Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа






В соответствии со сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2011 году до 6 - 7%, в 2012 году - до 5 - 6%, в 2013 году - до 4, 5 - 5, 5% (из расчета декабрь к декабрю предыдущего года). Указанной цели по инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 5, 5 - 6, 5% в 2011 году, 4, 5 - 5, 5% в 2012 году и 4 - 5% в 2013 году.

Расчеты по денежной программе на 2011 - 2013 годы осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозной динамике ВВП и валютных курсов, а также прогнозных показателей платежного баланса и параметров проекта Федерального закона " О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" [15].

В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации ожидается, что в 2011 году экономический рост будет обеспечиваться за счет как внешних факторов, связанных с благоприятной конъюнктурой мировых рынков сырья и капитала, так и внутренних, включая рост внутреннего спроса и постепенное восстановление кредитования банками реального сектора российской экономики. Тем не менее в соответствии с прогнозными оценками в 2011 - 2013 годах не ожидается существенного увеличения темпов экономического роста по сравнению с 2010 годом. При снижающейся инфляции это обусловит замедление роста трансакционной составляющей спроса на деньги. В то же время стабильный курс рубля будет способствовать росту спроса на национальную валюту как средство сбережения. В зависимости от вариантов прогноза прирост денежного агрегата М2 в 2011 году может составить 11 - 23%, в 2012 году - 14 - 20% и в 2013 году - 13 - 17%.

Банк России разработал три варианта денежной программы в зависимости от основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период 2011 - 2013 годов. При этом второй вариант базируется на макроэкономических показателях, использованных при формировании проекта федерального бюджета на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов. Темпы прироста денежной базы в узком определении, рассчитанные исходя из необходимости достижения целевых показателей по инфляции и соответствующие оценкам динамики экономического роста и валютного курса, в зависимости от варианта программы могут составить в 2011 году 8 - 19%, в 2012 году - 11 - 16%, в 2013 году - 9 - 13%.[16]

При предполагаемом в прогнозный период ослаблении платежного баланса и повышении гибкости курсовой политики ожидается, что денежное предложение все в большей степени будет формироваться за счет увеличения чистых внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования при уменьшении роли чистых международных резервов (ЧМР). При этом важное значение для реализации денежно-кредитной политики будет иметь предполагаемое изменение чистого кредита банкам, которое, согласно прогнозу, в 2011 году будет происходить за счет увеличения объема свободной ликвидности банковского сектора, а в 2012 - 2013 годах - за счет ее сокращения. При этом по первому варианту программы предполагается также значительный рост валового кредита банкам к концу прогнозного периода.

Планируемое в 2011 - 2013 годах сокращение дефицита федерального бюджета, в том числе монетарных источников его финансирования, будет способствовать ограничению воздействия бюджетного канала на рост денежного предложения, формируемого органами денежно-кредитного регулирования. Однако, как показывают расчеты по денежной программе в соответствии с первым сценарием социально-экономического развития, в прогнозный период вероятно сохранение существенной роли бюджета в формировании денежного предложения.[16]

В рамках первого варианта денежной программы, рассчитанного исходя из значительного снижения цен на нефть - до 60 долларов США за баррель, снижение ЧМР может составить 0, 2 трлн. рублей в 2011 году, 0, 7 трлн. рублей в 2012 году и 1, 4 трлн. рублей в 2013 году.

Для обеспечения роста денежной базы на уровне, соответствующем параметрам данного варианта программы, увеличение ЧВА должно составить в 2011 году 0, 7 трлн. рублей, в 2012 и 2013 годах - 1, 4 и 2, 1 трлн. рублей соответственно.[15]

Таблица 1. Прогноз показателей денежной программы на 2011 - 2013 годы (млрд. рублей).

 
  1.01.2011 (оценка) 1.01.2012 1.01.2013 1.01.2014  
    I вариант IIвариант III вариант I вариант IIвариант III вариант I вариант IIвариант III вариант  
Денежная база (узкое определение)                      
- наличные деньги в обращении (вне Банка России)                      
- обязательные резервы                      
Чистые международные резервы                      
- в млрд. долларов США                      
Чистые внутренние активы -8760 -8054 -9282 -10309 -6655 -9407 -11382 -4599 -8502 -11277  
Чистый кредит расширенному правительству -4683 -3761 -4511 -5224 -2869 -4603 -6126 -1686 -4693 -6884  
- чистый кредит федеральному правительству -3683 -2661 -3411 -4125 -1670 -3403 -4927 -386 -3393 -5584  
- остатки средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов на счетах в Банке России -1000 -1100 -1100 -1100 -1200 -1200 -1200 -1300 -1300 -1300  
Чистый кредит банкам -1400 -1616 -2158 -2359 -893 -2080 -2277 -489 -734 -983  
- валовой кредит банкам                      
- корреспондентские счета кредитных организаций, депозиты банков в Банке России и другие инструменты абсорбирования свободной банковской ликвидности -2000 -2216 -2758 -2959 -1493 -2680 -2877 -1111 -1334 -1583  
Прочие чистые неклассифицированные активы -2677 -2677 -2614 -2726 -2892 -2724 -2979 -3403 -3074 -3409  
                       

Как предусмотрено " Основными направлениями бюджетной и налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов", в случае снижения цен на нефть ниже 75 долларов США за баррель для финансирования бюджетного дефицита возможно использование средств Фонда национального благосостояния в объемах, превышающих показатели, предусмотренные проектом федерального бюджета. Данный сценарий может быть реализован в рамках первого варианта программы. При этом объем чистого кредита расширенному правительству может увеличиться на 0, 9 трлн. рублей как в 2011 году, так и в 2012 году и на 1, 2 трлн. рублей - в 2013 году. Согласно расчетам по программе, в 2011 году такое увеличение чистого кредита расширенному правительству с учетом динамики ЧМР может вызвать необходимость уменьшения чистого кредита банкам на 0, 2 трлн. рублей и осуществления Банком России операций по дополнительной стерилизации свободной банковской ликвидности. Однако в 2012 и 2013 годах в рамках первого варианта будет необходима активизация других источников роста денежного предложения: прогнозируется увеличение чистого кредита банкам на 0, 7 и 1, 4 трлн. рублей соответственно за счет сокращения объемов свободных денежных средств в банковском секторе, а в 2013 году - также за счет увеличения валового кредита банкам на 1, 0 трлн. рублей.[15]

Во втором варианте денежной программы, предполагающем умеренный рост цен на нефть в рамках прогнозного периода, соответствующий показателям прогноза платежного баланса прирост ЧМР составит в 2011 году 1, 4 трлн. рублей, в 2012 году - 1, 0 трлн. рублей, а в 2013 году он будет близок к нулевому.

В 2011 и 2012 годах указанный прирост ЧМР будет частично компенсирован сокращением ЧВА, которое с учетом динамики денежной базы, определенной в соответствии с ориентирами по инфляции, в указанный период оценивается в объеме 0, 5 и 0, 1 трлн. рублей соответственно. Вместе с тем в 2013 году прогнозируется, что для обеспечения роста денежной базы на уровне, соответствующем параметрам данного варианта программы, потребуется увеличение ЧВА на 0, 9 трлн. рублей.

В условиях предполагаемого по данному варианту сокращения дефицита федерального бюджета и изменения источников его финансирования ожидается, что динамика чистого кредита расширенному правительству не окажет существенного влияния на ЧВА: в 2011 году объем чистого кредита расширенному правительству возрастет на 0, 2 трлн. рублей, а в 2012 и 2013 годах он будет снижаться примерно на 0, 1 трлн. рублей в год.

При прогнозируемой динамике кредита расширенному правительству в 2011 году сокращение ЧВА будет обеспечено за счет изменения чистого кредита банкам, объем которого снизится на 0, 8 трлн. рублей. В 2012 и 2013 годах требуемый для увеличения денежного предложения прирост ЧВА будет обеспечен за счет повышения чистого кредита банкам на 0, 1 и 1, 3 трлн. рублей соответственно.[16]

В соответствии с третьим вариантом денежной программы, основанным на предположении о существенном росте цен на нефть, в 2011 году прогнозируется увеличение ЧМР на 2, 7 трлн. рублей, а в 2012 и 2013 годах - на 2, 2 и 1, 0 трлн. рублей соответственно. При этом с учетом оцениваемой динамики денежной базы ожидается, что сокращение ЧВА по данному варианту должно составить в 2011 году 1, 5 трлн. рублей, в 2012 году - 1, 1 трлн. рублей. В 2013 году прирост ЧВА может составить 0, 1 трлн. рублей.

С учетом предполагаемой благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и более значительного роста ВВП по данному варианту можно ожидать более существенного, чем по второму варианту, увеличения остатков средств на бюджетных счетах в Банке России, что соответствует снижению чистого кредита расширенному правительству на 0, 5 трлн. рублей в 2011 году, на 0, 9 трлн. рублей в 2012 году и на 0, 8 трлн. рублей в 2013 году. При этом согласно прогнозу в 2011 году уменьшение чистого кредита банкам может составить около 1, 0 трлн. рублей, а в 2012 году ожидается его незначительный прирост (на 0, 1 трлн. рублей). В 2013 году требуемый для увеличения денежного предложения прирост ЧВА будет обеспечен путем повышения чистого кредита банкам на 1, 3 трлн. рублей за счет уменьшения объема свободной ликвидности банковского сектора.

Параметры денежной программы не являются жестко заданными и могут быть уточнены при изменении экономической конъюнктуры и отклонении фактических значений от исходных условий формирования вариантов развития экономики. В целях адекватного реагирования на изменение состояния денежно-кредитной сферы и учета возможных рисков при реализации денежно-кредитной политики Банк России будет использовать весь спектр инструментов, имеющихся в его распоряжении.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.