Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности валютного и экспортного контроля в промышленно развитых странах






Основными целями валютного и экспортного контроля являются защита экономики этих стран от резких колебаний денежно-кредитной системы и уменьшения валютных резервов, вызываемых движением капитала, а также обеспечение национальной (в том числе экономической) безопасности.

Одним из инструментов достижения целей валютного контроля до недавнего времени служили ограничения движения капитала. Развитие внутреннего финансового рынка промышленно развитых стран Западной Европы, США и Японии, а также укрепление связей этих стран с международными валют финансовыми структурами привели к осуществлению важнейших реформ денежно-кредитной политики и ослаблению валютного контроля (валютные ограничения в экономически развитых странах Западной Европы сохранялись до начала 60-х гг., кроме США, где они были отменены значительно раньше).

В результате к настоящему времени в этих странах значительно расширены права резидентов и сняты основные ограничения на операции, осуществляемые нерезидентами. Таким образом, регулирование движения капитала стало постепенно обеспечиваться рыночным механизмом и инструментами денежно-кредитной политики.

Осуществление экспортного контроля имеет важное значение для успешного выполнения международных обязательств развитых стран и проведения эффективной внешней политики.

Значительно усилился контроль за экспортом стратегически важных товаров и товаров двойного назначения. Усиление экспортного контроля в промышленно развитых странах в основном было вызвано интернационализацией движения капитала, которая, в свою очередь, привела к распространению отмывания денег в международном масштабе. Таким образам, в настоящее время наряду с осуществлением валютного и экспортного контроля основными задачами в экономически развитых странах являются выявление, расследование и пресечение незаконных финансовых операций, связанных с легализацией преступных доходов.

Международное сотрудничество по вопросам борьбы с незаконными финансовыми операциями, связанными с легалией преступных доходов, осуществляется в рамках ООН, ЕС, а также по линии международной организации ФАТФ (Financial Action Task Force), учрежденной в 1989 г. по инициативе «семерки» ведущих индустриальных держав и объединяющей в настоящее время 26 государств.

Механизм валютного и экспортного контроля в промышленно развитых странах исторически складывался с учетом специфических условий развития каждой из этих стран. Вследствие этого в них существовали и до настоящего времени сохраняются некоторые особенности в проведении валютного и экспортного контроля.

Италия

Система валютного и экспортного контроля Италии является одной из самых жестких в Европе. В своем развитии она прошла через ряд этапов. В соответствии с декретом № 1956 от 11 декабря 1917 г.

основным государственным органом валютного контроля длительное время (до 1945 г.) являлся Национальный институт по валютным операциям -- INCE (Instituto Nationale per i Cambi. con ГEstero), или «Исткамби», который получил исключительное право на закупку иностранной валюты, чеков и банкнот, а, также на размещение иностранных ценных бумаг за границей. Через этот институт осуществлялись платежи в иностранной валюте за импорт, а также денежные переводы иностранных резидентов.

Декретом № 696 от 13 июня 1919 г. была восстановлена свобода денежных переводов. Этим декретом, действовавшим до июля 1956 г., итальянским юридическим и физическим лицам было запрещено предоставлять кредиты иностранцам и инвестировать капиталы за границу без предварительного разрешения Министерства внешней торговли.

В связи с тяжелым экономическим положением страны в 30-е гг. была разработана и Декретом № 1942 от 8 декабря 1934 г. введена в действие система валютных ограничений, получившая название «монополия на обмен валют». По этой системе, просуществовавшей до 1955 г., экспорт итальянской валюты запрещался в любой форме. Получаемые экспортерами товаров и услуг выручка и доходы в иностранной валюте подлежали обязательной сдаче в «Исткамби» в объеме 100% в обмен на национальную валюту. Итальянские резиденты были также обязаны заявлять «Исткамби», а с 1945 г. Итальянскому валютному бюро (ИВБ) о наличии иностранных и национальных ценных бумаг, размещенных за рубежом.

Экспортно-импортные операции осуществлялись только по специальным разрешениям Министерства внешней торговли. В дальнейшем Итальянское валютное бюро стало выдавать разрешения на осуществление валютных операций в форме генеральной лицензии, а уполномоченные банки-агенты -- только разовые лицензии.

Ввиду ограниченности валютных ресурсов в первые послевоенные годы внешнеторговые операции осуществлялись на основе двусторонних клирингов, однако, к концу 40-х гг. выявились негативные стороны этой формы платежных отношений и стала отчетливо прослеживаться тенденция к широкому использованию так называемых хромых компенсационных сделок, при которых товарные потоки не ба лансировались, что не способствовало развитию взаимного товарообмена. Развитие обмена определялось возможностями слабейшего участника (Италии, в частности), вынужденного для выравнивания платежного баланса сокращать импорт, в том числе инвестиционного характера.

Это побудило страны Западной Европы перейти к практике многостороннего клиринга в рамках созданного в 1950 г. Европейского платежного союза, что позволило Италии относительно быстро пополнить валютные резервы за счет экономии дефицитных долларов и облегчило переход к конвертируемости итальянской лиры.

В 1955 -- 1956 гг. в стране был принят так называемый рамочный Закон (пакет декретов, касающихся валютного регулирования, покупки и обращения иностранной валюты, использования иностранных инвестиций), основные положения которого сохраняются и в настоящее время. Так, Законом № 852 от 26 сентября 1955 г. было отменена правило обязательной продажи резидентами иностранной валюты Итальянскому валютному бюро. В уполномоченных байках-агентах для них были открыты специальные валютные счета, на которые зачислялась вся сумма выручки в иностранной валюте.

Владельцам таких счетов было предоставлено право свободного использования средств для оплаты импорта товаров и услуг, а также добровольной их продажи за итальянские лиры на внутреннем валютном рынке в течение определенного срока, устанавливаемого декретом министра внешней торговли и министра Казначейства.

В соответствии с Законом № 786 от 25 июля 1956 г. физические и юридические лица-резиденты были обязаны в установленные Министерством внешней торговли сроки представлять Банку Италии или уполномоченному банку-агенту информацию о своих финансовых операциях.

Было также установлено, что все операции с иностранной валютой должны осуществляться через Банк Италии или банки-агенты, получившие право на ведение валютных операций. Первоначально такое право было предоставлено 20 государственным банкам, в настоящее время -- примерно 800.

В 1963 г. итальянским юридическим и физическим лицам было разрешено свободно покупать и продавать акции и облигации за национальную валюту при условии, что все сделки такого рода будут осуществляться через Банк Италии или уполномоченные банки.

В середине 70-х гг. юридические лица, находящиеся за пределами страны, и физические лица итальянской национальности, проживающие за рубежом, получили право иметь собственные счета и депозиты в банках страны пребывания. При этом, однако, оговаривалось, что речь идет только об итальянских лирах и что все финансовые операции должны сопровождаться соответствующим уведомлением Банка Италии. Были разрешены любые банковские операции при соблюдении следующих условии:

-- счета, в случае их закрытия, могли быть возобновлены только в Италии;

-- банковские операции, за исключением временных займов, не должны превышать суммы, имеющейся на счете в момент совершения операции.

В начале 80-х гг. положение итальянской лиры на международном валютном рынке вновь резко ухудшилось. В этот период (1981 -- 1982 гг.) в стране вновь применялась, хотя и несколько измененная, система импортных депозитов. На этот раз было установлено обязательство импортеров вносить в уполномоченный банк депозит в размере 70% от суммы сделки, заключенной в иностранной валюте, с рассрочкой платежа до 360 дней.

В конце 1989 г. в Италии были принят декрет о валютном регулировании, по существу разрешивший ведение любого роли валютной и финансовой деятельности, не противоречащей закону. Вместе с тем основные принципы валютного регулирования (монополия на торговлю золотом и валютой; обязательное уведомление государственных органов во всех операциях в иностранной валюте, осуществляемых резидентами; запрет на хождение иностранной валюты на внутреннем рынке страны) подлежат неукоснительному выполнению.

В настоящее время Министерством внешней торговли и Министерством казначейства рассматривается вопрос о возврате к режиму разрешений на операции с движением капитала (кроме прямых инвестиций), однако эти меры требуют согласия ОЭСР.

В 1995 г. в ИВБ создано специальное управление по борьбе с предотвращением использования финансовых институтов в целях отмывания преступных доходов. ИВБ также активно использует современные средства статистической обработки и анализа данных в борьбе с этим явлением. В этих целях в ИВБ внедрено специальное программное обеспечение «UIС -- L197». Входящие в него программы позволяют проследить денежные переводы по времени и географическим зонам и выявить признаки отмывания денег.

Важное место в системе валютного контроля и решении вопросов борьбы с организованной преступностью в сфере экономики занимает Финансовая гвардия Италии. Вопросами пресечения преступлений, связанных с сокрытием доходов, отмыванием незаконно нажитых средств, а также незаконной торговлей стратегически важными сырьевыми ресурсами и технологиями, занимаются специалисты 2-го управления Главного командования Финансовой гвардии. Помимо этого управление координирует оперативные мероприятия, направленные на пресечение деятельности мафиозных структур в области наркобизнеса и торговли оружием.

Важную роль в контроле за экспортно-импортными операциями играют итальянские таможенные службы. Получаемые этими службами данные о противоправных действиях в финансовой сфере направляются в ИВБ и Финансовую гвардию.

Принято считать, что к 1988 г. Италия завершила мероприятия по либерализации внешнеэкономической деятельности. Однако система валютного и экспортно-импортного контроля сохранилась: остались задачи информационного обмена в ЕС (по банковской информации и др.); сохранились, эффективно используются и пополняются информацией банки данных в ИВБ и Финансовой гвардии. Система контроля за валютным обращением в настоящее время заключается в решении задач фискального мониторинга и контроле за соблюдением валютного законодательства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.