Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Одаренность






Когда говорят о ком-то, что он " способный", то тем самым обычно подчеркивается, что человек проявляет успехи в отдельной способности. Как правило этот эпитет заслуживают старательные ученики, и эти способности касаются учебных предметов, дисциплин. Но одно дело - быть способным в области физкультуры, а другое дело - быть чемпионом района (города, области...) по боксу. Одаренность - своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. От одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только наличие соответствующего сочетания способностей, по и овладение необходимыми знаниями и навыками. Иными словами, если на общие физические способности ребенка належатся частные (например очень высокая выносливость, весьма развитая мускулатура), плюс к этому - хорошая скорость реакция, концентрация и распределение внимания, то можно уже предполагать одаренность в области бокса. И если уже на эту одаренность належится опыт, полученный на секции бокса и разного рода соревнованиях, то из ребенка может вырасти чемпион. Важно понимать, что одаренность почти всегда основывается на направленности интересов человека. В каком-то смысле интерес это тоже способность: способность длительное время удерживать внимание на чем-то без видимых усилий. Интерес к тому или иному предмету может помогать или мешать развитию задатков. Часто бывает и так, что люди без заметных задатков занимаются определенным видом деятельности лишь в силу интереса к нему.

50)Факторы формирования способностей. Обучение и деятельность — решающие факторы развития способностей. Способности развиваются и проявляются в деятельности. Процесс их развития может происходит стихийно как резуль-тат того, что условия деятельности требуют про-явления определенных способностей. Однако лучше, когда они развиваются в организованном процессе обучения. Даже дети с отличными музыкальными задатками обязаны научиться правильно петь, играть на том или ином инструменте. Правда, процесс обучения у этих детей осуществляется быстрее и легче, чем у немузыкальных от природы детей, но и у последних можно сформировать музыкальный слух, применив специальную систему индивидуальных занятий. Важный фактор развития способностей человека — устойчивые специальные интересы. Специальные интересы — это интересы к содержанию определенной отрасли человеческой деятельности, которые перерастают в склонность профессионально заниматься этим видом деятельности. Для установления склонностей (а в некоторой мере и способностей) Е. А. Климов, известный специалист в области психологии труда, рекомендовал все разнообразные профессии дифференцировать на 5 основных типов в зависимости от объектов, на которые они направлены:

· Человек — природа (животные, растения, микро-организмы).

· Человек — техника (машины, материалы, разные виды энергии).

· Человек — человек (группы людей, коллективы).

· Человек — знаковая информация (книги, речь, модель, коды).

· Человек — художественные образы и их построение (выявление мастерства, музыка и т.д.).

51)Методы изучения внимания и памяти. Одним из основных методов исследования памяти является опрос. Необходимо, чтобы человек, память которого исследуется, рассказал о событиях, происходивших непосредственно в ближайшие дни, предшествовавшие исследованию, а также об основных событиях своей жизни и общественно-политических событиях, содержании некоторых из прочитанных книг, просмотренных кинофильмов. Такой опрос позволяет выяснить особенности сохранения в памяти человека, состояние его кратковременной и долговременной памяти. При исследовании памяти больных большое значение приобретают ответы на простые вопросы о том, завтракал ли сегодня больной, какие блюда были на завтрак, обед, ужин, был ли сегодня обход врача. Это позволяет выяснить способность больного запоминать текущие события. Очень важно для выявления амнезии, ретроградной и антероградной, установить, помнит ли больной события, происходившие в период времени после начала заболевания или предшествовавшие заболеванию. Полезно сравнить сведения о себе, рассказываемые больным, и сведения, сообщаемые о нем его родственниками. Для экспериментальной проверки состояния памяти испытуемым предъявляются для повторения наборы, состоящие из слогов, слов, цифр, короткие рассказы. Изменяя способ предъявления (например, написанные на отдельных карточках слова и пред явление на слух слов), можно изучать особенности различных типов памяти. Широкое распространение получила проба предъявления для запоминания 10 слов. Подсчитывается количество слов, которые испытуемый воспроизвел верно после однократного либо многократного (6—7 раз) предъявления. Для изучения процессов сохранения в памяти испытуемого просят повторить те же слова через определенные промежутки времени (15 мин, 30 мин, 60 мин, 180 мин и т. д.) после первого предъявления. Учитывается также способность испытуемого правильно запомнить порядок предъявления слов.

52)Речь. Виды и функции речи. Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание. Существует несколько взаимно связанных видов речи: различают внешнюю речь, к которой, в свою очередь, относятся устная и письменная речь, и внутреннюю речь. Устная речь отличается не только тем, что она выражена в звуках, но главным образом тем, что она служит целям непосредственного общения с другими людьми. Это всегда обращенная к собеседнику речь. Устная речь имеет следующие две формы. 1. Монологическая речь, когда говорящий в течение относительно длительного времени излагает свои мысли, не будучи прерываем другими людьми. Монологическая речь отличается последовательным изложением и законченностью высказываемых положений, правильностью грамматических форм. Примерами монологической речи могут быть лекции, доклады, устные отчеты, чтение вслух стихотворений, прозы и т. д. 2. Диалогическая речь, т. е. разговор, в котором участвует не менее двух собеседников. В отличие от монологической диалогическая речь не является непрерывной, она подчиняется не предварительно намеченному плану, а зависит от характера и хода беседы, всегда бывает связана с необходимостью отвечать на вопросы или реплики собеседников. В связи с этим приобретает характерные черты и грамматический строй этой речи: она редко состоит из законченных, синтаксически правильных предложений; отдельные члены предложения (подлежащее, сказуемое и т. д.) в разговорной речи часто опускаются и понимаются собеседником из общего контекста и характера речи. Внутренняя речь — это речь про себя, с нею мы не обращаемся к другим людям. Внутренняя речь имеет весьма существенное значение в жизни человека, будучи связана с его мышлением. Она органически участвует во всех мыслительных процессах, направленных на решение каких-нибудь задач, например когда мы стремимся понять сложную математическую формулу, разобраться в каком-нибудь теоретическом вопросе, наметить план действий и т. д.

53)Мышление и речь. Мышление неразрывно связано с речью. Эта связь обозначает специфику психики человека (в отличие от животных, мышление которое является наследственным. Остается наглядно-действенным, не может быть отвлеченным, последовательным познанием). Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку. Человеческое мышление невозможно без языка. Чем лучше продумана мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в речи. Формулируя и размышляя вслух для других, человек формирует их и для себя. Такое формулирование, закрепление и фиксирование мысли способствует более глубокое понимание. Благодаря формированию и закреплению в слове мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть. Это дает возможность вернуться к этой мысли, более глубокому ее осмыслению, сравнивать одну мысль с другой. Важную роль здесь играет внутренняя речь. Речь является материальной (словесной) оболочкой мышления. Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выражающаяся словом или группой слов. Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познавательными объектами. Оно связано с непосредственно воспринимаемым предметом. Только с появлением речи становится возможным отвлечь от познаваемого предмета свойство и закрепить, зафиксировать представление или понятие о нем в специальном слове. Мысль обретает в слове материальную оболочку. Мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью: чем глубже и основательнее продумана, тем более четко и ясно выражена. Речь – процесс общения людей посредством языка. Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и Деятельности. Рассуждение – четкое и правильное сопоставление друг с другом всех основных мыслей, возникающих в процессе мышления. Мышление проходит 2 стадии: 1. Допонятийное (начальная стадия развития мышления у ребенка). Суждения одиночные, о данном предмете. Особенность допонятийного мышления – эгоцентризм, поэтому ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, воспринимать чужую позицию. Эгоцентризм обусловлен: нечувствительностью к противоречиям; синкретизм (стремление связывать все со всем); переход от частного к частному минуя общее; отсутствие представлений о сохранении вещества. 2. Понятийное мышление. Выготский, 5 этапов формирования понятий:

· 2 – 3 года. Ребенок складывает вместе похожие предметы (синкретизм).

· 4 – 6 лет. Дети используют элементы объективного сходства, но 3-й предмет похож только на 1.

· 7 – 10 лет. Могут объединять группы предметов по сходству, но не могут осознать и назвать общие признаки.

· 11 – 14 лет. Появляется понятийное мышление. Первые понятия формируются на основе житейского опыта, не подкрепленного научно.

· Юношеский возраст. Использование теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта.

54)Психологические проблемы развития памяти. Генетическая психология памяти выделилась как особая область исследований в конце 20-х годов нашего столетия благодаря появлению и разработке социально-генетической концепции развития психики. Ключом к пониманию генетически различных форм памяти явились четыре методологически значимых положения этой концепции, развиваемые в советской психологии. Во-первых, идея социальной обусловленности и исторической изменчивости психических функций, во-вторых, положение об их инструментальном (знаковом) характере, в-третьих, идея единства структуры практической и психической деятельности, определившая системный характер генетических исследований, в-четвертых, идея опосредствованной развития психических функций совместной деятельностью и отношениями людей. Всю историю исследования развития памяти в советской психологии можно представить в виде трех этапов. Для первых двух этапов центральными были такие проблемы: возрастные особенности функционирования памяти. особенности способов непроизвольного и произвольного запоминания и воспроизведения. В настоящей статье мы рассмотрим некоторые проблемы, характерные для третьего, современного этапа анализа развития памяти, направленного на выявление единства функций генетически различных форм памяти и специфики управления их развитием. В цикле наших исследований, проводимых с 1960 г., были сформулированы теоретические положения и получены эмпирические данные, касающиеся решения таких ранее поставленных проблем, как качественная специфика функциональных структур памяти на разных этапах онтогенеза, взаимосвязь генетически различных форм памяти и связь памяти и мышления. Кроме того, были выдвинуты и получили определенное решение ряд новых проблем, таких, как противоречия онтогенеза памяти, типология генетических форм памяти на основе структурно-функционального анализа, условия качественной перестройки функционирования памяти, управление ее развитием в системе задач воспитания личности. Одной из первых задач в нашем исследовании генетических форм памяти с позиции системно-деятельностного подхода явилась задача последовательного использования аппарата анализа идеальных психических действий как определенных структурных образований, включающих мотивационные, ориентировочные, исполнительные, контрольные компоненты и выполняющих специфические функции в целенаправленном поведении и деятельности личности. В результате исследований мы получили возможность определить функциональное своеобразие памяти и дать структурно-типологические характеристики ее четырем генетическим формам: ранней бессознательной непроизвольной памяти, переходной, внешне опосредствованной памяти, произвольной памяти (мнемическое и репродуктивное действия), метапамяти — развитым рефлексивным формам памяти. Рассмотрим, прежде всего, структуру и функции указанных генетических форм памяти.

55)Психологические проблемы одаренных детей. Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако, в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одаренность - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии, либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.). Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей. Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже появились, и те, которые могут появиться. Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми. В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от педагогов личностного характера, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими педагогами, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой.

56)Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Индивидуальный стиль деятельности можно определить по-разному: и относительно самостоятельно, и в его сравнении с темпераментом человека. Индивидуальный стиль деятельности можно рассматривать как результат приспособления врожденных свойств нервной системы и особенностей организма человека к условиям выполняемой работы. Это приспособление должно обеспечить достижение наилучших результатов в деятельности с наименьшими затратами. То, что мы, наблюдая за человеком, воспринимаем как признаки его темперамента (разнообразные движения, реакции, формы поведения), часто является отражением индивидуального стиля деятельности, особенности которого могут совпадать и расходиться с темпераментом. Ядро индивидуальной деятельности определяет комплекс имеющихся у человека свойств нервной системы.Особенностями стиля индивидуальной деятельности являются:

· Приобретаемые в опыте и носящие компенсаторный характер по отношению к недостаткам индивидуальных свойств нервной системы человека.

· Способствующие максимальному использованию имеющихся у человека задатков и способностей, в том числе полезных свойств нервной системы.

Индивидуальный стиль деятельности проявляется во всех особенностях выполняемых действий человеком, в то время как темперамент - лишь в их динамических особенностях. Индивидуальный стиль деятельности представляет собой в основном внешние формы поведения. При этом внутренние процессы, происходящие в человеке, могут не соответствовать внешне наблюдаемому его поведению. В динамике внутренней активности и внешними проявлениями могут быть значительные расхождения. Темпераменту это не свойственно: и внешние, и внутренние виды активности, характеризующие темперамент, идентичны по своим динамическим проявлениям. Вместе с тем, темперамент и индивидуальный стиль деятельности человека тесным образом связаны друг с другом. Их связь проявляется в следующем: индивидуальный стиль деятельности человека по своим динамическим особенности обычно соответствует его темпераменту. Но такое соответствие соблюдается не всегда. Например, будучи флегматиком, человек, может быть вынужденным заниматься деятельностью, выполнение которой требует от него проявления динамических особенностей, свойственных сангвинику. Бывает и наоборот: сангвиник, занимаясь чем-либо, вынужден вести себя как флегматик. В этих двух случаях человек, выполняя соответствующую работу, будет чувствовать себя напряженно и неуютно и, скорее всего, будет быстро утомляться, допускать в работе немалое число ошибок. Если темперамент и индивидуальный стиль деятельности человека соответствуют друг другу, то человек в работе чувствует себя достаточно комфортно, получает от нее удовлетворение и демонстрирует повышенную работоспособность. Темперамент (от лат. temperamentum — надлежащее соотношение, соразмерность) - психическое свойство личности, предопределяемое силой, уравновешенностью, подвижностью нервных процессов и влияющее, в свою очередь, на динамику протекания всех психических явлений, свойственных личности. Различают четыре основных вида темперамента: сангвинический, флегматический, холерический, меланхоличный. Это классическое деление людей по типам темперамент а, но существуют и другие классификации (например, по У. Шелдону и др).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.