Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ранний возраст в психическом развитии индивида. Кризис трех лет.






Раннее детство (1-3 года) Социальная ситуация развития: ребенок ориентируется на взрослого как на образец для своих действий. Взрослый является эталоном взаимодействия с окружающим миром, оценка взрослым поведения ребенка приобретает для него значимость. Появление речевого общения (ситуативно-делового), наряду с которым преобладает эмоциональное общение. Ведущий вид деятельности: предметно-манипулятивная.

Предметные действия предполагают использование орудий (например, ложки), участие взрослого. Ребенок приспосабливается к образцу, который предлагает взрослый. Через предметные действия ребенок осваивает функцию предмета. Процесс овладения предметным действием связан с построением самим реб-ком образца этого действия, тождественного тому образцу, носителем которого выступает взрослый. Особенности развития психики:

Ключевая особенность: зависимость поведения от конкретной предметной ситуации – полевое поведение (К.Левин). - единство между сенсорными и моторными ф-циями - единство восприятия и чувствования - недифференцированность процессов восприятия, мышления, памяти, внимания. Все ф-ции действуют целостно, подчиняясь процессу восприятия. Память работает как процесс узнавания в восприятии. Чтобы сформировалась произвольная память необходимо чтобы она подключилась к сознанию и связалась с ф-цией речи, но в раннем детстве память механическая и непроизвольная. Этим объясняется феномен детской амнезии. Развитие речи: к 2ум годам словарный запас составляет 250-300 слов. Ребенок способен говорить простыми предложениями (2-3 слова). Достаточно грамотно употребляет грамматические конструкции, произносит почти все звуки. В 2 – 2, 5 года: речь становится осмысленной; используется для решения практических задач. Важно проговаривать. В 2, 5 года в языке преобладают практические обобщения, т.е. основанные на собственном опыть реб-ка. Эмоции реб-ка возникают в момент восприятия предмета или сит-ции, носят бурный, но нестойкий хар-р («возраст аффективности»). Мотивационно-эмоциональная сфера отличается сильно выраженным индивидуализмом. Новообразование: речь.

За этот период ребенок проделывает 90% работы по усвоению языка. Развитие речи разбивает зависимость ребенка от ситуации. Но слово и предмет не разделены. Речь меняет стр-ру восприятия – развивается способность выделять фигуру и фон. Кризис трех лет. Кризис 3-х лет относится к числу острых. Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка. Симптомы: 1. Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию. Исследования показали, что негативизм направлен только на взрослых. 2. Упрямство. Ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением. 3. Строптивость. Она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, сложившихся правил поведения. 4. Своеволие. Стремится все делать сам. Своеволие, чтобы всё было «по-моему». 5. Протест-бунт. Ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими.

6. Симптом обесценивания проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. 7. Деспотизм. Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность. Общий смысл кризиса: поведение ребёнка начинает мотивироваться соц. отношениями, установка ребёнка на самостоятельность. Кризис 3 лет - кризис социальных отношений.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.