Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теории потребительского выбора.






Взаим.произ и потреб., между производ-ом и потреблением существует взаимосвязь.Люди производят блага для удовлетворения личных и общественных потребностей. Конечной целью любого производства явл удовлет-ние потреб-ей людей.

Потребностьэто чувство недостатка, кот человек стремится устранить с помощью потребления благ. Сущ-ет классификаций видов благ:

- в зависимости от степени неотложности: первичные и вторичные; - в зависимости от степени охвата: индивидуальные и коллективные; - в зависимости от факта их удовлетворения: физические, потребность в безопасности, коммуникационные, потребность в уважении, духовные или культурные.

Экономические блага необходимые для удовлетворения потребностей создаются с помощью эк.ресурсов. эк ресурсами это все виды ресурсов, которые испол-ся для создания благ: земля, труд, капитал, предпринимательская способность. Эк ресурсы мобильны, взаимозаменяемы.

Экон. теория констатирует, что ограниченность ресурсов определяет альтернативность их использования. Общество стремится использовать свои редкие ресурсы эффективно, т.е. оно желает получить максимальное количество полезных товаров и услуг, произведенных из ограниченного числа ресурсов. Чтобы этого добиться, онодолжно обеспечить и полную занятость населения, и полный объем производства.

При ограниченности ресурсов приходится определять какие блага можно производить? Этот выбор делается с помощью кривой производственных возможностей (возможности по производству благ)кот показывает максимальный потенциально возможный объем производства при полном использовании ресурсов на данном технологическом уровне

2. благо и класс –есть все то, что служит для удовлет-ия человеч-х потребностей(богатство, предметы первой необходимости). виды благ: материальные – товары и нематериальные - услуги.благ бывают также настоящие и будущие, прямые и косвенные, долговременные и краткосрочные и т.д.

Особое значение имеет подразделение благ на экономические и неэкономические.

Экономические блага –те, кот явл результатом экономической деятельности, т.е. кот можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с удовлетворяемыми потребностями. Экономические блага делят на долговременные, т.е для многоразовое использование (автомобиль, книга, электроприборы, и т.д.), недолговременные, исчезающие в процессе разового потребления (спички, хлеб, мясо, и т.д.)

Неэкономические блага (даровые блага) предоставляются природой без приложения человеком усилий. (воздух, вода, свет и т.д.).

В зависимости от того кто создает благо: частное(для индивидуального потребления-товар: бывают длит-го польз-я(одежда), корот-го(мыло) услуги(стрижка в парик-й)) и общественное(.человек не может их купить с тем, чтобы использовать индивидуально, но они необходимы обществу в целом и каждому его члену в частности(н-р светофор, регулирующий движение транспорта и пешеходов и обеспечивающий безопасность). В зависимости от характера использовании: потребительские и производственные. Выделяются блага взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплименты).

 

3. Факторы производства – это необходимые для производст-го процесса ресурсы.

Существует четыре основных фактора производства: труд, земля, капитал, предпринимательская способность. Для производства требуются определенные ресурсы, кот применяются в нужных комбинациях. Все они взаимодополняют друг друга и взаимодействуют. Например, машины и оборудование можно заменить трудом рабочих, природные материалы – искусственными.

Когда один вид ресурсов по каким-либо причинам дорожает, его стараются заменить более дешевым, на него возрастает спрос. Увеличение спроса может привести к увеличению цены на конкретный ресурс. Поэтому изменение цены на один из ресурсов ведет к изменению цен на другие ресурсы.

Предложение факторов производства, зависит от специфики каждого рынка. В зависимости от факторов развития рынка формируется предложение.Однако общим для всех рынков является то, что количество ресурсов, предлагаемых к продаже, ограничено по сравнению с потребностями в их производстве.

Для предприятия-производителя огромное значение имеют цены на рынке. Именно от них зависит уровень издержек производства. При имеющейся технической базе цены будут определять количество ресурсов, которое может быть использовано.

В реальной жизни в пределах используемой технологии предприниматель стремится найти наилучшее сочетание факторов производства, чтобы достичь наибольшего выхода продукции. Отношение между любым набором факторов производства и максимально возможным объемом продукции, производимой из этого набора факторов, характ-ет производственную функцию.

Производственнаяфункция —технолог-ая зависимость м/у затратами ресурсов и выпуском продукции. Изокванта- множ-во точек соотв-х одному и тому же V при комбинации разл-х факторов произ-ва. Кривая постоян-го продукта.

 

Закон убывающ. предельн.произ-ва: увеличение переменного фактора при фиксированных значениях остальных и неизменности технологии в конечном счете приводит к снижению его производительности.

При увеличении использования факторов растет общий объем производства.если ряд факторов задействован полностью и на их фоне увеличивается лишь один переменный фактор, то рано или поздно наступает момент, когда, несмотря на увеличение переменного фактора, общий объем производства не только не растет, а даже снижается.

 

4.Как эк категория собственность выражает отношение присвоения и отчуждения между людьми материальных благ. Как юр категория собственность есть субъективное толкование объективно сложившихся отношений присвоения. Собственность – право.

Формы: частная, государственная и муниципальная собственность.

Владение – это частичное присвоение. Это функционирующая собственность по распоряжению собственника (аренда). Пользование – это фактическое применение вещи в зависимости от ее назначения. Распоряжение – это принятие решения владельцем или другим лицом по поводу функционирования объекта собственности основанное на праве предпринимателя передавать в пользование имущества в пределах дозволенных собственником.

(Эволюция)В первобытном обществе сложились и первые формы хозяйствования. Что касается собственности, она носила здесь общественный характер, ибо и производство, и распределение строились на коллективных принципах. Вместе с тем общественный характер собственности в первобытном обществе ограничивался сравнительно небольшой изолированной группой людей и в силу этого носил общинный, групповой характер. И тем не менее сложившиеся общественные формы хозяйствования обеспечили прогресс в развитии производительных сил, предопределили складывание их качественно новой системы. На этой основе возник новый экономический строй — рабовладельческий.Главнойотличительной особенностью рабовладельческого общества было то, что оно базировалось на имущественном неравенстве. Здесь уже окончательно сложилась частная собственность. Развитие индивидуального семейного производства, превращение земледелия в основную отрасль экономики обусловили складывание феодального способа производства. Для феодализма типичны две формы земельной собственности — феодальная и собственность крестьянских дворов.Но здесь существовала и промежуточная форма собственности — общинная, которая в ряде стран, например в России, получила очень значительный удельный вес. Движение к феодализму шло двумя путями. Первый путь можно назвать традиционным, он шел от первобытного общества к феодальному. Связующим звеном между ними выступали такие типы хозяйствования, как азиатский, античный и германский. В качестве самостоятельного можно, пожалуй, выделить также тип российского общинного землепользования. При азиатском землепользовании собственником земли, водных ресурсов был верховный правитель, деспот. Он определял статус правления городов, распоряжался земельными угодьями, взимая за это дань. При античной форме землепользования одна часть земли, которой наделялись феодалы, несшие государственную службу, принадлежала государству, а другая распределялась между колонами. Германская форма хозяйствования складывалась из общественных угодий общего пользования — водоемы, леса, луга и т.д. — и обрабатываемых крестьянами земель.

 

5Фунд-е вопросы эк-ки:. что? Как? И для кого производить? Традиционные(что): какие товары и услуги должны произв-дить, какие т и у д.б произведены, что нужно, что м.т подожд-ть, от чего н.о отказаться.

Технологи(как): для кого произв-ть-принцип распределения. Как будет распред-ся эти производств-е товары и услуги.

Экон-есистемы: 1.традицион-я(община, жить коллективно)что производить, как произв-ть.

Для кого принцип распред-я.

2.коммандно-администр-я(центральная) опред-ет направл-ть что и как произв-ть, для кого-принцип распределения.

3.Рыночная-что произв-ть-что произв-ть опред-ся голосованием покупателя.

Централизованной система характеризуется тем, что эти вопросы решаются государством. Эта эк система была распространена в странах социалистического лагеря. Для данной системы характерна жесткая вертикальная иерархия управления, благодаря которой обеспечивается концентрация эк ресурсов на главные задачи выдвигаемые государством. Рыночная эк система основана на частной собственности и решении эк проблем исходя из личных частных интересов каждого индивидуального производителя. Для смешанной эк системы характерно наличие государственного регулирования. Рынок не в состоянии решить ряд проблем связанных с общественными благами.

 

6. рынок –обмен товарами и услугами, организованный по законам товарного производства и обращения. Это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, отношения спроса и предложения. Условия возникновения рынка: разделение труда, которое ведет к специализации и обмену; самостоятельность экономических агентов (субъектов обмена); свобода предпринимательства.

Функции: рынка: перераспределение, ценообразования; передачиинформации; регулирования; посредничества; санирующая(очистка рынка от неконкурентоспособных производителей)

Структура рынка: по экономическом назначению: потребительский, промышленный, ценных бумаг; по географическому положению: местный, национальный, мировой; по степени ограниченности конкуренции: монополистический, олигополистический, свободный; по отраслям: авто, компьютерный, продуктовый; по характеру продаж: розничный и оптовый. В эк теории выделяют 3 типа рынков: рынок товаров и услуг; рынок факторов производства и финансовый рынок.

 

7. Спрос и предл. Спрос- это желание и возможность потребителя купить определенное количество этого товара или услуги по определенной цене в определенный период.Спрос зависит от: использованияреклам, модыивкусов, ожиданияпотребителей, доступноститоваров, величиныдоходов, полезностивещи, а также зависит от количества населения.К неценовым факторам влияющим на спрос относят: Изменения в денежным доходах населения, Изменения в структуре и количестве населения, Изменения цен на другие товары (особенно на товары заменители), Изменение потребительских предпочтений, под воздействием рекламы, моды.

Факторы: - цены на товары-заменители; - цены на дополняющие товары; - доходы покупателей; - мода, вкусы и предпочтения покупателей;

Закон спроса: чем выше цена товара, тем меньше величина спроса на него; и наоборот, чем ниже цена товара, тем больше величина спроса на него.

Предложение - это готовность производителей продать определенное количество этого товара или услуги по определенной цене за определенный период времени. Факторы: - изменение цен на факторы производства; - технический прогресс; - сезонные изменения; - налоги и субсидии; - увеличение спроса на другие товары; - цены на товары, - которые производятся совместно с рассматриваемым товаром; - ожидания производителей; - реклама, маркетинг. Закон предложения: чем выше цена товара, тем больше величина его предложения; чем ниже цена товара, тем меньше величина его предложения. Взаимод-я спр и пред - процесс, порождающий формирование рыночной цены, кот удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя.Рыночная цена отражает такую ситуацию, когда планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, а объем благ, кот намерены купить покупатели, абсолютно равен объему благ, кот намерены предложить производители. В результате возникает равновесная цена, т. е. цена такого уровня, когда объем предложения равен объему спроса.Эластичность спроса по цене показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на 1 %. Еd > 1 – эластичный спрос при уменьшении цены выручка увеличивается, при увеличении цены – выручка падает; 3) Ed = 1 – спрос единичной эластичности: при изменении цены выручка не из меняется; 4) Ed < 1 – неэластичный спрос: при уменьше­нии цены выручка уменьшается, при увеличении – увеличивается; 5) Ed = 0 – абсолютно неэластичный спрос: при любом изме­нении цены количество товара, на которое предъявляется спрос, остается постоянным. Эластичность спроса по доходу Эластичность спроса по доходу — отражает изменение объема спроса к изменению дохода, при этом если значение эластичности: а) больше «нуля», но меньше «единицы» - товар относится к предметам первой необходимости; б) равно «единице» - второй необходимости; в) боль­ше «единицы» - к предметам роскоши.

Эластичность предложения показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на 1%. 1) ЕS< 1 – неэластичное предложение (сильное изменение цены вызывает слабое изменение предложения); 2) ЕS=1 – слабое (сильное) изменение цены вызывает такое же слабое (сильное) изменение предложения; 3) ЕS> 1 – эластичное предложение (слабое изменение цены вызывает сильное изменение предложения).Эластичность предложения товара зависит от многих факторов: от дифференциации индивидуальных затрат на разных предприятиях, степени загрузки произ­водственных мощностей, наличия свободной рабочей си­лы, быстроты перелива капитала из одной отрасли, в дру­гую и т. д.

 

8. Под предпринимательством поним-ся производственно-хозяйственная деятельность, осуществляемая на свой страх и риск, направленная на получение прибыли, и не запрещенная законом.

Первоначально предпринимателями называли людей энергичных, азартных, склонных к рискованным операциям. В дальнейшем к предпринимательству стали относить любую деятельность, направленную на получение прибыли и не запрещенную законом. Его первые ростки начали пробиваться вместе со становлением рыночных отношений, возникновение предпринимательства относят к XVII в.

Черты предпринимательства: независимый, самостоятельно хозяйствующий субъект; несет материальную ответственность за свое дело, предпринимательской деятельности присущ риск имеет своей целью получение прибыли.Класс-я: Индивидуальным предпр-вом называется любая созидательная деятельность одного человека и его семьи. Коллективное— это некоторое дело, которым занят целый коллектив. Оно включает в себя мелкий (до 50 человек), средний (до 500 человек) и крупный (до нескольких тысяч человек) бизнес.

В зависимости от связи с основными стадиями воспроизводственного процесса: производственное, коммерческое, финансовое, страховое, посредническое.

Риск в предпринимательстве — это вероятность того, что предприятие понесет убытки или потери, если намеченное мероприятие не осуществится, а также, если были допущены ошибки при принятии ур. Виды рисков: Производственный риск понимают вероятность невыполнения предприятием своих обязательств по контракту или договору с заказчиком, риски в реализации товаров и услуг, ошибки в ценовой политике, риск банкротства.

Финансовый риск — это вероятность наступления ущерба в результате проведения каких-либо операций в финансово-кредитной и биржевой сферах, совершения операций с ценными бумагами.Это кредитный риск, процентный риск, валютный риск, риск упущенной финансовой выгоды. Рыночный риск связан с возможным колебанием рыночных процентных ставок, национальной денежной единицы

 

9.Формы пред-ваПредпр-я-самос-й, орг-но-обособл-й хоз-й субъект с правами юр.л, кот произв-т товары, выпол-ет работы, оказ-ет услуги.Гражданин России вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, т.е как физическое лицо, с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Юридическое лицо - это организация-носитель имущественных прав и обязанностей, выступающая в качестве самостоятельного субъекта права в роли как истца, так и ответчика, имеющая самостоятельный бюджет или смету. Класс-я: 1. По формам соб-ти: гос-й соб-ти, муниц-й, частн-й. 2.по масштабу: малые, средние, крупные(зависит от кол-ва раб-вгодовой оборот)3.по отраслев.принадл-ти: промыш-е(произв-во товаров), торговые(сами не произв-т тов), трансп-ые(перевозки). 4по правовому статусу: Товарищество - это объединение лиц, лично, участвующих в делах фирмы, а общество - объединение капиталов, не требующих личного участия. Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным с ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от его имени и несут солидарную (взаимную) ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Товариществом на вере (коммандитным товариществом) является товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников – вкладчиков (коммандистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении предпринимательской деятельности. Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Акционерным обществом признается общество, уставной капитал которого разделен на определенное число акций: участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Государственные и муниципальные предприятия действуют в форме унитарных предприятий. Унитарным предприятием называется коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Картель заключенное соглашение между предприятиями, производящими однотипную продукцию, с целью установить контроль над рынком определенного товара. Синдикат - объединение предприятий одной отрасли по совместному сбыту продукции с сохранением юридической и производственной самостоятельности. Трест - объединение предприятий одной или нескольких отраслей с утратой предприятиями производственной и коммерческой самостоятельности. Консорциум представляет собой временный союз юридически и хозяйственно независимых структур. Конгломерат - многоотраслевой комплекс предприятий и организаций, структурные звенья которого не имеют между собой функциональных связей.

10. Издержки приз-ва —денежное выражение затрат на приобретение факторов производства, использо-ых в ходе производства и реализации продукции — товаров и услуг (расходы на заработную плату, транспортные расходы, проценты за кредит). Нормальная прибыль минимальную прибыль, кот позволяет капиталу удерживаться в данной сфереприменения.Явные издержки-затраты на приобретение сырья и материалов, оплату труда, используемой земли, заемного капитала, связанные с производством и реализаций товаров и услуг. Экономич-е это стоимость других благ (товаров и услуг), которые можно было бы получить при наиболее выгодном из возможных альтернативных направлений использования этих ресурсов.также использования ресурса, являющегося собственностью фирмы, — собственного капитала.. Бухгалтерские издержки — это стоимость используемых фирмой ресурсов в фактических ценах их приобретения. Бухгалтерские издержки = Явные издержки.Экономические издержки —. Альтернативные (экономические) издержки = Явные издержки + Неявные издержкиПостоянные издержки — это такой вид затрат, который несет предприятие в рамках одного производственного цикла. Определяется предприятием самостоятельно. Все эти затраты будут характерны для всех циклов производства товара. Переменные издержки — это такие виды затрат, которые переносятся на готовое изделие в полном объеме.

теории потребительского выбора.

Суть теории потребительского поведения заключается в том чтобы определить каким образом потребители будут расходовать свои денежные доходы между различными товарами и услугами, кот они могут купить. Факторы, которые влияют на поведение потребителя: максимум товаров и услуг при минимум расходов – разумное поведение; предпочтение. Полезность – это степень удовлетворения от потребления какого–либо блага. Функция полезности показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его количества. Предельная полезность – полезность от потребления последней единицы однородных благ. Закон убывающей предельной полезности: с каждой дополнительной единицей однородного блага его полезность уменьшается. Суммарная полезность определяется как сумма предельных полезностей потребления благ. (потребление следует прекратить, когда суммарная полезность не увеличивается, а каждая последующая единица блага приведет к ее уменьшению. Графически полезность благ в потреблении характеризует кривая безразличия, которая показывает различные наборы благ, обладающих одинаковой степенью полезности: U(A)=U(B) Кривая безразличия характеризуется зависимостью: при переходе из одной точки в другую происходит замещение потребления одного блага потреблением другого блага. Это называется предельной нормой замещения.

Карты кривых безразличия. Если используется несколько кривых безразличия, то образуется карта кривых безразличия

Чем дальше кривые безразличия удалены от начала координат, тем большей полезностью они обладают.

Равновесие потребителя.Равновесие потребителя – точка, в которой потребитель максимизирует свою общую полезность или удовлетворение от расхода фиксированного дохода.

Бюджетные ограничения.

Зависимость между количеством потребляемых благ и бюджетом графически показывает бюджетная линия, которая задается уравнением.Каждая точка на бюджетной линии показывает различные сочетания благ в наборе, который может приобрести потребитель потратив весь свой бюджет. Любая точка на бюджетной линии свидетельствует об эффективном потреблении. Если потребительский выбор лежит внутри бюджетного пространства (т.М) – это неэффективное потребление, если вне (т.N) – это заемное потребление. Для определения оптимума потребления необходимо наложит карту кривой безразличия на бюджетную линию.Оптимумом потребителя являются точки касания (А, В, С), т.е. оптимальным будет тот выбор, при котором потребитель потратит весь свой бюджет и приобретет набор благ максимально его удовлетворяющий (т.М).

 

12.Рынок факторов произ-ва Спрос на факторы производства является вторичным от спроса, формирующегося на рынках потребительских благ. Вторичный характер спроса фирм-производителей объясняется тем, что их потребность в ресурсах и факторах производства возникает лишь в том случае, если они могут быть применены для выпуска тех конечных потребительских товаров, которые пользуются спросом покупателей. Таким образом, спрос фирм на факторы и ресурсы производства возникает только при наличии и под влиянием покупательского спроса на обычных потребительских рынках. Спрос на факторы производства может возрастать или снижаться прежде всего в зависимости от того, возрастает или снижается спрос на потребительские товары. По мере того как под влиянием покупательского спроса изменяются ассортимент и структура потребительских товаров и услуг, меняется ассортимент и структура привлекаемых для их выпуска ресурсов и факторов производства. Для организации производственного процесса требуется множество факторов, которые в большей или меньшей степени взаимно дополняют или заменяют друг друга. Так, труд рабочих может быть частично заменен техникой, и наоборот, дорогостоящая техника может быть замещена дополнительным количеством рабочих. Природные сырьевые ресурсы могут быть заменены искусственными материалами, если они не нарушают заданных стандартов качества. Однако ресурсы труда, техники, сырья сопряжены, взаимно дополняемы лишь в каждом конкретном производственном процессе: при прочих равных условиях изменение цен на один из этих факторов вызывает изменение сопряженных с ним ресурсов и факторов.

Например, более высокая заработная плата и относительно низкие цены на технику способны вызвать снижение спроса на труд и повышение его на машины, заменяющие рабочую силу, и наоборот. Таким образом, спрос на факторы производства — это взаимозависимый процесс, где объем каждого привлекаемого в производство ресурса зависит от уровня цен не только на каждый из этих ресурсов, но и на все остальные сопряженные с ним ресурсы и факторы. В частности, понижение рыночных цен на такое сырье, как нефть, вызывает оживление и экономический рост во многих индустриальных отраслях, в химической промышленности, нефтепереработке, что выражается в растущем спросе на рабочую силу, соответствующую технику, транспортные средства и т.д. Специфика спроса на факторы производства проявляется и в характеристиках эластичности.

 

13.осн.модели структуры рынка По степени развития конкуренции экономическая теория выделяет четыре основные модели рынка:

I.Монополия имеет место тогда, когда предприятие выпускает продукцию, для которой нет замены.

1. В силу того, что предприятие не имеет конкурентов, оно полностью контролирует поставки этой продукции и, в качестве единственного продавца, может создавать барьеры для потенциальных конкурентов.

2. В реальном мире монополии, которые существуют до настоящего времени, — это некоторые организации по оказанию коммунальных услуг, такие, как электричество и кабельная передача информации, они в значительной степени регулируются правительственными органами. Существование естественных монополий допускается, так как для их развития и эксплуатации требуются гигантские финансовые ресурсы; небольшое число организаций может сконцентрировать такие ресурсы, чтобы, к примеру, составить конкуренцию местной электрической компании.

3. Главная цель маркетинга в условиях монополии — контролировать рынок и поддерживать уникальность товара.

II.Олигополия имеет место тогда, когда небольшое количество поставщиков контролирует значительную долю поставок продукции. В этом случае каждый из поставщиков должен принимать во внимание реакции других поставщиков на изменения в рыночной деятельности.

1. Продукция, производимая олигополиями, может быть однородной, например, алюминий, или дифференциальной, как, например, сигареты и автомобили.

2. К примеру, по причине того, что требуются огромные финансовые затраты, очень немногие предприятия могут позволить себе выйти на рынок нефтепереработки или выпуска стали.

3. В некоторых отраслях требуется наличие определенного уровня технической и маркетинговой квалификации, что является непреодолимым барьером для многих потенциальных конкурентов.

4. Предприятия на олигопольном рынке стараются избегать ценовых войн в силу того, что такой подход дорого обходится всем, участвующим в войне.

III.Монополистическая конкуренция имеет место тогда, когда потенциальные конкуренты фирмы пытаются разработать дифференциальную маркетинговую стратегию для того, чтобы захватить часть рынка.

1. Существует несколько фирм, но различная структура маркетинга, хотя и сходная продукция.

2. Есть возможность проникновения на рынок, так как начальные затраты не очень высоки.

3. Важны отличительные особенности товаров.

IV.Чистая конкуренция, если бы она вообще существовала, означала бы, что имеется большое количество продавцов, ни один из которых не может оказать существенное влияние на цену или поставки.

1. Продукция была бы однородной, и имелось бы полное знание рынка и беспрепятственный выход на рынок.

2. Ближайшим к идеальной конкуренции примером может служить нерегулируемый рынок сельскохозяйственной продукции.

3. Чистая конкуренция условно является одним полюсом рыночной структуры, а монополия — противоположным.

4. Большинство специалистов по маркетингу работают в конкурентной обстановке, которая могла бы быть условно размещена где-то между этими двумя полюсами.

5. Рынок каждого предприятия при данном типе конкуренции невелик, спрос эластичен. Легко внедриться на этот рынок.

Валовый внутренний продукт, характеризующий стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами страны за определенный период времени, за вычетом стоимости промежуточного потребления. ВВП исчисляется в рыночных ценах конечного потребления, то есть в ценах, оплачиваемых покупателем, включая все торгово-транспортные наценки и налоги на продукты..ВНД представляет собой сумму первичных доходов, полученных резидентами данной страны за тот или иной период в связи с их прямым или косвенным участием в производстве ВВП своей страны и ВВП других стран. ВНД больше ВВП на сумму первичных доходов, полученных резидентами данной страны из-за границы

Выделяют три метода измерения ВНП: метод расчета ВНП по добавленной стоимости, либо по сумме расходов на созданную в стране продукцию («поток расходов»); либо по сумме доходов, полученных в результате производства продукции («поток доходов»).

«поток расходов».

Используя его, мы получим величину ВНП, если сложим все расходы.

Расходы состоят из:

• расходов домашних хозяйств на приобретение товаров и услуг (хлеб, одежда, машины т. д.);

• инвестиций на приобретение оборудования, станков, зданий, жилья и т. д.;

• расходов государства, идущих на производство товаров и услуг (школы, больницы, электроэнергия и т. д.) и трансфертные платежи (выплаты пенсий, пособий, стипендий и т. д.);

• чистогоэкпорта, т. е. разницы между объемами экспорта и импорта.

«поток доходов». Используя его, мы получим ВНП, если сложим все доходы.

Доходы состоят из: заработной платы, ренты, процента и прибыли. Исчисленный по доходам ВНП включает в себя заработную плату, ренту, процент, прибыль, косвенные налоги и амортизационные отчисления.

Третьим методом расчета ВНП является производст-йсуммирование добавленных стоимостей по всем отраслям и видам производств в экономике (метод расчета по добавленной стоимости). По каждому из секторов подсчитывается добавленная стоимость и затем суммируется.

Номинальный доход (NT) – количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного периода, также он характеризует уровень денежных доходов независимо от налогообложения.

Располагаемый доход (DI) – доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей, т. е. это средства, используемые на потребление и сбережение. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель «реальные располагаемые доходы», рассчитываемый с учетом индекса цен.

Реальный доход (RI) представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода, т. е. с поправкой на изменение уровня цен.

 

15.Сбереж-е и потр-е Потребление – часть дохода кот исп-ся для приобр-я товаров и услуг, а часть доходов кот оста-ся п/е осущ-я всех потреб-х ресурсов наз-ся сбереж-е. Тенденция измен-я потребл-я и сбереж-я по мере роста дохода хар-ся с помощью таких понятий как склонность к потребл-ю и сбереж-ю.

Психология людей указывал на то, что люди склонны увелич-ть потреб-я с ростом дохода, но не в той мере в каком растет доход.Средняя склонность к потребл-ю дохода оказывает существенное влияние на использование дохода, поэтому в экономической теории применяются показатели средней склонности к потреблению и сбережению.

 

За средней склонностью населения к потреблению и сбережению стоят колебания как дохода, так и настроений людей, поэтому важно знать, как человек реагирует на изменение его дохода – в сторону увеличения потребления или сбережения? Для этой цели применяются, соответственно, показатели предельной склонности к потреблению и сбережению
Предельная склонность к потреблению – изменение в потреблении вследствие изменения дохода:

 

MPC= где: Δ C – прирост потребления; Δ у – прирост дохода; MpC– предельная склонность к потреблению.

Предельная склонность к сбережению – изменение в сбережении вследствие изменения дохода:

MPS= где Δ S – прирост сбережений; Δ у – прирост дохода; MPS– предельная склонность к сбережению.

Парадокс бережливости состоит в том, что стремление общества к увеличению своего богатства путем наращивания сбережений может закончиться ничем, если автономные расходы (A0 = C0 + I + G + NX) останутся неизменными. Сбережения не увеличатся, а уровень дохода упадет. Классический подход. Бережливость за счет немедленного потребления расширяет экономическое поле для инвестирования путем приобретения капитальных благ или передачи части своих сбере-женных доходов другим для использования на расширение производства. Отсюда делается вывод, что бережливость как источник увеличения богатства страны необходимо поддержи-вать и всячески стимулировать. Кейнсианский подход: В развитых странах с ростом доходов разрыв между сбережениями и инвестициями постоянно нарастает, стремление сберегать обгоняет стремление инвестировать. По мнению Дж. Кейнса, это обусловлено тем, что, во-первых, по мере накопления капитала предельная эффективность его функционирования снижается, в результате ослабляются побудительные мотивы к инвестированию. Во-вторых, в индустриально развитых странах доходы постоянно увеличиваются. Это приводит к тому, что население начинает сберегать больше, чем планируют израсходовать инвесторы. Недостаточный совокупный спрос приводит к сокращению производства и росту безработицы.

 

16. Инвестиции предприятий – это долгосрочные вложения в промышленность, сельское хозяйство и другие естественные области экономики, и используемые на расширение производства, повышение качества, модернизацию производства. Они могут быть:

1. Чисто-финансовые – капитальные вложения осуществляются в покупку ценных бумаг: акций и облигаций.

2. Реальные инвестиции – капитальные вложения, которые осуществляются в создании новых материальных благ и услуг.

3. Интеллектуальные инвестиции – вложения в человеческий фактор.

Инвестиции – это важнейший элемент совокупных расходов. Их комбинация влияет на совокупный спрос, на объем национального производства и занятость населения. Инвестиции приводят к накоплению фондов предприятий.

Если инвестиции используются нерационально, то нет положительных результатов в экономике. Огромные размеры незавершенного производства. Предприятия пользовались централизованным распределением фондов. Получаемые денежные средства использовались неэффективно.

Инвестиции предприятия осуществляют по направлениям: строительство новых зданий, закупка нового оборудования, техники, прогрессивных технологий, сырья, материалов, строительство жилья для работников и объектов социально-культурного назначения.

Источников инвестирования было два: капитальные государственные вложения и прибыль предприятия.

Факторы, влияющие на динамику, размеры инвестиций предприятия:

1. доход предприятий

2. издержки предприятий

3. ожидаемая отдача от инвестиций (фактор времени)

 

17. Экономические циклы (волны) -- это периодические колебания деловой активности в обществе.

Цикл представляет собой интервал времени в развитии рыночной экономики, в течение которого происходит увеличение объема производства товаров и услуг, а затем сокращение, спад, депрессия, оживление и, наконец, снова его рост.

Фаза кризиса выражается в резком сокращении деловой активности, падении цен, сокращении инвестиций и занятости, снижении доходов и заработной платы. В условиях кризиса наблюдается погоня за деньгами. Депрессия (застой) является достаточно продолжительной (от 6 месяцев до 3 лет). Это период приспособления к новым условиям хозяйствования, когда в обществе царит неуверенность и несогласованность действий. Производство идет вяло, в минимальных размерах, Предприниматель не рискует инвестировать капитал, хотя цены стабилизировались, а банковский процент упал до самого низкого уровня. Однако выход из кризиса начинается именно в фазе депрессии. Оживление характеризуется восстановлением деловой активности, ростом инвестиций, занятости. Оживление охватывает отрасли, производящие средства производства. Возникают новые предприятия, модернизируются старые. Рост занятости вызывает рост зарплаты. После того как будет достигнут предкризисный уровень развития, начинается подъем, который обеспечивает экономический рост. Подъем характеризуется возрастанием всех экономических показателей: растут цены, объемы производства, занятость, прибыли, зарплата, денежное обращение и т.д. В производство внедряются новые технологии и техника, возникают новые отрасли, создающие новые товары. Рост капиталовложений сопровождается ростом курсов акций, процентных ставок. Подъем достигает максимума, который называется процветанием. Когда кончается эта фаза, то все экономические показатели начинают снижаться, и наступает новый кризис.

Краткосрочные циклы, длительность которых по оценкам составляет 40 мес., т.е. немногим более 3 лет, обусловлены колебаниями мировых запасов золота. Этот вывод был сделан применительно к условиям господства золотого стандарта.

Среднесрочные циклы могут иметь продолжительность в рамках 7—12 лет. Данный тип циклического развития является дальнейшим объектом нашего анализа. Он сопряжен с многофакторной моделью нарушения и восстановления экономического равновесия, пропорциональности и сбалансированности народного хозяйства.

Строительные циклы охватывают 15—20-летний период и определяются продолжительностью обновления основного капитала. данные циклы имеют тенденцию к сокращению под воздействием факторов НТП, вызывающих моральный износ оборудования и проведение политики ускоренной амортизации.

Большие циклы имеют продолжительность примерно 50—60 лет; они вызываются главным образом динамикой НТП, на чем более подробно остановимся ниже.

Экономический кризис – это значительное нарушение равновесия в хозяйственной системе, часто сопровождающееся потерями и разрывом нормальных связей в производстве и рыночных отношениях, что, в конечном счете, ведет к дисбалансу функционирования экономической системы в целом.

Здесь выделяют 2 вида кризисов.Кризис перепроизводства товаров – выпуск излишнего количества полезных вещей, не находящих сбыта.Кризис недопроизводства товаров – острая их нехватка для удовлетворения платежеспособного спроса населения

 

18. Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы не занята в производстве товаров и услуг.

Выделяют три основные причины безработицы: потеря работы (увольнение); добровольный уход с работы; первое появление на рынке труда.

Различают три типа безработицы:.
Фрикционная связана с поиском работы. Особенностью является то, что работу ищут уже готовые специалисты с определенным уровнем профессиональной подготовки и квалификации. Поэтому основной причиной этого типа безработицы является несовершенство информации (сведений о наличии свободных рабочих мест). Человек, потерявший работу сегодня, обычно не может найти другую работу уже завтра.

Структурная безработица которые связаны а) с изменением структуры спроса на продукцию разных отраслей и б) с изменением отраслевой структуры экономики, причиной которого является научно-технический прогресс.Причина: несоответствие структуры рабочей силы структуре рабочих мест.

Взаимосвязь инфляции и безработицы выражает кривая Филлипса. Их зависимость проявляется в цикличности экономического развития страны. На фазе спада, когда начинается падение цен, уровень безработицы увеличивается. А на фазе подъема увеличиваться начинаетинфляция, в то время как оезраоотица сокращается. Предельный уровень инфляции и безработицы достигается соответственно в самой верхней и в самой нижней точке экономического цикла. Так, на пике экономической активности уровень инфляции является самым высоким, а уровень безработицы - самым низким. На дне цикла, наоборот, самым высоким будет уровень безработицы, а самым низким - уровень инфляции.

Социальные состоят в том, что невозможность найти работу в течение продолжительного периода времени порождает чувство собственной неполноценности, приводит людей к психологическим стрессам, отчаянию, нервным (вплоть до самоубийства) и сердечно-сосудистым заболеваниям, потере друзей, развалу семьи и т. п. Потеря стабильного источника дохода может толкнуть человека на преступление (кражу и даже убийство), Экономические последствия безработицы на индивидуальном уровне заключаются в потере дохода а также в потере квалификации и поэтому уменьшении шансов найти высокооплачиваемую, престижную работу, что обусловливает возможное снижение уровня дохода в будущем. На уровне общества в целом эти последствия состоят в недопроизводстве ВНП, отставании фактического ВВП от потенциального.

Закон Оукена: Если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень безработицы, то страна недополучает часть валового национального продукта.

19.Государственное регулирование экономики — процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине. При этом для достижения поставленных целей используется определенный набор средств

Необходимость: Наличие многочисленных товаров, жизненно необходимых обществу, которые либо не предлагаются рынком, либо, если и могли быть предложены, то в недостаточном количестве. Внешние эффекты— загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам. Неполные рынки, одним из типичных примеров которых является рынок страховых услуг, прежде всего медицинских и пенсионных. Безработица, инфляция, экономическое неравновесие, особенно резко проявляющееся в периоды кризисов (рецессий) и депрессий.

Пределы:. Эти рамки достаточно широки для того, чтобы разумный симбиоз эффективно работающих рыночных механизмов и государственного регулирования позволил решать основные социально-экономические проблемы современного общества. Если же государство делает больше, чем ему “отпущено” рыночной экономикой, то, происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствление экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности.

Инструменты: Основные экономические инструменты - это: регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком); установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке; операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

 

20.Инфляция — это обесценение денег, снижение их покупательной способности.

виды инфляции: Ползучая инфляция характеризуется повышением цен не более чем на 3—5% в год. Подобный темп инфляции наблюдается во многих странах Запада. Ползучая инфляция не сопровождается кризисными потрясениями. Она стала привычным элементом рыночной экономики. Считается, что относительно невысокий, «трехпроцентный» темп инфляции может быть использован для стимулирования производства.

Галопирующая инфляция в отличие от ползучей трудно управляема. Среднегодовой рост цен —от 10 до 50% (или несколько выше). Подобный вид инфляции характерен для стран с переходной экономикой.

гиперинфляция. Ее условный рубеж — ежемесячный (в течение трех-четырех месяцев) рост цен свыше 50.%, а годовой темп порой выражается четырехзначными цифрами. Особенность гиперинфляции состоит в том, что она становится практически неуправляемой; обычные функциональные взаимосвязи и привычные рычаги управления ценами не действуют.

Социально-экономические последствия инфляции выражаются в следующем: снижается объем производства, поскольку колебания и рост цен делают неуверенными перспективы развития производства; происходит перелив капитала из производства в торговлю и посреднические операции, где быстрее оборот капитала и больше прибыли, а также легче уклониться от налогообложения; расширяется спекуляция в результате резкого и неравномерного изменения цен; ограничиваются кредитные отношения, так как никто не верит в долг; обесцениваются финансовые ресурсы государства.

Антиинфляционная политика – это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией.

Два основных пути такой политики:

1. Дефляционная: регулирование денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы путем снижения государственных расходов, повышения процентных ставок за кредит, усиления налогового бремени, ограничения денежной массы. Эта политика приводит к замедлению экономического роста.

2. Политика доходов: параллельный контроль за ценами и заработной платой путем полного их замораживания или установления предела их роста.

Денежная реформа – это полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения.

 

21.Дох и расх госуд. Государственный бюджет - это крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Расходы государственного бюджета показывают направления и цели государственных ассигнований.

Доходы государственного бюджета формируются за счет: налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти; неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности; доходов целевых бюджетных фондов. Важнейшая задача исполнения бюджета - обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей и доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм и в течение того финансового года, на который утвержден бюджет.

Расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Бюджетный дефицит — состояние бюджета, характеризующееся превышением объема предусмотренных в бюджете расходных обязательств над объемом планируемых в нем доходов и ведущее к образованию отрицательного сальдо бюджета.

Циклический дефицит — результат наступления фазы спада производства, который обусловливает сокращение поступления доходов в бюджет в связи с сужением сферы налогообложения и увеличением расходов на социальные нужды (например, пособия по безработице), поддержание общественно необходимых секторов экономики.

Структурный дефицит — это превышение расходов над доходами, вызванное финансовой политикой государства, направленной на увеличение расходов и снижение налогов с целью предотвращения спада или оживления экономики и вывода ее из депрессивного состояния.

Активный дефицит обусловлен финансовой политикой государства, направленной на увеличение его расходов и снижение налогов, являющейся способом повышения хозяйственной активности.

Пассивный дефицит вызывается сокращением государственных доходов в результате падения хозяйственной активности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.