Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность, структура, функции и движущие силы процесса обучения в высшей школе






Тема №2. Педагогические основы процесса обучения в высшей школе.

2.1. Предмет, задачи и основные понятия дидактики высшей школы.

2.2. Сущность, структура, движущие силы и функции процесса обучения в высшей школе.

2.3. Проектирование целей и содержания обучения студентов.

2.4. Образовательные стандарты в области высшего образования.

2.5. Закономерности и принципы обучения в высшей школе.

Предмет, задачи и основные понятия дидактики высшей школы


Дидактика
(от греч. Didaktikos - учить, поучать) – это отрасль педагогики, разрабатывающая теорию обучения и образования. Следовательно, предметом дидактики являются два взаимосвязанных явления – образование и обучение. Отсюда вытекают важнейшие задачи дидактики:

1. Научное обоснование целей и содержания образования (чему учить?).
2. Исследование сущности, принципов, методов, средств и форм организации обучения (как учить?)
Для современной дидактики характерны разработки программированного, проблемного, модульного, развивающего, личностно ориентированного и других видов обучения, или, как сейчас их называют, дидактических технологий.
Дидактические исследования своим объектом делают реальные процессы обучения, дают знания о закономерных связях между различными его сторонами, раскрывают сущностные характеристики структурных и содержательных элементов процесса обучения. В этом и заключается научно-теоретическая функция дидактики.

Полученное теоретическое знание позволяет решать многие проблемы, связанные с обучением, а именно: приводить в соответствие с изменяющимися целями содержание образования, устанавливать принципы обучения, определять оптимальные возможности обучающих методов и средств, конструировать новые образовательные технологии, и др. Все это черты нормативно-прикладной (конструктивной) функции дидактики.

Дидактика как педагогическая дисциплина оперирует общими понятиями педагогики: воспитание, педагогическая деятельность, образование и др. Но как теория образования и обучения дидактика имеет свои специфические понятия. К ним относятся обучение, преподавание, учение, содержание образования, методы обучения и др.

Обучение – это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляются образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания. Обучение как процесс характеризуется совместной деятельностью преподавателя и обучаемых, имеющей своей целью развитие последних, формирование у них знаний, умений, навыков, т.е. общую ориентировочную основу конкретной деятельности. Преподаватель осуществляет деятельность, обозначаемую термином " преподавание", обучаемый включен в деятельность учения, в которой удовлетворяются его познавательные потребности. Процесс учения в значительной мере порождается мотивацией.

Содержание образования - специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере. Содержание образования - тот конечный результат, к которому стремится учебное заведение, тот уровень и те достижения, которые выражаются в категориях знаний, умений, навыков, личностных качеств.

Естественно, что дидактика оперирует также понятиями из других отраслей знания: система, элемент, структура, функция, организация, формализация и др. В дидактических исследованиях часто можно встретить такие понятия из психологии, как восприятие, усвоение, умственное развитие, мышление, запоминание и др. Из кибернетики в оборот дидактики вошли понятия: обратная связь, динамическая система и др.

Понятия, заимствованные из других наук, отражают отдельные стороны обучения, дают дидактике материал для теоретического осмысления ее собственного предмета исследования. Собственно понятийный аппарат дидактики выступает как упорядоченная система и выстраивается вокруг главных категорий " преподавание" и " учение", выступающих в своем единстве.

Дидактика высшей школы – это наука о высшем образовании и обучении в высшей школе. Необходимость дидактических исследований в области высшего образования вызвана теми проблемами, которые накопила современная высшая школа. В отличие от общей дидактики, которая в своих исследованиях чаще ориентирована на общеобразовательную школу, дидактика высшей школы призвана поставить на научную основу решение следующих проблем:

1. Обоснование специфических целей высшего образования.
2.Обоснование социальных функций высшей школы.
3.Обоснование содержания высшего образования.
4. Научное обоснование способов конструирования педагогического процесса в высшей школе и осуществления учебной деятельности.
5. Определение оптимальных путей, выбор содержания, методов, форм, технологий обучения.

Сущность, структура, функции и движущие силы процесса обучения в высшей школе






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.