Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПетрI как личность и государственный деятель.






Пётр был провозглашён царём в 1682 году в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года. Одним из главных достижений Петра стало решение поставленной в XVI веке задачи: расширение территорий России в Прибалтийском регионе после победы в Великой Северной войне, что позволило ему принять в 1721 году титул первого императора Российской империи. Петр Великий — уникальная личность во всей русской истории. Петр полностью разрушил сложившийся столетиями образ русского царя. Петр ввел множество изумлявших современников новшеств в придворный быт и повседневную жизнь дворян. Он и сам изумлял современников своей одеждой, поведением, манерой общения. В отличие от всех предшествующих российских государей, он лично участвовал во всех своих начинаниях. Это он находился в пекле сражений, не жалея живота своего. Царь игнорировал давний обычай, в соответствии с которым физический труд считался зазорным для государя и для бояр. Точка зрения Ключевского - По описанию Ключевского, Петр 1 «был добрый по природе как человек, но груб как царь, не привыкший уважать человека ни в себе, ни в других». При всем своем уме, любознательности и трудолюбии, Петр не имел хорошего воспитания, не умел вести себя в обществе, как подобает члену царской семьи.

При поездках за границу, несмотря на то, что он старался сохранить инкогнито, одевался и представлялся Петром Михайловым, по многим приметам его все равно узнавали, как русского царя, и удивляясь его уму и знанию множества ремесел в совершенстве, удивлялись также его грубости, бестактности, незнанию хороших манер и даже неумению пользоваться за столом ножом и вилкой.

С ранних лет Петр тянется к новым знаниям. Не умея толком грамотно писать, Петр изучает арифметику, геометрию, артиллерию и фортификацию, овладевает астолябией, изучает строение крепостей, умеет вычислять полет пушечного ядра. В амбарах села Измайлова, которые Петр осматривал вместе с Тиммерманом, он находит завалявшийся английский бот, который, по рассказу самого Петра, послужил родоначальником русского флота, пробудил в нем страсть к мореплаванию. В войнах Петр обычно не участвовал лично, ведя за собой полки. Властность и жестокость Петра не имели границ. Точка зрения Соловьева. Петр 1 был действительно Великим, как и прозвали его в народе. Он жил и трудился на благо народа и заботился только о народе. Это проявилось во многих его деяниях. В Москве были открыты 8 аптек и закрыты «зелейные лавки», в которых продавали лечебные травы, «от коих люди умирали скорою смертию», а также запрещает продажу в этих аптеках вина. Запрещает ношение холодного оружия, т.к. во время пьяных драк люди режут друг друга ножами, иногда насмерть. По просьбе народа же, для борьбы с частными пожарами, крыши кроют черепицей вместо тисовых, а дома строят каменные, и строят их вдоль улиц, по европейскому обычаю, а не внутри дворов, как раньше, по азиатскому.

Петр издает указ о наказании смертной казнью за умерщвление младенцев, родившихся с физическими недостатками.Женщин отныне запрещено запирать дома. С целью поднять потерявшую уважение церковь в глазах народа, было проведено несколько церковных реформ. Введена обязательная грамотность духовенства. Делает Петр много и для науки. Поручает ученому Поликарпову написать русскую историю и в то же время переводить книги о событиях всеобщей истории. Для страны в целом Петр тоже делает немало, а возможно, даже больше. При его правлении развивается добыча каменного угля и железной руды, металлургия, кожевенное производство, кораблестроение, военное ремесло.

 

Содержание петровских реформ их последствия и оценки.

Петровские реформы грандиозны по своим масштабам и последствиям. Эти преобразования способствовали решению остро стоявших перед государством задач, прежде всего – в сфере внешней политики. Однако они не могли обеспечить долговременный прогресс страны, так как проводились в рамках существующего строя и, более того, консервировали российскую феодально-крепостническую систему. Реформы государственного строя придали новые силы служилому деспотическому государству. Реформы в области культуры и быта, с одной стороны, создавали условия для развития науки, просвещения, литературы и т.д. Но, с другой, механическое и насильственное перенесение многих европейских культурных и бытовых стереотипов препятствовало полноценному развитию культуры, основанной на национальных традициях. Военная реформа была одной из первых в деятельности Петра. В 1699-1705 гг. начался переход к новой системе комплектования вооруженных сил через рекрутские наборы. С каждых 20 крестьянских и посадских дворов на пожизненную службу рекрутировался один человек. Первая губернская реформа 1708-1710 гг. также была продиктована военными интересами. Уезды были расписаны по вновь созданным 8 губерниям.Забота о бюджетебыла одной из главных задач государства. Специальные «прибыльщики» искали все новые и новые способы пополнения казны. Правительство Петра I обошлось без иностранных займов. Военные расходы росли, в первый период войны они достигли 70-80 % бюджета. С целью увеличения доходной части бюджета была предпринята налоговая реформа. В 1718 г. был издан указ о переписи всего податного мужского населения. Центральное место среди реформ Петра I занимают реформы государственного управления. В условиях Северной войны и начавшихся реформ старая традиционная приказная система не справлялась с оперативным управлением. После победы над шведами под Полтавой реформаторская деятельность Петра приобретает более целенаправленный характер. Главный инструмент преобразования общества Петр I видел в создании совершенного государственного аппарата, воплотившего в себе новейшие достижения науки и работавшего точно и бесперебойно, как хорошо отлаженные часы. В основу реорганизации государственного аппарата были положены достижения камералистики – науки о государственном управлении, изучаемой в университетах Европы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.