Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Механизм охраны Конституции РФ.






Прочность конституционного строя в решающей степени за­висит от соблюдения конституции и прямо пропорциональна за­конопослушности граждан. Однако в любом обществе есть люди и организации, цели и деятельность которых представляют угро­зу для конституции. Угроза также исходит от превышения полно­мочий или злоупотреблений со стороны должностных лиц и ор­ганов гос-ва — главы гос-ва, парламента, правительст­ва. Нарушения конституции опасны тем, что разрушают фундамент гос-ности и веру людей в незыблемость кон­ституционных порядков. А это порождает смуту и хаос, опас­ность гос-ных переворотов, ущемления прав человека.

Демократическое гос-во поэтому обязано обеспечивать соблюдение конституции и охранять ее от любых нарушений. Наиболее грубые и опасные нарушения наказываются в уголов­ном порядке.

Однако высшие гарантии безопасности конституции заложе­ны в самом ее тексте. В Конституции РФ говорится: «Органы го­с-ной власти, органы МСУ, долж­ностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы» (ч. 2 ст. 15). Обязанность здесь закреплена в самой общей форме, скорее как общий принцип всей государственности, без установления ответ­ственности за ее невыполнение. Но именно с этого начинается установление режима конституционной законности и всего пра­вопорядка. Гос-во и граждане как бы договариваются стро­ить отношения между собой на основе Конституции, принимая на себя определенные обязанности, и прежде всего соблюдать Конституцию.

Целям охраны Конституции служит положение ч. 5 ст. 13: «Запрещается создание и деятельность общественных объедине­ний, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя...» Тем самым гаран­тируется деятельность только тех объединений, которые призна­ют конституционные порядки.

Вряд ли можно предположить, что простые граждане в со­стоянии каким-либо образом, кроме как через участие в выборах, обеспечивать соблюдение конституционных норм, касающихся механизма власти. Но требования к гражданам соблюдать кон­ституцию все же не сводятся к их конституционным обязанно­стям, а имеют более широкое конкретное содержание, которое вытекает из общего смысла, роли и функций конституции.

От каждого гражданина требуется:

· уважать конституционные права других граждан;

· подчиняться правовым актам, изданным конституционны­ми органами гос-ной власти, а также вступившим в за­конную силу судебным решениям и приговорам;

· уважать конституционные порядки, ни при каких условиях, кроме необходимой самообороны, не применяя насилие.

Эти минимальные требования законопослушания носят пассивный характер, ибо предполагают только воздержание от тех или иных действий против конститу­ции.

Но Конституция РФ предусматривает и активные формы ее охраны гражданами. Так, ч. 2 ст. 46 устанавливает, что решения и действия (бездействие) органов гос-ной власти, органов МСУ, общественных объединений и долж­ностных лиц могут быть обжалованы в суд. Помимо этого кон­ституционного права ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» регламентируется право граждан обращаться с жалобами на нарушение конституционных прав и свобод в Конституционный Суд РФ. Следовательно, не только должност­ные лица, органы гос-ва и общественные объединения на­деляются правами по охране Конституции, но и граждане. В этом состоит важная новелла конституционной правосубъект­ности личности.

Но главная ответственность за соблюдение и охрану конститу­ции падает все же на должностных лиц государства. В России — прежде всего на Президента, который согласно Конституции яв­ляется ее гарантом (ч. 2 ст. 80). При вступлении в должность он приносит народу присягу, в которой клянется «соблюдать и за­щищать Конституцию РФ». Конституция не возлагает специальных обязанностей по ее охране на Федеральное Собрание, Правительство, Верховный и Высший Арбитражный суды.

Конституция предусматривает назначение ГД Уполномоченного по правам человека. По замыслу создателей Кон­ституции он призван стоять на страже прав и свобод человека, содействовать претворению в жизнь конституционных гарантий.

Особую роль в охране конституции и обеспечении ее соблю­дения играет конституционный суд. Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ всех норматив­ных актов гос-ва (законов, конституций республик и др.), разрешает споры о компетенции, дает толкование Конститу­ции РФ, осуществляет ряд иных полномочий, призванных обес­печить неуклонное соблюдение Конституции. Особенно важно то, что Конституционный Суд по жалобам на нарушение консти­туционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего при­менению в конкретном деле. Такое право предоставляет Консти­туционному Суду широкие возможности способствовать поддер­жанию и укреплению конституционного строя в России.

Нормы, устанавливающие обязанности определенных органов гос-ной власти по охране и соблюдению Конституции, содержатся практически во всех республиканских конституциях и уставах других субъектов РФ.

35. Муниципально-правовые акты: система и юридическая характеристика.

Правовой акт - это специальный юридический письменный документ или действие, исходящие либо непосредственно от населения, либо от компетентных органов, должностных лиц гос-ва, МСУ и предназначенные для установления правил поведения участников общественных отношений.

Правовые акты подразделяют на:

· нормативные;

· ненормативные.

Цель нормативного правового акта - установить нормы права, т.е. первично урегулировать общественное отношение, определить права и обязанности его участников.

Цель ненормативного правового акта - обеспечить реализацию предписаний нормативного акта, его применение.

Право на принятие муниципальных правовых актов вытекает из положений Конституции РФ, обращенных к МСУ. Ведь если МСУ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, а органы МСУ управляют муниципальной собственностью, формируют и утверждают местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы и пр., реализовать все это без принятия муниципальных правовых актов невозможно.

ФЗ " Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" содержит ст. " Муниципальные правовые акты", тем самым подчеркивается, что принятие таких актов является одним из важных способов реализации задач МСУ.

Муниципальные правовые акты, принятые органами МСУ, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов наступает ответственность в соответствии с ФЗ и законами субъектов РФ.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ и иным НПА РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным НПА субъектов РФ.

Специально муниципальным правовым актам ФЗ 2003 г. посвящает гл. 7. Согласно ст. 43 в систему муниципальных правовых актов входят:

1. устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме;

2. нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования (решения);

3. правовые акты главы муниципального образования (постановления и распоряжения), местной администрации и иных органов МСУ и должностных лиц МСУ (распоряжения и приказы), предусмотренных уставом муниципального образования.

Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме.

Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции ФЗ, законами субъекта РФ, уставом муниципального образования, принимает решения, которые могут быть двух видов:

· устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования;

· по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования.

В системе муниципальных правовых актов на первом месте стоит устав муниципального образования как главный нормативный юридический документ по вопросам жизни муниципального образования, деятельности муниципальных органов и развития непосредственной демократии на муниципальном уровне; к тому же по Закону устав - это еще и акт высшей юридической силы в системе муниципального правотворчества. Далее надо поставить решения, принятые на местном референдуме: они также обладают высшей юридической силой, но не менее существенно и то, что, как правило, на местные референдумы выносятся важные вопросы развития муниципальной территории. Вслед за ними следуют решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила поведения (например, принятие муниципального бюджета, планов и программ развития муниципального образования, определение порядка управления муниципальным имуществом и т.д.).

На следующую позицию могут претендовать акты главы муниципального образования с функциями главы местной администрации и акты главы местной администрации по контракту - постановления и распоряжения по вопросам местного значения и вопросам осуществления отдельных гос-ных полномочий.

Более целевое назначение и узкую направленность имеют постановления и распоряжения председателя представительного органа, поскольку они издаются по вопросам деятельности данного органа (например, подготовка и созыв сессии, назначение на должность и увольнение с должности работников аппарата представительного органа и т.д.). То же самое можно сказать о распоряжениях и приказах иных должностных лиц МСУ.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.