Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Финансирование учреждений здравоохранения

ТЕМА: ПЛАНИРОВАНИЕ, ЭКОНОМИКА, ФИНАНСИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

 

Экономика (от греч. оikonomike – искусство ведения хозяйства) – это совокупность производственных отношений, основа, над которой возвышаются политическая и юридическая надстройки и которой соответствует определенная форма общественного сознания. В экономической науке термин «экономика» имеет ряд значений: базис общественного строя; народное хозяйство страны, т.е. совокупность отраслей производства и труда; отрасль народного хозяйства страны, например экономика промышленности и др. Экономисты выделяют 4 основные группы человеческой деятельности.

1) производственная деятельность – промышленность, сельское хозяйство, строительство, грузовой транспорт, связь, торговля, общественное питание;

2) услуги – образование, здравоохранение, пассажирский транспорт, бытовые, социальные услуги и пр.;

3) духовное производство – наука, культура, средства информации и пр.;

4) домашнее хозяйство.

 

Экономика здравоохранения представляет собой отрасль науки о месте и взаимосвязях здравоохранения в общей системе развития и планирования народного хозяйства, о методах нахождения и правильного использования ресурсов и резервов здравоохранения, оценки эффективности мер по охране здоровья населения. Ее цель состоит в том, чтобы при экономически обоснованных материальных и финансовых затратах добиться максимального удовлетворения потребностей населения в медицинской помощи.

Составными частями экономики здравоохранения являются экономическая эффективность здравоохранения, экономическая оценка медицинской помощи, экономика материально технической базы, экономика медицинских учреждений, экономика использования резервов, экономические аспекты научной организации труда, экономика объема и рационального использования ресурсов, выделяемых системе здравоохранения и пр.

К основным методам экономики здравоохранения относятся экономический и финансовый анализы, изучение нормативов, экономико-математические методы, экономический эксперимент.

Задачи экономики здравоохранения:

1. разработка методологии соотношения конечных результатов деятельности системы здравоохранения с затратами труда.

2. Выявление тенденций дальнейшего изменения структуры расходов в системе здравоохранения.

3. Изучение социально-экономических проблем, связанных с изменением оплаты труда медицинских работников.

4. Изучение деятельности учреждений нового типа (диагностические центры, дневные стационары в поликлинике, на дому, в стационаре и пр.).

 

Медицинская эффективность – это степень достижения поставленных задач в области профилактики, диагностики, лечения заболеваний с учетом качества, адекватности и результативности. Она определяется непосредственным эффектом, достигнутым вследствие проведения лечебно-профилактических мероприятий. Ее можно измерить показателями, которые характеризуют уровень, структуру, динамику заболеваемости. К таким показателям можно отнести, например, «индекс здоровья». Это процентное выражение численности населения конкретной административной территории, ни разу не болевшего за анализируемый период (год). В Беларуси он составляет для детей 19-25%, для взрослых – 13-15%. Медицинская эффективность оценивается также показателями, которые характеризуют качество оказываемой помощи.

Социальная эффективность по своему содержанию близка к медицинской, но имеет более широкий смысл. Она характеризуется сдвигами в здоровье населения, улучшением демографических показателей, удовлетворенностью населения медицинским обслуживанием. Социальная эффективность может быть отражена:

1. Показателями, характеризующими продолжительность жизни (в Японии она составляет 83 года, в Беларуси – 68 лет);

2. Демографическими сдвигами, в первую очередь соотношением рождаемости и смертности (в Беларуси с 1993г. по нарастающей имеет место отрицательный естественный прирост населения);

3. Показателями, характеризующими число сохраненных жизней (сюда относятся предотвращение гибели от травматизма, смертности сердечно-сосудистых, онкологических и других заболеваний).

 

Экономическая эффективность – это отношение полученного эффекта к затратам, или определение – сколько средств возвращается народному хозяйств на каждый рубль, вложенный в тот или иной вид медицинской помощи. В широком смысле – это наилучшее использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов общества для ускорения достижения его целей. При расчете экономической эффективности следует определить, что предполагается измерить – деятельность системы здравоохранения в целом, конкретные профилактические мероприятия, работу врача и пр. Для этого необходим выбор приемлемых (наглядных) показателей. К основным из них относятся:

 

§ Число сохраненных жизней в трудоспособном возрасте;

§ Преждевременная смертность и на этой основе потери национального дохода;

§ Инвалидность и ее динамика;

§ Рост прибавочного продукта вследствие мероприятий, проводимых здравоохранением;

§ Своевременность и полнота использования материальных ресурсов и др.

 

 

ПЛАНИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

 

В Министерстве здравоохранения вопросами планирования деятельности отрасли занимаются главное управление планирования и экономики здравоохранения.

Планирование здравоохранения на современном этапе следует рассматривать как специально созданную многофакторную подсистему управления, имеющую динамические цели, многоотраслевой целеобразующий комплекс и функциональные связи как между элементами внутри здравоохранения, так и с другими отраслями народного хозяйства.

Конкретным результатом деятельности по планированию является план. По срокам исполнения планы делятся на перспективные (на 5, 10, 20 лет) и текущие (менее 5 лет). С учетом охвата территории разрабатываются планы здравоохранения республики, области, города, района, отдельного медицинского учреждения. По функциональному назначению различают планы деятельности, социально-экономического развития территории (конкретного учреждения), комплексный.

Разработка плана требует большого количества исходной информации и включает ряд последовательных стадий:

I – это сбор и анализ предварительных предложений (основных направлений) на планируемый период и составление научных прогнозов.

II - всесторонний учет указаний директивных органов. Это постановления правительства по вопросам здравоохранения, приказы и постановления вышестоящих органов управления.

III - стадия разработки самого проекта плана развития здравоохранения.

В конце текущего года в медицинском учреждении издается приказ о формировании группы по планированию деятельности на следующий год (период). В эту группу входят заместители главного врача, заведующие отделениями, ведущие специалисты. Им поручается разработка проекта плана.

По общепринятой схеме годовой план работы ЛПУ состоит из 4 основных разделов.

Первый раздел – общие организационные мероприятия. В нем отражены связь деятельности ЛПУ с решениями вышестоящих органов власти и управления; вопросы, которые должны быть решены на медико-санитарных советах; работа организационно-методического кабинета (учетно-отчетная деятельность учреждения, плановые контрольные выезды и др.); работа с кадрами.

Второй раздел – лечебно-профилактические мероприятия. В него включены показатели по оказанию амбулаторно - поликлинической (стационарной) медицинской помощи. В настоящее время деятельность системы здравоохранения анализируется более чем по 12 000 показателей. Их делят на две группы: утверждаемые и расчетные. К важнейшим утверждаемым показателям относятся фонд заработной платы, штатное расписание, плановая занятость койки и др. Важнейшими расчетными показателями являются функции врачебной должности, средняя длительность пребывания больного на койке, оборот койки и др.

Третий раздел – меры по укреплению материально-технической базы. В нем планируются оснащение медицинского учреждения инструментарием, оборудованием, аппаратами, организация рабочих мест и др.

Четвертый раздел – санитарно-противоэпидемические мероприятия. Планируются мероприятия, направленные на снижение заболеваемости, заболеваемости с ВУТ, общие санитарно-оздоровительные мероприятия, пропаганда здорового образа жизни, предупреждение травматизма и др.

План проекта выносится на обсуждение трудового коллектива. После утверждения его выполнение становится обязательным для всех сотрудников.

Выполнение планов соответствующим образом контролируется. Различают следующие виды контроля: количественный, качественный, календарный, а также предварительный, текущий и последующий. Количественный контроль предусматривает проверку использования коек, нагрузки врачей, отпуска процедур и др.; качественный – своевременности и полноты диагностики, лечения, консультативных осмотров; календарный – сроков выполнения конкретных мероприятий (контроль предварительный, текущий, последующий).

В процессе предварительного контроля проверяются правильность и целесообразность включения того или иного пункта в план. Текущий контроль сопровождает оперативную деятельность исполнителей. Последующий контроль предполагает проверку полноты выполнения плановых показателей.

В современных условиях планировать деятельность здравоохранения в целом или отдельных его звеньях – задача чрезвычайно трудная. Это обусловлено множеством различных факторов. К основным из них относятся:

§ экономический спад, инфляция, снижение жизненного уровня населения;

§ нарастание неблагоприятных демографических тенденций;

§ нарастающее неблагоприятное воздействие на человека среды его обитания;

§ ухудшение общего состояния здоровья населения;

§ рост социально опасных заболеваний и ухудшение эпидемиологической ситуации и др.;

§ дефицит лекарств, медицинского оборудования; необходимость создания фармацевтической и медицинской промышленности в республике;

§ адаптация отрасли здравоохранения к условиям суверенитета;

§ формирование республиканского уровня оказания медицинской помощи;

§ реформирование здравоохранения; внедрение рыночных элементов деятельности;

§ создание (пересмотр) правовой и нормативной базы здравоохранения.


 

ФИНАНСИРОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

 

Финансирование – это распределение денежных средств в соответствии с планом. Основным финансовым планом хозяйственного и культурного строительства на предстоящий год является государственный бюджет. В нем отражены все главные стороны развития хозяйства, внутренняя и внешняя политика, обороноспособность страны и пр.

Бюджет – это денежные ассигнования, выделенные на развитие конкретной отрасли народного хозяйства или отдельного учреждения. Бюджет подразделяется на республиканский и местный. Местный бюджет составляет с учетом административно-территориального деления республики и может быть областным, городским, районным, поселковым, сельского Совета. Бюджет состоит из доходной и расходной частей.

Доходная часть государственного бюджета слагается из:

§ налога с оборота, платежей с прибыли предприятий и организаций – 90%;

§ средства социального страхования – 5 %;

§ Доходов государства от сбережений в сбербанках и продажи ценных бумаг – 4%;

§ Налогов с населения – 1 %

 

Расходная часть бюджета может быть направлена на:

§ Развитие народного хозяйства (производительных отраслей) – 50-52%;

§ Социально-культурные отрасли (здравоохранение, народное образование, культуру, спорт) – 37-38%;

§ Оборону (Министерство обороны, КГБ, МВД) – 10%;

§ Содержание государственного аппарата – 1-1, 5%.

 

При правильно составленном бюджете доходная его часть больше расходной. В настоящее время практически во всех странах СНГ сложилась противоположная тенденция: расходная часть превышает доходную. Такое явление называется дефицитом бюджета.

Расходы на здравоохранение в составе финансового плана государства называются отраслевым бюджетом. Бюджет, распределенный по статьям расходов, называется сметой. Смета представляет собой индивидуальный финансовый план конкретного учреждения на предстоящий период (год). Смета медицинских учреждений включает в себя:

 

1. Паспортные данные учреждения;

2. Текущие расходы – статья 10;

§ Закупка товаров и оплата услуг,

§ Оплата труда рабочих и служащих,

§ Начисления на оплату труда,

§ Приобретение предметов снабжения и расходных материалов,

§ Командировки и служебные разделы и пр.;

3. Субсидии и текущие трансферты – статья 30;

4. Капитальные расходы – статья 40:

§ Капитальные вложения в основные фонды,

§ Приобретение оборудования и предметов длительного пользования,

§ Капитальный ремонт.

 

Каждая статья сметы делится на подстатьи, элементы и строки. Смета составляется в конце текущего года на последующий. Если смета находится в пределах бюджетных ассигнований, то она утверждается руководителем учреждения, если превышает бюджетные ассигнования, то утверждается исполкомом.

Доходы медицинского учреждения состоят преимущественно из бюджетных, а также других поступлений. В настоящее время учреждениям системы здравоохранения предоставляется возможность зарабатывать деньги путем оказания различных видов платных медицинских услуг. К таким услугам относятся зубопротезирование, оказание медицинских услуг иностранным гражданам, обслуживание (обследование, лечение) рабочих промышленных предприятий по договорам, оказание медицинской помощи сверх установленного минимума и пр. Перечень оказываемых платных услуг населению периодически пересматривается и расширяется, пересматриваются также их объем, стоимость. В соответствии с «Концепцией развития здравоохранения РБ» расширение внебюджетных источников финансирования является одним из важных направлений экономической стабильности и самостоятельности учреждений.

Повышение эффективности системы финансирования здравоохранения предполагает формирование бюджета административных территорий с использованием установленных на республиканском и территориальном уровнях норм объема и средней стоимости медицинской помощи на одного жителя. Бюджетное финансирование учреждений здравоохранения планируется производить в зависимости от объема, качества и эффективности проведенных медицинских мероприятий.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Введение. Экономика здравоохранения | Экономика и управление здравоохранением




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.