Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проверочный вопрос






Проверочными называются такие стимулы, которые непосредственно увязываются с основной задачей исследования и значимость или незначимость которых требуется установить. Проверочные стимулы в безынструментальной детекции лжи подразделяются на прямые и проективные.

Проверочные вопросы используются для установления факта причастности / непричастности опрашиваемого лица к тому или иному событию. Они также используются для проверки достоверности сообщенных обследуемым тех или иных действий, с их помощью верификатор проверяет правильность или неправильность выдвинутой нами версии. Поэтому на подготовительной стадии при формулировки проверочных вопросов мы выступаем в качестве аналитиков и разрабатываем ту или иную версию, которую и будем проверять.

Содержанием проверочных стимулов должны быть четкие и однознач­ные признаки совершенного противоправного деяния.

Основной принцип формулирования проверочного вопроса заключается в том, что при его задавании он должен вызвать значимую реакцию у причастного и состояние расслабления у непричастного человека.

Основной принцип формулирования проверочного вопроса в детекции лжи, как инструментальной так и безинструментальной, четко определил один из ветеранов и корифеев отечественной школы детекции лжи, сотрудник 30-лобаратории КГБ СССР Виктор Николаевич Федоренко следующим образом, проверочный вопрос это вопрос который «прямо (конкретно)обвиняет обследуемое лицо по теме проверки». Однако, это не значит что проверочные вопросы, вопросы прямого обвинения нужно задавать в прямой грубой форме. Такие вопросы, добавив в них слова с негативной коннотацией могут привести к тому что, даже сильный человек может выдать реакцию, что говорить о людях со слабой нервной системой. В этой связи есть еще один очень важный принцип что в проверочном вопросе должно быть смягчение обвинительного уклона путем замены негативно окрашенных эмоциогенных слов на более мягкие, но одинаковые по смыслу, например не «кража» а «хищение имущества», не «убийство» а «лишение жизни». Вопросы прямого обвинения необходимо трансформировать в сторону не прямого, а косвенного преступного знания. Например, не задавать вопрос «Пропавшие деньги взяли ВЫ?» а смягчить вопрос и задать его следующим образом «Вам известно точно (достоверно, наверняка) кто имеет отношение к пропаже денег?» итд. Говоря иным языком основная задача верификатора, усилить контрольный вопрос и смягчить проверочный. И если на мягкий проверочный вопрос верификатор видит весь симптомокомплекс маркеров лжи говорящего, это будет так же является дополнительным критерием причастности опрашиваемого лица.

Итак два основных принципа формулирования проверочного вопроса заключается в том что, проверочный вопрос прямо обвиняет опрашиваемое лицо по исследуемой теме и проверочный вопрос задается в виде косвеного преступного знания.

Еще одним очень важным принципом но уже не формулирование и задавания проверочного вопроса является принцип подготовленности проверочного вопроса, иначе говоря проверочный вопрос никогда не задается прямо в лоб он готовится контрольными или нейтральными вопросами, паузами и иным использованием контекста.

Схематично цели и задачи и критерии реакций на разного типа вопросов можно представить в следующей схеме.

 

Схема

 

 

Итак:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.