Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие ребенка в дошкольном возрасте. Проблема готовности к школе.






Социальная ситуация развития: Ребёнок включается в соц. отношения, ему становится важна оценка взрослого. Ребёнок начинает осознавать свои действия и желания. Эти желания сопоставляются с желаниями взрослого, и если они не совпадают, то реб-к оказывается в сит-ции противоречия и сталкивается с необходимостью выстраивания иерархии мотивов. До этого мотив определялся ситуацией. Поведение реб-ка начиает опосредоваться образцами отношений взрослого к действительности, образцами соц. отношений взрослого. Ребенок воспринимает взрослого даже не как объект для подражания, а как представителя общества, как того, кто выполняет определенные социальные функции и роли.Это и формирует личность реб-ка. В сознании ребёнка формируются модели социальных отношений, правила, нормы поведения как надситуативные образования, появляется надситуативное общение.

Ведущий вид деятельности: сюжетно-ролевая игра. Игра - вид деятельности детей, в процессе которого они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности или общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков общения. Игру характеризуют 3 важных момента: 1. Игра носит символический хар-р. Это позволяет глубже проникнуть в соц. отношения, позволяет развивать реб-ку фантазию 2. Ребёнок действует в воображаемой, мнимой ситуации, уже не так жёстко привязан к предметной среде. 3. Ребёнок воспроизводит соц. отношения, моделирует роли. Игра не является единственным видом деятельности, определяющим развитие ребенка, также: - Продуктивный вид деятельности, где взрослый руководит ребенком через смысл предлагаемой ему деятельности (лепка, рисование). Реб-ку должно быть это интересно. 2 этапа деят-ти: построения замысла + реализация. - Деятельность, связанная с выполнением режимных моментов. Эта деятельность контролируется взрослым: как правильно себя вести, моральная регуляция, подчинение определенным правилам и нормам. Этот вид деятельности вносит вклад в формирование произвольности, социальных мотивов, чрез него происходит понимание своих обязанностей в первую очередь перед родителями и учителями. Формируется регуляция поведения в соответствии с нормами. Изменение психических ф-ций: Основный изменения в психике реб-ка происходят благодаря игровой деят-ти. 1. У ребенка формируется внутренний план сознания, способность в нем осуществлять действия, формируется сфера представлений. 2. Ребенок берет на себя игровые роли, для этого надо домысливать. Использует предметы-заместители. Действия при этом символичны («понарошку»), а не буквальны. Действия дорисовываются, важен замысел, а не способ осуществления. За счет этого происходит переход от практического мышления к образному. Развитие рефлексии – ребенок выносит систему межличностных отношений вовне (способность смотреть на себя глазами другого). Ребенок должен реконструировать роль, позицию другого человека, чтобы с его стороны посмотреть на себя. Способность к децентрации. Появляется способность видеть контекст ситуации, ориентация в социальных отношениях, понимание их, моделирование ролевых отношений, понимание иерархии ролей. 3. Переход от стадии дооперационального интеллекта (эгоцентризм, анимизм, синкретизм, конкретность, зависимость от восприятия) к стадии конкретных операций (обратимость операций), т.е. к мыслительным операциям. Установление причинно-следственных связей (выстраивание отношений между предметами и встраивание этих отношений в контекст ситуации) 4. Формируется ориентация в соц. отношениях. Понимает соц. роли. Это подготавливает реб-ка к школе. Происходит понимание моральных норм. 5. Развивается произвольная регуляция поведения. Т.к. игра подразумевает правила. 6. Ребёнок учиться сотрудничеству, согласовывать свои действия с другими. 7. Проявление и формирование самооценки

3 ключевые позиции, связанные с игровой деятельностью: 1. формирование символической функции мышления через различные формы замещения в игре; мышление при помощи образов, которые ребенок облачает в слово, вследствие чего происходит развитие речи, развитие вербального мышления: овладение сложноподчиненными предложениями (понимание причинно-следственных связей), оперирование конструкциями «потому что, чтобы» и т.д., способность выстраивать временные последовательности (по Пиаже - - обратимость операций). Однако ребенок еще не может объяснить этих связей. Также ребенок еще не способен произвести фонетический анализ звуков, т.е. не может отделить слово от смысла.2. децентрация психики (выход на уровень личности)3. способность к полноценной совместной деятельностиУсова А.П.: 3 этапа формирования игры: игра рядом (напр. в одной комнате); игра вместе; игра как полная совместная деятельность (общий замысел, правила) Новообразования: - изменение мышления, выражающееся в формировании плана общих представлений- расширение возможностей общения, надситуативное общение.- возникновениевнутренних этических инстанций. - иерархия мотивов Осн. новообразование: произвольность.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.