Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социометрический метод в управлении.






Социометрический метод используется при анализе деловых и дружеских взаимосвязей в коллективе, когда на основе анкетирования сотрудников строится матрица предпочтительных контактов между людьми, которая также показывает и неформальных лидеров в коллективе.

Социометрический опрос

— метод сбора Первичной информации, используемый в социологии и социальной психологии для изучения структуры межличностных отношений в малых (контактных) социальных группах. Социометрический опрос является одним из самых распространенных социометрических методов. В процессе социометрического опроса используется опросный лист, где каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по различным вытекающим из задач исследования критериям (с точки зрения совместной работы, проведения досуга, участия в решении деловой проблемы и т.п.). Иными словами, респондентам предлагается выбрать по тем или иным социометрическим критериям одного или нескольких человек исследуемой малой группы.

Социометрический опрос отличается от других видов социологического исследования характером исходных данных, способами их представления, процедурой опроса и методами анализа собранной информации. В отличие от других видов опроса результатом измерения (ответом на вопрос) является здесь не характеристика респондента, а отношение между респондентами. Ответы всех членов группы на конкретный социометрический вопрос порождают определенную структуру отношений: каждому члену группы ставится в соответствие один или несколько других ее членов. Это отличие приводит к возникновению специальных способов представления собранных данных. Полученная в результате опроса структура представляется в виде особого рисунка (социограммы) или таблицы (социоматрицы).

8. Убеждение как метод социально-психологического воздействия.

Методы психологического воздействия - основные инструменты, с помощью которых оказывается влияние на сознание и подсознание людей.

Убеждение как метод психологического воздействия – логически аргументированное воздействие на рациональную сферу сознания людей. Убеждение всегда ориентировано на интеллектуально-познавательную сферу психики людей и групп.

Целью убеждения является создание, усиление или изменение взглядов, мнений, оценок, установок у объекта воздействия с тем, чтобы последний принял точку зрения убеждающего и следовал ей в своей деятельности и поведении. Важной особенностью убеждения является то, что степень убеждающего воздействия в значительной мере зависит от степени заинтересованности в этом человека или группы, на которых оно направлено.

Убеждающее воздействие должно соответствовать определенным требованиям:

► его целесообразно использовать лишь тогда, когда люди в состоянии проанализировать полученную информацию;

► убеждение возможно лишь в том случае, если объект воздействия стремится понять адресуемую информацию, взвесить соответствие выводов системе аргументации и при достаточном соответствии согласиться с навязываемой ему точкой зрения;

► убеждение оказывается возможным при наличии у объекта воздействия способности к сопоставлению различных точек зрения, анализу системы аргументации;

► убеждение осуществимо лишь при сходном понимании аргументов и выводов субъектом и объектом психологического воздействия;

► убеждение может применяться только тогда, когда это позволяют временные рамки.

9. Методы психологического воздействия менеджера: внушение, заражение и подражание.

Психическое заражение представляет собой процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта.

В отличие от подражания и конформности заражение выступает как форма спонтанно появляющегося механизма поведения человека, обусловленного его подверженностью определённым психическим состояниям. Взрывные формы проявления эмоций, чувств и страстей являются мощным катализатором передачи психического настроя от коммуникатора реципиенту. Всем известно, каким заразительным является смех, которому следуют все или почти все в любой референтной группе, передавая друг другу психическое состояние радости и веселья.

Подражание - это следование каким-либо образцам и примерам. Оно направлено на внешнюю идентификацию индивидом себя с некоторой значимой для себя личностью. При стремлении к подражанию субъект перенимает у значимого другого манеры поведения, голос, мимику, походку, привычки, манеру одеваться. Каждый может вспомнить примеры подражания, которые характеризовали его поведение и поступки на определенных этапах жизни.

Нельзя отождествлять подражание с заражением. Подражание направлено на воспроизведение человеком определённых внешних черт, образцов поведения и поступков и сопровождается эмоциональными проявлениями. Заражение же как психическое состояние возникает через сопереживание человеком внутренних, психических настроений и переживаний других людей. Несмотря на эти различия, оба эти состояния объединяет то, что один и тот же поведенческий акт может быть одновременно и предметом подражания, и фактором психического заражения.

Внушение как метод психологического воздействия – это оказание влияния на сознание личности или группы людей, основанное на некритическом(и часто неосознанном) восприятии информации.

Важнейшей особенностью внушения в отличие от убеждения является его направленность не на способность человека мыслить и рассуждать, а не его готовность получать распоряжения, инструкции к действию. Именно поэтому внушение не нуждается в системе логически взаимосвязанных доказательств и глубоком осознании смысла сообщаемой информации. Аргументация здесь часто заменяется констатацией того, что внушается.

Принципы внушения обычно сводятся к следующему:

- должны применяться те виды и приёмы внушения, которые могут возбудить специфический интерес у отдельных конкретных групп людей;

- необходимо использовать те способы и приёмы внушения, которые могут аннулировать нежелательную мотивацию или настроения, ставшие следствием влияния информации и событий, неподдающихся умолчанию;

- должны применяться те способы и приёмы внушения, которые имеют шансы не вызвать опровержение до тех пор, пока не будет достигнута главная цель психологического воздействия.

Аутогенная тренировка как частный случай самовнушения. Это система приёмов самовоздействия, с помощью которой становится возможным управление некоторыми непроизвольными психическими процессами и состояниями организма.

Гипноз – это своеобразное видоизменение обычного, естественного сна. Основной приём для введения в гипнотическое состояние – словесное внушение сна (внушение представлений о засыпании и повелительное требование «Спать!»). слабые физические раздражители (поглаживание, тихий шёпот, ритмическое мягкое постукивание) способствуют быстрому усыплению, а иногда вызывают гипнотическое состояние даже без словесного внушения.

Мода как фактор психологического воздействия. Мода - это кратковременная форма стандартизированного массового поведения, возникающая преимущественно стихийно, под влиянием доминирующих в определённые периоды в данном обществе настроений и быстро меняющихся вкусов и увлечений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.