Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выводы из главы 2






1. Выявлены актуальные проблемы архитектурных знаний в современной культуре, которые могут стать темами будущих диссертаций, как в рамках архитектуры зданий и сооружений, так и за пределами этой дисциплины. К числу таких проблем отнесены проблемы девальвации корпуса фундаментальных понятий и положений, выстраивания заново оснований теории архитектуры, понимания научного и архитектурного языка и речи.

2. Показано, что в архитектуре её речь представлена не только вербальным языком, но и изобразительными языками. В натуре архитектурный язык произведения – объёмная пластика архитектуры.

3. Обоснована здравоохранительная функция архитектуры, в том числе опираясь на опыт древности.

4. Выявлено, что в современной архитектурной науке, как проблема, выступило отсутствие научных знаний фундаментальных основ архитектуры – человековедения в его широком проявлении, в том числе, психологии жизнедеятельности, базовых основ формирования архитектурной среды жизнедеятельности человека и общества, связей архитектуры и окружающей её природной среды.

5. Предложены важнейшие и основополагающие понятия архитектурной науки, вошедшие в систему ноосферных знаний. К ним отнесены категории планеты Земля, человека и общества, их жизненного пространства и среды жизнедеятельности, окружающей среды, благоустроенного жилища. На основании анализа работ ведущих отечественных теоретиков архитектуры сделан вывод о существенности роли явления архитектуры для общества. Показано, что от решения архитектурной наукой профессиональных проблем зависит эффективность воздействия архитектуры на пространственную организацию жизнедеятельности общества.

6. Установлены ключевые проблемыбазовой подготовки специалиста-архитектора, в числе которых отмечены отсутствие изучаемых дисциплин о человеке, фетишизация компьютеров в архитектурной практике, пренебрежение этикой. Отмечен дефицит времени для качественной профессиональной подготовки и обращено внимание на общественную опасность последствий, которые это неизбежно повлечёт за собой. Сделаны предложения по совершенствованию структуры и развитию содержания образовательной дисциплины «Теоретико-методологические проблемы науки и научного творчества в архитектуре. Методика научной работы в архитектуре».

7. Рассмотрена классификация архитектурной науки и предложены основные подходы и положения теории зданий и сооружений. Поддержана позиция о том, что Архитектура едина, и критерии ее оценки, нормы вкуса и эмоциональное восприятие ее общие. Сделана попытка решить проблему нечёткости в основных категориях, для этого предложен ряд базовых понятий с их обоснованиями – архитектура, здания и сооружении, комплекс, застройка, ансамбль, эстетический характер застройки. Обосновано всеобъемлющее понятие архитектуры и критика литературных расхожих представлений о ней.

8. Разработана и систематизирована геометрия архитектурных пространств и на этой основе сформулированы типологические характеристики архитектурных объектов как видов, формирующих среду жизнедеятельности. Даны определения основных видов архитектурных объектов и показаны их пространственные особенности. Разработано исторически обоснованное представление о направленности и сферах деятельности архитектуры и дизайна среды жизнедеятельности.

9. Детально рассмотрено понятие архитектуры как феномена социальной жизни общества, проанализирована и подвергнута уточнению триада Марка Витрувия Поллиона «польза—прочность—красота» в части информативности архитектуры. предложено решение проблемы противоречий понятия архитектуры у Корбюзье и Робера Леру, основателя экологического подхода. Сформулировано научное понятие произведения искусства и произведения архитектуры с информационных позиций. Обосновано положение о том, что полностью комфортно (то есть беспроблемно) человек может ощущать себя только тогда, когда удовлетворены не только его физические, но и эстетические, и энергоинформационные потребности в среде его жизнедеятельности, что соответствует определению здоровья Всемирной организации здравоохранения. Дано определение красоты с позиций системности информации. Установлено, что красота есть свойство информации, обладающее благоприятным воздействием на сознание человека.

10. Предложено решение проблемы понимания построения архитектурного облика. Выдвинуты основные положения нового научного направления – архитектурной гештальт-типологии (образной типологии). Сформулированы и обоснованы понятия гештальт-типологии с позиций теории информации, связанные с художественными особенностями архитектурных произведений – гештальт-тип, художественная тема, облик архитектурного произведения и образ как его отражение, ансамбль.

Предложена классификация направлений архитектурной типологии с двумя её основными ветвями – функциональной и образной. Дано уточнение понятия «эстетика», в том числе, с позиций эниометрии. Введены основные понятия архитектурной эниологии, обоснованы термины и определения благоприятных и вредных воздействий и взаимодействий в архитектурной среде. Предложена универсальная шкала общей комплексной оценки качества архитектурного объекта.

11. Введены типологические дисциплины архитектурной типологии: функциональная типология, типология планировки и застройки, гештальт-типология. Даны новые или уточнённые понятия, формирующие эти направления. Предложено новое архитектурное научное направление в гештальт-типологии – теория символов в архитектуре, даны ключевые понятия этого направления.

12. Проанализирована и уточнена методология архитектурных научных работ и диссертаций. Предложена профилактика проблем методологии при подготовке диссертаций. Приведенная уточнённая классификация научных результатов в архитектурной науке. Выделены промежуточные и конечные результаты. Рассмотрены различные альтернативные направления архитектурной науки (пирамидология, палеоархитектура, архитектурная эниология, космическая архитектура объектов освоения небесных тел), показаны их перспективы в развитии архитектурной науки.

13. Предложено решение проблемы организации потребительской сферы архитектурной среды. Приведены ранее сформулированные понятия бесбарьерности и доступности архитектурной среды, разработаны критерии её досягаемости, физической и психологической безопасности, информативности, удобства, обеспечивающие свойство доступности. Предложены пути удовлетворения объектов этим критериям, как критериям качества среды.

14. Кратко обозначены перспективы развития архитектурной науки, исходя из планов развития программ деятельности человечества.

 

 

Вопросы для самоподготовки

1. Языки и речь в архитектурной науке.

2. Древнейшие архитектурные учения.

3. Базовые категории и понятия в архитектурной науке

4. Отличие среды жизнедеятельности и окружающей среды. Объекты их составляющие.

5. Основные биологические функции и соответствующие биологические права человека.

6. Проблемы средового подхода в архитектуре.

7. Проблемы компьютеризации в архитектуре.

8. Что входит в архитектуру? Области архитектуры и их объекты.

9. Какие фундаментальные и прикладные дисциплины входят в архитектурную науку? Перспективные дисциплины будущего.

10. Архитектура и дизайн среды. Проблемы разделения функций. Разность подходов к решению проектных задач.

11. Проблема роли художественного решения в архитектуре. Трудности исследования научными методами.

12. Основные категории архитектуры зданий и сооружений. Правомочность трактовки Витрувия.

13. Динамика понятия «архитектура» от Древней Греции до современности.

14. Противоречие подходов к архитектуре у Корбюзье и Робера Леру.

15. Проблемы понимания информативной сущности архитектуры.

16. Проблема понимания построения архитектурного облика.

17. Основные направления современной архитектурной типологии.

18. Понятия салюберогенных и патогенных ситуаций и явлений в архитектуре. Шкала их оценки.

19. Основные понятия функциональной типологии архитектурных объектов. Отличие видов и типов. Нормали, перечни и номенклатуры как научные результаты.

20. Теория символов в архитектуре. Знаки и смыслы.

21. Понятия семиотики и семантики. Семантическая речь в архитектуре.

22. Гештальт как понятие. Научное направление гештальт-типология.

23. Облик и образ архитектурного произведения. Истинность и иллюзорность облика.

24. Методика научной работы в архитектуре. Классификация применяемых методов.

25. Научный результат в архитектуре. Промежуточный и конечный результаты.

26. Альтернативные направления архитектурной науки.

27. Что такое барьеры и безбарьерность в потребительской сфере архитектурной среды?

28. Критерии доступности общий и частные.

29. Понятие безопасности с позиции теории измерений. Виды безопасности.

30. Требования критерия информативности.

31. Требования критерия удобства.

32. Ближайшие перспективы архитектурной науки.

 

 

ГЛАВА 3. Диссертация. Нормативные требования к диссертациям

 

Диссертация – вид аттестационной научной работы, которая после выполнения защищается на заседаниях специальных учёных советов, называемых диссертационными советами. По результатам защиты диссертанту присуждается учёная степень кандидата или доктора наук. В области наук по архитектуре присуждаются степени кандидата или доктора архитектуры, а не архитектурных наук. Подразумевается, что учёный-архитектор должен быть обязательно не только учёным, но и полноценным архитектором, подтверждающим в ходе защиты свою архитектурную компетентность.

В «Положении о порядке присуждения ученых степеней», утверждённым Правительством Российской Федерации в разделе 2 говорится: «Установить, что в качестве документов о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий, предусмотренных государственной системой аттестации научных и научно-педагогических работников, имеют силу только дипломы и аттестаты, выданные Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки или иными государственными органами бывшего Союза ССР и Российской Федерации, ранее наделенными соответствующими функциями в области государственной аттестации научных и научно-педагогических работников, а также документы иностранных государств об ученых степенях и ученых званиях, признанные в Российской Федерации эквивалентными дипломам и аттестатам государственного образца (в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.04.2006 N 227, от 02.06.2008 N 424). [3]

Следует признаться: для каждого без исключения архитектора, приходящего в науку, разработка диссертации и её защита всегда была и будет целым букетом проблем, актуальных и извечных. Это происходит потому, что для такого архитектора многое из того, что ему предстоит, находится пока в потёмках. Вопросов больше чем ответов на порядок. Поэтому-то и весь процесс подготовки аттестационной научной работы (а на самом деле – целой серии работ) становится проблематичным.

Попробуем, хотя бы отчасти, помочь будущим учёным и педагогам, приступающим к диссертации, в разрешении встающих перед ними проблем.

Требования к диссертациям в общем виде изложены в Положении о присуждении учёных степеней. Высшая аттестационная комиссия и советы по защите докторских и кандидатских диссертаций (далее - диссертационные советы) осуществляют оценку квалификации научных и научно-педагогических работников и определяют соответствие представленных ими на соискание ученой степени диссертаций критериям, установленным в Положении.

Ученая степень доктора наук присуждается Высшей аттестационной комиссией на основании ходатайства диссертационного совета, принятого по результатам публичной защиты диссертации соискателем, имеющим ученую степень кандидата наук, с учетом заключения соответствующего экспертного совета Высшей аттестационной комиссии о соответствии представленной диссертации установленным настоящим Положением критериям.

Ученая степень кандидата наук присуждается диссертационным советом по результатам публичной защиты диссертации соискателем, имеющим высшее профессиональное образование.

Высшая аттестационная комиссия вправе проверять выборочно аттестационные дела и диссертации соискателей ученой степени кандидата наук. По результатам проверки в случае выявления нарушений порядка представления и защиты диссертаций, установленного настоящим Положением, Высшая аттестационная комиссия вправе отменить принятое диссертационным советом решение о присуждении ученой степени кандидата наук.

Стандарт подготовки магистра архитектуры предусматривает, что «итоговая государственная аттестация магистра включает защиту выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) и должна включать государственные экзамены, устанавливаемые в соответствии с предложениями УМО (учебно-методических объединений). Уровень требований, предъявляемых на государственных экзаменах, должен обеспечивать возможность зачитывать их результаты в качестве вступительных экзаменов в аспирантуру по соответствующим научным направлениям.

Высшее учебное заведение вправе дополнять перечень аттестационных испытаний, входящих в состав итоговой государственной аттестации выпускников.

При выборе итоговых государственных испытаний выпускников необходимо руководствоваться следующим:

Основным обязательным видом государственной итоговой аттестации выпускников является защита выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).

Программа и порядок проведения государственных аттестационных испытаний принимаются Ученым советом вуза на основе примерных программ, разработанных УМО, в соответствии с Положением о государственной итоговой аттестации.

Магистерская диссертация, являясь завершающим этапом высшего профессионального образования, должна обеспечивать не только закрепление академической культуры, но и необходимую совокупность методологических представлений и методических навыков в избранной области профессиональной деятельности.

Вид выпускной квалификационной работы, ее объем и состав определяются вузом в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации.

При экспертизе выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) рекомендуется привлечение внешних рецензентов».

Таким образом, первый шаг в науку теперь рассматривается как приобретение степени магистра, второй (позволяющий специалисту-архитектору обойтись пока и без магистерской степени) – получение степени кандидата архитектуры, а третий – доктора архитектуры.

Требования к собственно диссертациям пока не полностью охватывают магистерские диссертации и касаются, главным образом, кандидатских и докторских диссертаций. Магистрам следует в значительной степени придерживаться требований к кандидатским диссертациям, хотя объём вопросов, в них исследуемых, может быть, в соответствии со стандартом образования магистров-архитекторов, и более скромным. Следует также помнить, что диссертация – уже не реферат, а научный авторский труд, в котором представляется результат личного научного исследования.

В том же Положении о присуждении учёных степеней изложены критерии, которым должны отвечать диссертации, представленные на соискание ученой степени.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.