Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение европейского права. Этапы развития европейского права.






 

Европейское право – совокупность правовых норм, регулирующих взаимоотношения, складывающиеся в рамках европейских интеграционных объединений. Таких как, европейские сообщества Евроатом, ЕОУС, ЕЭС; Совет Европы – лишь в контексте действия Европейской конвенции по защите прав человека 1950 года (то есть по правам человека). ЕОУС действовало до 2002 года, оно выполнило все свои цели и имеет очень важное историческое значение.

Европейское право – это часть международного права.

Важными источниками ЕП являются

1. Классические международные договоры, которые регулируются международным публичным правом, подписываемые каждым членом и ратифицируемые отдельно в странах-членах ЕС.

2. Вторичное или производное право – это нормы, которые издаются в качестве юридически обязательных предписаний институтами ЕС.

Есть особенности:

1) Верховенство ЕП по отношению к национально-правовым законодательствам

2) Интегрированность в национальное право

3) Обеспеченность судебной защитой.

 

3. Дополнительное право – это узкоспециализированные международно-правовые договора (здравоохранение, сельское хозяйство и т.д.).

 

Феномен наднациональности – передача каких-либо властных полномочий государствами-членами органам или институтам ЕС, которые обычно осуществляются органами суверенного государства.

Самая важная черта – возможность издавать правовые нормы, которые будут иметь обязательную силу для государств-членов ЕС.

 

Источники права ЕС

Учредительные договоры:

1. Договор о ЕС (об учреждении Европейского Сообщества) 1957 года

2. Договор о Евроатоме (об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии)

3. Договор о Европейском Союзе 1992 года

Это соглашения, которые относятся к первичному праву ЕС

 

А также сюда относятся:

- ревизионные договоры (поправки к учредительным договорам)

- договоры о присоединении (очень важны)

 

К актам об условиях присоединения, к учредительным документам прилагаются протоколы – тоже формируют первичное право. Таких протоколов чуть больше 80. Протоколы делятся:

1. об условиях присоединения

2. к учредительным документам

3. по специальным вопросам

 

Есть протоколы по особым условиям. Лидеры по таким – Великобритания, Дания, Ирландия.

К узкоспециализированным относятся:

- протоколы к Конституции

- протоколы к Акту об избрании депутатов Европарламента (ЕПГ, преференции)

 

 

- официальные кандидаты: 1.Хорватия 2.Македония 3.Турция (её проблемы: Кипр, курды и гендерный вопрос). Прогноз на вступление Турции – 10-15 лет, может и 25 лет.

 

 

Право Европейского Союза — является результатом деятельности наднациональ­ных международных институтов ЕС. Это особая правовая система, возникшая на стыке международного права и внутригосударствен­ного права государств — членов Европейского Союза. Право ЕС обла­дает самостоятельными источниками и принципами, его автоном­ност ь подтверждают практика и решения Суда ЕС.

Под Европейским правом в широком смыс­ле понимается регулирование правоотношений в целом в Европе, ко­торое включает в себя деятельность и способы организации практи­чески всех европейских международных организаций. Таким образом, это скорее региональное право, одновременно являющееся международным правом. В узком смысле Европейское право пред­ставляет собой право Европейского Союза и Европейских Сооб­ществ. В данном значении понятие «Европейское право» совпадает с понятием «Право Европейского Союза».

Центральным звеном, ядром права Европейского Союза является право Европейского Сообщества (право ЕС). Стержнем же несущей конструкцией права ЕС являются принципы права ЕС, представля­ющие собой нормативные положения общего характера, влияю­щие на развитие права и обязательные для правоприменителей.

Выделяются функциональные и общие принципы права Европей­ских Сообществ. К функциональным принципам относятся принцип верховенства права ЕС и принцип прямого действия права ЕС. Прин­цип верховенства права ЕС закрепляет приоритет норм права ЕС над нормами внутринационального права государств-участников. Нормы национального права членов ЕС не могут противоречить нормам права ЕС.

Принцип прямого действия права ЕС означает непосредственное применение права ЕС на территории государств-участников, действие норм права Сообщества без дополнительной имплементации в правовую систему государства-участника.

К об­щим принципам права ЕС относятся: принцип охраны прав и сво­бод личности, принцип пропорциональности, недискриминации, принцип субсидиарности, равенства мужчин и женщин, защиты окру­жающей среды, защиты от недобросовестной конкуренции, а также ряд процессуальных принципов.

Источники права ЕС подразделяются на две группы, а именно:

- нормы первичного и

- нормы вторичного права

 

К первичному праву традиционно относятся все учредительные договоры, то есть:

- Париж­ский Договор об учреждении Европейского объединения угля и ста­ли 1951 г.,

- Римский Договор, учреждающий Европейское Сообщество 1957 г.,

- Римский Договор, учреждающий Евратом 1957 г.,

- Маастрихт­ский Договор о Европейском Союзе 1992 г.,

- а также изменяющие и дополняющие договоры, к которым относятся Брюссельский Договор, учреждающий единый Совет и единую Комиссию Европейских Сообществ (Договор о слиянии) 1965 г., Бюджетный Договор 1970 г., Бюджетный Договор 1975 г., Единый европейский акт 1986 г., Ам­стердамский Договор об изменении Договора о Европейском Союзе, Ниццский Договор, одобривший очередные изменения учредитель­ных договоров Союза 2001 г.

К актам вторичного права относятся акты, издаваемые институтами ЕС, а также все другие акты, прини­маемые на основе учредительных договоров.

Принципы пропорциональности и субсидиарности в праве ЕС, их содержание и значение.

Принцип субсидиарности был введен в учредительные договоры Европейского Союза в 1992 г., хотя как теоретическая идея он сформировался гораздо раньше и свои корни берет в христианском учении. Принцип субсидиарности требует, чтобы все вопросы, которые могут решаться непосредственно на местах, должны быть в ведении органов низшего уровня власти. На региональный, общегосударственный и, далее, надгосударственный уровень должны передаваться лишь полномочия, которые не в состоянии эффективно реализовать нижестоящий уровень публичной власти. Властная вертикаль, таким образом, строится снизу вверх. Принцип закреплен в первой статье Договора о Европейском сообществе: «Настоящий Договор знаменует новый этап в процессе созда­ния как можно более тесного союза народов Европы, в котором Принятие решений... максимально приближено к гражданам».

Принцип субсидиарности 1. распространяется только на сферу совместной компетенции ЕС и государств-членов, т. е. применительно к вопросам, которые могут решаться и на националь­ном, и наднациональном уровне. 2. не разграничивает полномочия органов ЕС и государств-членов по предметам совместного ведения. Он адресован институтам ЕС, а не государствам-членам. 3. реализация принципа субсидиарности осуществля­ется институтами ЕС в рамках правотворческой Деятельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.