Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации для студентов






Рекомендуемая последовательность изучения материала раздела 2:

«Взаимодействие и взаимозависимость государства и общества в процессе государственного управления»

Во втором разделе «Взаимодействие и взаимозависимость государства и общества в процессе государственного управления» раскрывается ряд специфических тем, позволяющих увидеть сущность механизма государственного управления. Тема «Информация в системе государственного управления» показывает роль, как информации, так и информационной безопасности в государственном управлении, с также сущность электронного правительства в системе государственного управления. Уделяется внимание необходимости внедрения форм и методов функционирования системы электронного правительства в государственном управлении. Кроме этого раздел рассматривает тему «Представительство социальных интересов в системе государственного управления». Данная тема разъясняет социальный интерес, как источник государственного управления, а также основные способы представительства социальных интересов. В теме «Связи с общественностью и культура в государственном управлении» представлены связи и модели этих связей с общественностью в системе государственного управления. Особо уделяется внимание культуре в государственном управлении, которая имеет свои, специфические особенности в отличие от общего понимания культуры. В разделе уделяется внимание конфликтам в административной сфере, раскрывается типология и специфика конфликтов в административной сфере, особо подчеркивается на закономерность и «конституционность» конфликтов, т.е. на их необходимость, как на диалектический процесс. Раздел раскрывает государственную политику в системе государственного управления. Уделяется внимание формированию и реализации государственной политики, факторам, влияющим на государственную политику. Выделяются приоритеты в государственной политике. Рассматривается механизм реализации государственной политики, а также оценка реализации государственной политики и результаты оценочных исследований.

 

Обучение в разделе реализуется через самостоятельное формирование понятийного аппарата, при этом, рекомендуется использовать только юридические или политологические словари, и систему практических учебных заданий.

 

Предполагаемые результаты обучения в данном разделе:

1. Изучение предлагаемых лекций и дополнительной литературы и источников.

2. Ответить на вопросы для самопроверки.

3. Самостоятельное формирование понятийного аппарата.

4. Использование понятийного аппарат при решении учебных и контрольного задания.

 

Задания раздела рекомендуется проходить в следующей последовательности:

1. Выполните учебные задания раздела:

- Задание 1. Информация в механизме государственного управления.

Цель задания - Раскрыть роль и значение информации, становление электронного управления в механизме государственного управления.

- Задание 2. Социальный интерес как источник формирования государственного управления

Цель - определить социальный интерес, как источник формирования государственного управления и раскрыть формирование социальных интересов в государственном управлении.

- Задание 3. Связи с общественностью в государственном управлении.

Цель - раскрыть функционирование связей с общественностью в государственном управлении.

- Задание 4. Раскрыть процесс формирования и реализации государственной политики.

Цель задания – понимать и разбираться в сущности государственной политики, в ее формировании и реализации в государственном управлении.

В ходе изучения, добейтесь качественного выполнения каждого учебного задания раздела.

Проверьте свою готовность к прохождению контрольного задания № 1 с помощью теста для самоконтроля № 1.

Результат 70% правильных ответов по тесту для самоконтроля свидетельствует о хорошей готовности к прохождению контрольного задания. Если результат оказался меньше, то рекомендуется вернуться к учебному материалу раздела, а затем снова пройти тест самоконтроля.

 

Затем, выполните контрольное задание 1 раздела:

- Контрольное задание № 1 на обоснование, раскрытие, анализ сущности и значения современной концепции в системе государственного управления (задание на основе кейса)

Подсчитайте количество баллов, полученных за выполнение учебных и контрольного заданий. Если их достаточно, приступайте к выполнению 2-го раздела. Если нет, то рекомендуется вернуться к учебному материалу раздела.

 

 

Информацию о правильности выполнения каждого учебного задания вы получите после того, как будут введены все ответы. Результаты выполнения данных учебных заданий оцениваются по заранее определенным критериям оценки, которые прописаны в конце заданий. В результате выполнения каждого учебного задания вы получите баллы. Максимальное количество баллов, которое вы можете получить – 100 баллов.

При выполнении учебных заданий обратить внимание на источники, которые приведены в тексте заданий. Они помогут вам максимально правильно выполнить задания.

 

В конце каждого задания, контрольного задания, выполнения теста будут подведены итоги (оценки) за правильность ответов. Итоговая оценка за раздел складывается из совокупности набранных баллов и оценивается отдельно.

 

Тема 4. Информация в системе государственного управления

Вопросы:

29. Роль информации в государственном управлении.

30. Информационная безопасность в государственном управлении.

31. Электронное правительство.

 

Тема 5. Представительство социальных интересов в системе государственного управления

 

Вопросы:

32. Социальный интерес – источник государственного управления.

33. Основные способы представительства социальных интересов.

 

Тема 6. Связи с общественностью и культура в государственном управлении.

 

Вопросы:

34. Связи с общественностью в системе государственного управления.

35. Модели связей с общественностью.

36. Культура в государственном управлении.

 

Тема 7.Конфликты в системе государственного управления и их разрешения.

 

Вопросы:

37.Конфликты в административной сфере.

38.Типология и специфика конфликтов в административной сфере.

 

Тема 8. Реализация государственной политики в процессе государственного управления

 

Вопросы:

39.Государственная политика в системе государственного управления.

40.Формирование и реализация государственной политики.

41.Факторы, влияющие на государственную политику.

42.Приоритеты в государственной политике.

43.Механизм реализации государственной политики.

44.Оценка реализации государственной политики.

45.Результаты оценочных исследований.

 

 

Тема 4. Информация в государственном управлении

Вопрос 29. Роль информации в государственном управлении

Государство является обладателем, носителем и распорядителем публичной власти. Важнейшее и необходимое условие функционирования власти - получение, анализ, выдача и эффективное использование информации. Поэтому государственное управление - это, во многом, принятие и реализация решений, основанных на результативности использования современных информационных и коммуникационных технологий.

Управленческая функция информации - источник власти, как фактор регулирования политических систем и процессов, как момент политического управления и как продукт управленческого процесса. В государственном управлении информация рассматривается с точки зрения актуальности, достоверности, оперативности, достаточности и адекватности для принятия соответствующих решений. Государственный орган не может функционировать без информации. Цель информационного обеспечения органов государственной власти - на базе собранных исходных данных получить обработанную, агрегированную информацию, которая должна служить основой для принятия управленческих решений. Достижение этой цели - сбор первичной информации, ее хранение, распределение между структурными подразделениями государственного органа и их работниками, подготовка к переработке, собственно переработка, предоставление органу управления в переработанном виде, анализ, обеспечение прямых и обратных связей в ее циркуляции и т.д.

Качественное государственное управление выдвигает на первый план решение глобальной социально-управленческой задачи - формирования единого информационно-правового пространства, обеспечивающего информированность всех структур общества и каждого гражданина в отдельности. Создание общенациональной территориально распределенной информационно-правовой системы позволит рационально и эффективно решить проблему информационного взаимодействия органов государственной власти, что в свою очередь обеспечит повышение оперативности, степени обоснованности, и корректности принимаемых решений по регулированию различных вопросов, прежде всего социально-политической сферы.

Информационное обеспечение государственных органов в едином информационном пространстве основывается:

-на создании информационных сетей, предназначенных для обработки, хранения и передачи данных;

- приоритетного определения объемов и каналов информации, поступающей к государственному органу в соответствии с его функциями;

- разделения объемов информации по уровням государственного управления на основе разграничения компетенции между государственными органами для реализации своих функций.

Современные научные принципы и приемы позволяют внедрять новые информационные подходы и модели управления во все его виды, и прежде всего в государственное управление. Применение на практике современных информационных и коммуникационных технологий способствует повышению оперативности принятия и эффективности контроля исполнения решений, обеспечению устойчивости и оптимизации процесса государственного управления, являясь его неотъемлемой функцией и одним из действенных средств.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем выражается управленческая функция информации?

2. Для чего необходима информационно – правовая система?

3. На чем основывается информационное обеспечение государственных органов?

Вопрос 30. Информационная безопасность в государственном управлении

Развитие информационности в государственном управлении предполагает и информационную безопасность – состояние сохранности информационных ресурсов государства и защиту законных прав личности и общества в информационной сфере. Информационная сфера имеет две составляющие: информационно – техническую, куда входят техника, технология и информационно – психологическую (человек, общество). Информационная безопасность предполагает защиту конфиденциальности, целостность, доступность информации и средства защиты.

Государство выработала политику информационной безопасности. Ее задачи:

- единая техническая политика, организация и координация работ по защите информации в оборонной, экономической, политической, научно – технической и других сфера государства;

-исключение добывания информации техническими средствами разведки, а также предотвращение утечки информации по техническим каналам, несанкционированного доступа к ней, предупреждение преднамеренных программно – технических воздействий в целях разрушения или искажения информации в процессе ее обработки, передачи и хранения;

- принятие в пределах компетенции правовых актов, регулирующих отношения в области защиты информации;

- анализ состояния и прогнозирования возможности технических средств разведки и способов их применения, формирования системы информационного обмена сведениями по осведомленности иностранных государств;

-контроль состояния защиты информации в органах государственной власти и на оборонных предприятиях.[1]

Информационная безопасность – это предотвращение угроз:

- человеку. Его психическому и духовному состоянию во взаимодействии с другими индивидами, с общественными институтами;

- обществу. Вследствие взаимодействия различных социальных групп в различных социальных связях (национальных, религиозных, расовых и т.п.). Угроза выражается в виде формирования антагонистических социальных потребностей, удовлетворения, воспроизводства социальных отношений;

- государству. Вследствие взаимодействия с другими государствами, в затруднении реализации функций государства, в сохранении суверенитета. Угроза информационного управления.

Средства защиты информации классифицируются: средства защиты от несанкционированного доступа (НСД), система анализа и моделирования информационных потоков (САSE – система), система мониторинга сетей, анализаторы протоколов, антивирусные средства, межсетевые экраны, криптографические средства, систему резервного копирования, система бесперебойного питания, система аутентификации, средства предотвращения взлома и краж оборудования, средства контроля доступа в помещение.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Раскройте задачи политики информационной безопасности.

2. Отдельно раскройте предотвращение угроз человеку, обществу, государству в системе информационной безопасности.

Вопрос 31. Электронное правительство

Электронное правительство или электронное государство (e – government) – система государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны с использованием современных информационных технологий, призванная существенно повысить эффективность государственного управления и снизить издержки социальных коммуникаций для каждого человека.[2] Это форма организации деятельности органов власти с применением информационных технологий, которая базируется на тезисе «преобразования методов и стиля государственного управления».

Целевые ориентиры: упростить доступ гражданам к управленческой информации, расширение открытости и контролируемости государственных структур со стороны общества; сокращения злоупотребления властью чиновниками (конфликта интересов); привлечение к управлению граждан.

Философия электронного правительства:

- создание портала государственных служб с формированием широкого доступа населения;

- автоматизация государственных служб. Получение доступа к информации услуг, универсализация технологических требований, методик, технологий и т.п.

- формирование цифровых (электронных) сообществ и бизнес – структур (интерактивное взаимодействие, электронная коммерция, центры интеллектуального общения и т.п.);

- создание единой коммуникационной среды для интеграции управленческих решений и информационных ресурсов в системе государственного управления и взаимодействия между государственными структурами и т.п.

Для создания электронного правительства требуется переход от ведомственной ориентации в деятельности государства к ориентации на потребности человека и общества.[3]

 

Вопросы для самопроверки:

1. Что понимается под «электронным правительством»?

2. В чем выражается философия электронного правительства?

3. Каковы целевые ориентиры политики электронного правительства?

 

 

Тема 5. Представительство социальных интересов – институт социального механизма

Вопрос 32. Социальный интерес – источник государственного управления

Важнейшим институтом социального механизма в процессе государственного управления является система представительства социальных интересов в формирование государственно – политических отношений. Именно социальный интерес является основой и целью государственного управления. Понимание природы данной системы, ее функционирования позволяет понять сущность выработки управленческих решений и в целом государственную политику.

Процесс формирования государственной политики или выработки управленческого решения во многом зависит от господствующих в обществе интересов, а также от тех целей государственного развития, которые определены государством на основе представительства социальных интересов. Поэтому от того какие социальные интересы господствуют в обществе и как они формируются и выражаются, зависит направление и сущность государственной политики.

Формирование государственного социального интереса зависит от множества факторов, которые напрямую связаны с каждым человеком. Известно, что человек одновременно входит в различные социальные страты, может одновременно иметь и выражать различные, порою отличающиеся друг от друга, интересы. И от того как представлены мотивы, влияющие на формирование и выражение интереса, каким образом формируются интересы, как они воздействуют на институты государственного управления, таким образом реализуется государственное управление.

Выделяют различные виды социальных интересов. К ним относятся: частные, корпоративные, интересы организаций, профессиональные, региональные, национальные, государственные, общечеловеческие.

Первичным является интерес частный, индивидуальный, где каждый человек выражает свои политические, экономические и иные интересы в законных формах непосредственной и опосредованной демократии. Однако множество различных интересов, с учетом множества индивидуальных интересов, привели к необходимости формирования определенной системы представительства социальных интересов. В ее основе, лежат две подсистемы представительства социальных интересов:

- функциональная подсистема - непосредственного представительства социальных интересов, включающая в себя непосредственное участие гражданина в политической жизни (выборы, референдум, митинги, шествия, обращения и т.п.)

- политическая подсистема - опосредованного представительства социальных интересов, где представление и формирование государственных интересов происходит через властные структуры, через общественные организации, политические партии и т.п.

Если в первой подсистеме интерес гражданина представляется лично и является таким, каким выражает его конкретный индивид, то во втором случае данный интерес интегрируется, трансформируется большинством других интересов и может быть изменен. Поэтому, при решении наиболее важных, коренных вопросов, касающихся радикальных перемен в жизни общества, условий жизнедеятельности, выбора пути развития, средств достижения поставленных целей, где перемены, затрагивают каждого человека в отдельности, должна задействоваться первая подсистема. Особенно это важно в отсутствии механизмов влияния со стороны каждого человека на принятие решения органами власти, так как, ошибочное или противоречащее большинству гражданам решение органов власти сложно оспорить или опровергнуть, а это, в конечном счете, приводит к социальным противоречиям.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Почему необходимо выявлять, изучать и формировать социальные интересы? Какова их роль в государственном управлении?

2. Раскройте действия функциональной и политической подсистем в государственном управлении.

3. От чего зависит формирование государственного социального интереса?

 

 

Вопрос 33. Основные способы представительства социальных интересов:

1. Законодательный способ, который реализуется в двух формах.

А) Прямой (индивидуальный). В период референдума, выборов, в рамках избирательной системы.

Б) Опосредованный способ, через представительный орган. Однако деятельность депутатов всех уровней представительной демократии, сегодня неподконтрольна и неподотчетна гражданскому обществу, у которого нет реальных рычагов: ни отозвать депутата, ни воздействовать на него. Кроме этого, в основе выборов лежит партийная принадлежность депутата к той или иной партии, а, значит, депутат, прежде всего, выражает ни интерес граждан, которые его выбрали, а интерес партии, которой он принадлежит.

2. Партийный способ. Способ выражения интересов определенной партии или движения ради достижения политических целей (в основе целей любой партии - приход к власти). Проблема партийного интереса состоит в том, что он не отражает интересы всех членов партии, а выражает интересы лишь политической элиты (элитные, корпоративные интересы).

3. Лоббизм. Выражение определенных корпоративно скрытых интересов, которые достигаются путем воздействия на принятие решения госструктурами скрыто, коррупционно.

Представительство социальных интересов различными способами реализуется через функционирование целой системы социальных институтов. Множество различных интересов выражающихся для государственного управления, привели к двум формам их определения и выражения:

Во-первых, социальные интересы трансформируются в форме «рационального выбора», из-за невозможности выразить единого перечня индивидуальных интересов. Представительными органами выбираются наиболее значимые, важные, актуальные социальные интересы для их реализации.

Во-вторых, для определения политики реализации социальных интересов, задействуется форма «политического выбора». За главой государства – Президентом РФ, конституционно закреплено право выработки государственной политики по реализации наиболее значимых для общества и государства социальных интересов. При этом, политический выбор может быть не связан с рациональным выбором. По Конституции РФ он может быть рациональным в силу выбранной политики главой государства.

В целом институт представительства социальных интересов выполняет функции:

- конкретизации социальных интересов;

- выбор наиболее значимых, актуальных интересов;

- интеграции, т.е. сближения различных интересов;

- информированности власти о социальных интересах.

Реализуя эти функции, институт представительства социальных интересов в системе государственного управления обеспечивает в общественных отношениях, где выражаются множество различных интересов, определенную согласованность, целесообразность, гармонизацию.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Раскройте основные формы представительства социальных интересов.

2. В чем выражается рациональный выбор и политический выбор социальных интересов в государственном управлении?

3. Какие функции реализует институт представительства социальных интересов в государственном управлении?

 

Тема 6. Связи с общественностью и культура государственного управления

Вопрос 34. Связи с общественностью в системе государственного управления

Демократизация общества предполагает взаимодействие государственных органов и общества, предполагает диалог между ними. Непрерывность диалога в форме двусторонних информационных отношений нужно для мониторинга и прогнозирования социальных, политических событий, для своевременного реагирования на них государственными органами. Установление связей между государственными структурами и обществом способствует формированию внешней среды управления, формированию социально – коммуникативных отношений, т. е. установлению, упорядочению и развитию связей с обществом в целях достижения взаимопонимания и взаимодействия государственных структур и общества.

Социально – коммуникативные отношения – социальная коммуникация, при которой государственные структуры и человек, общество действуют как взаимосвязанные участники социальных отношений. Сегодня государственное управление не может реализовывать свои функции, решать задачи и достигать поставленные цели без широкой общественной поддержки, без участия каждого гражданина в государственном управлении. В этом и есть сущность демократического государственного управления.

В общем понимании, социально – коммуникативные отношения или связи с общественностью (PR) – это взаимодействие и взаимосвязь государственных структур с гражданами и институтами гражданского общества. Где реализуется информационно – коммуникативная функция публичной власти и управления, происходит оценка деятельности органов исполнительной власти, идентифицируется провозглашенная и реально реализуемая политика, происходит соотношение реализуемых государственных программ с общественными интересами, формируются социальные представления по каким – либо проблемам, формируется и задействуется общественное мнение для поддержки принятия и выполнения государственного управленческого решения.

В реализации государственного управления, связи с общественностью - предоставления необходимой информации, распространения, разъяснения, объяснения принятых государственных управленческих решений, проводимой государственной политики. При этом выявляется и изучается реакция граждан на реализуемые управленческие решения, реализуемую государственную политику, изучается общественное мнение.

Общественное мнение – массовое общественное сознание, в нем выражается совокупность представлений и оценочных суждений по общезначимым, актуальным вопросам и проблемам. Оно возникает и изменяется как стихийно, так и организованно, будучи целенаправленно сформированным во внутренней или внешней среде государственного управления. Оно действует в рамках всего общества или в рамках отдельных социальных групп, страт. Является источником и результатом государственного управления.

Недооценка общественного мнения, слабость и неразвитость социально – коммуникативных отношений в государственном управлении приводит к потере взаимопонимания, взаимодействия государственных структур и граждан, институтов гражданского общества. Тогда общественное мнение может попасть под влияние информационного воздействия из внешней среды государственного управления. Могут возникнуть угрозы возникновения социально – политических конфликтов. Что в свою предполагает рассматривать основную функцию связей с общественностью (PR), как информационное воздействие на человека, его сознание и подсознание, с целью определение его поведения. Таким образом, государство вынуждено вместо формирования взаимосвязей и взаимопонимания, задействовать пиар технологии на формирование восприятий (иллюзий) взаимосвязей и взаимопонимания между властью и обществом. Но, реализация одних и тех же пиар технологий с одной и той же направленностью, в конечном счете, приводит к их неспособности к воздействию. Угрозы конфликтов могут стать более актуальными. Поэтому реальное взаимодействие и взаимосвязь государства и общества в социально – коммуникативных отношениях – условие стабильного, поступательного развития.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Что формирует и развивает установление связей между обществом и государственными структурами?

2. Что такое социально – коммуникативные отношения?

3. Что такое связи с общественностью?

4. Что понимается под «общественным мнением»?

5. Какова роль общественного мнения в механизме государственного управления?

 

Вопрос 35. Модели связей с общественностью

Связи с общественностью предполагают использование моделей отношений между властью и гражданами, институтами гражданского общества:

Во-первых, модель (ассиметричная) одностороннего информационного потока, где происходит информирование общественности о деятельности государственных структур, прямое воздействие на общество.

Во-вторых, модель (ассиметричная) одностороннего информационного потока, использования специальных технологий, способных убеждать (действовать на подсознание и сознание человека, социальную группу или общества в целом) в рациональности проводимой государственной политики, реализации государственных управленческих решений. Здесь изучается реакция общества на воздействие власти, но лишь в интересах власти.

В-третьих, модель (симметричная) двустороннего информационного потока предполагает выявление интересов и прямых контактов власти с социумом, тесного взаимодействия и сотрудничества государственных структур и граждан, институтов гражданского общества.

Основные направления деятельности служб по связям с общественностью:

- информирование общественности о деятельности государственных структур по реализации государственных решений;

- мониторинг общественного мнения;

- формирование деятельности каналов взаимодействия и взаимосвязи государственных структур и граждан, институтов гражданского общества;

- анализ и прогнозирование общественных, политических процессов;

- гражданское просвещение;

- формирование имиджа, образа государственных органов и т.п.

В своей работе, службы, реализующие связи и общественностью, должны использовать принципы:

- адресность;

- постоянство деятельности (а не только в период избирательной компании);

- доступность информации;

- своевременность ее предоставления;

- гласность;

- этичность.

Социально – коммуникационные отношения во многом зависят от социальных и политических процессов, которые выражаются в глобализации, интеграции и интернационализации общественно – политических процессов, в развитии электронных технологий связи.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Раскройте модели связей с общественностью.

2. Раскройте основные направления деятельности служб по связям с общественностью.

3. Какие принципы задействованы в деятельности служб по связям с общественностью?

 

Вопрос 36. Культура в государственном управлении

 

Для государственных структур в процессе государственного управления важно не только налаживать взаимосвязи с социумом, воздействовать на социум, но и реализовывать культуру управления.

Культура государственного управления – это не просто социальный компонент системы управления, определяемый этическими правилами между государственными органами и социумом. А комплексное понятие, выражающее конкретные формы взаимодействия государственных структур и социума по поводу властно – управленческих отношений. Она определяется характером организации взаимодействия и взаимосвязи государственных структур и граждан, институтов гражданского общества, степенью демократизации, цивилизованностью, гуманностью.

Ее сущность и содержание – социальная направленность отношений, этика и культура руководства, управления, морально – психологический климат в реализации управления во взаимоотношениях с гражданами. Она определяет культуру государственных структур. Характеризует культуру властно – управленческих отношений. Культуру власти.

Главным механизмом трансляции культуры государственных структур являются:

- индивидуальность руководителя и государственного служащего;

- административная этика;

- государственный этикет.

На культуру государственного управления влияют: интеллигентность, национальная самобытность и т.п.

Культура государственного управления является основой эффективного взаимодействия государственных структур и социума, диалога между ними, партнерства.

Вопросы для самопроверки:

1. Что понима6тся под «культурой государственного управления»?

2. В чем ее сущность и содержание?

3. Раскройте механизм трансляции культуры государственного управления.

 

 

Тема 7. Конфликты в административной сфере государственного управления и их разрешения

Вопрос 37. Конфликты в административной сфере

Конфликты заложены в самой природе государственного управления. Конфликты – это, прежде всего, противоречия. Они – естественное состояние общественных отношений, в ходе которых происходит взаимодействие и противоречие различных политических взглядов, интересов. Единство и борьба противоположностей – основной (диалектический) закон развития касается не только физики, химии, космоса, но и социума. Особенно это проявляется в системе властно – управленческих отношений, где происходит воздействие, подчинение, согласование, координация действия различных субъектов как внутри государственных структур, так и во взаимоотношениях между государственными структурами и социумом.

А отсюда разнообразие причин конфликтов в системе государственного управления это:

-проявление администрирования в иерархии управленческих статусов государственных структур;

-нечеткая организация государственных структур, нечеткие разграничения полномочий, предметов ведения, компетенций между государственными структурами;

-отсутствие взаимодействия и взаимопонимания между государственными структурами и социумом;

-злоупотребление властью, излишнее администрирование и т.п.

Причинами конфликтов может быть расхождения у государственных служащих и граждан в определении базовых ценностей, политических взглядов, идеалов в оценке текущих событий.

Источником конфликтов могут стать технологии управленческой коммуникации (включая связей с общественностью), ошибочная информация, конфликт интересов в государственных структурах.

Объектом конфликтов в государственно – административной сфере выступает распоряжение властью, а предметом конфликтов выступают властно – управленческие отношения, связанные с распоряжением власти, собственности, информации, а также экономические, социальные, организационные, административные интересы.[4]

 

Вопросы для самопроверки:

1. Что понимается под «конфликтом» в государственном управлении?

2. Раскройте основные причины конфликтов в государственном управлении.

3. Что выступает объектом конфликтов и кто является субъектом конфликтов в государственном управлении?

 

 

Вопрос 38. Типология и специфика конфликтов в административной сфере

 

Раскрывая типологии конфликтов (противоречий) можно заметить, что они связанны с интересами субъектов, участвующих в этом процессе. Например, это конфликты:

- между государственными структурами;

-между государственными структурами с человеком или социумом в целом;

-ветвями государственной власти;

- между государственной структурой и политической партией и т.п.

Специфика конфликта в административном государственном управлении – он начинается и заканчивается в юридической форме, т.е. конфликт связан с правовыми отношениями сторон. Выявление их причин и принятие правового решения – средство разрешения конфликта. Главное - необходимо знать, что разрешается не ситуация конфликта, не создавшиеся противоречия, а причины, приведшие к конфликту. В большинстве причин конфликтов являются не субъективные факторы, а неправильное (ошибочное) административное управленческое решение. Не государственные служащие и граждане создают конфликтную ситуацию, а не рациональное административное регулирование, поэтому разрешением конфликта должно быть: корректировка или изменение управленческого решения, или изменения действия административного решения, например, усиление контроля и учета за реализацией административного решения. Внесения изменений или дополнений в административное решение.

Вместе с тем, существуют «конституционно заложенные конфликты - противоречия», необходимые в реализации государственного управления. Они действуют:

-в период избирательной системы, в период выборов. Это столкновение доказательств рациональности различных политических взглядов;

-в период деятельности представительного органа власти при выработке нормативного правового акта или при обсуждении принятия управленческого решения;

-во взаимодействии и взаимоотношениях государственных органов власти и граждан, гражданских институтов виде реализации публичной власти и администрирования государственными структурами;

- в системе сдержек и противовесов между ветвями власти.

Конфликтность или противоречия имеют двойственную природу. С одной стороны, это – один из элементов диалектики в развитии общественных, государственных отношений. Если нет противоречий, значит, произошел кризис в отношениях, который носит скрытый характер, но который может вспыхнуть и иметь сложные последствия. С другой стороны, конфликт может перерасти в антагонистические противоречия, которые приводят к кризису управления. Поэтому конфликт нельзя решить, нельзя «потушить», его нельзя подавить, нельзя заставит примирить стороны административными средствами, его можно только разрешить, т.е. выявит и принять управленческое решение в соответствии с правом. Разрешением конфликта и управлением противоречий является право, поэтому управлять, значить поступать по праву.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем выражается специфика конфликта в государственном управлении?

2. Что является решением конфликта в государственном управлении?

3. Почему часть конфликтов необходима для государственного управления?

4. Что такое «конституционно заложенные конфликты»?

 

Литература:

1. Государственное управление: Теория и практика. Современная версия новейшей истории государства: Учебник. Т.2/ Н.М. Добрынин; Науч. Ред. А.Н. Митин - Новосибирск: Наука.2010.

2. Козбаненко В.А. «Государственное управление» Т.1, М:»Статус», 2002

3. Малышева М.А. Теория и механизмы современного государственного управления. Учебно – методическое пособие. – Спб.: Отдел оперативной полиграфии НИИ ВШЭ – Санкт – Петербург, 2011.

 

 

Тема 8. Реализация государственной политики в процессе государственного управления

Вопрос 39. Государственная политика в системе государственного управления

 

В системе государственного управления государственные структуры выполняют определенные задачи, которые в той или иной степени связаны с разработкой и реализацией государственной политики.

Государственная политика - это целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер. Она является средством, позволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные методы воздействия, опираясь на ресурсы, которые имеются в его распоряжении. [5]

Поэтому субъектами политики являются государственные структуры, а объекты политики –человек, общество, государственно – общественные отношения, на которые политика распространяется. В современном развитии государственного управления грань между ними (субъектами и объектами управления) становится все менее заметной, так как идет процесс передачи гражданам решения различных общественных задач и проблем. Формируется механизм, регулирующий взаимоотношения между государством и гражданами, направленный на передачу реализации государственных услуг общественным организациям и бизнес - сообществу, облегчение административных процедур, получение информации о целях и результатах выполнения политики, ее эффективности со стороны населения. Общий план действий государственных органов для решения общественных проблем включает такие элементы, как разработка политической стратегии и целей, оценка затрат по альтернативным программам, их обсуждение, консультирование, выбор и принятие решения, мониторинг выполнения и т.д.

Основные цели государственной политики, связанные с регулированием общественных отношений: защита прав и свобод граждан, включая их деятельность и принадлежащую им собственность; обеспечение социальной активности; создание условий для производства товаров и услуг, необходимых для населения.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Что понимается под «государственной политикой»?

2. Как формируются отношения между субъектами и объектами государственной политики? Какие происходят изменения в этих отношениях?

3. Каковы основные цели государственной политики?

 

Вопрос 40. Формирование и реализация государственной политики

Формирование и реализация государственной политики - это процесс, «политический цикл», состоящий из нескольких последовательных действий, направленный на взаимодействие и взаимосвязь государственных структур и общества при реализации государственной политики и достижении целей развития.

На первом этапе определяются цели и стратегия государственного развития. На втором этапе - разрабатываются, программы и планы их решения, а также законодательное ее оформление, (легитимация политики). На третьем этапе - осуществляются мероприятия по их реализации. На заключительном этапе происходит оценка результатов. При этом политический цикл имеет не прерывный характер и может корректироваться в ходе реализации с учетом внутренних и внешних факторов влияния на него. Поэтому используются два подхода: превентивный, когда стараются на основе анализа и прогнозирования ситуации заранее спланировать мероприятия и осуществлять их, и реагирующий (реактивный), при котором происходит реакция государственных структур на возникающие проблемы и отклонения, корректировка реализации мероприятий.

В зависимости от того кто, играет главную роль в выдвижении целей и задач, разработке мероприятий и программ политики, можно выделить три модели.

Модель «сверху - вниз», когда решения принимаются на высших уровнях управления, а затем доводятся до нижних уровней и конкретных исполнителей, которые играют пассивную роль и выступают в роли простых исполнителей.

Модель «снизу - вверх», при которой формирование политики начинается с нижних структур государственного управления, активно привлекаются общественные группы и организации, участвующие в разработке и осуществлении различных программ и проектов. На основании их предложений и с учетом их мнений разрабатывается целостная политика.

«Смешанная» модель объединяет эти два подхода, когда существуют механизмы привлечения к разработке политики граждан и государственных служащих при сильном централизованном управлении.

Государственную политику разделяют по направлениям в зависимости от характера и содержания задач, проблем и вопросов, которые необходимо решать органам власти в определённой сфере общественной жизни. Выделяют виды государственной политики: экономическую, социальную, административную, экологическую, иностранную, военную, политику национальной безопасности, кадровую, демографическую, культурную, информационную, аграрную, правовую, научно-техническую и т д.

Государственная политика разрабатывается и реализовывается на нескольких уровнях, в зависимости от масштаба решаем задач, проблем или охвата общественной сферы. Этот уровень определяет цели и стратегию политики, характер участвующих организаций и индивидов, методы осуществления и последствия. Обычно выделяют три уровня государственной политики: макроуровень в глобальных масштабах страны, группы стран; метауровень, относящийся к отдельным сферам и направлениям; микроуровень, затрагивающий решение локальных проблем.

Кроме того, выделяют также общегосударственную, региональную и местную политику.[6]

 

Вопросы для самопроверки:

1. Раскройте формирование и реализацию государственной политики через политический цикл.

2. Охарактеризуйте модели формирования государственной политики. Какая модель превалирует в современной России?

3. Раскройте уровни государственной политики.

 

Вопрос 41. Факторы, влияющие на государственную политику

На государственную политику влияют множество факторов. Прежде всего, многочисленные факторы, которые влияют с различной степенью интенсивности на ее разработку и реализацию.

Во-первых, выделяют общую среду, куда входят:

-экономическая система (производство, распределение, уровень инфляции, занятость, налоги и др.);

- социальная система (социальная структура, национально-этнические и религиозные группы, демографическая структура, ценности и нормы поведения и др.);

-политико-правовая система (разделение властей, структура политической власти, политическая культура, законодательство и др.);

-технологическая система (развитие науки и технологий, система управления инновациями, информационные технологии и др.).

-международная система (внешняя политика, геополитическая ситуация, уровень сотрудничества или конфликтности с иностранными государствами и др.).

При этом каждый из этих компонентов имеет свои характеристики, среди которых наибольшее значение имеют степень сложности и уровень стабильности.

Во-вторых, это внешние факторы, которые могут напрямую воздействовать на государственную политику. Среди них выделяют:

1)политические факторы: группы интересов и лоббистские организации, политические партии, средства массовой информации, общественное мнение, различные группы элит (финансовые, региональные и др.);

2)институциональные факторы: законодательные (представительные) органы власти, органы исполнительной власти (федеральные, региональные, местные), судебные и контрольные органы;

3)экономические факторы: экономические программы, материальные и финансовые ресурсы;

4)социальные факторы: социальные ценности и нормы, профессиональная этика и традиции;

5)технологические факторы: инновационные технологии, распространение продуктов и услуг.

Эти факторы внешней среды обладают неоднородным потенциалом, их влияние или давление на политику может проходить в различных формах, иногда в соответствии с официальными процедурами, часто на основе неформальных отношений. Они могут иметь различные результаты и последствия.

В-третьих, это внутренние факторы и силы, которые проявляются внутри государственных органов, непосредственно вовлеченных в процесс разработки и осуществления государственной политики.

В общем плане при реализации государственной политики требуется установление между государством и гражданским обществом разнообразных и многочисленных связей, так как каждая сторона выполняет определенные функции и задачи в регулировании социальных процессов. Государственная власть регулирует различные общественные сферы или управляет ими, но в то же время гражданское общество обладает большими возможностями влиять на власть и политику, которую она проводит, используя свои институты (партии; группы интересов, СМИ, общественных лидеров и т.д.).

Вопросы для самопроверки:

1. Что понимается под «общей средой» в государственной политике?

2. Что относят к «внешним факторам» воздействия на государственную политику?

3. Что относят к «внутренним факторам» в процессе разработки и реализации государственной политики?

Вопрос 42. Приоритеты в государственной политике

К вопросу определения приоритетов в государственной политике можно выделить несколько подходов, реализуемых в работе органов государственной власти.

1. Политический подход. Выбор приоритетов происходит в процессе политической борьбы между различными партиями и группами и зависит в первую очередь от таких факторов, как расстановка политических сил, характер отношений между ними и обществом, глубина конфликта интересов и особенность политической культуры. Большое значение имеет при этом учет особенностей «политического цикла» в данный период времени, так как начало избирательной кампании может существенно повлиять на приоритеты политики.

2. Субъективный подход. Приоритеты выбираются в результате иррационального поведения, в основе которого лежит разрыв между определенными стандартами, нормами и восприятием существующей ситуации структурами и индивидами, которые должны и имеют возможность сделать выбор. Здесь на первый план выходят такие показатели, как а) восприятие и осознание ситуации и б) стандарты или нормы, имеющие отношение к задачам политики, что в целом позволяет изменять приоритеты путем воздействия на сознание и психику политиков или социальных групп.

3. Объективный подход. С целью избавления от субъективизма и политиканства часто, особенно при решении конкретных вопросов, применяют набор количественных показателей, позволяющих более объективно подойти к этому вопросу и рационально оценить важность проблем или целей. Эти показатели могут быть самыми различными, но, в общем, они должны учитывать: а) серьезность и неотложность решения задач для общества, т.е. степень расхождения с существующими нормами и стандартами; б) степень вовлеченности населения в решение задач, сколько людей прямо или косвенно затрагивает задача и каков уровень социальной напряженности; в) последствия для различных областей человеческой жизнедеятельности в краткосрочной и долгосрочной перспективе; г) объем ресурсов, затрачиваемых на ее решение.

В общем плане выделяются две группы факторов, влияющих на выбор приоритетов в государственной политике. Во-первых, это результаты, которые могут быть получены при решении задач, а также перспективы развития ситуации в данной сфере; во-вторых, - наличие необходимых ресурсов и их экономия при решении задач. Правительство должно постоянно заниматься регулированием приоритетов и оптимизацией их ресурсного обеспечения.

Выбор приоритетов неразрывно связан с процессом определения основных целей государственной политики в данной области, что является одной из важнейших задач органов государственного управления и состоит в том, чтобы точно знать, куда идти и чего необходимо добиться в конце этого пути. Общую стратегию внешней и внутренней политики в Российской Федерации определяет Президент РФ. Он же ставит общие цели перед федеральными органами представительно и исполнительной власти, в частности, в своем ежегодном послании к Федеральному Собранию РФ. Правительство РФ определяет конкретные цели и стратегию государственной политики в отдельных областях. Парламент РФ также принимает в этом участие, обсуждая актуальные проблемы, в ходе принятия бюджета или законодательных актов, относящихся к отдельным сферам государственной политики.

Вопросы для самопроверки:

1. Раскройте приоритеты в государственной политике через политический подход, субъективный подход, объективный подход.

2. Что влияет на выбор приоритетов в государственной политике?

3. Какие государственные структуры и как принимают государственную политику?

Вопрос 43. Механизм реализации государственной политики

Реализация государственной политики - это постоянный, динамичный процесс достижения поставленных целей, в котором принимают участие различные органы государственной власти и институты гражданского общества. Реализация начинается сразу же после одобрения и легитимации государственной политики или отдельной программы и является основным видом деятельности государственного аппарата. Составной частью осуществления государственной политики является определение механизма ее реализации, включающего совокупность средств, методов и ресурсов, обеспечивающих выполнение планируемых мероприятий в соответствии с поставленными задачами.

Механизм реализации состоит из комплекса мероприятий: организационно-управленческих, нормативно-правовых, финансово-экономических, социально-психологических.

Существуют три методологических подхода к проблеме реализации государственной политики, рассматривающих этот процесс с различных позиций.

Во-первых, реализация как линейный процесс. При этом основными организационными условиями успешного выполнения являются: цели и стандарты, ресурсы, организационные структуры, разработанные правила, процедуры и инструкции, координирующие и регламентирующие деятельность организаций и их отношения с властными структурами, развитые коммуникации и система координации деятельности различных структур, вовлеченных в процесс осуществления политики.

Во-вторых, реализацию можно рассматривать как комплекс действий различных государственных структур, связанных с адаптацией всех участников, и в первую очередь высших руководителей, на всем протяжении осуществления политики к условиям и задачам, которые приходится решать, с умением согласовывать свои интересы и формировать партнерские отношения. Здесь большую роль играют информационные системы и каналы обратной связи, позволяющие узнавать о происходящих событиях и полученных результатах.

В-третьих, реализацию можно представить как деятельность по определенным правилам как формальным, так и неформальным. Важное значение имеет организационная культура, существующая в организациях и влияющая на характер отношений между их членами.[7]

В процесс реализации, представляющий сложную и разностороннюю деятельность, охватывающий различные области, вовлечены множество участников. Эффективность реализации зависит не только от реалистичности поставленных целей, но и от взаимодействия всех участников и организаторов данного процесса.

В целом выделяют следующие типы участников реализации: отдельные индивиды, организованные группы, государственные институты и организации. Последние обычно делят по двум критериям: уровню управления и характеру организации.

Уровень управления: федеральный, региональный, местный.

Характер организаций:

- центральные органы власти: Президент РФ и его администрация, Правительство РФ и его аппарат;

-законодательные органы власти: парламент и его структуры, депутаты;

- исполнительные органы власти: их руководители и сотрудники аппарата;

- судебные органы власти: суд, прокуратура;

- неправительственные организации: профсоюзы, группы интересов, частные компании и фирмы, СМИ, научные центры и совещательные органы.

Вопросы для самопроверки:

1. Что понимается под «реализацией государственной политики»?

2. Из чего состоит механизм реализации государственной политики? Как он функционирует?

3. Раскройте методологические подходы в реализации государственной политики.

Вопрос 44. Оценка реализации государственной политики

Основным элементом государственной политики является ее оценка, как система получения информации и обеспечения контроля результатами и последствиями принимаемых решений и всей политики в целом.

Оценка реализации государственной политики - это совокупность механизмов и методов по изучению и измерению фактических результатов государственной политики или программ, которые завершены или находятся в стадии реализации, для их совершенствования.

Цель оценки - собрать данные и провести анализ информации о конечных или промежуточных результатах для последующего использования.

Существуют различные типы оценокразнообразных аспектов и сторон государственной политики, а также действий вовлеченных в процесс участников на всех этапах осуществления политики. К основным типам оценок государственной политики относятся: оценка процесса реализации; оценка результатов; оценка последствий; оценка экономической эффективности.

Выбор типа оценки и методов проведения оценочных исследований связан с несколькими обстоятельствами, которые зависят от таких факторов, как: цели оценки; интересы организации или отдельной группы лиц; политические условия; наличие необходимых ресурсов и времени.

Оценочные исследованиямогут проводиться на всех этапах развития государственной политики, в том числе и до ее начала. В этом случае они носят прогностический характер. Все формы оценочных исследований можно разделить на две группы.

1. Научные исследования, при использовании различных научных методик: социологические опросы (анкетирование и интервьюирование); наблюдение (открытое и скрытое); экспертные оценки; моделирование; применение контрольных групп; проведение экспериментов и др.

2. Традиционные формы. К ним относят: парламентские слушания; отчеты государственных руководителей; контрольные комиссии; государственный аудит; разработка бюджета, и др.

Процесс проведения оценочных исследований включает разработку специальной программы, где рассматриваются: выбор оцениваемой государственной программы в определенной сфере; определение программных целей исследования и оценочных показателей; выбор стратегии проведения исследования, методов и средств оценки; подготовка базы данных, сбор информации и измерение; оценка результатов программы или политики в определенной сфере, ее анализ; подготовка отчета; представление выводов и рекомендаций.

Вопросы для самопроверки:

1. Что пон6имается под «оценкой реализации государственной политики»?

2. Раскройте отдельно цель, типы, формы оценок государственной политики.

3. Раскройте процесс проведения оценочных исследований.

 

Вопрос 45. Результаты оценочных исследований

Результаты оценочных исследований обычно используют для решения следующих задач:

-создания обратной связи для улучшения действующей программы;

-дополнительной информации, помогающей принять решение при завершении определенного цикла программы: прекращение, модификация, расширение программы;

-информации для высших руководителей при решении о судьбе всей программы;

-средство влияния определенной группы на государственную политику.

Независимо от содержания и области применения государственной политики в оценку результатов входят:

- Оценка выполнения программ. Она включает изучение методов управления, их эффективности, способностей и возможностей организационных структур справиться с поставленными задачами, способности мобилизовать имеющиеся ресурсы, компетентности руководителей и служащих и др.

- Оценка результатов политики. Предполагает изучение того, в какой степени были выполнены поставленные задачи и цели, удалось ли полностью осуществить запланированные мероприятия и достичь соответствующих показателей.

- Оценка последствийпрограммы. Является наиболее сложным типом оценки, хотя ее все чаще используют, особенно при изучении последствий экономического регулирования. Трудность состоит в том, что последствия могут проявиться не сразу, а через определенный промежуток времени, иногда довольно продолжительный. Более того, часто не очень ясны те причины, которые привели к данным последствиям. Также весьма сложно выразить последствия в количественных показателях.

- Оценка экономической эффективности. Проводится на основании двух методов: издержки - выгоды; издержки - эффективность. Она позволяет определить, насколько рационально были израсходованы соответствующие ресурсы, выделенные под данную программу.

После проведения оценки и представления ее результатов руководителю принимаются различные решения, влияющие на судьбу программы или данной политики.

Вопросы для самопроверки:

1. Где применяются результаты оценочных исследований?

2. Что входит в оценку результатов?

3. Раскройте основные составные оценки результатов государственной политики.

 

 

Литература:

1. Государственное управление: Теория и практика. Современная версия новейшей истории государства: Учебник. Т.2/ Н.М. Добрынин; Науч. Ред. А.Н. Митин - Новосибирск: Наука.2010.

2. Козбаненко В.А. «Государственное управление» Т.1, М:»Статус», 2002

3. Малышева М.А. Теория и механизмы современного государственного управления. Учебно – методическое пособие. – Спб.: Отдел оперативной полиграфии НИИ ВШЭ – Санкт – Петербург, 2011.

 

Учебные задания:

Задание 1. Информация в механизме государственного управления.

Цель задания - Раскрыть роль и значение информации, становление электронного управления в механизме государственного управления.

 

Для выполнения задания ответьте на дополнительные вопросы:

1) В чем выражается управленческая функция информации?

Вставьте слова:

Управленческая функция информации- -------- власти, как фактор регулирования политических систем и процессов, как момент -------- управления и как продукт управленческого ----------.

Выберите слова: источник, показатель, информатор, регулятор, административного, властного, политического, экономического, социального, процесса, механизма, развития, интегрирования.

 

2) Какова роль информации в государственном управлении?

Вставьте слова:

В государственном управлении информация рассматривается с точки зрения актуальности, достоверности, оперативности, достаточности и адекватности ---------- соответствующих ---------.

 

Выберите слова:

для принятия, для оказания, для воздействия, для формирования, указания, указаний, направлений действия, управленческих решений, административных воздействий,

3) Какова цель информационного обеспечения органов власти? Как она достигается?

Цель информационного обеспечения органов государственной власти - на базе собранных исходных данных -------- обработанную, агрегированную информацию, которая должна служить основой для принятия -------------.

Вставьте слова: направить, использовать, получить, административных указаний, оценки действия, властных указаний, общественного одобрения, управленческих решений.

4) Что такое электронное правительство или электронное управление?

А) Электронное правительство или электронное управление – система государственного ----------, основанная на -------- всей совокупности управленческих ---------- в масштабах страны с использованием современных информационных технологий, призванная существенно повысить эффективность государственного ----------- и снизить издержки социальных коммуникаций для каждого человека.

Выберите слова: администрирования, контролирования, управления, контролизации, автоматизации, технолизации, администрации, процессов, решений, указаний, механизмов, воздействия, властвования,

Б) Целевые ориентиры электронного управления- это --------- доступ гражданам к управленческой информации, расширение открытости, -----------государственных структур со стороны ---------, привлечение к управлению --------.

Выберите слова: сократить, запретить, создать, сформировать, упростить, администрирования, властвования, контролируемости, воздействия, контрольных органов, административных органов, правоохранительных, общества, граждан.

 

5) Главная цель электронного управления – --------- административное управление --------- управлением.

Выберите слова: создать, сформировать, переработать, направить, заменить, контрольным, функциональным, надзорным, общественным, властным, информационным.

 

 

Задание 2. Социальный интерес как источник формирования государственного управления

Цель - определить социальный интерес, как источник формирования государственного управления и раскрыть формирование социальных интересов в государственном управлении.

Для выполнения задания необходимо ответить на ряд вопросов:

1) Что такое выборы, с точки зрения представительства социальных интересов в государственном управлении?

--------- законодательный способ представительства -------- интересов, который реализуется в период референдума, выборов, в рамках избирательной системы.

 

Выберите слова: опосредованный, прямой, лоббированный, партийный, партийных, региональных, социальных, государственных, политических,

 

2) Ваше участие в избирательном процессе формирует определенный выбор определенного интереса? В чем выражается его сущность?

 

Выборы – --------- выбор --------- интереса, формирование представительного органа власти. Представительные органы власти в своей деятельности --------наиболее значимые, важные, актуальные интересы для их -----------.

Выбери






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.