Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос. 39






некоммерческих организаций по проблемам-гражданского общества, а также научно-практическая конференция в Государственном-Кремлевском Дворце 12 декабря 2008 г., посвященная Л 5-летию Конституции Российской Федерации. В выступлении Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Владимира Лукина на этой научно-практической конференции высказана мысль о том, что трудности на пути формирования правового государства и гражданского общества в России создаются бюрократизмом государственных структур, формальным характером многих демократических институтов и неразвитостью рыночных отношений.

Отсутствие единой научной теории создало целый ряд проблем в законодательном регулировании институтов гражданского общества. В стране нет хорошо отлаженного механизма конституционно-правового регулирования деятельности как негосударственных субъектов гражданского общества, так и их взаимодействия с органами государственной власти, а именно: законодательно оформленной стройной и последовательной характеристики субъектного состава и институтов гражданского общества; создание эффективного механизма регулирования конституционно-правовых отношений институтов гражданского общества и государственного аппарата; закрепления механизма взаимодействия институтов гражданского общества и государства, обеспечивающего баланс их интересов.

От эффективности конституционно-правового механизма регулирования деятельности субъектов гражданского общества, механизма взаимодействия указанных субъектов с органами государственной власти зависит конструктивность и действенность работы гражданского общества в целом.

Все вышеизложенное и побудило автора обратиться к исследованию проблем конституционно-правового регулирования, деятельности субъектов гражданского общества, взаимодействия правовых институтов, посредством I которых реализуются частные, общественные и государственные интересы субъектов гражданского- общества и правового механизма, обеспечивающего баланс этих интересов.

Область исследования соответствует, п. 1.3. «Теория прав и свобод человека в конституционном праве. Деятельность адвоката по защите права и свобод человека», п. 1.5. «Основные институты конституционного права», п. 1.6. «Конституционные гарантии и механизмы их реализации. Соотношение федерального конституционного законодательства и конституционного законодательства субъектов Российской Федерации», п. 1.10. «Конституционные законодательства зарубежных стран», п. 1.11. «Конституционно-правовой статус институтов современного общества» паспорта специальности 12.00.02 — конституционное право; муниципальное право Номенклатуры специальностей научных работников, утверждённой. Приказом Минобрнауки РФ от 25.02.2009 № 59 (в ред. 18 января 2011).

Степень разработанности темы. Одним из первых в юридической литературе проблемы гражданского общества рассмотрел профессор права Царскосельского лицея и Санкт-Петербургского университета А. П. Куницын. Значительную роль в развитии концепции гражданского общества в России сыграли Б. Н. Чичерин, П. И. Новгородцев, К.С.Аксаков, А.Д. Градовский.

На Западе этими проблемами занимались такие известные ученые, философы, юристы, как Д. Бентам, А. Гельвеций, Т. Гоббс, Г. Гроций, Д. Дидро, М. Лернер, К. Маркс, Ш.Л. Монтескье, Д. Остин, Г.Ф. Пухта, Ж.Ж. Руссо, Ф.К. Савиньи, Ф. Энгельс, Д. Роулс, Л. Уайтхэд, Д. Юм и др.

Различные аспекты формирования и развития гражданского общества, его правовых, духовно-нравственных оснований были исследованы отечественными учеными С.А. Авакьяном, С.С. Алексеевым, С.Н. Бабуриным, Н.А. Богдановой, Н.Т. Ведерниковым, В.З. Гущиным, А.Д. Керимовым Д.А. Керимовым, Ю.В. Кимом, Е.И. Козловой, Г.Н. Комковой, М.А. Красновым, И.Н. Куксиным, Е.А. Лукашевой, В.Д. Мазаевым, Н.В: Мамитовой, М.Н. Марченко, Н.М. Михалевой, A.M. Осавелюком, В: К. Самигуллиным, О.П. Сауляком, З.А. Станкевичем, Б.А. Страшуном, Ю.А.Тихомировым, В.А.Тумановым, В.И. Фадеевым, Т.М. Шамбой, Г.Х. Шахназаровым, А.И. Экимовым, Л.М. Энтиным.

Изучение работ отечественных ученых-правоведов5, посвященных правовому анализу гражданского общества, показывает, что в более глубокой проработке нуждаются проблемы конституционно-правового исследования гражданского общества, включая- динамику отношения «государство — негосударственные институты» в системе гражданского общества, методологические аспекты взаимосвязи институтов гражданского общества и правового государства, а также правовые основы формирования и развития

5 Например: Гриб В.В. Взаимодействие органов государственной власти и институтов гражданского общества в Российской Федерации: конституционно-правовые аспекты. М.: Юрист, 2011; Гостев А.Н., Демченко Т.С. Гражданское общество: контроль над деятельностью государства. М.: СГА, 2011; Капустин Б. Гражданство и гражданское общество. М.: ГУ ВШЭ, 2011. институтов гражданского общества. Вышесказанным и определены объект и предмет, цели и задачи диссертационной работы.

Объект исследования - правоотношения, возникающие в процессе взаимодействия субъектов гражданского общества с государством, обеспечивающие баланс государственных, общественных и частных интересов и создающие эффективную систему.

Предмет исследования - механизм конституционно-правового регулирования формирования и деятельности институтов гражданского общества, способы и механизмы взаимодействия государственного аппарата с субъектами гражданского общества.

Цель исследования заключается в том, чтобы на основе критического обобщения теоретических исследований сущности гражданского общества, системного анализа взаимодействия субъектов гражданского общества с государственным аппаратом, их качественных параметров, уточнить особенности его субъектного состава, выявить степень реализации качественных характеристик гражданского общества в Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актах, определить комплексные конституционно-правовые институты, гражданского общества, дать оценку состоянию^ правовых отношений- между государством и субъектами, гражданского общества и на основе результатов анализа сформулировать научно-обоснованные предложения по совершенствованию конституционно-правового механизма регулирования деятельности институтов гражданского общества в Российской Федерации.

В соответствии с целью исследования в диссертации сформулированы и решены следующие задачи:

1) осуществить анализ правового статуса институтов гражданского общества, определить принципы их формирования и функционирования и на этой основе сформулировать определение понятия гражданского общества;

2) обосновать концептуальные и прикладные характеристики особенностей субъектного состава и классификацию конституционно-правовых институтов гражданского общества;

3) выявить особенности правовых норм, обеспечивающих реализацию принципиальных качественных параметров гражданского общества в Конституции Российской Федерации как в основном законе страны, (так и) в других нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность субъектов конституционно-правовых отношений в рамках гражданского общества;

4) проанализировать основные направления правового регулирования системы взаимного ограничения и согласования интересов субъектов конституционно-правовых отношений в рамках взаимодействия государства и гражданского общества, обосновать и сформулировать необходимость формирования недостающих элементов этой системы;

5) в целях интенсификации процесса формирования гражданского общества в Российской Федерации разработать предложения по усилению роли институтов гражданского общества в обеспечении регулирования конституционно-правовых отношений в Российской-Федерации.

Методология и теоретические основы» исследования. Диссертационное исследование основано на методах формально-юридического анализа. Анализируя5 конституционные и иные правовые нормы, диссертант применял диалектический, метод, системный и логический- подходы, а также методы историко-сравнительного и сравнительно-правового анализа, и другие частно-научные приемы исследования.

Обращение при исследовании данной темы к методу сравнительно-правового анализа вызвано тем обстоятельством, что многие проблемы носят универсальный характер и существуют не только в России. Кроме того, данный метод позволяет более четко обнаружить основные тенденции в развитии отношений гражданского общества, проверить эффективность различных моделей взаимодействия его субъектов, выявить особенности и недостатки в организации взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского общества.

Теоретическую основу исследования составили труды известных ученых-правоведов, посвященные отдельным вопросам гражданского общества и правового государства, процессу их становления и развития. Это, прежде всего, труды Г.В.Ф. Гегеля, А. Гельвеция, Г. Гроция, Т. Гоббса, Д. Дидро, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Д. Пристли, Ж.-Ж. Руссо, Ф.К. Савиньи, Д. Юма, и др., а также исследования современных российских конституционалистов и специалистов в области теории государства и права, таких, как С.А. Авакьян, A.C. Автономов, С.Н. Бабурин, М.В. Баглай, А.Б. Венгеров, К.С. Гаджиев, Ю.И. Гревцов, В.Е. Гулиев, В.З. Гущин, Ю.А. Дмитриев, Р.В. Енгибарян,

A.Д. Керимов, А.И. Ковлер, Е.И. Козлова, И.А. Конюхова-Умнова,






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.