Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Носіуіь






но только одних навыков логического мышле­ния. Философия должна заняться преобразованием духовного склада человека, пробуждением его совести. Поэтому можно


----------------------------- Философская пропедевтика

сказать, что для того, чтобы последовательно выстроить фило­софский тип мировоззрения на рациональных основаниях, не­обходимо было выйти за пределы собственно рациональности к Истине, Благу и Красоте. Философия есть не сама мудрость, а бескорыстное стремление, любовь к ней. Разум как орган объективного мышления необходимо включает в себя не толь­ко логическую культуру, но и ценностные установки.

Благо и Красота объединялись в древнегреческой культу­ре в категорию Прекрасного. Единство же разумного и пре­красного, Логоса и Космоса порождало то, что позднее полу­чило название духовности. Таким образом, духовность, наряду с рациональностью и плюрализмом, является третьим изна­чальным свойством всякого подлинного философствования.

От человека религиозной духовности философ отличает­ся тем, что он стремится к познанию истины не для достиже­ния личной святости, а во имя самой истины; он хочет иссле­довать вещи согласно их собственной природе, что раскрыва­ется при свете разума. От мифопоэтического и художественно­го познания философия отличается тем, что она ищет отобра­жение истины не в наглядных и конкретных формах, а в раци­онально обоснованных понятиях. Но философа нельзя назвать и ученым в собственном смысле этого слова, ибо выводы, к которым он приходит, являются не только результатом приме­нения определенного рационального метода, но и плодом его философской интуиции, его стремления к прекрасному, его жиз­ненного духовного опыта, склада его личности. Философ в подлинном значении этого понятия в истории культуры всегда являл собой глубокую неповторимую индивидуальность, исто­рически и социально значимую личность.

Возникновение философского мировоззрения в Древнем мире знаменовало собой рождение нового типа духовности в истории культуры. В Древней Греции появление выдающихся философских имен, формирование различных философских


------------------------- Исторические типы мировоззрения ----------------------------

школ и направлений было одной из составных частей великого культурного переворота VIII—V вв. до н. э. Мировоззрение на­чинает ассоциироваться с человеческой мудростью, с бескоры­стным поиском правды жизни, подлинности человеческого бы­тия. Мудрость не в том, чтобы много знать и безапелляционно судить обо всем. Она — в особом типе мышления и особом образе жизни. " Многознание, — говорит Гераклит, — не науча­ет быть мудрым"; по его словам, мышление — великое досто­инство, и мудрость состоит в том, чтобы говорить истинное и чтобы, прислушиваясь в природе, поступать с ней сообразно.

Мудрость как сплав разума, добра и гармонии, как свобод­ный поиск истины, как раскрытие, откровение, обнажение сущ­ности вещей есть источник и корень всякой философии. По мере своего становления философия — в силу своих объектив­ных оснований — все больше заявляла о своей значимости и роли в оценке сущности исторического процесса и сущности самого человека как субъекта истории.

Духовность философии, нацеленная на свобод­ный поиск истины, непосредственно ведет к свободомыслию. В живом потоке исторически развивашейся мировоззренческой культуры сво­бодомыслие имело несколько сторон, прежде всего социокуль­турную и моральную.

Социокультурный аспект заключается в том, что в какую бы историческую эпоху ни жил тот или иной философ, он за­нимается своим профессиональным делом не в культурном ва­кууме, а будучи погруженным в определенную систему соци­альных отношений, культурных традиций, религиозных веро­ваний и т. п. Стиль мыслительной культуры любой эпохи во многом определяется теми бессознательно закодированными в социальной памяти " ментальностями", которые наполняют своим специфическим смыслом общекультурные символы, ми­ровоззренческие модели и категории. От философа требуется подлинное бесстрашие мысли, мощный заряд критицизма и


Философская пропедевтика

самостоятельность творческого поиска, чтобы противостоять давлению господствующих мыслительных " клише" и схем ин­теллектуальной деятельности.

Наконец, моральная сторона свободомыслия проявляется в том, что философ ищет истину, не приспосабливаясь к суще­ствующим социальным, политическим или духовно-практиче­ским установлениям. Свобода мысли — нравственный импе­ратив всякого подлинного философствования. А значит, отсю­да вытекает необходимость личного мужества в отстаивании своих философских убеждений, какую бы цену за это ни при­шлось заплатить. Приговоренному к смерти Сократу власти на­мекали на то, что он может бежать, чтобы спасти свою жизнь. Но это означало бы, что философ поставил ценность своей жизни выше философских убеждений. Сократ, как известно, предпочел чашу с ядом. Дж. Бруно за свои убеждения взошел на костер инквизиции. Б. Спиноза всю жизнь был гоним за сво­бодомыслие как в религиозных, так и во всех других мировоз­зренческих вопросах. Это послужило причиной его смерти в расцвете творческих сил. Здесь показателен такой эпизод. В 1673 г. Спинозе главнокомандующим французской оккупа­ционной армии принцем Конде была предложена от " его вели­чества короля Франции" пожизненная пенсия, если он посвя­тит последнему что-либо из своих сочинений. Ответ голланд­ского философа гласил: " Я свои сочинения посвящаю только истине".


       
   
 
 

Механизмы обоснования различных типов миро­воззрения

Любое мировоззрение господствует, или, по крайней мере, успешно существует в социуме до тех пор, пока люди не обнаружат необъяс­нимый " зазор" между мировоззренческой мо­делью бытия и самим бытием. Поэтому то или иное мировоззрение сознательно или бессоз­нательно вырабатывает механизмы " спрямле­ния", максимального сближения картины мира с природной и социальной реальностью. Для мифологии таким механизмом бессознательно служил принцип прозрачности. Религия вы-


------------------------ Исторические типы мировоззрения ---------------------------

двигает принцип веры. Вера связана с истинами откровения, с богоданностью религиозного сознания. Человеческий разум — в силу своей конечной и субъективной природы — не может судить о содержании и критериях надежности истин открове­ния. Зазор, если он обнаруживается на уровне представлений рассудка, устраняется благодаря простому допущению, что выс­шее знание может быть и сверхразумным. Но этот тезис при­нимается на основе принципа веры, а не рациональных рассуж­дений. Из принципа веры, таким образом, вытекает отрицание постулата об автономности и самодостаточности человеческо­го разума.

Научное мировоззрение обосновывает свое соответствие реальности ссылкой на принцип научной рациональности, на достоверность тех научных знаний, синтезом которых оно яв­ляется. Тем не менее, поскольку научное мировоззрение есть результат обобщения, то отсюда вытекает, что оно имеет мень­шую степень обоснованности, чем само научное знание: ведь любая экстраполяция, претендующая на универсальность, со­держит в себе элемент гипотетичности, некий логически не прослеживаемый скачок мысли. И все же ни один другой тип мировоззрения не имеет такой высокой степени правдоподо­бия, такой широкой фактуальной основы, такой обезоружива­ющей убедительности, как научное мировоззрение.

Философское мировоззрение не претендует на абсолют­ную истину. Напротив, оно настаивает на относительности любых мироустроительных схем. Философия как бы с самого начала вызывает на себя огонь критики. Но она не боится это­го огня, ибо убеждена, что из всех возможных способов по­строения мировоззрения философский способ наиболее до­стоверный. Философ подвергает сомнению мировоззренче­ские истины всех родов — религиозные, мифологические, на­учные, философские, он выносит их на суд разума, на суд исто­рического опыта, он вскрывает лежащие в их основе неявные предпосылки и ограничения. Он не хочет выпустить из виду ни одной возможности, ни одной тропинки, ведущей к истине.


------------------------------ Философская пропедевтика --------------------------------

Он ка бы говорит людям: вот перед тобой вся человеческая муд­рость, весь многовековой опыт духовных исканий человече­ства. Думай и выбирай, что тебе представляется наиболее убедительным. Я ни на чем не настаиваю, я только показываю логику реального поиска во всей ее сложности и многомерно­сти. В результате такая истина оказывается полнее, чем, скажем, истина научная. Орудием ее отыскания служит принцип фило­софской рациональности.

" Там, где кончается физика, не кончается проблема; человеку, живущему в каждом ученом, необходима целостная истина... Перед нами открытое противостояние двух типов истин: научной и фило­софской. Первая точна, но недостаточна, вторая достаточна, но неточ­на. И получается, что эта неточная истина является более глубокой, и — не только потому, что ее предмет шире, но и как метод познания; короче, менее точная философская истина более верна." (X. Ортега-и-Гассет. Что такое философия? — М., — 1991, — с. 84.)

Специфика философии как мировоззрения заключается в том, что она подытоживает основные результаты, достигнутые в сфере мировоззренческого сознания в каждую данную эпоху, одновременно выступая в качестве открывательницы и провоз­вестницы новой исторической перспективы. Это позволяет су­дить о настоящем, с одной стороны, на основе отрефлексиро-ванного опыта прошлых поколений, с другой — с точки зре­ния будущего.

Таким образом, философию, столь похожую на искусство своей эмоциональностью и страстностью, на науку — стрем­лением к доказательности, аргументированности и истиннос­ти, яарелигию — глубинным участием в судьбах людей и исто­рических процессах, отличает от первого постоянное стрем­ление к рациональности, от второй — чувственность и персо-нифицированность, от третьей — стремление к тому, чтобы истины, ею высказываемые, воспринимались критическим разумом, а не в контексте одной только веры.


Исторические типы мировоззрения


?


1. Основные отличия обыденного и мыслительного уровней мировоз­зрения. 2. Почему обыденного мировоззрения недостаточно для се­рьезного жизненного успеха? 3. Какова роль мифологического миро­воззрения в истории культуры? 4. Назовите 9 муз — покровительниц искусства и наук. 5. Основные четыре черты мифологического миро­воззрения — это... (продолжить). 6. В чем сходство и различие ми­фологического и религиозного типов мировоззрения? 7. Почему ре­лигиозное мировоззрение немыслимо без веры? 8. Основные харак­теристики научного мировоззрения? В чем его достоинства и недо­статки? 9. Чем отличаются между собой мифологическая, религиоз­ная, научная и философская картины мира? 10. В чем отличие науч­ной и философской истины?


 



 


 


 


I <.! > *>:.



 


 


Глава 3. Философия как форма духовной культуры и специфический тип знания






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.