Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность процесса обучения заключается также в его движущих силах, в качестве которых принято считать внешние и внутренние противоречия этого процесса.






Внешние противоречия – это противоречия, возникающие между постоянно возрастающими требованиями общества к процессу обучения и его актуальным, текущим состоянием.

Внутренние противоречия (основные):

- противоречия между задачами обучения и наличным уровнем обученности, воспитанности и развитости студентов;

- противоречия между требованиями преподавателей и возможностями студентов;

- противоречие, возникающее между определёнными аспектами содержания учебнойдисциплины и соответствующей отрасли науки.

Процесс обучения невозможен без активной учебно–познавательной деятельности студентов, сущность которой помогает понять философская теория познания (гносеология), сочетающая в себе законы материалистической диалектики и логики. В соответствии с этой теорией процесс познания представляется как движение от живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике. При этом усвоение знаний в процессе обучения проходит в основном три этапа:

1. Ощущение и восприятие предметов и явлений действительности, на основе которых формируются первоначальные знания в виде представлений. Представления формируются как под влиянием собственных наблюдений студентов, так и через объяснения преподавателей, чтение учебной, научно – популярной, специальной литературы и т.д.

2. Осмысливание и обобщение знаний, когда в процессе сравнивания, анализа, синтеза, выделения главного и других мыслительных операций формируются понятия, в которых отражаются наиболее существенные признаки изучаемых предметов и явлений, закономерные связи между ними.

3. Закрепление и применение знаний, которое осуществляется путем заучивания наиболее важных моментов и их воспроизведение на новых упражнениях и примерах. Оно организуется также в процессе выполнения лабораторно-практических работ, производственнойпрактики и трудовой деятельности. На этом этапе знания становятся основой формирования умений и навыков, соответствующих профессиональных компетенций студентов.

 

2.3. Понятие о педагогическом проектировании в высшей школе: проектирование целей, содержания и технологии обучения студентов.

Под педагогическим проектированием понимается постановка целей, а также всесторонняя разработка как содержательных, так и организационно-технологических характеристик педагогического процесса. Кроме проектирования педагогического процесса вуза в целом, могут проектироваться педагогические процессы факультета, специальности, кафедры, а также педагогические процессы в рамках отдельных учебных дисциплин.

Преподавателей вуза более всего интересует педагогическое проектирование содержания конкретной дисциплины (включающей теоретическую и практическую части), а также самостоятельной работы студентов и педагогического контроля. Не менее важным является проектирование или выбор форм, методов и средств обучения, наиболее адекватно раскрывающих перед студентами содержание дисциплины и способствующих эффективному усвоению необходимых знаний, умений и навыков. Проектируемые результаты учебного процесса иногда называют также компетенциями, понимая их более широко, чем совокупность знаний, умений и навыков. Под компетентностью, например, И.А. Зимняя подразумевает «актуальное, формируемое личностное качество, основывающееся на знаниях; интеллектуально и личностно обусловленную социально-профессиональную характеристику человека».

В педагогике высшей школы можно выделить три этапа проектирования учебного процесса по дисциплине:

I Этап. Формирование концептуальной основы содержания учебной дисциплины, когда из соответствующей области науки выделяется то необходимое и достаточное знание, которое затем будет дополнено практическими умениями – навыками и трансформировано в учебную дисциплину.

II Этап. Педагогическое моделирование, то есть создание модели дисциплины в виде типовой или базовой учебной программы, всесторонне раскрывающей её место и значение для данной специальности, цели и задачи дисциплины, объём, содержание, последовательность, междисциплинарные связи и предполагаемые результаты обучения (компетенции).

III Этап. Педагогическое конструирование, когда на основе типовых и базовых учебных программ создаются рабочие учебные программы, разрабатываются курсы лекций по теоретической части и планы практических (семинарских или лабораторных) занятий, а также педагогические технологии, соответствующие требованиям программы, возможностям учебно-материальной базы, интересам и возможностям студентов, авторским предпочтениям преподавателя.

Педагогическое проектирование должно быть гибким и оставлять возможности для вариаций, импровизации, как преподавателю, так и студентам. В процессе проектирования полезно мысленно ставить себя на место студента, представить его реакцию, эмоции, степень восприятия и понимания.

Процесс разработки конкретной педагогической технологии осуществляется в следующей последовательности:

— выбор содержания обучения, предусмотренного учебным планом и учебными программами;

— выбор приоритетных целей, на которые должен быть ориентирован преподаватель: какие профессиональные и личностные качества будут сформированы у обучаемых в процессе преподавания проектируемой дисциплины;

— выбор технологии, ориентированной на совокупность целей или на одну приоритетную цель;

— разработка технологии обучения.

Проектирование технологии обучения предполагает проектирование содержания дисциплины, форм организации учебного процесса, выбор методов и средств обучения. Содержание технологии обучения мыслится как содержание и структура учебной информации, предъявляемой студентам, и комплекс задач, упражнений и заданий, обеспечивающих формирование учебных и профессиональных навыков и умений, накопление первоначального опыта профессиональной деятельности.

При этом важную роль играют формы организации учебных занятий, направленные на овладение знаниями, навыками и умениями, их соотношение по объему, чередование, а также формы контроля, способствующие закреплению полученных знаний.

Технология обучения — это системная категория, структурными составляющими которой являются:

— цели обучения,

— содержание обучения,

— средства педагогического взаимодействия (средства преподавания и мотивация), организация учебного процесса,

— студент, преподаватель,

— результат деятельности (в том числе и уровень профессиональной подготовки).

Таким образом, технология обучения предполагает организацию, управление и контроль процесса обучения. Причем все стороны этого процесса взаимосвязаны и влияют друг на друга. Стоит одному звену дать сбой, как тут же это скажется на всех остальных. Для успешного функционирования этой системы нужна тщательная и продуманная отладка всех составляющих.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.