Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Закономерности и принципы обучения в высшей школе






 

Преподаватель, занимаясь вопросами проектирования учебно-воспитательного процесса и его реализации, непременно должен иметь понятие о дидактические законах, закономерностях и принципах обучения; представлять себе взаимосвязь и различия между ними.

Педагогические законы отражают существенные, устойчивые связи между педагогическими явлениями, между ними и другими явлениями, вовлечёнными в педагогический процесс. Например, закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения отражает объективный процесс определяющего влияния общественных отношений, социального строя на формирование всех элементов воспитания и обучения.

А закон целостности и единства педагогического процесса раскрывает соотношение части и целого в педагогическом процессе, необходимость гармонического единства рационального, эмоционального, сообщающего и поискового, содержательного, операционного и мотивационного компонентов и т.д.

Однако в педагогике, как и в других гуманитарных науках, вместо понятия «закон» чаще всего используют понятие «закономерность». Вместе с тем, можно считать, что закономерности обучения - это выражение действия педагогических законов в конкретных условиях, что это те же объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между компонентами реального процесса обучения и явлениями, вовлечёнными в этот процесс. Поэтому дидактические закономерности можно подразделить на внешние и внутренние.

Внешние закономерности процесса обучения характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий:

· социально-экономической,

· политической ситуации,

· уровня культуры,

· потребностей общества в определенном типе личности и уровне образования.

Внутренние закономерности процесса обучения – это связи между его компонентами: целями, содержанием, методами, средствами и формами обучения, то есть зависимость между преподаванием, учением и изучаемым материалом.

Наряду с дидактическими закономерностями в педагогической литературе иногда выделяют философско-диалектические закономерности обучения (В.А. Сластенин и др.). Например, закономерность перехода количественных изменений при обучении в качественные. Иногда выделяют психофизиологические закономерности (Н.К.Степаненков). К примеру, единство конкретно - образного и абстрактно - логического мышления при обучении. Выделение таких закономерностей позволяет углубить научное обоснование сущности процесса обучения.

В отличие от них, чисто дидактические закономерности имеют свою специфику. По мнению академика И.Ф.Харламова дидактическими закономерностями процесса обучения следует считать следующие:

1.Научность и мировоззренческая направленность обучения.

2.Проблемность обучения.

3.Наглядность обучения.

4.Активность и сознательность учащихся в процессе обучения.

5.Доступность обучения.

6.Систематичность и последовательность обучения.

7.Прочность обучения и его цикличность.

8.Единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.

Рассмотрим эти закономерности применительно к высшей школе:

1. Обучающая деятельность преподавателя преимущественно носит воспитывающий характер. Воспитательное воздействие может быть положительным или отрицательным, иметь большую или меньшую силу, зависит от условий, в которых протекает обучение.

2. Зависимость между взаимодействием преподавателя и студента и результатами обучения. Обучение не может состояться, если нет взаимообусловленной деятельности участников процесса обучения, отсутствует их единство. Частное проявление этой закономерности - между активностью студента и результатами учения: чем интенсивнее, сознательнее учебно-познавательная деятельность студента, тем выше качество обучения.

3. Прочность усвоения учебного материала зависит от систематического прямого и отсроченного повторения изученного, от включения его в ранее пройденный и новый материал. Развитие умственных умений и навыков студентов зависит от применения поисковых методов, проблемного обучения и других активизирующих интеллектуальную деятельность приемов и средств.

4. Педагогической закономерностью является также моделирование (воссоздание) в учебном процессе условий будущей профессиональной деятельности специалистов.

5. Формирование понятий в сознании студентов состоится лишь в случае организации познавательной деятельности по выделению существенных признаков, явлений, объектов, технологических операций по сопоставлению, разграничению понятий, установлению их содержания, объема и пр.

Все закономерности учебного процесса взаимосвязаны между собой, проявляются через массу случайностей, что существенно его усложняет. Вместе с тем, выступая в виде устойчивых тенденций, эти закономерности четко определяют направления работы преподавателей и студентов.

 

Принципы обучения - это своеобразный мост, соединяющий теоретические представления преподавателя с его педагогической практикой.Понятие “принцип” происходит от латинского “principium” – начало, основа. По своему происхождению принципы обучения на самом деле являются теоретическим обобщением педагогической практики, возникают из опыта практической деятельности и, следовательно, носят объективный характер.

Принципы обучения всегда отражают зависимости между объективными закономерностями учебного процесса и целями, которые стоят в обучении. Иными словами, это методическое выражение познанных законов и закономерностей, знание о целях, сущности, содержании, структуре обучения, выраженное в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм педагогической практики.

В современной дидактике принципы обучения рассматриваются как требования или рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс в целом на достижениеобразовательных целей с учетом закономерностей учебного процесса.

 

Обобщённо можно выделить следующие принципы или требования к процессу обучения в высшей школе:

· Содержание программного материала должно отражать научную истину, соответствовать современному состоянию науки, связи с жизнью, а его изложение - уровню новейших достижений дидактики.

· Систематически создавать проблемные ситуации, соблюдать логику познавательного процесса и обучать строгой доказательности суждений и умозаключений, что обусловливает развивающий характер процесса обучения.

· Обязательное сочетание слова и наглядности, использование комплекса современных технических средств обучения, развитие воображения, технического мышления как основы творческой поисковой деятельности.

· Обязательное сочетание обучения с воспитанием, приводить примеры связи теории с практикой, с жизнью, развивать мировоззренческий аспект обучения.

· Систематически вызывать интерес к учебе, формировать познавательные потребности и творческую активность. Эмоциональность преподавания - обязательна!

· Обязательно учитывать индивидуальные и возрастные особенности студентов при проектировании каждого занятия.

· Последовательность в обучении, необходимость опираться на прежние знания, умения и навыки, обеспечивая этим доступность обучения.

· Постоянно формировать умения и навыки студентов путем применения их знаний на практике, обязательного выполнения ими лабораторных и практических работ.

· Систематический и планомерный учет и контроль знаний, их качества и применения на практике, систематическая оценка работы каждого студента, непременное поощрение любого успеха.

· Перегрузки студентов учебными занятиями недопустимы.

 

В последнее время высказываются идеи о выделении группы принципов обучения в высшей школе, которые синтезировали бы все существующие принципы:

· ориентированность высшего образования на развитие личности будущего специалиста;

· соответствие содержания вузовского образования современным и прогнозируемым тенденциям развития науки (техники) и производства (технологий);

· оптимальное сочетание общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса в вузе;

· рациональное применение современных методов и средств обучения на различных этапах подготовки специалистов;

· соответствие результатов подготовки специалистов требованиям, которые предъявляются конкретной сферой их профессиональной деятельности; обеспечение их конкурентоспособности.

Принципы обучения являются теоретической основой для разработки более конкретных требований, то есть правил обучения. Например, главным правилом реализации принципа доступности, по словам Я.А. Коменского, является следующее: «От легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному».

История развития школы и педагогики показывает, как под влиянием изменения требований жизни меняются принципы обучения, то есть принципы обучения носят исторический характер. Одни принципы исчезают, и появляются новые. Это говорит о том, что дидактика как составная часть науки педагогики должна чутко улавливать изменения в требованиях общества к образованию и своевременно реагировать на них, то есть строить такую систему принципов обучения, которая верно указывала бы путь к достижению целей обучения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.