используется при разработке решений по важным проблемам. Он основан на стимулировании процесса мышления на уровне сознания. Метод стимулирует состязательность и эрудицию разработчиков. Технология реализации данного метода:

1) собирают 6 специалистов;

2) каждый пишет на листе З идеи по обсуждаемому заданию (итого 6 листов по три идеи);

3) 6 листов размножают в 5 экземплярах. Автор З идей использует свой лист (итого ЗО экземпляров плюс 6 экземпляров авторских; итого 36 листов);

4) 5 специалистам отдаются листы с идеями других участников. У каждого 6 листов с 3 идеями;

5) по каждому листу другого специалиста придумывается еще З идеи.

Итого каждый специалист придумывает 18 идей-решений. Всего будет 108 идей. Таким образом, большой набор решений позволит выбрать наиболее достойное УР.

Метод наставничества реализует сильный эффект сочетания высокого профессионализма и свежего взгляда на проблему с позиций стороннего наблюдателя. Наставником признается специалист, который на практике может передать ученику свои опыт, знания и методику, а также имеет склонности к самообразованию и ПОВЫШСНИЮ своего профессионализма.

Метод стимулирует мышление всех участников процесса ПРУР. Методика применения данного метода: для решения конкретной проблемы формируется группа, состоящая из 6—10 человек. Состав группы включает

1—2 признанных специалиста в данном направлении

2—3 — со средним уровнем профессионализма

4-5 начинающих работников в данном направлении

В такой группе наиболее полно реализуется потребность в самовыражении, самопроявлении, информации и знаниях.

Метод работы с внешними консультантами основан на использовании универсальных подходов консультантов и специфического подхода специалистов к проблемам своей компании. Работа с внешними консультантами за последние 5—10 лет получила широкое развитие.

Консультант — это знаток передового опыта и методологии, специалист, накопивший навыки решения на практике разнообразных управленческих задач. Он имеет большую практику работы с разными компаниями, руководителями и специалистами. Консультанты используют в своей работе достижения статистики, психологии, социологии, менеджмента и информационных технологий.

Метод работы с внешними консультантами раскрепощает специалистов компании, дает им возможность высказать давно назревшие решения и получить независимые от руководства компании оценки. Часто наиболее эффективные решения предлагаются именно специалистами своей компании. консультант обеспечивает их лишь авторитетной поддержкой.

Управленческое консультирование — один из видов сторонней квалифицированной помощи с целью совершенствования и развития систем управления. Результатом является разработка набора решений либо по созданию нового процесса (это развитие), либо по усилению сильных сторон реального процесса и уменьшению слабых (это совершенствование). Этому предшествуют сбор информации, контроль, исследование и диагностика. За управленческим консультированием следует внедрение конкретных мероприятий.

Основные условия эффективного использования данного метода:

— наличие системы наставничества или системы работы с внешними консультантами;

применение его для ответственных решений, определяющих развитие отраслей, компаний, подразделений компании или судьбу их персонала.

Профессионализм реализации методов подключения новых интеллектуальных источников определяется квалификацией наставника или внешнего консультанта.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.