Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема мотивации учения






Современные психологи и педагоги едины в том, что качество вы­полнения деятельности и ее результат зависят прежде всего от побуждения и потребностей индивида, его мотивации; именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения целей. Мотивация является поэтому «запускным механизмом» всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или познание. Питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, этапный и конечный успех. Если успеха нет, то мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на выполнении деятельности.

Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. В соответствующих методиках и учебных пособиях разработаны способы ее развития и стимулирования с учетом специфики предмета. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков в средней школе. Исследователи вопроса мотивации приводят данные о снижении ее от класса к классу. При этом примечательно, что до момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Им хочется изъясняться на иностранном языке со сверстниками; заманчивой представляется возможность декламировать стихотворения и петь песни на иностранном языке; читая, узнавать о других странах. Многие ребята усматривают в изучении иностранного языка что-то «приключенческое», проникновение в новый незнакомый мир; привлекательной представляется возможность перевоплощаться: " Я – говорящий на родном языке", " Я – говорящий на иностранном языке". Словом, почти у всех есть желание владеть иностранным языком, уметь общаться непосредственно, через книгу и переписку. Но вот начинается процесс овладения иностранным языком и отношение учащихся меняется, многие разочаровываются. Ведь этот процесс предполагает период накопления «строительного материала», стадию неизбежно примитивного содержания, преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось.

В результате уменьшается мотивация, пропадает встречная активность, ослабевает воля, направленная на овладение иностранным языком, снижается в целом успеваемость, которая, в свою очередь, негативно влияет на мотивацию и т. д. А впоследствии, уже взрослыми сожалеют по поводу упущенного возникает недовольство не только собой, но, главным образом, постановкой обучения иностранному языку. Такова широко наблюдаемая картина, связанная с изучением иностранного языка в школе.

Учебная деятельность – осознанная деятельность учеников по усвоению знаний, умений, навыков. Для того, чтобы она была успешной, нужно создавать мотивацию через эмоциональный интерес. Преимущество надо отдавать не внешней мотивации (получить оценку), а внутренней (станешь интереснее другим людям, сможешь достичь чего-либо).

Мотивационная сфера личности проявляется в учебном процессе через совокупность различных побуждений: мотивов, потребностей, интересов, целей, установок, обуславливающих проявление учебной активности и стремление участвовать в школьной жизни. Для того, чтобы процесс формирования познавательной мотивации школьников проходил успешно, педагог решает следующие задачи:

· изучение личностно – мотивационной сферы учащихся и определение условий и факторов, влияющих на её формирование;

· выявление педагогических условий, обеспечивающих развитие мотивационной сферы личности школьников;

· овладение приёмами организации учебной деятельности учащихся, способствующих формированию мотивационной сферы личности.

Каждый педагог сталкивается с такой проблемой, как отсутствие интереса некоторых учащихся к учебной деятельности. Причины спада школьной мотивации. Отношение ученика к учителю. Отношение учителя к ученику. Личная значимость предмета. Умственное развитие ученика. Продуктивность учебной деятельности. Непонимание цели учения. Страх перед школой.

Как организовать учебную деятельность школьников, чтобы она стала для них не просто обязанностью, а радостью познания мира?

Многочисленными исследованиями доказано, что познавательный интерес стимулирует волю и внимание, помогает более лёгкому и прочному запоминанию. Познавательный интерес является связующим звеном для решения триединой задачи обучения, умственного развития и воспитания личности. Познавательный интерес связан не только с интеллектуальной, только с волевой или только с эмоциональной сферой личности; это их сложное сплетение.

Планируя урок, я стараюсь выполнять следующие задачи:

· Эмоциональный настрой на получение знаний.

· Умение строить диалог.

· Создание образного представления об изучаемом предмете.

· Получение конкретных знаний через личное ощущение.

Какие же условия способствуют развитию познавательного интереса?

1. Развитию познавательного интереса, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера. Проблемно-поисковые технологии обучения широко применяются на уроках английского языка. Например, не читая текста, только по заголовку предположить, о чем будет текст; по фотографиям предположить кто эти люди; найти дополнительную информацию по теме и т.д.

2. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.

3. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьника ранее, также способствует повышению интереса к новому материалу.

4. Ни слишком лёгкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.

5. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника (в том числе им самим, обучающими устройствами), тем интереснее ему работать.

6. Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет позитивная психологическая атмосфера урока, выбор демократического стиля педагогического взаимодействия: принятие своих учеников независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки. Психологическое поглаживание учеников: приветствие, проявление внимания к возможно большему числу детей – взглядом, улыбкой, кивком.

7. Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме. Недаром И. Г. Песталоцци принцип наглядности назвал «золотым правилом» дидактики.

8. В обучении должны создаваться возможности для творчества, необходима дифференциация обучения. Данный принцип легко достигается, когда детям предлагается выполнить проект или творческую работу по пройденной теме в той форме, какая удобна и интересна ребенка, он также имеет возможность выбрать ту подтему, которая увлекает именно его.

9. Создание на уроке ситуации успеха для учащихся. Самый простой способ для создания ситуации успеха – определённость домашнего задания. Ученики чётко должны знать, что если они выполнят задание в полном объёме и рекомендуемым способом, то их ответ будет успешным. Для этого каждый урок оговаривается, что и как следует подготовить дома.

В своей работе я использую следующие способы стимулирования познавательной активности учащихся на уроках английского языка:

· Дидактические игры (сюжетные, ролевые и т.д.).

· Наглядность

· Творческие работы на разные темы.

· Участие в предметных олимпиадах.

· Научно-исследовательская деятельность.

· Проектная деятельность учащихся

· Внеклассные мероприятия по предметам (брейн-ринги, выпуск газет, инсценировка сказок).

· Индивидуализация. (учёт не только способностей, но и интересов).

· Дифференциация (разноуровневые задания).

Использование различных педагогических технологий:


· игровые,

· личностно-ориентированные

· развивающее, проблемное обучение,

· использование ИКТ.

· карточки для индивидуальной работы.


Познавательный интерес представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности. Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников.

Величайшая гуманистка XX века Мать Тереза говорила: «Мы не можем делать великие дела. Мы можем делать только маленькие дела, но с великой Любовью».

Не эта ли мысль должна стать путеводной звездой каждого учителя? (https://xn--80afpumfh7e.xn--p1ai/publ/problemy_motivacii_uchashhikhsja/1-1-0-2)

11. Понятие «метод обучения», «прием обучения». Классификация и характеристика отдельных методов обучения

Метод обучения – это способ обучающей работы учителя, организации учебно - познавательной деятельности учащихся по решению дидактических задач, направленный на овладение учебным материалом.

Прием обучения – часть метода обучения.

Средство обучения – различные виды деятельности, при помощи которых осуществляется процесс обучения (игра, общение, практическая трудовая деятельность и т.д.), а также совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, которые привлекаются в процессе обучения

Классификация методов обучения – систематизация методов обучения по определенному признаку.

Понятие о методах, приемах, средствах обучения. В сложном и динамичном процессе обучения педагогу нужно решать множество типовых и нестандартных, оригинальных образовательно-воспитательных задач, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку всегда их решение направлено на всестороннее развитие личности обучающегося. Чтобы уверенно прогнозировать результат решаемой задачи, находить как можно более оптимальные пути ее решения, учителю необходимо профессионально владеть методами обучения.

Слово «метод» в буквальном переводе означает – способ или образ действия; путь продвижения к истине. В педагогике имеется много определение понятия «метод обучения» (по Ю.К. Бабанскому, – это способ взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, направленный на решение комплекса задач учебного процесса; И.П. Подласый считает, что под методами обучения понимают совокупность путей и способов достижения целей и задач образования; Б.Т. Лихачев определяет метод обучения как совокупность приемов и способов организации познавательной деятельности ребенка, развития его умственных сил; способ обучающего взаимодействия учителя и учащихся, школьников между собой, природной и общественной средой. Исходя из того, что в предыдущих лекциях мы раскрыли сущность обучения как двустороннего процесса организации педагогом активной учебно-познавательной деятельности учащихся, направленной на овладение ими ЗУН(ами), на формирование их творческих способностей, нравственно-эстетических взглядов и мировоззренческих идей, под методами обучения следует понимать способы организации данного процесса.

И.Ф. Харламов определяет сущность методов обучения следующим образом: «Методы обучения – это способы обучающей работы учителя, организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом». В учебнике педагогики С.А. Пуймана мы находим уточнение данного понятия: это система упорядоченных способов взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленных на решение дидактических задач. С точки зрения этих определений метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (преподавание) и организацию учебно-познавательной деятельности учащихся (учение) в их взаимосвязи. Отражая двуединый характер процесса обучения, методы являются одним из механизмов осуществления педагогически целесообразного взаимодействия учителя и учащихся в учебном процессе, которое строится на основе ведущей и направляющей роли учителя.

Метод осуществления обучения расчленяется на элементы (части, детали). Эти элементы называются методическими приемами. Таким образом, прием обучения – это часть метода. По отношению к методу прием носит частный подчиненный характер. Он не имеет самостоятельной учебной задачи, а подчиняется той задаче, которую преследует определенный метод. Одни и те же приемы могут использоваться при реализации в процессе обучения разных методов. Более того, в одних обстоятельствах метод может выступать как самостоятельный путь решения обучающей задачи, в других – как прием, имеющий частное значение. (например, беседа является одним из основных методов обучения, в то же время она может выступать как прием лекционного метода изложения новых знаний, прием активизации внимания учащихся в процессе лекционной работы).

Нередко в практике обучения методы и приемы отождествляют со средствами обучения. Средства обучения тесно связаны с ними, применяются в единстве, но имеют существенное отличие от методов и приемов. Средства обучения относятся к методам и приемам как их «пусковой механизм». Под средствами обучения понимают различные виды деятельности, при помощи которых осуществляется процесс обучения (игра, трудовая деятельность, общение и т.д.), а также совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых в процессе обучения (учебники; наглядные пособия; произведения изобразительного и музыкального искусства; технические приспособления или ТСО (технические средства обучения); средства массовой информации и т.д.). Личность самого учителя тоже можно рассматривать как важнейший инструмент, основное средство обучения и одновременно как субъект процесса обучения.

Проблема классификации методов обучения. К настоящему времени в дидактике и практике обучения накоплено множество методов осуществления преподавания и учения. Возникла проблема их классификации, так как нет единой точки зрения на то, по какому признаку можно представить методы обучения в стройной системе. Систематизация методов обучения, их классификация необходима для того, чтобы выявить в них общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое значение и тем самым способствовать целесообразному и более эффективному применению.

По мнению В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянова, все многообразие методов обучения в современной дидактике можно представить в трех группах:

1. Методы организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные и практические; репродуктивные и проблемно-поисковые; индуктивные и дедуктивные методы обучения).

2. Методы стимулирования и мотивации (активизации) учебно-познавательной деятельности учащихся (деловые, познавательные игры, учебные дискуссии, конкурсы и т.д.).

3. Методы контроля (устный и письменный опросы, контрольные работы, лабораторный метод и т.д.) и самоконтроля.

Однако данная классификация слишком широкая и не отражает многообразие признаков методов обучения, осмысление которых дает возможность применить метод наиболее оптимально. Дидактические исследования показывают, что номенклатура (наименование) и классификация методов обучения характеризуются большим разнообразием, которое складывалось исторически постепенно, от простых методов – к более сложным. Классификация методов обучения зависит от того подхода, который положен в ее основу. Определим наиболее распространенные и важные подходы и классификации на их основе:

1. По источнику учебной информации дидакты Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе и др. определяют:


· словесные;

· наглядные;

· практические методы обучения.


2. По признаку характера учебно-познавательной деятельности школьников И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин выделяют методы обучения:

· объяснительно-иллюстративные (рассказ, лекция, беседа, объяснение, работа с учебником, демонстрации наглядности и т.д.);

· репродуктивный метод (воспроизведение учащимся действий учителя, деятельность по алгоритму, программирование);

· проблемное изучение учебного материла;

· частично-поисковый или эвристический метод;

· исследовательский метод (учащимся предъявляется познавательная задача, проблема, которую они решают самостоятельно).

3. По характеру дидактических целей и решению познавательных задач в процессе обучения классифицировали методы обучения М.А. Данилов, Б.П. Есипов:

· методы сообщения новых знаний;

· методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике;

· методы проверки и оценки ЗУН (ов).

4. На основании принципов, предложенных М.А. Даниловым и Б.П. Есиповым и с уточнением по принципу деятельности учителя и учащихся в процессе обучения предлагает классификацию методов, состоящую из пяти групп, И.Ф. Харламов:

· методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся (рассказ, объяснение, школьная лекция, иллюстрации и демонстрации);

· методы закрепления изученного материала (беседа, упражнение, работа с учебником);

· методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала (работа с учебником, лабораторные работы);

· методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке практических умений и навыков (упражнения, письменные, устные, практические; лабораторные занятия);

· методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся (систематическое повседневное наблюдение за учебной работой школьников; опросы, уплотненный, индивидуальный, фронтальный, устный и письменный; контрольные работы, проверка домашних заданий, поурочный балл, программированный контроль).

Данная классификация наиболее применима учителями в современной школе наряду с классификацией И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина.

Наличие разных точек зрения на проблему классификации методов обучения не означает «кризиса теории методов», а отражает реальное многообразие современной методики обучения.

Характеристика важнейших методов обучения. Наиболее часто в процессе обучения используются вербальные методы обучения: рассказ, объяснение, беседа, школьная лекция.

Рассказ – это повествовательно-сообщающее изложение изучаемого материала учителем. Используется при изложении такого учебного материала, который носит описательный характер (биография писателя или ученого, исторические факты и т.д.). Рассказ всегда предполагает наличие определенного сюжета, использование учителем образных языковых средств (эпитетов, сравнений, гипербол и т.п.), эмоциональной окраски излагаемого материла. В чистом виде применяется на уроках достаточно редко, так как чаще всего учителю нужно объяснять. Метод объяснения основан на анализе, истолковании, пояснении и доказательстве различных положений и фактов учебного материала. Рассказ и объяснение применяются при изложении небольших по объему фактов или положений, поэтому данная методика предпочтительна в младшем и среднем звеньях школы. В старших классах объем учебного материала значительно увеличивается, изменяется характер учебно-познавательных процессов и деятельности школьников (вырабатывается устойчивое произвольное внимание, абстрактное мышление, оттачивается и становится целенаправленной память и т.д.). Это позволяет широко применять в процессе обучения метод школьной лекции.

Школьная лекция – это метод обучения, при котором учитель в течение сравнительно продолжительного времени устно излагает значительный по объему учебный материал, используя приемы активизации познавательной деятельности учащихся. Изложение материала осуществляется по заранее написанным текстам (конспектам). Лекции, в отличие от рассказа (тоже монологического метода обучения), присущи большая научная строгость, последовательность, логичность сообщаемого материала, упорядоченность и системность при изложении. Лекция как метод может быть использована не только при изложении нового материала, но и при обобщении изученного (обзорные лекции). Выделяют следующие типы лекций:

· традиционная лекция (материал для записи и запоминания дается в готовом виде);

· проблемная лекция или лекция проблемного характера (излагается научная или практическая проблема: история ее возникновения и развития, перспективы и варианты решения, прогнозируемые последствия);

· лекция беседа (или лекция диалогического характера, проводится в том случае, если учащиеся владеют определенной и необходимой для обсуждения учебной информацией).

К условиям, которые обеспечивают результативность применения лекционного метода, относятся:

1. Обязательная подготовка слушателей к восприятию информации (психологическая настройка, запись темы и плана лекции, сообщение ее целей и задач).

2. Определение для учащихся последовательности, логики лекционной работы.

3. Соблюдение логических связей по ходу чтения лекции, обеспечение целостного единства отдельных ее частей.

4. Наличие формулировок и выводов.

5. Активизация внимания и мыслительной деятельности слушателей (постановка проблемных и риторических вопросов, высокая культура речи, в том числе особенно – отточенная техника речи; наличие примеров, интересных фактов, эпизодических обсуждений; применение наглядных средств и т.д.)

6. Обязательным требованием к проведению лекции является список предлагаемой по теме литературы.

Как уже было отмечено, рассказ, объяснение, школьная лекция – это монологические словесные методы обучения. Искусство обучения современного педагога в большей мере проявляется в его умениях вести с учащимися диалог. Диалогическим методом изложения учебного материала является беседа. Беседа – это такой метод обучения, при котором учитель, умело ставя вопросы по учебному материалу, побуждает учащихся его воспринимать, осмысливать и самостоятельно подходить к соответствующим теоретическим выводам и обобщениям. Данный метод обучения может применяться на разных этапах учебного процесса в сочетании с другими методами. Беседа помогает побудить учащихся к актуализации имеющихся знаний, вовлечь их в процесс самостоятельных размышлений; способствует активизации познавательной деятельности, создает условия для оперативного управления процессом познания.

По назначению в учебном процессе выделяют следующие виды беседы:

· вводные или вступительные (организационные);

· беседы с целью сообщения новых знаний;

· закрепительные, обобщающие;

· контрольно-коррекционные.

Важнейшим требованием к учителю при использовании метода беседы является умение ставить вопросы так, чтобы они предполагали не однозначные ответы («да», «нет»), а необходимость развернутых рассуждений, определенных аргументов. Еще К.Д. Ушинский отмечал: «Уменье давать вопросы и постепенно усиливать сложность и трудность ответов есть одна из главнейших и необходимейших педагогических привычек». Несмотря на то, что беседа является достаточно активным методом обучения, необходимо знать и ограничения ее использования: нельзя пользоваться этим методом, если учащиеся не имеют багажа определенных знаний, позволяющих им участвовать в диалоге, если учебный материал очень сложный и большой по объему, так как использование беседы требует значительного учебного времени.

Использование рассказа, объяснения, беседы, школьной лекции при любой возможности нужно сопровождать демонстрацией наглядности. В дидактике большую роль играет метод иллюстрации и демонстрации учебных пособий, который по-иному называется иллюстративно-демонстрационным методом. Эффективность этого метода зависит от умелого сочетания учителем слова и наглядности, его умения выделить в наглядности наиболее существенные для понимания и усвоения учебного материала стороны и признаки.

На разных этапах учебного процесса достаточно часто используется такой метод обучения, как работа с учебником, с книгой. Это, пожалуй, основной метод обучения как в школе, так и в дальнейшем процессе образования. В контексте нашей лекции речь не идет вообще об обучении учащихся работе с книгой, о развитии и формировании их библиографических умений и навыков. Мы говорим о месте работы учащихся с учебником, учебным пособием непосредственно на определенном этапе учебного процесса. В этом смысле работать с книгой ученик может самостоятельно и совместно с классом и учителем, в начале изучения нового материала и на этапе его закрепления, обобщения и повторения. В силу этого педагогу необходимо знать основные приемы организации работы школьников над учебником, учебным пособием, методическими указаниями и т.д. Это следующие приемы:

· постановка цели работы над книгой;

· указание вопросов, которые должны быть прочитаны и усвоены в процессе работы;

· определение порядка работы и приемов самоконтроля;

· наблюдение и контроль за ходом работы с книгой;

· организация обратной связи, беседа по прочитанному, либо выполнение таких видов учебной деятельности, в ходе которых проявляется результат работы учащегося с книгой.

Кроме того, учитель обязан знать требования к организации вышеназванных приемов:

· нужно правильно определить и выбрать материал для работы с учетом дидактической цели, возрастных и индивидуальных особенностей школьников и обстоятельств протекающей учебно-познавательной деятельности;

· работа с учебником должна быть представлена в виде цикла действий (см. приемы организации метода работы с книгой);

· работа с учебником не может занимать весь урок.

На разных этапах учебного процесса в школе сегодня в значительной мере используется как метод обучения метод лабораторной работы. При его помощи можно приобщить учащихся к новым знаниям, поупражнять их в умениях применить знания на практике, закрепить и обобщить изученное. Лабораторная работа – это метод обучения, при котором учащиеся под руководством учителя по определенному плану проводят опыты, выполняют практические задания, то есть, воспринимают, осмысливают, закрепляют знания, вырабатывают практические умения и навыки.

Приемы данного метода – инструктаж по технике безопасности при проведении опытов, выполнении практических заданий; постановка цели лабораторной работы, определение порядка работы и руководство ее ходом, подведение итогов, обобщение, выводы, оценка выполнения.

Важным в плане закрепления изученного материала и выработки умений и навыков применения знаний на практике является метод упражнения. Сущность этого метода состоит в том, что учащиеся производят многократные действия по применению изученного материала на практике, углубляют в процессе этих действий свои знания, вырабатывают соответствующие умения и навыки, творческие способности.

Приемы метода упражнения:

1. Учитель, опираясь на усвоенные учащимися знания, определяет цель и задачи выполнения упражнения

2. Дается образец того, как выполнять тренировочную учебную деятельность.

3. Организация выполнения упражнения.

4. Проверка выполненной работы, подведение итогов и обобщение того, к какому результату пришли учащиеся, выполнив упражнение.

Придать упражнениям развивающий характер можно при условии, если они будут содержать творческие задания, выполнение которых потребует от учеников обдумывания, умственной самостоятельности, применения знаний в нестандартных ситуациях.

Особое значение в процессе обучения имеет проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся, роль оценочно-результативного компонента обучения возросла в связи с введением 10-балльной системы оценки результатов учебно-познавательной деятельности школьников. Методы проверки оценки знаний учащихся (фронтальный и уплотненный опрос, поурочный балл, контрольные работы, проверка домашних заданий, программированный контроль) – это сильный и тонкий инструмент обучения, а не только способы констатации результата учения. Дидактические основы использования данных методов в учебном процессе достаточно подробно рассмотрены в учебнике педагогики И.Ф. Харламова, основательным образом вы изучите их также в рамках частных методик преподавания (математики, информатики, физики).

Эффективно использовать методы оценки и проверки знаний возможно не только зная требования к их применению, но также глубоко изучив современные критерии оценки успеваемости школьников по 10-балльной системе. Если в критериях оценки по 5-балльной системе учитывались, в основном, только полное и правильное усвоение объема знаний, умение применить их на практике, то критерии современной системы включают в себя другие критерии наряду с содержательными. Это и уровень личностного отношения к учебе, и сформированность общеучебных умений и навыков, творческих способностей ученика. В связи с этим функции методов контроля в современной школе стали более разнообразны. К ним относятся:

· контрольно-корректировочная функция (основная задача в соответствии с этой функцией – диагностировать сильные и слабые стороны ученика в процессе учения, наметить пути и способы для достижения успеха в обучении);

· обучающая (связана с дополнительными пояснениями на этапе коррекции, совершенствованием ЗУН(ов) и способов учебно-познавательной деятельности школьников);

· развивающая (обеспечивает развитие психических процессов, нравственных качеств, духовный рост учащегося);

· воспитательная (стимулирует сознательное отношение к учебе, ответственность, формирует культуру труда);

· организующая (обеспечивает развитие способностей анализировать свои действия с точки зрения их значимости);

· побуждающая (способствует формированию познавательного интереса, мотивации учения, развитию творческих способностей).

Условия оптимального выбора и эффективного применения методов обучения. Руководствуясь принципом оптимальности при выборе методов, необходимо исходить из того, что каждый метод ориентирован на решение определенного круга педагогических задач, но при этом косвенно способствует решению и других, но не в той мере, в какой эти другие задачи могут быть решены с помощью иных методов. Отсюда вытекает необходимость оценки возможностей каждого метода, знания его сильных и слабых сторон и выбора на этой основе их оптимальных сочетаний. Обобщенными, основными условиями оптимального выбора методов и эффективного их применения являются:

1. Руководство при выборе метода целями и задачами учебного процесса, конкретного учебного занятия. Исходя из конкретной педагогической задачи, учитель сам решает, какие методы взять себе на вооружение (например, если новый учебный материал представляется как сложный и объемный для изучения старшеклассниками, целесообразно использовать метод школьной лекции с приемами беседы, работы с учебником и дополнительным материалом, демонстрации или иллюстрации. На уроках повторения, обобщения изученного предпочтительны методы упражнений, практической работы, беседы).

2. Метод сам по се6е не может быть ни хорош, ни плох. В основу процесса обучения кладутся не сами методы, а их система. Методы обучения, по сути оставаясь принципиально одинаковыми, могут бесконечно модифицироваться в зависимости от обстоятельств и условий протекания учебного процесса, использоваться в разнообразных сочетаниях. Умение учителя правильно определять эти сочетания, разнообразить приемы одного и того же метода – важное условие результативности методики обучения.

3. Педагогическое мастерство приходит только к тому учителю, который находит оптимальное соответствие методов закономерностям возрастного и индивидуального развития учащихся (например, лекционный метод не принесет учебного результата в младших классах школы; методика учебной работы определяется такими индивидуальными особенностями учащихся, как уровни обученности и обучаемости, специфика познавательных процессов учеников, наличие или отсутствие интереса к изучению предмета, конкретной его темы и т.д.).

4. Методы обучения будут оптимальными и результативными, если педагог учитывает особенности классного коллектива, выбирает и использует их на основе знаний о степени его зрелости, динамики развития, организованности.

5. Важным условием оптимальности выбора метода обучения и его эффективного применения в учебном процессе является соотнесение учителем своих возможностей и способностей с применением того или иного метода. (https://studopedia.org/1-24870.html)

12. Понятие «форма обучения». Классификация и характеристика отдельных форм обучения

Форма организации обучения – это

· способ реализации педагогического процесса, осуществляемого образовательными учреждениями (школами, колледжами, университетами др.) в системе формального образования, который имеет организованный и иерархически структурированный контекст и четко определенные временные границы;

· вариативная, и в то же время относительно устойчивая структура взаимодействия участников процесса обучения, характеризующаяся составом участников, временем, порядком, местом взаимодействия, оказывающая влияние на ход и результат учебного процесса;

· «ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения» (В.В.Краевский, А.В.Хуторской).

В системе формального образования эффективная реализация образовательного процесса обеспечивается не отдельными формами организации обучения, а их продуманной, взаимосвязанной системой, которая выполняет следующие функции:

Функции систем форм организации обучения

В педагогической литературе наряду с термином «форма организации обучения» также широко употребляется термин «форма обучения». В отличие от форм организации обучения, структурирующих жизненный цикл обучения в системе формального образования, форма обучения представляет собой способ реализации процесса обучения, осуществляемого индивидом в рамках неформального и информального образования (самообразование и самообучение).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.