Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дела казны






 

I. Под делами казны понимаются дела, которые возникают из таких отношений, где одной из сторон являются органы государственной власти, выступающие не в качестве носителей государственного суверенитета, а в качестве представителей казны, как частноправового юридического лица, принимающего участие в гражданском обороте на правах обыкновенного частного лица (см. § 35). К делам казны приравнены дела удельного и придворного ведомств, церквей, монастырей, духовных учреждений, городских управлений, земских учреждений и дворянских обществ (прим. к 1282 ст.).

II. Определяя порядок производства дел казны, закон устанавливает, во-1-х, ряд общих правил, относящихся ко всем вообще таким делам и, во-2-х, некоторые специальные правила: а) для дел, возникающих из договоров подряда, поставки и отдачи в арендное содержание оброчных статей, б) для дел о восстановлении нарушенного или утраченного владения казенными имуществами.

III. Общие правила. 1. О подведомственности дел казны была речь в § 35 и 40.

2. Стороной в процессе являются те местные учреждения (казенные управления) и должностные лица (напр., директор гимназии, командир полка), которым вверено заведование известной частью имущественных интересов казны, затронутых предъявляемым в суде требованием (ст. 1284, 07 N 6, 9). О представительстве этих органов казны на суде была речь в § 52.

3. Если казенное управление выступает в роли истца, то оно должно предъявить к частному лицу иск по общим правилам подсудности; напротив, если истцом является частное лицо, то из всех оснований подсудности ему дозволяется воспользоваться только местонахождением спорного недвижимого имущества, местом причинения частному лицу убытков, местом нахождения казенного управления и местом жительства должностного лица, причем каждым из этих оснований подсудности в тех пределах, в каких ими может, в силу общих правил, определяться подсудность дел (ст. 1288).

Для исков по делам о страховании через посредство государственных сберегательных касс добавлено в качестве основания факультативной подсудности еще место нахождения той кассы, через посредство которой заключен договор с управлением касс или подлежала выдаче страховая сумма (ст. 1288, прим. 1). Такое же дополнительное основание введено и для подлежащих компетенции мировых судей исков к учреждениям удельного ведомства: в качестве ответчиков могут быть привлекаемы как окружные, так и местные управления уделов (ст. 1288, прим. 2).

4. Дела казны не могут быть ни разрешаемы на основании присяги одной из сторон, ни оканчиваемы мировыми сделками (ст. 1289).

Из последнего ограничения сделано изъятие для удельного ведомства, железных дорог и некоторых других казенных управлений (прим. 1 и 2 к 1289 ст.).

5. Обеспечение исков, предъявляемых к казне, не допускается (ст. 1291).

Только в обеспечение иска о праве собственности на недвижимость суд может воспретить казенному управлению отчуждение спорного имения и принять меры к охранению находящегося в нем леса (ст. 1291).

6. Решения, постановленные против казны, не подлежат предварительному исполнению (ст. 1291).

Исключение сделано для взысканий, присужденных на основании Положения о страховании рабочих от несчастных случаев (ст. 737, п. 6), и для решений по искам о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих на железных дорогах общего пользования, в артиллерийских заведениях военного ведомства, в технических заведениях министерств морского и финансов, а также в некоторых других предприятиях казны (прим. к 1291 ст.).

7. Сроки на обжалование судебных решений казенными управлениями считаются со дня получения ими копий этих решений (ст. 1292, 1293).

8. Просьбы об отмене решений могут быть приносимы не только участвующими в деле управлениями, но и высшими представителями их ведомства (ст. 1295).

9. Решения палат, постановленные против казенных управлений, подлежат исполнению только по истечении кассационного срока или по оставлении кассационной жалобы без последствий (ст. 12951), за исключением только решений по искам денежным, которые могут быть приводимы в исполнение на общем основании при условии, чтобы истец представил обеспечение на случай отмены решения Сенатом (ст. 12951, прим.). Напротив, решения палат в пользу казны исполняются немедленно. По просьбе противной стороны, желающей подать кассационную жалобу, суд может только отсрочить публичную продажу недвижимости, на которую обращено взыскание, воспретить отчуждение спорной недвижимости с принятием мер к охранению леса и с предписанием казенному управлению заключать договоры по имению не иначе, как с предупреждением контрагента о спорности имения (ст. 12952).

10. Частное лицо, в пользу которого постановлено решение палатой, должно, не обращаясь для приведения его в исполнение к судебному приставу, просто представить исполнительный лист в то ведомство, против которого постановлено решение (ст. 1296).

IV. Изложенные правила производства дел казны подвергнуты некоторым изменениям по отношению к делам, которые возникают из договоров, заключенных на основании Положения о казенных подрядах и поставках (т. Х ч. I св. зак.), и из договоров отдачи в содержание оброчных статей. Главная особенность этих дел состоит в том, что они могут быть разрешаемы как в административном, так и в судебном порядке, причем выбор одного из этих порядков принадлежит частному лицу (см. § 35).

Для предъявления исков установлены краткие сроки: годичный, если иск основан на договоре подряда или поставки (зак. 22 апр. 1915 г., ст. 5), и полугодичный, если иск вытекает из договора аренды оброчных статей (ст. 1303). Одновременное обращение к административному и судебному порядкам не допускается (ст. 1304); но если частное лицо заявило в административном порядке требование, основанное на договоре подряда или поставки, то имеет право в течение года просить о прекращении административного производства и предъявить иск в суде (зак. 22 апр. 1915 г., ст. 5).

Сроки на предъявление иска исчисляются различным образом: 1) со дня выдачи окончательного расчета (о. с. 14 N 4; зак. 22 апр. 1915 г., ст. 5); 2) если расчет не был выдан, то со дня истечения срока, установленного на объявление его (зак. 22 апр. 1915 г., ст. 5); 3) со дня последнего платежа по этому расчету, признаваемому истцом неправильным; 4) со дня подачи последней просьбы о возвращении залога, если он задержан после выдачи окончательного расчета (ст. 1303, 1308); 4) со дня объявления казенным управлением о привлечении частного лица к ответственности по обнаруженным министерствами, главными управлениями или государственным контролем неправильностям и ошибкам в окончательном расчете (ст. 1309).

V. Иски о восстановлении нарушенного или утраченного владения казенными имуществами предъявляются у мировых судей в течение года со дня нарушения (ст. 1312). Когда дело касается казенного имения, находящегося во временном владении частного лица, указанный срок считается со времени получения казенным управлением письменного сообщения о нарушении владения, а если такого донесения не было, то со времени перехода имения от частного лица к казне (ст. 1311). В этих же случаях иски о восстановлении нарушенного владения могут быть предъявляемы не только казной, но и частными лицами, владеющими казенными имениями, причем копия искового прошения должна быть сообщена казенному управлению (ст. 1314). В остальном производство подчиняется общим правилам, установленным для дел казны (ст. 1314).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.