Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовой режим единого внутреннего рынка ЕС






Внутренний рынок является основой, вокруг которой развивается сам ЕС и его право.

Часть 3 Договора о функционировании (ДФ) ЕС (разд.1, ст.26).

Единый внутренний рынок (ЕВР) ЕС - внутренний рынок охватывает пространство без внутренних границ, в котором согласно положениям договоров обеспечивается свободное передвижение товаров, лиц, услуг и капиталов.

+ Ст.3 Договора о ЕС.

Создание Европейских сообществ

Началось создание после второй мировой войны (план Маршалла). Первый договор 1951г, затем – Римский договор 1957г.

Великобритания сначала отказалась от создания ЕВР.

Тогда по инициативе Лондона была создана Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) 1960г. Предназначение – служить противовесом общему рынку. Первоначально участвовали 7 стран (Португалия, Австрия, Дания, Норвегия, Швеция, Швейцария, Великобритания). Но объединение оказалось не жизнеспособным, т.к. не смогло конкурировать с ЕС. Страны начали переходить в ЕС. Страны-члены ЕАСТ договорились вести свободную от таможенных ограничений торговлю.

Сейчас членами ЕАСТ являются Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швейцария.

В 1993г. страны ЕАСТ подписали соглашение с ЕС об образовании европейского экономического пространства. Вступило в силу в 1994г. Началось сближение стран ЕАСТ и ЕС.

Швейцарская конфедерация, например, строит собственные отношения с ЕС на базе соглашений по 7 отраслям, заключенных в 1999г.

Вывод:

1. После 2 мировой войны интеграционный процесс развивался по двум моделям:

1) Европейское экономическое сообщество ЕС – принципы федерализма и создание наднациональных органов; развитие от простых форм экономической интеграции к сложным.

2) ЕАСТ – предусматривала лишь либерализацию внешней торговли, минимум полномочий общих органов и максимальная свобода действий национальных государств (правительств).

 

2. Практика показала большую жизнеспособность ЕС. Большинство членов ЕАСТ постепенно стал членами ЕС.

 

Создание Единого внутреннего рынка

Парижский договор, Римские договоры. Т.е., первоначально предполагалось создать общий рынок только в угледобывающей и сталелитейной промышленности (Общий рынок угля и стали).

Учреждено европейское экономическое сообщество (ЕЭС). В договоре о ЕЭС ставилась цель создать в рамках 6-ки государств таможенный союз, а затем перейти к общему рынку.

Предполагалось: сначала отмена таможенных пошлин и количественных ограничений. Общий таможенный тариф. Аграрная и торговая общая политик и дальнейшие сферы.

Что удалось: с 1968 внутренняя торговля стала беспошлинная, был введен общий внешний таможенный тариф. В 1970 г. торговая политика перешла в компетенцию органов ЕЭС. Национальный правительства уступили полномочия. Был создан таможенный союз.

После этих мер 1975. Договор о слиянии – учредил Единый Совет и Единую Комиссию европейского сообщества.

Единый европейский акт 1986г. завершил создание единого экономического пространства в рамках ЕЭС и отныне стал называться «внутренний рынок сообщества».

+ Была проведена реформа институционального механизма европейских сообществ в сторону повышения его эффективности.

Выводы:

1. На интеграцию в Западной Европе оказали влияние следующие факторы:

Ø Послевоенное стремление к миру и объединению

Ø Крушение колониализма

Ø Формирование биполярной м/н системы

2. Интеграция развивалась постепенно и постепенно расширялась, начавшись с отдельных отраслей экономики и торговли. Лиссабонский договор определил основы экономических отношений внутри ЕС.

Центр понятия «внутренний рынок» – 4 принципа (4 свободы внутреннего рынка):

1) Свобода передвижения товаров

2) Свобода передвижения лиц

3) Свобода передвижения услуг

4) Свобода передвижения капиталов

4 свободы – основные компоненты внутреннего рынка (ст.4 ДФ ЕС). + Ст.4 относит сферу внутреннего рынка к категории совместной компетенции с государствами-членами.

Ст.5 ДФ ЕС.

Ч.3 ДФ ЕС (ст.26-197).

Лиссабонский договор исключает понятие общего рынка из учредительных документов ЕС. Остается только понятие «внутренний рынок».

Разд.1 ч.3 ДФ ЕС – общие положения о внутреннем рынке ЕС (его понятие и задачи институтов ЕС в этой области).

Разд.7 ч.3 ДФ ЕС имеет отношение к общим правилам о конкуренции, налогообложении и сближении законодательств. Говорит в т.ч. о правилах и мерах по защите конкуренции на ЕВР ЕС (гл.1).

Действует принцип открытой рыночной экономики со свободной конкуренции.

Конкуренция – ст.101, 102, 105, 110, 113 ДФ ЕС.

Запрет любых соглашений между предприятиями, которые способны затрагивать торговлю между государствами-членами и создают препятствия для конкуренции в рамках внутреннего рынка.

Несовместимо с внутренним рынком злоупотребление доминирующим положением на внутреннем рынке.

За соблюдением этих правил следит Европейская Комиссия.

Вопросы налогообложения – ст.110, 113.

Сближение законодательства – полномочия ЕС по регулированию общественных отношений в рамках внутреннего рынка.

Дополнительные резервные полномочия - ст.114

Ст.352 ДФ ЕС.

 

Таможенный Союз (ТС)

Является одной из основ ЕВР.

Ст.28 ДФ ЕС – создание ТС. Общий таможенный тариф, запрещение между государствами-членами на импорт и экспорт…

Ст.29 ДФ ЕС.

Регламент №2454/93 от 1993г.

Таможенный Кодекс Сообщества.

Общий таможенный тариф (ст.31 ДФ ЕС). Его устанавливает Совет по предложению Комиссии.

4 свободы:

1) Свобода передвижения товаров. Разд.2 ч.3 ДФ ЕС.

Учредительные договоры не содержат определения термина товары. Впервые дано в Регламенте 2004г. «О статистике сообщества относительно торговли товарами между государствами-членами». Директива 2011г. Европарламент и Совета «О правах потребителя».

В прецедентной практике были даны определения: товары, сборы, количественные ограничения (любые исчисляемые меры, направленные на полное или частичное сдерживание импорта, экспорта или транзита товаров).

Свобода передвижения товаров включает 3 основных компонента:

v Отмены таможенных пошлин и сборов, имеющих равнозначный эффект (ст.30 ДФ ЕС)

v Запрет дискриминационного внутригосударственного налогообложения (прямого и косвенного), в т.ч. выражающегося в различных способах взимания

v Запрет количественных ограничений на экспорт и импорт, а так же мер равнозначных им (ст.34, 35)

Основания введения препятствий в свободном движении товаров (ст.36 ДФ ЕС):

ð общественная мораль,

ð общественный порядок и общественная безопасность,

ð защита здоровья жизни людей и животных, растений,

ð защита национальных сокровищ,

ð защита промышленной и некоммерческой собственности.

 

2) Свобода передвижения лиц

Означает свободу передвижения работников, граждан третьих стран, неработающих лиц (студенты, пенсионеры), безвизовое передвижение лиц в рамках шенгенского пространства и свободу учреждения.

Директива №2004/38/ЕС от 2004г.

Граждане-жители ЕС без регистрации, свыше 3 месяцев – регистрация. Не гражданин – по истечении 3 месяцев вид на жительство.

Свобода передвижения трудящихся – ст.45 ДФ ЕС (работники и члены их семей). Принцип – отмена любой дискриминации по признаку гражданства по отношению к найму, вознаграждению и другим условиям работы и найма. К работе публичной администрации данное положение не относится.

Работник-мигрант (Регламент ЕЭС от 1968г. «О свободном передвижении работников внутри сообщества»). Приравниваются члены семьи (супруг, партнер, прямые потомки, родственники по прямой восходящей линии, находящихся на иждивении…)

Свобода учреждения.

Учреждение – не ОПФ, а часть общества, предприятия, бизнеса. Толкование в рамках прецедентного права.

Содержание свободы учреждений заключается в требовании предоставления иностранцам национального режима.

Ст.49 ДФ ЕС: запрет ограничения свободы учреждения граждан одного государства-члена на территории другого, а так же в отношении создания представительств, филиалов.

Ст.51 ДФ ЕС – исключение из свободы учреждения (участие в публичной власти).

Вопрос о расхождении национальных стандартов в выдаче дипломов.

Директива от 2005г. «О признании профессиональной квалификации».

3) Свобода передвижения услуг

Услуги в праве ЕС (ст.57 ДФ ЕС) – услуги, которые оказываются за вознаграждение и не регулируются положениями, относящимися к свободному движению товаров, лиц и капиталов.

4) Свобода передвижения капиталов

Ст.65 ДФ ЕС (ограничения)

Свобода передвижения капиталов – финансовые операции, связанные с инвестированием. + Передвижение платежей. Все сводится к термину передвижение инвестиций.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.