Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Систематика в архитектурной типологии






Классификационный уровень Общность Класс Род Вид Тип
Основание Функция Планировочная организация

На этой основе создаются и все остальные классификационные таблицы.

Виды помещений: функциональные и коммуникационные (СП 35-101-01)

 

Типология планировки и застройки

В типологии планировки и застройки в целом действуют те же подходы, что и в типологии зданий и сооружений. Застройку, в нашем случае объектами похоронного и мемориального назначения, характеризуют функциональная и образная типология объёмно-планировочных решений градостроительных комплексов. Две экстремы характеризуют обычно характер застройки: хаотический и регулярный виды. И то, и другое может быть эстетичным или безобразным. Это, как мы помним, сфера измерений качества застройки. Между ними находится множество упорядоченных видов с различной степенью упорядоченности. Уточнённые показатели позволяют поделить виды на типы объёмно-планировочных решений застройки или морфологические типы, более или менее детально её характеризующие.

Это связано с желанием достигнуть эстетического характера застройки (ЭХЗ). Цель создания ЭХЗ – получение индивидуального и хорошо идентифицируемого облика застройки, благоприятно воспринимаемого населением. Для этого решают следующие задачи:

· обеспечение благоприятного психологического и энергоинформационного климата в застройке;

· достижение такого качества как красота (как минимум в рамках нормативных критериев действующих Сводов правил);

· создание системного семантического содержания застройки, в нашем случае объектами похоронного и мемориального назначения, осознаваемого как благоприятное и уважительное пользователями и созерцателями (из среды населения);

· обеспечение удобства и комфортности при ориентации и пользовании застройкой.

Для обеспечения адекватного восприятия застройки и психологического реагирования на неё необходимо:

· создать информационные материалы по толкованию, механизмам действия и пропаганде свойств ЭХЗ;

· проводить просветительную и экскурсионную работу для профессионалов и населения;

· подготовить кадры архитекторов, дизайнеров и экспертов, способных достигать качественного ЭХЗ с привлечением методов теории архитектурной композиции и гештальт-типологии.

В общепринятой градостроительной практике нет чётко установленных морфотипов застройки в нормативном виде, но существуют достаточно распространённые обычаи их классифицирования по планировке, силуэту, объёмным характеристикам выразительности.

Одной из проблем типологии застройки является отсутствие необходимых понятий. Два из них были в своё время предложены автором для архитектурного обихода. Это понятия наружного архитектурного облика градостроительного образования или комплекса и его внутреннего архитектурного облика. Они подобны экстерьеру и интерьеру. Внутреннее пространство, по сути, тот же кудонер (внутренний двор). Учитывая, что исторически многие термины пришли в российскую архитектуру из французской академии, было предложено аналогично применить французские термины: для наружного архитектурного облика градостроительного образования или комплекса – «деор», а для внутреннего – «инкур». Пока они не получили широкого распространения, но по мере появления всё большего числа научных работ в сфере образной типологии – гештальт-типологии – они могут облегчить решение проблемы развития профессионального архитектурного языка как в науке, так и в проектировании.

 

2.5.4. Архитектурная гештальт-типология

Застройка и входящие в неё здания имеют самый разнообразный облик и объемно-планировочную композицию, зависимую в основном от функционального назначения и соответствующего архитектурного решения. Взаимное расположение основных планировочных элементов в соответствии с функциональным назначением и лучшей организацией людских потоков указывает на качество планировки и застройки, и здания. В градостроительстве, в том числе и похоронном, обилие функциональных задач часто приводит и к обилию и неопределённости образных представлений облика застройки, от регулярно организованного до случайного и хаотичного. В узко профилированных по функциям территориальных зонах степень образной определённости обычно возрастает. А это усиливает распознаваемость, поскольку количество решаемых эстетических задач уменьшается, снижается количество возникающих противоречий. Становится более определённой стилевая принадлежность. Упорядочению образного решения служат теория композиции и входящее в эту дисциплину научное направление архитектурная гештальт-типология или образная типология.

Архитектурный образ, воспринятый и отражённый сознанием как целостный энергоинформационный объект – «мыслеформа» -- имеет определённое построение и параметры свойств, его характеризующие. Конкретный образ градостроительного или архитектурного объекта характеризуется как его морфологический образный тип – гештальт-тип. Отсюда вытекает область знаний по систематике образных типов архитектурного облика – архитектурная гештальт-типология.

В основе архитектурной гештальт-типологии лежат системные основания классификации гештальт-типов и создаваемых архитекторами на их основе конкретных мыслеформ проектируемых объектов. Этими основаниями являются элементы и системные связи.

Элементами образных систем в архитектуре являются и утилитарные архитектурные формы ограждений и конструкций, и условные формы – символы. В архитектурном облике зданий, сооружений и комплексов похоронного и мемориального назначения эти формы часто сочетаются. Содержание архитектурного облика, реализуемого в объёмах построек и их декоре, обычно наполняется в следующем порядке:

· Функциональное (ориентационное);

· Конструктивное и материальное (подразумевая здесь строительные материалы);

· Символическое (включая семантику – значение – символов и их сочетаний);

· Композиционное или структурное;

· Художественно-сюжетное (архитектурный сюжет художественных тем застройки и объектов);

· Энергоинформационное.

Определённый базовый порядок, устанавливаемый для всех или большинства указанных позиций, порождает тот или иной стиль. Стиль определяют достигнутый технологический уровень строительства и жизнедеятельности населения, а также специфика установленных кем-либо эстетических предпочтений. В развитии стиля исторически установились три основных фазы и межстилевой этап разрушения устоявшихся позиций стиля и формирования новых, выявленных в своё время профессором Московского архитектурного института Н.И. Бруновым.

Основные фазы развиваются последовательно и могут характеризоваться соответственно по аналогии с характеристиками зрительного поля в видеоэкологии (таблица 2):

 

Таблица 2. Основные фазы развития архитектурных стилей

 

Фазы развития стиля Характеристика наполнения зрительного поля
Функционально-конструктивная Однообразие (малонаполненное содержанием)
Развитая (умеренно декорированная) Разнообразие (достаточно умеренное)
Декоративная (вплоть до избытка декора) Хаос (избыточно наполненное вплоть до потери различения тем)

 

Стиль характеризуется устойчивыми архитектурными формами и типами композиционных приёмов, пропорциональными и художественно-тематическими правилами. В основу стиля нередко закладываются эстетические принципы, внедряемые в общественное мнение. В конечном счёте приверженность стилю становится модой. Однако следует помнить, что стиль зиждется на устойчивости принципов, а мода на повторении того, что формально объявлено модным. Стиль отражает свою эпоху, а мода – потребности рынка. Условно такие стили можно назвать стилями эпохи. Но в рамках таких стилей могут возникать морфологические стили конкретных художественных тем, о которых мы будем говорить ниже, при рассмотрении морфологии архитектурных образов.

Системные связи элементной базы образа характеризуют их структуры или точнее структурные организации, называемые в архитектурной науке композициями. Композиция может состоять из одной или нескольких структур, это определяет степень сложности образа и характеризует в конечном итоге его гештальт-тип.

И элементы, и композиции, в гештальт-типах могут быть:

· единичными или «элементарными»,

· усложнёнными (где на основе элементарных гештальт-типов формируются новые, обладающие обобщёнными – синергетическими -- образными свойствами), или

· сложными (в которых многоуровневые композиции простых образов порождают многомерную мыслеформу).

Совокупность художественных тем через посредство композиционной структуры позволяет сформировать архитектурный образ облика объекта. При этом следует иметь ввиду, что художественная тема – свойство архитектурного облика, а собственно архитектурный образ есть продукт работы сознания. Образ складывается в ходе явного или неявного усвоения информации и его энергетических свойств. Оперирование образами эффективней и даже экономичней, чем множественными совокупностями простых утилитарных знаков. Архитектурные образы как системная общность позволяют ввести их классификации по различным основаниям (например, по составу элементов, символов, видам и типам композиции). Это даёт возможность проводить абстрактный анализ образных решений в архитектуре, в том числе игнорируя конкретную стилистику их архитектурных образов.

Энергоинформационным путём мы получаем сводную синергетическую (то есть, по сути не расчленяемую) образную информацию о композиции объекта – впечатление – и в том числе информацию о такой его характеристике как архитектоника. Архитектоника информирует нас зрительно о художественном строении облика и его соответствии работе применённых конструкций или степени конструктивной истинности или иллюзорности (таблица 3).

 

Таблица 3. Классификация конструктивной истинности или иллюзорности

Наименование класса впечатлений Характеристика качественная
Абсолютная истинность Постройка – просто конструкция в своём техническом виде
Подчёркнутая истинность Акцентированное включение в облик функциональной и конструктивной идей
Иллюзорно - истинный Сочетание умеренных степеней истинности и иллюзорности функциональной и конструктивной идей в облике
Декоративность (иллюзороно-обогащённый) Обогащённая иллюзорность, почти скрывающая своим дизайном функциональную и конструктивную идеи
Абсолютная иллюзорность Богатая иллюзорность, полностью замещающая и скрывающая своим дизайном функциональную и конструктивную идеи

 

С точки зрения конструктивной истинности во впечатлениях архитектурной тектоничности облика любого объекта, будь то просто памятник на могиле, здание или целый архитектурный комплекс, можно различить три основных тектонических подхода к формированию образа:

· тектоничный – характеризует прочность, устойчивость, надёжность, в том числе и монументальность архитектурного облика объекта, этот подход ближе к истинности, чем к иллюзорности;

· атектоничный – создаёт впечатление висячих или летящих, парящих в воздухе объёмов и их элементов, этот подход ближе к иллюзорности, чем к истинности;

· абсолютно иллюзорный – художественная тема, полностью замещающая и скрывающая своим дизайном функциональную и конструктивную идеи или являющаяся атрибутом фирменного стиля, образ такого же рода.

Первые два подхода связаны с гравитационными состояниями создаваемых произведений архитектуры, с отражением в образе соответствующих физических картин. Третий же подход не имеет к этому вообще никакого отношения.

Кроме этого следует особо сказать о композиционной тектонической завершённости или не завершённости облика. Тектоническая завершённость относится к тектоничному подходу формирования облика здания или сооружения. Незавершённость (когда несущие элементы, рассчитанные на солидные нагрузки, совсем или почти ничего не несут) или тектоническая нелогичность художественной темы разрушают впечатление надёжности. Выбор подхода или приверженность одному из подходов – дело индивидуального вкуса и остаётся, как правило, за автором проекта или застройщиком.

Система архитектурных образов, создающая совокупный образ, называется ансамблем. Ансамбль признаётся наиболее совершенным сложным результатом архитектурного творчества.

Как и всякая типология архитектурная гештальт-типология не претендует на полное представление об архитектурном облике и его образе. Она даёт представление о принципиальных основах организации образного решения, типизированных элементах такого решения и его построении, наличии композиционных систем и их применении. На этой основе можно составить абстрактное или схематическое обобщённое представление о построении архитектурного образа, понять, как он увязан с обликом окружающей застройки и ландшафта. Такое представление без погружения в детальное художественное решение может оказаться удобным для заблаговременной систематизации архитектурного образа, составления заданий и записок в краткой обобщённой форме, используя известный опыт художественных архитектурных решений.

Материалы в этой типологической дисциплине могут представляться в графическом или объёмном (макетном) виде, в виде текстового описания в профессиональных понятиях и в виде формул, отражающих построение архитектурных образов. Как и в функциональной типологии могут применяться такие категории как виды и типы архитектурных образов, а также такие формы описаний как перечни, номенклатуры и классификации.

Если с утилитарными архитектурными формами ограждений и конструкций всё обычно, они ничего не изображают и несут в себе только смысл своего назначения, то символы представляют собой более сложные мыслеформы.

Наличие символов в архитектуре похоронных и мемориальных объектов, также как и в обрядовой деятельности, рассматривается как вид отдания общественных почестей.

Под символом в архитектуре мы будем понимать любое графическое, пластическое изображение или объёмную форму, имеющие кроме утилитарного значения некое присвоенное им значение тем или иным общепринятым образом. Это присвоенное значение называется семантическим.

По морфологическим типам символов (форме реализации символов в облике архитектурных объектов) мы различаем изображённые на поверхности, накладные (наложенные на какую-либо поверхность), встроенные пластические, объёмные архитектурные и скульптурные. Реализованные в том или ином виде они формируют облик здания или сооружения, наделяя его своим семантическим смыслом. Сочетания их в системе создаваемого архитектурного облика различных символов позволяют создавать закодированные в этом облике семантические сообщения, обогащая тем самым его содержание.

По принадлежности и назначению различают представительскую символику (в частности, государственную, международную, ведомственную, клубную, личную), указательную, общегражданскую символику, архитектурную символику (мы её называем сугубо архитектурной).

В архитектуре с древних времён применяются символы сугубо архитектурные, связанные с отражением старинных строительных технологий и приёмов построения объёмных форм, утративших утилитарный смысл или значение архитектурных деталей или частей зданий и сооружений. К этой же категории можно отнести символы, отражающие виртуальную работу конструкций. Следует иметь ввиду, что к сугубо архитектурным символам относятся также и такие, которые наделяют формой одного архитектурного элемента другой элемент архитектурного облика. Именно сугубо архитектурные символы являются базовыми при формировании архитектурного облика создаваемых произведений архитектуры.

Развитие многих конструктивных форм закономерно развивалось от временных или мобильных конструкций, в том числе и тентовых, таких как шатёр или вигвам, к стационарным деревянным, металлическим, а затем и каменным. При этом, переходя к новым материалам и конструкциям из них, первоначальная форма сохранялась, теряя связь и с исходной функцией, и с первоначальной конструктивной основой. Так и возникали сугубо архитектурные символы.

 

 

2.6. Методика научной работы и научный результат в архитектуре

 

2.6.1. Методика научной работы

Применению научного метода в архитектуре необходимо предпослать в очередной раз проблему методологической терминологии. В этой терминологии общие понятия достаточно строги, их надо просто знать, а вот приложение их к науке архитектурной нуждается в уточнении.

Методология науки, в традиционном понимании, — это учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания, в особенности теории научного познания (эпистемологии) и философии науки. Методология, в прикладном смысле, — это система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (ученый или научный работник – прим. авт.) в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины: физике, химии, биологии, информатики и других разделах науки. [19]. Учение, это – основополагающая категория. В рамках научной методологии каждый учёный формирует свой алгоритм работы, образующий его конкретную методику.

Методика — это совокупность приемов, методов обучения чему-либо, методов целесообразного проведения некоей работы, процесса, или же практического выполнения чего-либо. Технические приемы реализации методики с целью уточнения знаний об объекте, который изучается. Также методика — это конкретное воплощение метода — выработанный способ организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на базе конкретного материала и процедуры. Также методика — это наука о методах обучения. [22]. Методика может быть и типовой, но чаще в рамках типового подхода она конкретизируется для эффективного проведения исследования и получения ожидаемых результатов.

Наиболее распространённой ошибкой диссертанта является отнесение к методике работы только её аналитической части. Более того, не поняв ценность этапа разработки методики как своего плана действий, где надо было увидеть весь ход работы вплоть до получения конечных результатов, диссертант часто обрекает себя на утопание в анализе того, что возможно и не потребуется далее. Теряется целенаправленность и ритм работы, а в итоге не удаётся получить результаты. Работа захлёбывается и останавливается. Возникает проблема продолжения научного образования.

Другая проблема, связанная с изложением, заключается в том, что методика не предусматривает сортировки изученного материала, а доказательство или обоснование непомерно разбухает. На помощь может прийти методика создания приложений по ходу изложения, куда могут войти методы отбора положений в диссертацию как аннотационных, а в приложении даются детальные доказательство или обоснование. Вспомним, что в нормативной практике применяются как минимум три вида приложений – обязательные, рекомендательные и справочные. Аналогичная классификация приложений пригодна будет как метод сортировки информации и в диссертационной работе.

В архитектурной науке о зданиях и сооружениях обычно применяются следующие методы исследования.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.