Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Базовый понятийный аппарат науки и научной деятельности. Проблемы понимания категорий






 

1.3.1. Понятие «категории»

Категория – классификационная общность фактов, предметов и явлений, принимаемая как исходное понятие для формирования других понятий, в том числе производных, сочетанных и комплексных [19]. Это – исходный элемент построения научного текста.

Толкование даже такого ключевого понятия часто превращается в проблему: норма и правило наукой же не считаются! Вот и идут разнотолки с самого начала создания науки.

Викизнание, энциклопедический электронный ресурс Интернета, в трактовке Э. Радлова трактует понятие категории следующим образом:

Категория (от греч. kategorein — высказывать) — в разговорном языке то же самое, что вид, сорт, класс, ранг («определенная категория служащих»); с одной стороны, наиболее общие и вместе с тем простейшие формы действительности, высказываний и понятий, «родовые понятия» (Кант), от которых происходят остальные понятия (категории познания, сознания); с другой — первоначальные и основные формы бытия объектов познания (категории бытия, категории реального). Соотношение между категориями бытия и категориями познания исследуется теорией познания. [18] (Далее приложение 1, примечание 1).

Здесь обращает на себя внимание проблема: «провисает» различение таких категорий как общее и частное и их взаимосвязь. На этом провисании строятся часто неточные определения казалось бы точных явлений, но предлагаемые как точные. Возникает заблуждение или неточность, а то и просто невязка (ошибка). Так в любом физическом справочнике «энергия» толкуется как количество движения, хотя это лишь частный случай фундаментального явления изменения состояния материи. Список можно продолжать практически бесконечно. Налицо весьма вольное манипулирование дисциплиной научного понимания мира. Эту проблему следует решать всегда и добросовестно.

1.3.2. Категории науки в целом

У термина «наука» несколько значений. Википедия (свободная электронная энциклопедия, Яндекс, Интернет) предлагает такое понятие: Нау́ ка — особый вид человеческой познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний об окружающем мире. Основой этой деятельности является сбор фактов, их систематизация, критический анализ и на этой базе синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи, и как следствие — прогнозировать [19].

А вот и первая понятийная проблема. Всё-таки это не наука, а научная деятельность. Определение не только не точно с позиций теории нормирования, но и по большей части неверно.

 

 

1.3.3. Научная деятельность

С точки зрения Википедии «нау́ ка — это особый вид человеческой познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний об окружающем мире»[19]. По сути это и есть научная деятельность. В общем виде научную деятельность образуют:

· подготовка исследований;

· проведение исследований;

· проведение семинаров, конференций, научных форумов других видов научных собраний;

· издание и публикация научных трудов;

· внедрение научных результатов в практику;

· подготовка научных кадров;

· подготовка и защита научных работ, в том числе и диссертаций;

· работа в просветительских организациях;

· создание и функционирование научных подразделений ВУЗов, академий, НИИ, научных обществ.

Очевидно, что рассмотрена сфера процессов, как системы действий. В дальнейшем мы рассмотрим этот аспект подробнее. Здесь же целесообразно обратиться к тексту закона о науке для того, чтобы не порождать в дальнейшем проблем, вытекающих из-за незнания действующего законодательства по предмету научной деятельности.

ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАУЧНОЙ И (ИЛИ) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 7. Управление научной и (или) научно-технической деятельностью

1. Управление научной и (или) научно-технической деятельностью осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления.

2. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, научные организации и организации научного обслуживания и социальной сферы в пределах своих полномочий определяют соответствующие приоритетные направления развития науки и техники, обеспечивают формирование системы научных организаций, осуществление межотраслевой координации научной и (или) научно-технической деятельности, разработку и реализацию научных и научно-технических программ и проектов, развитие форм интеграции науки и производства, реализацию достижений науки и техники.

3. Управление научной и (или) научно-технической деятельностью осуществляется в пределах, не нарушающих свободу научного творчества.
Органы государственной власти, учреждающие государственные научные организации:

утверждают уставы государственных научных организаций;

осуществляют контроль за эффективным использованием и сохранностью предоставленного государственным научным организациям имущества;

осуществляют другие функции в пределах их полномочий.

Руководители государственных научных организаций и научных организаций академий наук, а также негосударственных научных организаций назначаются (избираются) в соответствии с законодательством и в порядке, предусмотренном их уставами.

4. Ученые советы государственных научных организаций разрабатывают и утверждают планы научных работ и развития государственных научных организаций гласно исходя из государственных заданий, профиля государственных научных организаций, их научных и экономических интересов.

Статья 8. Договоры (контракты) на создание, передачу и использование научной и (или) научно-технической продукции

1. Основной правовой формой отношений между научной организацией, заказчиком и иными потребителями научной и (или) научно-технической продукции, в том числе министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, являются договоры (контракты) на создание, передачу и использование научной и (или) научно-технической продукции, оказание научных, научно-технических, инженерно-консультационных и иных услуг, а также другие договоры, в том числе договоры о совместной научной и (или) научно-технической деятельности и распределении прибыли.

2. На основе указанных договоров (контрактов) выполняются научные исследования и экспериментальные разработки для государственных нужд. В этих случаях договоры (контракты) заключаются между государственным органом-заказчиком и организацией-исполнителем.

Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, учредившие государственные научные организации, вправе устанавливать для государственных научных организаций обязательный государственный заказ на выполнение научных исследований и экспериментальных разработок.

3. Условия владения, пользования и распоряжения научными и (или) научно-техническими результатами определяются законодательством Российской Федерации, а также не противоречащими ему договорами (контрактами) сторон-субъектов научной и (или) научно-технической деятельности и потребителей научной и (или) научно-технической продукции.

Статья 9. Информационное обеспечение научной и (или) научно-технической деятельности

1. Субъекты научной и (или) научно-технической деятельности имеют право на обмен информацией, за исключением информации, содержащей сведения, относящиеся к государственной, служебной или коммерческой тайне.

2. Правительство Российской Федерации обеспечивает создание федеральных информационных фондов и систем в области науки и техники, осуществляющих сбор, государственную регистрацию, аналитическую обработку, хранение и доведение до потребителей научной и технической информации, содействует изданию научной и научно-технической продукции, приобретению научных журналов, книг, иных печатных изданий о научных и (или) научно-технических результатах за пределами территории Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации гарантирует субъектам научной и (или) научно-технической деятельности доступ к указанной информации, право на ее приобретение и обеспечивает им доступ в международные информационные фонды и системы в области науки и техники.

3. В случае ликвидации государственных научных организаций, при которых функционируют банки данных и базы данных научной и (или) научно-технической информации, обеспечиваются сохранность указанных банков данных и баз данных и передача их правопреемникам в установленном порядке.

Статья 10. Ограничение и лицензирование отдельных видов научной и (или) научно-технической деятельности

Правительство Российской Федерации вправе:

устанавливать порядок проведения научных исследований и использования научных и (или) научно-технических результатов, которые могут создать угрозу безопасности Российской Федерации, здоровью граждан, окружающей природной среде;

лицензировать отдельные виды научной и (или) научно-технической деятельности;

вводить в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях ограничения на право использования отдельных научных и (или) научно-технических результатов, распространяя на них режим секретности и осуществляя надзор за его соблюдением;

вводить сертификационные и метрологические требования к отдельным видам научной и (или) научно-технической деятельности [1].

Всё это необходимо знать научному работнику, особенно, если он предполагает стать руководителем научно-исследовательской организации или ВУЗа. Организационная сторона деятельности может породить ряд проблем чисто экономического свойства, поэтому приобретение дополнительно экономического образования следовало бы считать желательным.

 

1.3.4. Наука

Другое определение, данное там же, в Википедии.

Наука это -- совокупность или область объективных, системно организованных и обоснованных знаний об окружающем мире[19]. Как видим, наукой охвачены не все знания, а только те, которые под такое определение подходят. Считается, что наука опирается на факты и только на них. Но наука часть фактов не рассматривает тогда, когда не способна их объяснить. Это – исторический факт. Изначально наука имела и имеет описательный и эмпирический характер. Затем в неё в неё включили эксперимент – опытное испытание на модели или натурных объектах. Результаты накопленного и полученного экспериментально опыта подвергаются логическому осмыслению. Определяются постоянства событий и фактов, обобщаются логической связью и превращаются тем самым в закономерности или даже в Законы Науки. Проводя на этой основе экстраполяции данных в прошлое и будущее можно угадывать отсутствующие сведения о тех или иных предметах и событиях. Для прошлого это называется прогнозированием истории, а для будущего это называется прогнозированием будущего или футурологией.

На основе выявленных устойчивых связей событий – закономерностей – строятся инновации – новые технологии и устройства.

Основой научного мировоззрения является научное знание - система знаний о законах природы, общества, мышления. Научное знание составляет основу научной картины мира и отражает законы его развития.

Научное знание является результатом постижения действительности и когнитивной (познавательной) основой человеческой деятельности; оно социально обусловлено и обладает различной степенью достоверности.

Важнейшей категорией философия науки признаёт категорию истины.

Истина - правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом. Это – академическое определение. Её противоположностью является ложь или ложное. Истина – то, что есть в действительности, а ложь – то, чего нет. Такое понимание пришло к нам из древней Греции, от великих мыслителей Платона и Аристотеля. Истина нуждается в доказательстве. С этой целью вводят правило – критерий истинности. Утверждение истинно, если соответствует этому критерию.

Различают истину абсолютную и относительную.

Относительная истина - это знание, которое приближенно и неполно воспроизводит объективный мир. Приближенность и неполнота - специфические свойства относительной истины. Соответственно абсолютная истина воспроизводит объективный мир точно и полно. Проблема всегда в том, достижима ли истина в том или ином её качестве. Таким образом, возникает своеобразное противоречие: если абсолютная истина рассматривается как абсолютно полное и точное знание, то она лежит вне пределов реального научного познания; если она рассматривается как совокупность вечных истин, то понятие абсолютной истины неприменимо к наиболее фундаментальным видам научного знания.

Существует, как представляется, недоказуемое утверждение, что относительный и абсолютный моменты в истине неразрывно взаимосвязаны: с одной стороны, в относительной истине всегда есть элементы истины абсолютной (частной), с другой стороны, в процессе развития человеческих знаний из истин относительных складывается абсолютная (общая) истина. Таким образом, претензия на абсолютную истинность науки выглядят недостаточно основательными.

Есть ещё один вид понятия истины, это – научная истина.

Научная истина -- знание, которое отвечает требованиям двух критериев: во-первых, оно соответствует действительности; во-вторых, оно удовлетворяет ряду критериев научности. Эти критерии, разумеется, не следует рассматривать как нечто неизменное и раз навсегда данное. Они являются продуктом исторического развития науки и в будущем могут изменяться и развиваться [19].

Самый же главный критерий истинности научного знания - практика.

Научное знание можно получить только изучая практику и применяя научный метод.

 

 

1.4. Научный метод и методология науки

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.