Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модуль1. Введение в детскую психологию






МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

Кафедра педагогики и психологии детства

 

 

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры 12.09.2014 г.

протокол № 1

Зав. кафедрой, профессор

______________________Л.В. Трубайчук

Рабочая программа дисциплины

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Направление: 44.03.01 Педагогическое образование

Профиль «Дошкольное образование»

 

Квалификация: Прикладной бакалавр

Форма обучения: заочная

 

 

Составитель:

Пикулева Л.К., к.п.н., доцент

 

Челябинск 2014


 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Модуль1. Введение в детскую психологию

Тема 1.1 Предмет, структура, задачи детской психологии

Детская психология – наука, изучающая факты и закономерности психического развития ребенка. Детство как социокультурный феномен и как предмет науки. Возраст – единица анализа в детской психологии. Специфика психического развития ребенка.

Детская психология как раздел возрастной психологии. Место детской психологии в системе наук. Основные разделы и связь детской психологии с философией, общей, социальной, педагогической психологией, возрастной физиологией, педагогикой, частными методиками и другими науками.

Значение детской психологии в практической деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения. Задачи детской психологии в свете развития образования на современном этапе.

 

Тема 1.2 История детской психологии

Предпосылки выделения детской психологии в самостоятельную область психологической науки: требования педагогической практики, разработка идеи развития в науке, появление экспериментальной психологии.

Характеристика этапов развития детской психологии. Развитие детской психологии в России

Основополагающее значение для развития детской психологии психологической школы Л.С.Выготского и его последователей: Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, А.В.Запорожца, Л.И.Божович, М.И, Лисиной, Л.А.Венгера и др. Детская психология на современном этапе.

Тема 1.3 Стратегии и методы исследования

Методологические принципы изучения психики ребенка. Понятие о психологическом факте. Факты и закономерности. Принципы психологического исследования. Стратегии исследования: трансверсальная, лонгитюдная, экспериментально-генетическая или формирующая.

Эмпирические методы. Стратегия наблюдения. Виды наблюдения, дневниковое наблюдение. Стратегия эксперимента, особенности использования при изучении ребенка; ведущее значение формирующего эксперимента. Методы опроса, беседа, условия ее проведения с ребенком. Изучение продуктов детской деятельности. Использование тестов в детской психологии: тесты – задания, тесты – опросники, проективные тесты.

Организация психологического обследования ребенка в детском саду. Роль педагога в изучении ребенка. Составление психологической характеристики ребенка.

Тема 1.4 Основные закономерности психического развития

Понятие о психическом развитии. Неравномерность психического развития, ее причины. Акселерация. Темп психического развития. Проблемы детской одаренности и задержки психического развития.

Предпосылки и условия психического развития. Проблема генотипической и средовой обусловленности психического развития. Наследственные особенности, прирожденные свойства организма и процессы психического развития, как предпосылки психического развития.

Социальные факторы как условия психического развития: социальная среда, обучение, собственная активность ребенка. Психическое развитие и деятельность. Внутренняя ориентировочная деятельность как содержание психического развития. Ведущая деятельность, ее признаки. Психическое развитие и обучение. Обучение и сензитивные периоды развития. Понятие о зоне ближайшего развития. Развивающее обучение.

Возрастная периодизация психического развития. Критерии выделения возрастных периодов в отечественной психологии. Новообразования, социальная ситуация развития и ведущий вид деятельности. Противоречия, возникающие в ходе психического развития, их разрешение или обострение. Возникновение возрастных кризисов, их значение в развитии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.