Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цвет в производственных зданиях.






Благоприятный цветовой (и световой) климат в производственных зданиях - одно из важнейших условий хорошего самочувствия людей, а следовательно, одно из условий повышения производительности труда и качества продукции. Проблема эстетизации производственной среды — не только эстетическая и не только экономическая, но и социально-политическая. Ее значение трудно переоценить.
Художник, проектирующий производственные интерьеры, должен в одинаковой мере владеть как искусством «живописи в пространстве», так и наукой о цвете и его воздействии на человека; ему необходимо также знать правила и нормы цветовой отделки этого типа зданий, выработанные отечественной и зарубежной наукой.
Проектирование цветовой отделки производственного помещения начинается с анализа следующих факторов: назначения помещения; характера протекающих там процессов (категория работ, разряд зрительной работы); освещения (количественные и качественные характеристики); санитарногигиенических условий в помещении (выделение вредностей, их тип); особенностей объемно-пространственной структуры интерьера (абсолютные размеры и пропорции помещений, их планировочное решение, степень насыщенности оборудованием и коммуникациями, характер конструктивного решения и др.); цветовых предпочтений людей (в зависимости от возраста, пола, культурного уровня, национальности, рода занятий); цветового климата окружения (места постройки); характера имеющихся отделочных материалов, технических возможностей, В зависимости от этих факторов определяется тип цветовой гаммы и основные характеристик и цветового решения.
Художник, проектирующий цветовую отделку производственного интерьера, обязан руководствоваться нормами, общими или отраслевыми.
Задачу проектирования цветового климата производственной среды можно вкратце сформулировать следующим образом: обеспечение хорошей различимости всех объектов в поле зрения и комфортного самочувствия человека на рабочем месте (при этом имеется в виду как физиологический, так и психологический комфорт). Цвет в производственной среде должен помогать человеку, а ни в коем случае не мешать.
В процессе анализа факторов, влияющих на выбор гаммы, может оказаться, что требования к цветовому решению противоречат друг другу. Так, например, для обеспечения зрительного комфорта окраску механического цеха следует решать в теплой гамме, но если этот цех ориентирован на юго-запад и находится в районе 45* северной широты, то во второй половине дня он будет подвергаться активной инсоляции и, значит, желательна холодная гамма. Какому же фактору отдать предпочтение? Тому, который имеет наибольшее значение в данных условиях. Такой решающий фактор обычно называют критерием оптимальности цветового решения.
С производственными вредностями можно бороться и другими путями. Так, в нашем примере целесообразнее всего будет ограничить инсоляцию при помощи регулируемых солнцезащитных устройств, а окраску все-таки предпочесть в теплой гамме (или нейтральной).
Нередки случаи, когда решающим критерием при выборе цветовой гаммы следует считать эстетический, даже если он вступает в противоречие с функционально-технологическим. Высокие эстетические качества среды способны дать многосторонний полезный эффект, окупающий все издержки.
Производственному интерьеру, по-видимому, должна быть свойственна определенная специфика цветового климата, какие-то свои эстетические нормы. Производственный интерьер в отношении цвета должен отличаться от общественного или жилого так же, как, например, официальная одежда отличается от домашней. Действующие нормы предписывают лишь основные принципы гармонизации цвета в производственном интерьере. Попытаемся сформулировать их более подробно.
1. Количество основных цветов должно быть минимальным. В одном помещении (или его автономном участке) количество колеров не должно превышать 2—3. Для решения цветовой схемы самого крупного предприятия достаточно 12—14 колеров (не считая бытовых помещений).
2. Тип цветовой композиции должен быть ясным и легко узнаваемым. Предпочтительнее монохромная или полярная композиция, возможны сочетания и в среднем интервале (при тщательном соблюдении единства гаммы).
3. На основных поверхностях не следует применять цвета верхней части круга: красный, пурпурный, оранжевый, а также фиолетовый. В насыщенном виде эти цвета чрезмерно возбуждают и раздражают, а в разбеленном и ломаном вызывают негативные ассоциации и потому относятся к «запретным» цветам.
4. По психологическому воздействию в производственном интерьере уместны цвета и сочетания следующего характера: спокойные, мужественные, терпкие, суровые, бодрые, деловые; неуместны: слащавые, приторные, пошлые, сентиментальные и т. д.
5. Не следует употреблять слишком «открытые» цвета и диссонирующие сочетания; например, недопустимо сочетание холодного желтого с оранжевым, тепло-коричневым или любым другим теплым цветом. Иными словами, следует придерживаться классического типа цветовых сопоставлений.
6. Очень важно следить за чистотой в производственном помещении и своевременно обновлять окраску, тогда она будет производить благоприятное впечатление даже при недостаточно тонкой гармонизации.
7. Всегда предпочтительнее вводить цвет в интерьер в виде натуральных материалов: дерева, металла, камня, а также керамики, стекла или пластмассы.
8. При окраске оборудования следует согласовывать его размер с «масштабом» цвета. Чем крупнее габариты оборудования, тем менее насыщенным и более светлым должен быть его цвет. При окраске основных поверхностей в помещении поступают наоборот: чем обширнее помещение, тем более насыщенной может быть окраска его стен, пола и пр.
9. Цветовая схема должна обеспечивать как единство цветового решения производственной среды, так и разнообразие визуальной структуры при переходе из одного помещения в другое, а также при смене точек зрения.
10. В помещениях, не имеющих контактов с окружающей средой, следует вводить как можно больше «натуральных» средневолновых цветов, а также использовать озеленение цехов и уголков отдыха живыми растениями, устраивать бассейны и газоны, экспонировать пейзажную и натюрмортную живопись.
Всякий производственный комплекс состоит из помещений различного назначения. Помимо цехов, в него входят административные, бытовые и прочие помещения. Их цветовое решение обычно строится по контрасту с цветовой схемой производственных помещений. Так, вестибюль, столовая и душевые решаются в более оживленной и насыщенной гамме, чем цеха. Отдыхая от производственного процесса, рабочий получает здесь как бы эмоциональную зарядку; активность цвета помогает снять утомление от монотонности труда. Даже в таких помещениях, как заводская библиотека или клубный зал, по-видимому, уместна более насыщенная и контрастная гамма, чем в аналогичных учреждениях вне заводского комплекса. Впрочем, решение этого вопроса целиком зависит от характера производства и общей цветовой схемы предприятия. Возможны случаи, когда в бытовых помещениях требуется не возбуждающая, а успокаивающая обстановка.
Целый ряд объектов в производственной среде окрашивается в строгом соответствии с установленными нормами. В окраске этих объектов закодировано то или иное сообщение: о режиме работы, об опасности, о содержимом емкости, о фазе тока и пр. Такая условная окраска называется функциональной. Для нее выбраны определенные цвета, которые делят на сигнальные (основные и вспомогательные), отличительные и опознавательные.
Основные сигнальные цвета и их значение:
а) красный «стоп», запрещение, явная опасность, противопожарные средства;
б) желтый — внимание, предупреждение о возможной опасности;
в) зеленый — безопасность, разрешение, путь свободен.
Вспомогательные сигнальные цвета и их значение:
а) оранжевый опасность, явная или потенциальная;
б) синий информация.
При окраске баллонов, трубопроводов, электрошин и прочего оборудования необходимо руководствоваться нормами.
Следует помнить, что деловой характер производственного интерьера отнюдь не исключает образного и художественного подхода к его решению. Как и всякий другой интерьер, он может быть полноценным произведением искусства.

19 ЦВЕТ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ КОНСТРУИРОВАНИИ ИЗДЕЛИЙ.
Исследования показывают, что цвет в изделиях промышленного производства выбирают с учетом:
1) функционального назначения изделия и условий эксплуатации;
2) функционально-конструктивной структуры изделия;
3) особенностей композиции формы изделия;
4) условий среды, в которой изделие будет использоваться.
По назначению изделия можно разделить натри основные группы: производственное оборудование разных видов, включая аппараты контроля и управления технологическими процессами; средства транспорта; предметы культурно-бытового назначения.
Фома и цвет выявляют особенности и функциональное назначение промышленного изделия, одновременно облегчая зрительное восприятие и взаимодействие между изделиями и человеком с учетом процесса потребления.
Цвет способствует распознанию сферы применения изделий и их эксплуатационной специфики. Он обусловлен требованиями безопасности, занятости и легкости распознавания предметов на разных цветовых фонах.
Цвет фона должен быть контрастным к цвету детали: светло-коричневый для стали, чугуна и алюминия; светло-голубой для бронзы, дерева и других изделий теплого цвета; ахроматический для разноцветных деталей. Особое значение имеет цвет при конструировании кнопок и рычагов управления приборов и пультов, мнемосхем и других элементов для безопасности и надежности работы. Недостаточный контраст между фоном и кнопкой пульта может привести к браку и аварии.
Некоторые изделия требуют контрастных и ярких тонов (планеры, спортивные парашюты, детские игрушки, туристические плакаты и др.), а другие - светлых и мягких тонов (медицинское оборудование, приборы, станки).
Окраска изделий должна быть связана с их функционально-конструктивной структурой. Конструкция изделия может быть открытой или полностью скрытой. Изделия с открытой конструктивной структурой обычно состоят из многих элементов различной конфигурации и разных размеров. С помощью цвета в этом случае целесообразно объединять отдельные группы по функциональным признакам для того, чтобы выявлять наиболее характерные части. Взаимная цветовая увязка отдельных групп должна быть гармонической, композиционно отрегулированной, с учетом назначения изделия и процесса его употребления.
В изделиях с частично открытой конструктивной структурой цветом следует подчеркивать отдельные элементы по функциональным признакам и потреблению. Например, при окраске станка цветом выделяются зоны управления и рабочие зоны.
К изделиям со скрытой структурой относятся приборы и пульты управления, в которых большинство конструктивных элементов скрыто. Щиты пульта управления или приборы являются их структурой. Цвет здесь играет очень важную визуальную роль. Лицевая панель выделяется особым цветом, отличным от обрамляющего, и при большой величине пульта она может быть расчленена цветом на отдельные по назначению зоны.
По этому же принципу цвет окраски решается и в других изделиях (в автомашинах, радиоприемниках, телевизорах).
Правильная взаимосвязь цвета и формы обеспечивает хорошее восприятие изделий различной формы.
Цветовой тон, насыщенность, светлота являются основными параметрами, обеспечивающими наиболее правильное ассоциативное восприятие: абсолютные размеры, масштаб изделий, динамические ритмические построения, чувство весовой и тепловой характеристики изделий, близость и дальность.
При рассмотрении объема с близких расстояний насыщенность цвета может быть незначительной, а с больших расстояний цвет должен быть более четким и разграничиваться на части вплоть до контрастных цветов. В динамических формах цвет и форма должны выражать идею движения с преобладанием горизонтальных и наклонных линий по направлению движения.
Изделия, решенные в сдержанной гамме с применением минимума цветов, воспринимаются в более крупном масштабе, и, наоборот, применение увеличенного количества цветов с повышенной контрастностью между ними создает впечатление более мелкого масштаба.
Темные цвета (пурпурные, фиолетовые, коричневые, темно-серые, черные) кажутся более «тяжелыми» в отличие от светло-голубых и желтых. Так как впечатление излишней тяжести и массы плохо отражается на психике, то громоздкие изделия лучше всего окрашивать в «легкие» цвета.
Важно учитывать и другие иллюзии зрения, связанные с цветом - удаляющиеся от зрителя цвета (холодные) и выступающие (теплые). По сравнению с холодными цветами, теплые насыщенные кажутся более «напряженными» и вызывают ассоциации силы, энергичности.
Для эстетической выразительности облика изделия немаловажное значение имеет фактурная отделка. Обрабатываемые поверхности изделия могут быть глянцевыми, матовыми или шероховатыми, полуматовыми или полуглянцевыми. Наиболее полно и красиво цвет выявляется на матовой фактуре, глянец же в какой-то мере маскирует цвет. Матовая фактура широко используется в современных интерьерах. Она скрадывает нюансы формы при рассеянном освещении. Глянцевая фактура используется при окраске автомобилей — блики, получающиеся на гранях формы, выгодно подчеркивают структуру объема и рисунок машины. В то же время блики на оборудовании в цеху могут вызывать ослепление и быть причиной травматизма, вести к снижению производительности труда.

20.ЦВЕТ В ЗРЕЛИЩНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Театр. Цветовое оформление должно соответствовать ду­ху театрального искусства. В зале театра должна быть создана атмосфера, способствующая наиболее полному восприятию представления и не только интеллектуально, но и эмоционально. Психическая напряженность у зрителя должна получить свое разрешение в воздействии цветов, применяемых в оформлении театрального зала. Это достигается таким сочетанием красок, когда цветовое оформление привлекает внимание зрителя к сце­не.

В театральном зале стены и потолки - это сочетание форм, которые должны создавать подъем настроения. Потолок не только ограничивает помещение по высоте, но совместно со стенами должен способствовать общению зрителя со сценой. Дизайнер должен с помощью цвета решать задачи, как наилуч­шим способом динамически создать переход теплых тонов в холодные, как приглушить контрасты. Цвета, применяемые в оформлении, не могут быть резкими, а динамичность их сочета­ния не должна приводить к ощущению неуверенности.

При окраске входа в фойе можно применять акцентирую­щие цвета. Как правило, стенка, на которой висят зеркала, должна быть окрашена в красновато-желтый, а противополож­ная ей стена - в зеленоватый или синеватый цвет.

Кинотеатр. Цветовое оформление кинозала воспринима­ется зрителем недолго: когда гаснет экран и на короткое время освещается зал. Цвета, в которые окрашены стены, должны спо­собствовать переключению внимания на экран.

21.Цвет в одежде.
Цвет- самое сильное средство в композиции костюма. Недаром смена модных цветовых сочетаний происходит быстрее, чем смена формы или деталей. Часто ассортимент одежды остаётся постоянным в базовых вещах(брюки, юбки, блузки, пиджаки...).
Каждый художник использует как правило силу интенсивного цвета для акцента в композиции. Назначение костюма, освещение, при котором он будет смотреться, фактура материала, возраст клиента, для которого он предназначен, - все это влияет на выбор цвета, с помощью которого может быть достигнута особая выразительность костюма.
Каждой стране, каждой народности соответствует свой стиль костюма. Но формы костюмов в общем смысле имеют одинаковые составляющие. Женский костюм: в первую очередь нижнюю одежду, юбку, брюки, кофту, блузку, костюм, футболку И так далее. И верхнюю (накидка, пальто). Мужские костюм: проще в исполнении но те же составляющие.

ВЫБИРАЯ ОТДЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА, ИХ ОТТЕНКИ И СОЧЕТАНИЯ, ДИЗАЙНЕР МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ФОРМУ ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕННОЙ: ПРАЗДНИЧНОЙ, ТОРЖЕСТВЕННОЙ, ДЕЛОВОЙ, ПРИДАТЬ ЕЙ ОТТЕНОК ГРУСТИ ИЛИ ТРАГИЧНОСТИ.
НАИБОЛЕЕ ГАРМОНИЧНОЕ СОЧЕТАНИЕ ЦВЕТОВ МОЖНО ВИДЕТЬ НА ЭТОМ ЦВЕТОВОМ КРУГЕ:.НЕСОМНЕННО САМЫМИ БЕСПРОИГРЫШНЫМИ ВАРИАНТАМИ ЯВЛЯЮТСЯ БЕЛЫЕ, БЕЖЕВЫЕ И ЧЕРНЫЕ ЦВЕТА. КРОМЕ ЭТИХ ЦВЕТОВ КОНЕЧНО ЖЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЯРКИЕ СОЧЕТАНИЯ. К ПРИМЕРУ: ЖЕЛТЫЙ С СИНИМ, ЧЕРНЫЙ С САЛАТОВЫМ И Т.Д. ПОДБОРКА ГАРМОНИЧНЫХ ЦВЕТОВ В БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ ЗАВИСИТ ОТ САМОГО ЧЕЛОВЕКА.

Влияние цветов на человека.
Красный, желтый - возбуждающе
Оранжевый-угнетающе
Зелёный, голубой, фиолетовый, темно-серый, черные - успокаивающие

ИЗУЧЕНИЕ ЦВЕТА В КОМПОЗИЦИИ КОСТЮМА НАЧИНАЕТСЯ С АХРОМАТИЧЕСКИХ ЦВЕТОВ. ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ИЗУЧИТЬ ФОРМУ, СИЛУЭТ, ЛИНИИ И ВСЕ КОМПОЗИЦИОННЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ОСНОВАМ МОДЕЛИРОВАНИЯ КОСТЮМА, НЕОБХОДИМО СНАЧАЛА ПРОСМОТРЕТЬ ЕГО В ЧЕРНО-БЕЛОЙ ГРАФИКЕ. УВЯЗАТЬ ФОРМУ И ЦВЕТ ОЧЕНЬ СЛОЖНО. ПОЭТОМУ СНАЧАЛА РАБОТАЮТ С ФОРМОЙ, КОТОРАЯ ВЫРАЖАЕТСЯ В ЛИНИЯХ, ПЯТНЕ, ОБЪЕМЕ, ФАКТУРЕ, ЗАТЕМ ПЕРЕХОДЯТ К РАЗРАБОТКАМ АХРОМАТИЧЕСКИХ КОМПОЗИЦИЙ С ДОБАВЛЕНИЕМ СЕРОГО ЦВЕТА. В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ТРЕХТОНОВЫЕ КОМПОЗИЦИИ, СОСТОЯЩИЕ ИЗ ЧЕРНОГО, БЕЛОГО ЦВЕТОВ И ИХ СОЧЕТАНИЙ РАЗНОЙ СВЕТЛОТЫ. В ТРЕХТО-НОВЫХ И БОЛЕЕ СОЧЕТАНИЯХ ИДЕТ СВЕТЛОТНОЕ СМЯГЧЕНИЕ КОНТРАСТА БЕЛОГО И ЧЕРНОГО, ПОЯВЛЯЕТСЯ БОГАТСТВО СВЕТЛОТНЫХ ОТТЕНКОВ СЕРОГО ЦВЕТА, ЧТО ПРИВОДИТ К НЕКОЕМУ КОМПРОМИССУ МЕЖДУ КОНТРАСТНЫМИ АХРОМАТИЧЕСКИМИ ЦВЕТАМИ.

ГАРМОНИИ ЦВЕТОВЫХ СОЧЕТАНИЙ ЗАВИСЯТ ОТ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ ОБЩЕСТВА В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ ВРЕМЕНИ. ЕЖЕГОДНО ДОМА МОДЫ ПРЕДЛАГАЮТ В ОДЕЖДЕ ЦВЕТОВУЮ ГАММУ СЕЗОНА, НОВЫЙ СВЕЖИЙ ДОМИНИРУЮЩИЙ ЦВЕТ. СЕЙЧАС МОДА ОЧЕНЬ ДЕМОКРАТИЧНА И НЕ ОКАЗЫВАЕТ ПРЕДПОЧТЕНИЙ КАКОМУ-ТО ЦВЕТУ. ПОЯВЛЯЮТСЯ НОВЫЕ ЦВЕТА: ЦВЕТ МЕТАЛЛА, СЕРЕБРА, ЗОЛОТА, СТАРОЙ БРОНЗЫ, МЫЛЬНЫХ ПУЗЫРЕЙ, МНОГО БЛЕСТЯЩИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ, СВЕТЯЩИХСЯ «КИСЛОТНЫХ» ЦВЕТОВ. ИСЧЕЗ СЕРЫЙ МИНИМАЛИЗМ, ПОЯВИЛОСЬ МНОГОЦВЕТИЕ.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.