Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Надзор за судьями и ответственность их






 

Стаматов. О надзоре за судебными установлениями, 1898; Лазаревский. Ответственность за убытки, причиненные должностными лицами, 1905.

 

I. Судьи не могут быть ни бесконтрольны, ни безответственны. Напротив, за их деятельностью необходим бдительный надзор, а ответственность за нарушение обязанностей службы должна быть даже строже, чем для других должностных лиц, ввиду особой важности возложенной на них функции. Вместе с тем, однако, надзор и порядок ответственности должны быть организованы по отношению к судьям таким образом, чтобы самостоятельность их действий в области отправления правосудия не потерпела ни малейшего ущерба, чтобы они не попали в прямую или косвенную зависимость от органов надзора и дисциплинарной власти. Иначе подвергнется испытанию судейское беспристрастие.

Кроме этого, надзор и ответственность должны ограничиваться внешней, так сказать, объективной стороной судейской деятельности, но не касаться внутренней стороны, т. е. судейского убеждения, которое должно быть свободно.

II. Подобно прочим должностным лицам, судьи могут подлежать за неправильные действия при исполнении служебных обязанностей троякого рода ответственности: уголовной, гражданской и дисциплинарной.

Уголовная ответственность судей должна ограничиваться случаями умышленного неправосудия, т. е. сознательного нарушения служебных обязанностей. Неправильное же разрешение дел, обусловленное невольными погрешностями и ошибками, не может служить поводом к возбуждению против судей уголовного преследования. Такие же пределы следует поставить гражданской ответственности судей: убытки, причиненные их действиями тяжущимся, подлежат взысканию с них только при том условии, когда являются актами умышленного неправосудия. Распространять уголовную и гражданскую ответственность судей за эти пределы - значило бы лишить их права толковать законы и устанавливать фактические обстоятельства дел по внутреннему убеждению, т. е., другими словами, значило бы подорвать независимость суда. В такие именно пределы заключают ответственность судей лучшие иностранные законодательства.

Наконец, дисциплинарной ответственности судьи подлежат за маловажные служебные проступки, за нарушение внутреннего распорядка, установленного в сфере их деятельности, а также за предосудительное поведение в частной жизни, которое роняет достоинство судейского звания.

III. Организация дисциплинарной ответственности судей может быть признана целесообразной при наличности следующих условий: 1) если дисциплинарная власть над судьями принадлежит органам судебного ведомства; 2) если состав дисциплинарного суда устраняет возможность личного усмотрения и произвола; 3) если дисциплинарная ответственность не распространяется на внутреннюю сторону судейской деятельности и не нарушает свободы судейского убеждения; 4) если самое производство дисциплинарных дел обставлено таким образом, что обеспечивает постановление справедливых приговоров.

Изложенные начала осуществлены не в полной и не в одинаковой мере законодательствами европейских государств.

Во Франции дисциплинарным судом является общее собрание кассационного суда. Привлечение к дисциплинарной ответственности зависит от министра юстиции, по предписанию которого генеральный прокурор кассационного суда возбуждает и поддерживает в дисциплинарном суде обвинение. В заседание вызывается обвиняемый, который может явиться в сопровождении защитника из числа адвокатов, состоящих при кассационном суде. Разбор дела происходит при закрытых дверях. Обвиненный судья, если приговор был постановлен без вызова его, вправе подать в недельный срок просьбу о пересмотре дела. В Пруссии дисциплинарный суд состоит из семи членов апелляционного суда, а высший дисциплинарный суд - из 15 членов берлинского уголовного апелляционного суда. Производство построено по образцу уголовного. Оно устное, но негласное; возможно назначение предварительного следствия через одного из членов суда; кассация не допускается.

По прусскому образцу организованы надзор и дисциплинарная ответственность во многих других германских государствах, а также в Австрии.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.