Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Устойчивость сжатого стержня за пределом упругости. Формула Кармана
Теория устойчивости сжатого стержня за пределом упругости окончательно была построена Т. Карманом (Германия) в 1910 году. Он учёл, что нагрузка на вогнутой стороне стержня и разгрузка на выпуклой стороне при выпучивании происходят по различным законам (рис. 9.25): - при догрузке - при разгрузке Нейтральная ось дополнительных деформаций не совпадает с центральной осью, как при упругом изгибе, и определяется координатой . Поэтому представим их в виде: (9.65) Эп. Эп. Рис. 9.25 Рис. 9.26
Величина даёт границу зон пластической догрузки и упругой разгрузки с площадями и соответственно. На границе раздела зон имеем: откуда следует: Следовательно, выражение (9.65) можно записать в виде (9.66) Вычислим с учётом (9.65) дополнительные нормальную силу и момент , возникающие при выпучивании стержня по методу проб Эйлера – Кармана – Зубчанинова: откуда находим (9.67) где Так как то, исключая , , , соотношения (9.67) приведём к виду: (9.68) где (9.69) Величина К называется приведённым модулем Кармана–Ильюшина. С другой стороны, из уравнений равновесия отсечённой части стержня (рис. 9.16, б) имеем: (9.70) Сравнивая (6.66), (9.70), получим: (9.71) (9.72) Дифференцируя дважды уравнение (9.72), находим: (9.73) Применяя к исследованию устойчивости стержня метод проб, будем считать dP = 0 при сколь угодно малом выпучивании стержня. Тогда из (9.68), (9.71) следует уравнение (9.74) из которого можно найти границу раздела зон . При этом изгибная жёсткость также будет постоянной величиной. Дифференциальное уравнение (9.73) может быть записано в виде: (9.75) где (9.76) Таким образом, задача о потере устойчивости за пределом упругости свелась к решению уравнения (9.75), которое совпадает с уравнением (9.27) для упругой задачи Эйлера. Отличие задач заключается в различии выражений (9.27) и (9.76) для величины . Поэтому формула для нагрузки бифуркации за пределом упругости может быть получена из формулы Эйлера (9.33) простой заменой модуля Е на приведённый модуль К: (9.77) Формула (9.77) определяет бифуркационную нагрузку Кармана. Её также называют приведенно-модульной нагрузкой. Формула для бифуркационного значения напряжения имеет вид: - (9.78) Так как К зависит от , то построение диаграммы бифуркационных значений напряжений производится так же, как и для задачи Энгессера. Формула (9.75) представляется в виде: (9.79) Задавая , вычисляют , а затем гибкость и строят диаграмму . Вычислим приведённый модуль для некоторых частных случаев поперечного сечения. а) Рассмотрим случай идеализированного двутавра (рис. 9.27, а). Геометрические характеристики сечения: Уравнение (9.74) принимает вид откуда находим границу раздела зон: а) б) Рис. 9.27
Согласно соотношению (9.69) получим: (9.80) б) В случае прямоугольного сечения (рис. 9.27, б) Уравнение (9.74) принимает вид откуда находим границу раздела зон: Приведённый модуль , согласно (9.69), равен: (9.81) Из (9.74), (9.80) видно, что приведённый модуль явно зависит от , . Поэтому при построении диаграммы критических (бифуркационных) напряжений сначала строятся зависимости и от . На основании диаграммы сжатия (рис. 9.28, а) находится касательный модуль как функция напряжения , а затем по формулам (9.69), либо (9.80), (9.81) вычисляется приведённый модуль . После этого по формуле (9.79) строится диаграмма критических напряжений . Приведём более простой вывод формулы Кармана для приведенно-модульной критической силы. Обозначим радиус кривизны нейтрального слоя буквой в отличие от радиуса оси стержня. Расстояние от нейтрального слоя до текущего волокна , а перемещение точек этого слоя . а) б) в) Рис. 9.28
Тогда дополнительные напряжения: где принято Дополнительные нормальная сила и изгибающий момент: (9.82) где статические моменты и моменты инерции площадей F1, F2 для зон пластической догрузки и упругой разгрузки; – момент инерции всей фигуры относительно нейтральной оси, (9.83) приведённый модуль Кармана. Из уравнения равновесия отсечённой части потерявшего устойчивость стержня имеем: Сравнивая с (9.82), получаем дифференциальные уравнения: После двукратного дифференцирования первого уравнения получаем: (9.84) где (9.85) Для случая идеализированного двутавра (рис. 9.27, а) второе уравнение (9.84) с учётом: принимает вид откуда Следовательно, Аналогично можно получить выражение приведённого модуля для стержней прямоугольного сечения. Т. Карман не только создал теорию приведённого модуля, но и проверил её тщательно поставленными экспериментами. Опытные значения пределов устойчивости легли между кривыми, рассчитанными по теории приведённого модуля и теории продольного выпучивания сжатых стержней для эксцентриситета прилагаемых сжимающих сил, равно 0, 005h где h – толщина прямоугольного поперечного сечения стержня. Исследования Энгессера, Кармана, Ясинского по созданию теории устойчивости сжатых стержней за пределом упругости оставили глубокий след в истории её развития.
|