Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государство и право как ценности. Их органическая связь.(ТГП Морозовой)






Государство и право представляют собой наиболее важные общие правовые ценности. Они являются необходимыми формами организации общественной жизни, призванными обеспечить и в большинстве случаев обеспечивающие, хотя бы в минимальной мере, высшие универсальные ценности — справедливость, равенство, свободу, общее благо, порядок, безопасность, или некоторые из них.

В юридической науке проблему ценности права детально разработал проф. С, С. Алексеев. Он обосновал тезис о том, что право - это не только необходимость, но и социальное благо, социальная ценность. Оно обладает рядом высокозначимых свойств - общеобязательностью, нормативностью, высокой обеспеченностью и другими свойствами, раскрывающими его социальную силу.

По мнению С.С. Алексеева, право обладает:

 социальной ценностью;

 инструментальной ценностью;

 собственной ценностью.

Социальная ценность права заключается в трех моментах:

а) право обладает возможностью обеспечивать устойчивый порядок в общественных

отношениях. Оно позволяет добиться такого порядка в жизни общества, который действует по всей стране, постоянно, неизменно, непрерывно во времени;

б) право благодаря своим свойствам позволяет достигнуть определенности, точности в самом содержании общественных отношений. И здесь главная роль принадлежит формальной определенности права. Благодаря этому свойству права правовое регулирование общественных отношений имеет четкие границы, позволяет отделить правомерные поведение и действия от произвола и своеволия;

в) право позволяет достичь гарантированного результата, что обеспечивается опорой права на государственное принуждение и делает право высокообеспеченным.

Инструментальная ценность означает, что право:

а) представляет собой мощный регулятивный инструмент и выступает средством решения

разнообразных задач, может использоваться как инструмент разными субъектами: государством, церковью, общественными объединениями, гражданами и др. Однако на первом месте стоит, конечно, государство, поскольку реализуется, охраняется с помощью государства;

б) является опосредствующим звеном при реализации товаро-рыночных институтов, институтов управления, демократии, морали, культуры, выступает средством их воплощения в жизнь;

в) устанавливает систему типовых масштабов поведения и действий. Благодаря этому право выступает главным инструментом обеспечения организованности общественной жизни.

Инструментальная ценность права раскрывает его служебную роль в обеспечении

функционирования других социальных институтов - государства, социального управления, морали и др.

Собственная ценность права состоит в том, что право представляет собой глубинный элемент цивилизации, культуры, который вбирает в себя важнейшие социальные ценности общества.Кроме того, право выражает важнейшие общечеловеческие ценности - свободу, справедливость и равенство людей. противостоит произволу, очерчивает строгие рамки для поступков и действий.Приоритет права, правовых начал в организации общества, в деятельности государственной власти выражает в жизни торжество высокой нравственности, справедливости, необходимой организованности в единстве и свидетельствует о высокой общей и правовой культуре общества и его членов.

В настоящее время сложились два основных подхода к трактовке сущности(ценности) любого государства.

Первый подход (так называемый классовый) состоит в том, что сущность государства определяетсякак выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу. Данный подход присущ марксистскому пониманию государства, которое рассматривается как классовая организация тех, кто стоит у власти, и осуществляет организованное насилие в отношении других классов общества. Следовательно, государство трактуется как аппарат насилия, принуждения, подавления, а его сущность составляет диктатура (господство) экономически господствующего класса.

Второй подход исходит из общесоциальной сущности государства, его назначения служить обществу. Соответственно сущность государства видится в его способности объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса.

26. Социальное государство (СГ)

В развитии собственно идей СГ можно выделить две основные тенденции. В англо-американском варианте разрабатывалась модель регулирующего Г, которая была сформулирована В. Вильсоном в книге «Конституционное Г» (1902). По В. Вильсону, регулирующее Г минимизирует антагонизм между богатством и бедностью, ограждая человека от гибельной конкуренции, сглаживая социальную биполярность. Вторая тенденция в развитии идей СГ относится к континентальной Европе. Здесь Г как политический институт всегда выступало более активным фактором общественной жизни, чем это было в США и Великобритании. Ж.Ж. Руссо одним из первых подверг критике разрыв между Г и гражданским обществом, высказал идею их гармонизации. Наиболее последовательно евроконтинентальное понимание этой проблемы было выражено в концепции правового Г, которая в XX в. пролонгировалась в теорию и практику социально-правового Г.

Концепция правового Г базируется на просветительских и либеральных идеях XVIII вв., особенно социальной философии И. Канта, теориях Р. Иеринга, Г. Елинека, М. Вебера. Эти и другие мыслители фокусируют внимание на проблемах баланса между свободой, справедливостью, равенством и эффективностью ограничения государственного вмешательства и сохранения его стимулирующей, контролирующей роли в развитии национальных и социальных процессов. В современной зарубежной науке теории «справедливости как честности» Дж. Роулса, «социальной солидарности» Л. Дюги, воззрения К. Дженкинса исходят из необходимости выравнивания социального положения людей средствами, которые принимаются сознательно и добровольно в результате общего согласия, договора- Дж. Роулс рассматривает общество как кооперацию всеобщей и взаимной связанности индивидов, стимулирующую их личное участие в общем деле. «Чувство жалости к человеческому страданию» Л. Дюги считал одним из «наиболее прекрасных достояний цивилизованного человека XX века» и ратовал за гуманизацию политики.

В российской дореволюционной мысли идеи естественного права, правового Г интенсивно развивались Б. Чичериным, П. Новгородцевым, Б. Кистяковским, С. Котляревским, В. Гессеном, Л. Петражицким и другими исследователями. В системе взглядов Б. Чичерина теория политики выступала как самостоятельная, автономная область исследования, разработка которой должна служить осуществлению государственных целей, реформированию политической системы на основе научно выверенной программы.

П. Новгородцев наиболее близко подошел к идее СГ, предлагая утверждение минимума социальных прав, гарантированных Г и обеспечивающих человеку достойное существование. Во главу угла ставилась идея материального обеспечения свободы.

В новейшее время, примерно в 60-х гг. XX в., в ведущих странах Запада возникли собственно СГ. Их необходимой материальной предпосылкой явился высокий уровень экономического развития, позволяющий обеспечить прожиточный минимум каждому нуждающемуся, иметь достаточно средств для социальной защиты человека.

Конституционное закрепление термин " СГ" впервые получил в ст. 28 (абз. 1) Конституции ФРГ 1949 г. в отношении субъектов федерации - земель. Существенные элементы самого понятия перечислены в ст. 20 этой Конституции. В Конституции указывается, что ФРГ является социальным правовым государством.

Принцип СГ в той или иной форме закрепляют конституции многих современных Г, например Франции, Италии, Португалии, Греции, Испании, Швеции, Дании, Турции, Нидерландов, Японии. На Западе идея СГ связана с идеей " Г всеобщего благоденствия", которая базируется на либеральном учении современного английского экономиста Д. Кейнса. В соответствии с концепцией Г всеобщего благоденствия любое Г среди общих дел должно уделять большое внимание социальной защите населения, с тем чтобы сводить к минимуму социальные различия между группами и слоями населения и создавать возможности для

достойного уровня жизни.

Немецкий историк Г. Риттер классифицировал СГ на три типа: первый тип - так называемое позитивное Г, в котором социальное обеспечение основано на индивидуализме и защите корпоративных интересов. Здесь Г контролирует социальную обеспеченность граждан, а его социальная политика служит целям такого контроля; второй тип - собственно СГ, которое проводит политику обеспечения занятости населения и гарантирования со стороны государства минимального прожиточного уровня жизни и равенства шансов на успех; третий тип - Г благоденствия, где устанавливается равенство всех в социальном отношении, т.е. социальная политика Г для всех одинакова. В таком Г должны уменьшаться различия в заработной плате, гарантируется полная занятость населения, трудящиеся играют доминирующую роль в социальной политике.

Среди наиболее важных признаков СГ можно назвать:

1) высокий уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя серьезно собственников;

2) социально ориентированную структуру экономики, что выражается в многообразии форм собственности;

3) формирование гражданского общества, в руках которого государство служит инструментом проведения социально ориентированной политики;

4) разработку Г разнообразных социальных программ и определение первоочередности их реализации;

5) утверждение таких целей государства, которые обеспечивают каждому: а) достойные условия жизни; б) социальную защищенность; в) равные стартовые условия для самореализации личности;

6) развитое социальное законодательство;

7) социальную ответственность Г по отношению к своим гражданам и ответственность членов общества по отношению друг к другу и ко всему сообществу граждан в целом, т.е. обязанность содействовать социальному обеспечению, ответственность за коллективную взаимопомощь, исполнение обязанностей, вытекающих из права собственности, и др., что позволит государству выполнять свои социальные задачи.

27. Юридические ценности (универсальные, частные, отраслевые). Мартышин с.57-58

Применительно к государственно-правовым явлениям инструментальные ценности можно назвать правовыми или юридическими. Между ними существует иерархия.

Государство и право представляют собой наиболее важные общие правовые ценности. Они являются необходимыми формами организации общественной жизни, призванными обеспечить хотя бы в минимальной мере, высшие универсальные ценности — справедливость, равенство, свободу, общее благо, порядок, безопасность, или некоторые из них.

Есть и частные, специальные правовые ценности, охватывающие какие-то аспекты, стороны этих сложных явлений.

Кельзен полагал, что всякая «правовая норма конституицирует специфическую ценность». По своему данное утверждение верно. Норма устанавливает правило поведения, рассматриваемое как благо, должное. Однако представляется более оправданным относить к разряду ценностей не каждую правовую норму, а только те из них, которые устанавливают принципы, выходящие за рамки данной нормы.

К такого рода ценностям относятся равноправие, права человека, демократизм, законность, презумпция невиновности в правосудии и т. п. Они являются правовым преломлением таких универсальных ценностей, как свобода, равенство и т. п., их юридической формой.

Итак, теория государства и права оперирует категорией «ценность» в трех смыслах:

1)универсальные ценности мировоззренческого и этического характера

2)государство и право как ценности

3)более частные правовые ценности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.