Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эластичность предложения. Эластичность предложения — степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене






Эластичность предложения — степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. Процесс возрастания эластичности предложения в долгосрочном и краткосрочном периодах раскрывается через понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия.

Неэластичное предложение — предложение, для которого процентное изменение цены больше процентного изменения объёма предложения. Для неэластичного предложения коэффициент эластичности меньше единицы.

Помимо цены на эластичность предложения влияют другие факторы:

1. цены других товаров (в том числе ресурсов). Речь идет о перекрестной эластичности предложения;

2. способность товаров к длительному хранению и стоимость их хранения;

3. фактор времени. Существование долговременных тенденций в изменении цен приводит к росту эластичности предложения;

4. уровень достигнутого использования ресурсов. Если резервов (людских, материальных и других) нет, то возможности реагирования предложения весьма ограничены;

5. степень монополизированности отрасли и возможности перелива капитала из других отраслей;

6. технологические особенности налаживания производства определенного товара (постройка судов и хлебопечение)

Говоря об эластичности предложения мы должны иметь в ввиду, что эти изменения происходят во времени, и следовательно, время становится одним из факторов эластичности. Прежде чем предложение полностью приспособится к новому уровню цен должен пройти определенный промежуток времени.

Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода:

Под краткосрочным понимается период, слишком короткий для осуществления каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. Например, садовод, вырастивший яблоки и приехавший на рынок их продавать, не может изменить количество предлагаемыx им яблок, какая бы ни сложилась рыночная цена. В этом случае предложение является неэластичным.

Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается.

Долгосрочный период п редполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых фирм в отрасль при расширении спроса на данную продукцию или уход из нее при сокращении последнего. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

13. Монополия

Монопо́ лия (от греч. μ ο ν ο — один и π ω λ έ ω — продаю) — это крупное капиталистическое предприятие, контролирующее производство и сбыт одного или нескольких видов продукции; это такая игра, при которой на рынке отсутствует конкуренция и функционирует одна фирма. Она производит уникальный, не имеющий аналогов продукт.

Виды монополий[править | править вики-текст]

· Естественная монополия (железная дорога, системы водоснабжения) — предприятия, объединённые единой сбытовой организацией, состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. При этом может быть такая ситуация, когда услуги компании имеют аналоги, но по общепризнанным нормам такая компания всё равно считается монополией (например, пассажироперевозки ж/д транспортом конкурируют с авиаперевозками, однако некоторые железнодорожные компании всё равно считаются монополией).

· Государственная (закрытая) монополия — монополия, созданная силой законодательных баёв, определяющих товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.

· Открытая монополия — временная ситуация, существующая в результате появления новой технологии или продукта в период, пока конкуренты не освоили данную технологию и производство данного продукта.

Другие виды экономических субъектов с привилегированным положением на рынке [править | править вики-текст]

· Чистая монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.

· Конгломерат, Концерн (в юридической практике — группа лиц) — несколько отрасле-разнородных, но финансово интегрированных субъектов (напр., в России — ЗАО «Газметалл»).

· Картель — договоренность (в том числе неформальная) о единой сбытовой политике.

· Синдикат — сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно (например, «Единая торговая компания» на рынке каустической соды).

 

Конкуренция - соперничество на рынке, вызванное стремлением каждого участника рыночных отношений получить максимальную прибыль. Выделяют несколько основных видов конкуренции.

• Совершенная конкуренция - конкуренция в условиях множества разобщенных продавцов и покупателей, ни один из которых не может оказать влияния на уровень цен (синоним - чистая, конкуренция.

• Несовершенная конкуренция - конкуренция в условиях рынка, предполагающего широкую дифференциацию продукта и сужающего возможности цены как средства захвата рынка (синоним - монополистическая конкуренция).

• Олигополистическая конкуренция - конкуренция в условиях незначительного числа продавцов и зависимости предпринимателей и продавцов от ценовой политики друг друга.

• Ценовая конкуренция - это конкуренция, предполагающая увеличение доли на рынке исключительно за счет эффективной ценовой политики.

• Неценовая конкуренция - конкуренция, предполагающая увеличение доли на рынке исключительно за счет неценовых факторов (технической новизны, уровня качества и надежности, условий кредита, объема и характера сопутствующих услуг).

В экономике говорят о деловой конкуренции хозяйствующих субъектов, каждый из которых своими действиями ограничивает возможность конкурента односторонне воздействовать на условия обращения товаров на рынке, то есть о степени зависимости рыночных условий от поведения отдельных участников рынка. В соответствии с Законом РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

С экономической точки зрения, конкуренция рассматривается в 3 основных аспектах:

1. Как степень состязательности на рынке;

2. Как саморегулирующий элемент рыночного механизма;

3. Как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

14. Несовершенная конкуренция

Несовершенная конкуренция – конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят. Ограниченность совершенной конкуренции приводит к тому, что большинство реальных рынков – это рынки несовершенной конкуренции.

 

Исходя из этого, предпосылками несовершенной конкуренции являются:

• значительная доля продаж на рынке у отдельных производителей;

• неоднородность продукта;

• наличие барьеров для входа в отрасль;

• несовершенство информации;

• участник конкуренции в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами;

• производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят;

• присутствие монополии (наличие одного производителя) или монопсонии (наличие одного покупателя); вмешательство государства в функционирование рынка.

Каждый из этих факторов в отдельности, или все они вместе, способствуют нарушению рыночного саморегулирования. Отдельные фирмы приобретают рыночную власть – могут влиять на уровень цен и объем предложения на рынке. Если на рынке совершенной конкуренции объем выпуска продукции фирмы не влияет на уровень рыночных цен, то на рынке несовершенной конкуренции такое влияние существует – поведение фирмы становится значимым в масштабах отрасли.

 

признаками несовершенной конкуренции являются:

1. демпинговые цены

2. создание входных барьеров на рынок каких-либо товаров

3. ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара по разным ценам)

4. использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной и торговой информации

5. распространение ложных сведений в рекламной или иной информации касаемо способа и места изготовления или количества товаров

6. умалчивание важной для потребителя информации

Потери от несовершенной конкуренции:

1. неоправданный рост цен

2. увеличение издержек обращения

3. замедление научно-технического прогресса

4. снижение конкурентоспособности на мировых рынках

5. падение эффективности экономики.

Совершенная конкуренция[править | править вики-текст]

Совершенная конкуренция — состояние рынка, при котором имеется большое число покупателей и продавцов, которые являются производителями, каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров.

Черты совершенной конкуренции не присущи ни одной из отраслей в полной мере. Все они могут лишь приближаться к модели.

Признаками идеального рынка (рынка идеальной конкуренции) являются:

1. отсутствие входных и выходных барьеров в той или иной отрасли производства;

2. отсутствие ограничений на количество участников рынка;

3. однородность одноименных представленных продуктов на рынке;

4. свободные цены;

5. отсутствие давления, принуждения со стороны одних участников по отношению к другим

Создание идеальной модели совершенной конкуренции является чрезвычайно сложным процессом. Примером отрасли, близкой к рынку совершенной конкуренции, может служить сельское хозяйство.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

15. Рынок труда — экономическая среда, на которой в результате конкуренции между экономическими агентами через механизм спроса и предложенияустанавливается определенный объем занятости и уровень оплаты труда.

Функции рынка труда:

Функции рынка труда определяются ролью труда в жизни общества. С экономической точки зрения труд — важнейший производственный ресурс. В соответствии с этим выделяют две главные функции рынка труда:

Социальная функция — заключается в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояния людей, нормального уровня воспроизводства производственных способностей работников.

Экономическая функция — рынка труда заключается в рациональном вовлечении, распределении, регулировании и использовании труда.

Рынок труда — экономическая среда, на которой в результате конкуренции между экономическими агентами через механизм спроса и предложения устанавливается определенный объем занятости и уровень оплаты труда.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.