Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Закон переноса двигательного навыка

Цель и задачи физического воспитания в общеобразовательной школе. Периодизация школьного возраста. Возрастные особенности развития учащихся и их учет в организации физического воспитания.

Целью физического воспитания является всестороннее гармоничное развитие личности. Оно тесно связано с умственным, моральным, трудовым и эстетическим воспитанием.

Задачи физического воспитания:

1) укреплять здоровье и содействовать правильному физическому развитию;

2) формировать двигательные умения и навыки;

3) вооружать учеников знаниями по физической культуре, гигиене, о правилах закаливания;

4) развивать двигательные (физические) качества;

5) формировать интерес к физкультуре и потребность заниматься ей;

6) воспитывать позитивные морально-волевые качества;

Школьный возраст подразделяется на младший школьный возраст (с 6-7 до 11 лет у девочек и с 6-7 до 12 лет у мальчиков) и старший школьный возраст (с 12 до 18 лет). Возраст от 10 до 20 лет называется также подростковым периодом: от 10 до 15 лет — собственно пубертатный период, когда идут интенсивные процессы полового созревания, от 16 до 20 лет —подпериод социального созревания (юность).

Младший школьный возраст: совершенствуются все системы организма. Появляются отличия в темпах роста и созревания мальчиков и девочек. Ведущая деятельность — обучение в школе (учебная). Развиваются самостоятельность, коллективизм. Основные проблемы, связанные с нарушением здоровья: нарушение осанки, плоскостопие, нарушение зрения (близорукость), кариес зубов, заболевания носоглотки, инфекционные и аллергические болезни, болезни сердца и желудочно-кишечного тракта. Сохраняется высокий уровень травматизма, основной причины в структуре детской смертности в этом возрасте.

Старший школьный возраст — это период «второго физиологического вытяжения» (интенсивного роста), формирования половой зрелости. В этом возрасте происходит интенсивное развитие психики. Ведущая деятельность — общение, обучение. Наблюдается почти полная биологическая зрелость при недостаточной социальной зрелости. Типичные проблемы, связанные с нарушением здоровья: нарушение осанки, плоскостопие, кариес зубов, нарастает частота близорукости, формируются хронические заболевания органов пищеварения, вегето-сосудистая дистония, ожирение, неврозы и другие нервно-психические расстройства, проблемы репродуктивного здоровья. Снижается частота инфекционных заболеваний и травматизма, В настоящее время в этом возрасте наблюдается увеличение распространённости токсикомании, наркомании и заболеваний, передающихся половым путём.

Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4—7 см главным обра­зом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3—6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13—14 дет, когда длина тела прибавляется за год на 7—9 см. А у девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11 — 12 лет в среднем на 7 см.

В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые ко­сти верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту по­звонков. Позвоночный столб подростка очень подвижен. Чрезмер­ные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину.

В этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система

10.Характеристика понятий «физическое развитие», «физическое совершенство», «физическая активность» в теории физического воспитания.

Изучение любой учебной дисциплины, как правило, начина­ется с освоения ее понятийного аппарата, т.е. со специфических профессиональных терминов и понятий.

Понятие — это основная форма человеческого мышления, устанавливающая однозначное толкование того или иного терми­на, выражая при этом наиболее существенные стороны, свойства или признаки определяемого объекта (явления).

К основным понятиям теории1 физического воспитания отно­сятся следующие:

Физическое развитие. Это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.

Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей.

1. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложе ния и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека.

2. Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологи­ческие и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделе­ния, механизмов терморегуляции и др.

3. Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).

 

Физическое совершенство оптимальное гармоническое развитие всесторонней подготовленности.

Физическая активность любые движения тела при помощи мышечной силы, сопровождающиеся расходом энергии.

Обучение двигательным действиям (закономерности образования двигательных умений и навыков, этапы, задачи, методы и средства обучения; отрицательное и положительное ускорение при обучении двигательным действиям). Динамический стереотип. Значение экстраполяции для спортивных достижений.

В процессе физического воспитания занимающихся обучают различным двигательным действиям в целях развития способнос­ти управлять своими движениями, а также в целях познания зако­номерностей движений своего тела Под двигательным умением понимается такая степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбиваю­щих факторов и нестабильностью итогов.

Двигательный навык — это оптимальная степень владения тех­никой действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением дви­жениями, высокой прочностью и надежностью исполнения.Iстадия - формирование двигательного навыка, короткая по времени. Она направлена на создание первоначального умения. Для нее характерно широкое иррадиирование процесса возбуждения и недостаточное внутреннее торможение при ознакомлении ребенка с новым движением.IIстадия - более продолжительна по времени. Она характеризуется многократной повторяемостью движения, в результате чего правильность разучиваемого движения постепенно улучшается. Происходит уточнение отдельных двигательных рефлексов и всей системы в целом. На этой стадии ребенок проявляет большую осознанность задач и своих собственных действий.IIIстадия - стабилизация навыка, уточнение динамического стереотипа. Ребенок овладевает навыком. Его движения становятся экономичными, свободными, точными и раскованными.

Весь процесс обучения двигательным действиям включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики.

Этап начального разучивания. Цель — сформировать у учени­ка основы техники изучаемого движения и добиться его выполне­ния в общих чертах Этап углубленного разучивания. Цель — сформировать полно­ценное двигательное умение Этап закрепления и дальнейшего совершенствования. Цель — двигательное умение перевести в навык, обладающий возможно­стью его целевого использования.

Методы-метод разучивания упражнения по частям (расчлененно-конструктивный); метод разучивания упражнения в целом (целостно-констрективный); метод сопряженного воздействия. Средства: ФУ, тренажеры, схемы

Задачи

1. Научить относительно простыми движениями2. Обучить движениям которые будут использоваться как средства воздействия на развитие физических качеств и решение тактических задач.
3. Сформировать и довести до определенной степени совершенства основные двигательные умения и навыки, необходимые в повседневной жизни, в трудовой и других сферах деятельности.
4. Сформировать совершенные специальные двигательные умения, навыки и связанные с ними знания, необходимые для эффективности тренировочной и соревновательной деятельности. Формирование двигательного навыка протекает в соответствии с рядом законов:

1. Закон изменения скорости в развитии навыка. Навык формирует­ся не только постепенно, но и неравномерно, что выражается в разной мере качественного прироста в отдельные моменты его ста­новления.(2. Закон «плато» (задержки) в развитии навыка. Длительность
задержки в развитии навыка может быть самой разнообразной Закон угасания навыка. Он проявляется, когда длительное время не повторяется действие. Угасание навыка происходит по­степенно. Закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка.

Совершенствование двигательного действия практически про­должается на протяжении всего времени занятий в избранном направлении физического воспитания.

Закон переноса двигательного навыка

Положительный перенос -- это такое взаимодействие навыков, когда ранее сформированный навык способствует, облегчает и ускоряет процесс становления нового навыка. Основным условием положительного переноса навыка является наличие структурного сходства в главных фазах (отдельных звеньях) этих двигательных действий.

Отрицательный перенос -- это такое взаимодействие навыков, когда, наоборот, уже имеющийся навык затрудняет образование нового двигательного навыка. Это происходит при сходстве в подготовительных фазах движений и в его отсутствие в основном звене.

Экстраполяция - это вероятностное прогнозирование, предугадывание.

Значение экстраполяции в жизни организма огромно, так как, количество вариантов движений очень велико и специальное обучение им невозможно.

Человек при обучении усваивает только некоторые программы ходьбы, затем все осуществляется путем экстраполяции (теория масштабирования Гурфинкеля). Мозг человека отсекает неэффективные варианты и программирует нужные движе­ния. Для этого требуется наличие ранее сформированных определенных программ действия, что позволяет ЦНС путем экстраполяции на их основе решать новые двигательные за­дачи.

Экстраполяция относится ко всем компонентам двигательного действия и имеет очень большое значение при движениях, произво­димых со значительными вариациями характера двигательной деяте­льности. Обучение произ­водится ограниченному числу приемов, а разнообразные двигатель­ные задачи решаются путем экстраполяции.

Таким образом, благодаря свойству ЦНС - экстраполяции при освоении определенного числа вариантов навыков спортсмен приобретает способность правильно выполнять огромное число других вариантов - возможность " с места" осуще­ствлять новое движение.

При однообразном выполнении двигательных актов возмож­ность к экстраполяции суживается, при разнообразном - расширяется.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Future Directions of blended learning in higher education and workplace learning settings | Инвестиционные банки первого типа




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.