Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Второй период – предвоенный период (30-е – 40-е гг.).






В этот период активно работали Рубинштейн, Выготский, Леонтьев, Ананьев, Лурия и др. Прессинг идеологии продолжает существовать, но в этот период попытались адаптировать положения марксизма к психологии =>

2 тенденции, которым можно было следовать:

  1. прямой, грубый подход, т.е. полностью перенести идеи марксизма на психологию;
  2. творческая переработка идей марксизма и применение их к психологическим знаниям.

Как раз второй тенденции придерживались отечественные психологии => в советской психологии были созданы труды, которые положили основу методологии отечественной психологии (Выготский, Леонтьев, Рубинштейн, Ананьев, Лурия, Узнадзе, Смирнов, Зинченко, Теплов). «Они выносили отечественную психологию на своих плечах».

В предвоенный период разрабатываются следующие основные направления:

  1. изучение материального субстрата психики и сенсорных процессов; прежде всего исследования Бехтерева, Павлова, Ананьева;
  2. анализ содержательных характеристик психики на основе единства сознания и деятельности (данный принцип был разработан в школе Рубинштейна);
  3. изучение высших психических функций (культурно – историческая концепция Выготский);
  4. психологическое исследование деятельности и генезиса психики (концепция Леонтьева; стадии развития психики);
  5. проблема установки (грузинская школа Узнадзе);
  6. проблема психологии отношений (Лазусркий, Мясищев);
  7. проблема психологии памяти (Смирнов, Зинченко);
  8. проблема индивидуальности (Теплов).

Выделяют 4 основных теоретических достижения предвоенного периода:

  1. рассмотрение психики как свойство высокоорганизованной материи;
  2. закрепилось положение об эволюционно – стадиальном характере развития психики (концепция Леонтьева; стадии развития психики);
  3. признание человека как активного деятеля в окружающей среде;
  4. признание культурно – исторической обусловленности процесса развития психики.

 

Третий этап – развитие психологии в годы Великов Отечественной Войны.

 

Основная задача, которая стояла перед психологией и которая обусловила содержание исследований того времени – психологическое обеспечение нужд военного времени.

Требования, которые предъявлялись к психологическим исследованиям того периода:

  1. прикладная направленность исследования;
  2. сокращение временных сроков исследований;
  3. открытость и доступность результатов исследования для широкого круга ученых и практиков.

Проблематика психологических исследований в годы ВОВ:

  1. лечение различных травматических повреждений их последствий;
  2. диагностика травм черепа и мозга;
  3. инфекционные, токсические заболевания периферической ЦНС;
  4. изучение посттравматических психических изменений;
  5. экспертиза нервных и душевных болезней;

и т.п.

Прикладные исследования, проведенные в тот период, существенно позволили продвинуться вперед отечественной психологии. В частности, активно развивалась клиническая психология, которая существенно расширила свои знания.

Достижения психологии в данный период:

  1. были разработаны основы по восстановлению утраченных психических функций (Анохин и функциональная система, Бернштейн, Запорожец и др.; например было доказано, что нервная деятельность человека обладает высокой пластичностью, психические функции имеют представленность в коре головного мозга и т.д.);
  2. оформление и развитие нейропсихологии (Лурия);
  3. исследование личностных качеств бойца и командира (работы Теплова, в частности «Ум полководца»);
  4. исследование в области изучения психических процессов (работы связанные с проблемой ощущений, работой органов чувств, проблема восприятия цвета т.п.).

В период ВОВ идеологические нападки на психологические исследования продолжались, но в меньшей степени по сравнению с 20-ми – 30-ми гг.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.