Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И ее место в учебном процессе






ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

 

«ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

 

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

030501 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

2-е издание, исправленное и дополненное

 

СЕВЕРОДВИНСК

Институт управления

2014

ББК 88.4

П 78

 

Программа составлена канд. мед. наук Е. С. Боярской в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного 27 марта 2000 г.

 

ПРОГРАММА…:

 

Одобрена на заседании кафедры

уголовного права и процесса.

Протокол № 1 от 14 сентября 2014 г.

Зав. кафедрой проф. ИУ Н. А. Селяков

 

 

Рекомендована к изданию научно-методическим советом ИУ.

Протокол № 1 от 17 сентября 2014 г.

Председатель научно-методического совета проф. А. Н. Ежов

 

П 78 Программадисциплины «Юридическая психология» по специальности 030501 «Юриспруденция» - [Эл. ресурс] / сост. Е. С. Боярская. – 2-е изд., испр. и доп. – Cеверодвинск: Институт управления, 2014. – 19 с. – CD-ROM

 

© Боярская Е. С., сост., 2014

 
© НОУ ВПО «Институт
управления», 2014

Цель изучения дисциплины

и ее место в учебном процессе

 

Юридическая психология включает в себя различные области научных знаний, является прикладной дисциплиной и в равной мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. В об­ласти общественных отношений, регулируемых различными нормами права, психическая деятельность людей приобретает своеобразные черты, обусловленные спецификой человеческой деятельности в сфере правового регулирования. Поэтому психо­логическая культура юриста предполагает наличие у всех работ­ников юридических органов определенной системы психологи­ческих знаний, а также навыков и приемов, которые обеспечи­вают высокую культуру общения.

В области правоотношений психическая деятельность людей приобретает своеобразные черты, которые обусловлены специфи­кой деятельности в сфере правового регулирования. Перед работ­никами правоохранительных органов постоянно возникает множе­ство вопросов, решение которых требует широкого кругозора, пра­вовой культуры, психологических знаний и жизненного опыта. Чтобы правильно разбираться в сложных взаимоотношениях людей, их переживаниях и поступках, в запутанных ситуациях, которые на­ходят свое отражение в уголовных и гражданских делах, не­обходимо знать закономерности психической жизни человека. В деятельности юриста работа с людьми (подозреваемыми, обвиняе­мыми, свидетелями) занимает наиболее важное место. В нее вклю­чаются: изучение и оценка людей, установление психологического контакта с ними, оказание на них определенного влияния.

Понимание закономерностей психики человека позволяет юристу эффективно организовывать взаимодействие с окружаю­щими людьми.

Таким образом, государственный стандарт высшего профес­сионального образования (ОПД Ф.24) определяет содержание программы учебной дисциплины по юридической психологии «Предмет, система и содержание юридической психологии; юридическая психология в системе научных отраслей знания. Понятие личности в психологии и правовой науке.

Психологические методы изучения личности, субъектов в правоприменительной деятельности. Ощущение, восприятие. Понятие и виды памяти. Мышление. Воображение и его виды. Внимание. Эмоции. Чувства. Состояние тревожности, психиче­ской напряженности. Аффект. Страдания. Индивидуально-пси­хологические особенности личности (темперамент, характер и его свойства). Предмет, основания, поводы назначения судебно-психологической экспертизы, ее назначение и подготовка, поря­док проведения. Психология преступного поведения (психоло­гия преступной группы). Общая социально-психологическая ха­рактеристика профессиональной деятельности юриста. Психоло­гия личности юриста. Познавательная подструктура профессио­нальной деятельности юриста. Общение в профессиональной деятельности юриста (коммуникативная подструктура). Психо­логия допроса. Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста. Психологические осо­бенности судопроизводства».

Предметом юридической психологии являются психиче­ские явления и закономерности, возникающие в тех видах дея­тельности, которые регулируют норму права. При этом специ­фику предмета юридической психологии определяет не то, что она изучает какие-то особые психические явления, качественно отлич­ные от тех, которыми занимаются другие отрасли психической науки, а своеобразный ракурс видения этих явлений. Она иссле­дует их правовое значение, оценивает криминальность, ищет на­учно-обоснованные методы снижения возможности нарушения правовых норм путем психологической коррекции различных пси­хических состояний и свойств личности правонарушителей.

Осуществление правовой реформы в Российской Федера­ции потребовало повышения уровня психолого-криминологиче­ской подготовки юристов. В связи с этим возрастает значение пси­хологических дисциплин (психология профессиональной дея­тельности, юридическая, криминальная психология).

Цель изучения дисциплины «Юридическая психология» на­правлена на то, чтобы:

· научить студентов самостоятельно работать с психологиче­ской и юридической литературой, указанной в программе по дисциплине;

· раскрыть теоретические понятия и положения методологиче­ских основ юридической психологии;

· ознакомить студентов с основами общей и социальной пси­хологии применительно к юридической психологии;

· показать специфику психических закономерностей в право­вом регулировании

· ознакомить студентов с практическими возможностями применения психологических методов в юридической практике.

В процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:

· формирование у студентов комплексного научного подхода к анализу особенностей поведения и свойств личности участни­ков юридических действий;

· вооружение студентов знаниями психологических законо­мерностей юридической деятельности, что является научной ос­новой для повышения гуманизации юридической деятельности;

· изучение психологических особенностей сотрудников различ­ных правоохранительных органов;

· вооружение студентов знаниями психологических закономерностей предварительного следствия (осмотра места происшествия, обыска, допроса, очной ставки, опознания, след­ственного эксперимента и др.), что является научной осно­вой для создания наиболее эффективных методов раскрытия пре­ступления;

· формирование у студентов умений и навыков психо- логического изучения личности подозреваемого, индивидуаль­ного подхода к обвиняемому и целенаправленного проведения допроса, выемки, очной ставки, навыков и приемов, ко­торые обеспечивает высокую культуру общения со свидетелями, очевидцами, подозреваемыми и обвиняемыми;

· вооружение студентов знаниями психологии подследствен­ных и осужденных, психологии ресоциализации бывших осуж­денных;

· изучение порядка назначения, проведения и оценки резуль­татов судебно-психологической экспертизы.

Реализация этих задач осуществляется прежде всего в ходе учебного процесса, в котором при изучении юридической психологии используются следующие организационные формы обучения: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа студентов по изучению ряда тем дисциплины и психологической литературы.

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:

- сущность и содержание основных понятий юридической психологии;

- методы и их содержание, используемые в юридической психологии;

- психические процессы и психические состояния

- сущность и содержание основных понятий судебно-психологической экспертизы;

- психологические особенности при проведении следственных действий

уметь:

- оперировать понятиями и категориями юридической психологии;

- использовать в юридической практике особенности личности как объекта психологического познания;

- анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правонарушения;

- принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;

- планировать и осуществлять деятельность по предупреждению и профилактике правонарушений

- давать психологическую оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения;

владеть:

- основными понятиями и категориями юридической психологии;

- навыками психологического анализа юридических фактов и связанных с ними правонарушений;

- навыками психологического анализа правоприменительной и правоохранительной практики;

- навыками психологического разрешения правовых проблем и коллизий;

- навыками составления психологического портрета личности преступника;

- психологическими методами при проведении психологических судебных экспертиз.

 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Примерный тематический план






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.