Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика организации






ОРГАНИЗАЦИЯ представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей (Б. З. Мильнер).

С правовой точки зрения, в России под предприятием и организацией понимается самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном законом, для производства работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Организации самостоятельно осуществляют свою деятельность и распоряжаются выпускаемой продукцией и полученной прибылью после уплаты налогов.

Подорганизацией можно понимать группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Обязательные требования к организации: наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью этой группы; наличие хотя бы одной цели, которую принимают как общую все члены данной группы; наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Организациям свойственны общие для них характеристики:

- наличие ресурсов;

- зависимость от внешней среды;

- горизонтальное разделение труда (разделение всей работы на составляющие компоненты);

- вертикальное разделение труда (создание иерархии);

- необходимость управления.

Процесс управления организацией – определенная совокупность управленческих действий, которые логично связываются друг с другом, чтобы обеспечить достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на «входе» в продукцию или услуги на «выходе».

Внутренняя среда организации (все, что находится между «входом» и «выходом») - это управленческая, экономическая и со­циальная ситуация. Ее основными характеристиками являются цели и задачи деятельно­сти, внутренняя культура, структура, люди, тех­нология.

Цели – конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работающая вместе.

Структура – логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.

Задача – это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.

Технология – это средство преобразования сырья в продукты и услуги, это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях.

Люди – важнейший элемент системы управления. Существуют три основных аспекта человеческой переменной в организации: поведение отдельных людей, поведение людей в группах, характер поведения руководителя (функционирование менеджера в роли лидера и его влияние на поведение отдельных людей и групп).

Кроме внутренних переменных, на организацию оказывает влияние внешняя среда. Все факторы внешней среды, влияющие на организацию, можно разделить на среду прямого и косвенного воздействия. К среде прямого воздействия относятся: поставщики трудовых, материальных и финансовых ресурсов, потребители, конкуренты, законы и государственные органы, профсоюзы. Среда косвенного воздействия включает: состояние экономики, политические факторы, научно-технический прогресс, социокультурные факторы, международные события.

Условия функционирования предприятия зависят прежде всего от внешней среды. Если потребности и требования внешней среды устойчивы во времени и пространстве, то предприятие может использовать «жесткие» схемы функцио­нирования. При изменении внешних условий предприятие вынуждено постоян­но адаптироваться, строить гибкую схему функционирования.

Клиенты – потребители продукции и услуг. Это основная группа, за счет кото­рой существует и развивается организация. Четкое понимание состава клиентов организации представляется важнейшим условием успешной деятельности. Сбыт всегда оказывается важнейшей статьей расходов. Расходы на сбыт являются скрытыми, но от них зависит прибыльность деятельности.

Государство – устанавливает правила (законы) функционирования экономи­ки, контролирует их соблюдение. Косвенное воздействие на предприятие со сто­роны государства проявляется через систему налогов, прямое – через законода­тельные акты и государственные заказы.

В последнее время все большее влияние на деятельность предприятий оказы­вают общественные объединения и группы. Они становятся постоянным факто­ром социальной и экономической жизни.

Конкуренты – предприятия, выпускающие аналогичную продукцию. Во многих случаях конкуренты определяют цену продаваемого товара, поэтому контроль за развитием конкурентов, их политикой на рынках является важнейшей задачей менеджмента.

Внешнее окружение организации становится основным источником проблем для руководителя. Во многом управленческие действия оказываются реакцией менеджеров на изменение внешних условий.

Управление организацией в самом общем виде можно разделить на три основных уровня: управление низового звена или иначе ТЕХНИЧЕСКИЙ уровень; управление среднего звена или УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ уровень и управление высшего звена или ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ уровень (рис. 3.1).

 

 

Рис. 3.1. Уровни управления

 

Уровни руководства различаются составом решаемых задач, степенью важности выполняемых функций, структурой обязанностей.

Лица на техническом уровне в основном занимаются ежедневными операциями и действиями, необходимыми для обеспечения эффективной работы без срывов в производстве продукции или оказании услуг. В качестве основных задач первого уровня можно выделить руководство деятельностью подчиненных работающих, организацию деятельности подчиненного подразделения, контроль за результатами, контроль за использованием оборудования, сырья, материалов и энергии, сбор и первичный анализ учетной информации. К должностям этого уровня относятся мастера, бригадиры, начальники участков, начальник цехового бюро, руководитель группы.

Лица на управленческом уровне в основном заняты управлением подчиненными подразделениями внутри организации, они планируют, координируют и контролируют разнообразные формы деятельности и усилия внутри различных подразделений организации (начальники цехов, отделов, заместители начальников цехов и т.п.).

Лица на институциональном уровне (уровень социальных структур – институтов, таких как государство, корпорации, бизнес и т.п.) заняты в основном разработкой долгосрочных планов и стратегий, формулированием целей, адаптацией организации к различного рода переменам, управлением отношений между организацией и внешней средой, а также обществом, в котором существует и функционирует данная организация. Высший уровень менеджмента организации формирует миссию и стратегию деятельности организации, определяет цели, формирует организационную структуру, распределяет стратегические ресурсы, согласовывает интересы структурных подразделений, вырабатывает внутренние правила функционирования, управляет прибылью. К высшему уровню менеджмента организации можно отнести председателя правления и совета директоров, генерального директора, директора, заместителя директора, главного инженера и т.п.

В.В. Глухов выделяет следующие уровни менеджмента: высший менеджмент (стратегическая вершина), менеджмент среднего уровня, исполнительный менеджмент (первый уровень), техноструктуру (технические специалисты), вспомогательный обслуживающий штат управленческой структуры.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.