Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Информационное обеспечение.






Основой управления является процесс получения и анализа информации о состоянии управляемой системы с целью разработки уравленческого решения.

Еще Норберт Винер писал в своей знаменитой книге " Кибернетика", что решение задач управления - это получение информации и ее обработка.

Информация в управлении имеет 3 основных назначения:

1.для разработки решений;

2.для оценки настоящего состояния и разработки перс­пектив развития системы;

3.для контроля выполнения решений;

При организации в ЛПУ информационного обеспечения используемая в управленческом процессе информация должна отвечать следующим качественным характеристикам:

1. Достоверность – информация должна строго соответствовать объективным показателям деятельности ЛПУ.

2. Достаточность – количество информации должно достаточно полно характеризовать наиболее существенные стороны деятельности ЛПУ.

3. Доступность – информация не может допускать различных толкований.

4. Оперативность – информацию необходимо представлять в сроки, позволяющие ее осмыслить и принять управленнчское решение.

В лечебно – профилактических учреждениях управленческая информация подразделяется на следующие виды:

1. По целевому назначению – плановая, медико-статистическая.

2. В зависимости от среды – внутренная и внешняя.

3. По общему назначению – директивная и справочно-нормативная.

4. По степени охвата – общая для данного учреждения и местная, только для отдельных подразделений учреждения.

5. По степени узаконности – утвержденная вышестоящими органами управления здравоохранением и утвержденная внутри учреждения руководителем и не утвержденная.

6. По направлению движения – входящая и исходящая.

7. По периодичности – периодическая и разовая.

8. По стабильности – переменная и постоянная.

9. По способу приема и передачи – почтовая, телефонная, в том числе по факсу, по электронной почте.

10. По форме изложения – устная и писменная.

По характеру поступления различают два основных вида информации:

- систематизированная;

- не систематизированная.

К систематизированной информации относятся:

- утвержденная медико-статистическая отчетность;

- ежемесячная, ежеквартальная оперативная информация о деятельности лечебно-профилактического учреждения;

- ежедневная, ежедекадная оперативная информация о работе лечебно-диагностических отделений и вспомогательных подразделений ЛПУ.

Данная информация должна поступать главному врачу и его заместителям с заранее установленными содержанием и сроки.

Не систематизированная информация передается руководителю ЛПУ в связи с непредвиденными событиями в ходе работы учреждения и требующими срочного вмешательства руководителя (например, внезапная смерть больного, внутрибольничная инфекция, не выход на работу сотрудников и др.).

На практике главный врач ЛПУ и его заместители чаще всего встречаются с темя видами информации:

- внутренней;

- внешней;

- научно-медицинской.

Внутренная информация вырабатывается и потребляется в самом звене управления ЛПУ для поддержания его функционирования в определенном режиме. То есть, касается непосредственной деятельности ЛПУ.

Объем оперативной информации по видам, периодичности и срокам поступления зависит от уровня управления.

Например, информационное обеспечение главного врача ЦРБ и его заместителей включает следующие основные виды информации:

1. Медико-демографические:

- рождаемость населения района;

- смертность населения района;

- общая заболеваемость населения района, ее уровень и структура;

- инвалидность населения, ее уровень и структура.

2. Показатели деятельности стационара ЦРБ:

- использование коечного фонда;

- качество медицинской помощи в стационаре по материалам экспертной оценки;

- показатели экстренной хирургической помощи;

- летальность по отделениям.

3. Показатели деятельности поликлиники ЦРБ:

- показатели нагрузки на врачебную должность;

- показатели участковасти;

- объем помощи на дому;

- частота расхождения диагнозов поликлиники и стационара;

- полнота охвата населения профилактическими медицинскими осмотрами;

- показатели диспансеризации населения;

- полнота охвата населения прививками против инфекционных заболеваний;

- показатели деятельности женской консультации и родильного дома;

- о работе клинико-экспертной комиссии ЛПУ по врачебной экспертизе временной нетрудоспособности;

- качество медицинской помощи в поликлинике по материалам экспертной оценки.

4. Другие виды информации:

- о ходе выполнения комплексного плана работы лечебно-профилактического учреждения;

- о лекарственном и материально-техническом снабжении ЛПУ;

- о работе вспомогательных подразделений ЛПУ (бухгалтерия, пищеблок, прачечная, гараж и др.);

- о ходе выполнения финансового плана (бюджета) ЛПУ.

Источниками информации при анализе деятельности ЛПУ являются первичная и отчетная медицинская документация.

Потоки управленческой информации анализируют исходя из 3 подходов: количественного, смыслового и прагматического-с точки зрения полез­ности для управления.

В системе информационного обеспечения ЛПУ важное значение имеют отделы (кабинеты) медицинской статистики.

Деятельность отделов (кабинетов) медицинской статистики включает следующие разделы:

1. организация статистического учета по утвержденным МЗ и СР РФ учетным формам;

2. контроль за правильным ведением документации и достоверностью содержащейся в ней информации;

3. составление сводных (ежедневных, месячных, квартальных) учетных документов и исчисление показателей, необходимых для оперативного использования главным врачом и заведующими структурными подразделениями;

4. составление периодических (месячных, квартальных, полугодовых и годовых) статистических отчетов;

5. проведение специальных статистических разработок по заданию главного врача;

6. подготовка статистических материалов по анализу деятельности учреждения.

Процедура разработки управленческого решения имеет следующую последовательность операций:

1.разработка вариантов решения с учетом полученной информации;

2.анализ и оценка вариантов;

3.принятие окончательного варианта решения;

4.постановка задач подчиненным.

На практике встречаются несколько типов решений:

1. решение с риском, но степень риска должна быть рассчитан­ной; это оптимальное решение;

2. уравновешенное решение, так сказать со страховкой, обеспечи­вающей тыл; в принципе это хорошее решение, но от него не приходится ждать большого эффекта, новизны и эволюции;

3. импульсивное решение (по принципу была- не была); чаще всего такие решения принимаются при резком дефиците времени и при полном отсутствии информации;

4. запоздалое решение, в этом случаи руководитель либо долго колеблется, либо плохо организовал работу по выработке реше­ния.

В здравоохранении можно выделить следующие основные виды управлен­ческих решений:

1.социальные (кадры, их подготовка, распределение, условия их жизни и труда);

2.медицинские (организация, качество, совершенствование лечеб­но-диагностического процесса, вопросы профилактики и диспан­серизации и др.);

3.административные, организационно – распорядительные (регламентации, инструкции и т.д.);

4.ресурсные (финансы, сеть, обеспечение лекарствами, медицинской и оргтехникой);

5.хозяйственные (развитие материальной базы, организация пита­ния и др.);

6.по организации контроля исполнения.

В зависимости от формы управляющего воздействия решения бывают 3 степеней. Наивысшей из них является приказ, затем распоряжение и нако­нец, рекомендация.

Эффективность принятых решений во многом зависит от постановки контроля исполнения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.