Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение в дисциплину






 

Как известно, основное место в системе маркетинга занимает товар, т.е. все то, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Согласно одному из основоположников маркетинга Ф.Котлеру в товаре выделяют три уровня (рис.1.1), на втором из них находит место упаковка:

Товар по замыслу

(идея, предназначение)

Товар в реальном исполнении

· - уровень качества

· - набор потребительских свойств

- специфическое оформление

- марочное название

- упаковка

Товар с подкреплением

предоставление дополнительных услуг

и выгод покупателю

Рис.1.1 Место упаковки в традиционном маркетинговом подходе

(по Ф.Котлеру).

 

Другая концепция рассматривает упаковку (package) в качестве пятой основной переменной маркетинга в дополнение к известным четырем Р: product, price, place, promotion. При таком подходе упаковка становится элементом маркетинговой стратегии.

Ряд маркетологов рассматривают упаковку элементом товарной политики предприятия (рис. 1.2).


                   
   
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ТОВАРА
   
ТОВАРЫ
   
Создание нового товара
 
   
 

 


потребительские товары выход на рынок поиск предложений

рост продаж отбор

товары производственного зрелость технико-экономический анализ

назначения спад разработка образца

опытное производство

производственное и коммерческое

    ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА
освоение

 

 
 

 

 


виды

УПАКОВКА
требования

решение об использовании

Маркировка
правовая охрана

функции

Сервис
концепция

реквизиты

средство реализации предпродажный

маркетинга послепродажный

Рис. 1.2 Элементы товарной политики предприятия


Ряд авторов относит упаковку к системе поддержки продукта (рис. 1.3), т.е. комплексу маркетинговых мер, обеспечивающих обслуживание, транспортировку, хранение, безопасное и грамотное использование продукта.

                           
 
Обеспечение потребителя необходимой информацией о товаре
 
   
     
Средства, обеспечивающие сохранение свойств товара
 
     
       
Сопутствующие услуги, без которых не может быть использован товар
 
 
 
   
 
   
Поддержка продукта

 

 


Рис. 1.3. Маркетинговые средства поддержки продукта

 

Таким образом, любая из вышеперечисленных концепций выделяет упаковку, рассматривая ее неотъемлемым элементом, входящим в систему маркетинга. Более того, упаковка в настоящее время является самым массовым видом продукции, с ней приходится сталкиваться ежедневно.

Использование функциональной и эффектной упаковки позволяет обеспечить существенный прирост продаж товаров, с уменьшением затрат на проведение других маркетинговых мероприятий, в частности, рекламных акций. Благодаря удачному дизайну упаковка может привлечь внимание потенциальных покупателей, позволяя ознакомиться с основными потребительскими свойствами и характеристиками товара, помогая выбрать товар. Кроме того, упаковка может подчеркнуть внешний вид товара, создать удобства в его потреблении, выделить товар из ряда аналогичных, позволяя его быстро найти, как на полках магазина, так и на складе.

Хорошая упаковка может оказаться для потребителей дополнительным удобством, для производителей – дополнительным средством стимулирования сбыта товара, для транспортных организаций – удобным средством логистических операций. Кроме того, вид и состояние упаковки являются показателями культуры производства и торговли.

С другой стороны, упаковка составляет значительную часть отходов, образующихся на производстве и, особенно, в быту, а расходы производителей на упаковку постоянно растут.

Увеличению использования упаковки, особенно для потребительских товаров, способствуют следующие факторы:

- развитие сети гипермаркетов, в которых упаковка начинает выполнять ряд функций розничной торговли, становясь «немым продавцом»;

- рост уровня достатка потребителей, которые согласны заплатить дополнительно за удобную, практичную упаковку;

- появление новых упаковочных материалов и технологий упаковки;

- разработка новых форм и стилевых решений (дизайна) упаковки.

Поэтому упаковка становится неотъемлемым элементом жизнедеятельности общества и заслуживает отдельного изучения.

По определению одного из видных зарубежных маркетологов Ф.Котлера упаковка – разработка и производство вместилища (оболочки) для товара.

Данное определение отражает скорее процесс изготовления оболочки для товара и соответствует термину упаковывание, хотя под упаковыванием традиционно понимают подготовку продукции к транспортированию, хранению, реализации и потреблению с применением упаковки.

Согласно одному из представителей отечественной школы маркетинга И.Л. Акуличу упаковка – определенное вместилище или оболочка, в которую помещается данный товар и которая в большинстве своем надлежащим образом оформлена.

Данное определение соответствует традиционному маркетинговому подходу, отражает роль и место упаковки в системе маркетинга, о чём отмечалось ранее, но не раскрывает ее функциональное назначение, структуру и элементный состав.

Наконец, согласно ГОСТ 17527-2003 упаковка – средство или комплекс средств, обеспечивающее защиту продукции от повреждений и потерь, окружающей среды от загрязнений, а также обеспечивающих процесс обращения продукции. При этом под процессом обращения понимают транспортирование, хранение и реализацию продукции.

Данное определение является наиболее полным, отражающим сущность упаковки как объекта изучения, поэтому в дальнейшем будет рассматриваться в качестве основного.

Терминологически важно различать понятия упаковки и тары.

Согласно отмеченному выше стандарту тара – основной элемент упаковки, предназначенный для размещения продукции.

По назначению тару подразделяют на транспортную, предназначенную для упаковывания, хранения и транспортирования продукции, которая образует самостоятельную транспортную единицу, и потребительскую, которая поступает к потребителю и не выполняет функции транспортной тары.

В литературе выделяют также производственную тару, предназначенную для хранения, перемещения и складирования продукции на производстве. Данный вид тары не является элементом упаковки готовой к реализации продукции, поэтому в дальнейшем рассматриваться не будет.

В свою очередь, по материалам, используемым для изготовления, и конструктивному исполнению тара подразделяется на типы, а по внешнему облику и формам, которые может принимать тара, её подразделяют на виды. Важнейшие виды и типы тары будут рассмотрены далее.

Таким образом, упаковка – это тара плюс все те элементы, которые дополняют ее и необходимы для защиты содержимого во время погрузки-выгрузки, транспортирования, хранения, для информирования о содержимом, правильного его использования и для того, чтобы уговорить потребителя его купить. Вспомогательные (дополнительные) элементы упаковки, а также маркировка упаковки и ее носители будут рассмотрены отдельно. То есть все то, что не является товаром, но окружает его, составляет с ним единое целое в процессе обращения и взаимодействия с потребителем, можно назвать упаковкой.

 


2. Упаковка как средство реализации маркетинговых и логистических операций

 

Проходя стадии от производства до конечного потребления, упаковка выступает одним из важнейших условий формирования конкурентоспособности товара и сохранения его потребительских свойств, при этом функции упаковки начинают формироваться уже с самого начала производства товара. Их действие распространяется на весь путь следования товара от производителя до склада, оптового или розничного магазина.

Упаковка перестает выполнять свои функции в тот момент, когда покупатель вынимает из нее товар и уничтожает (возвращает) ее. До тех пор, пока упаковка не уничтожена, она может выпол­нять ряд маркетинговых функций, о которых будет отмечено ниже, а также использоваться потребителем, не предусмотренным производителем образом.

Обычно различают маркетинговые и производственно-торговые функции упаковки.

К важнейшим маркетинговым функциям упаковки, проявляющимся в большей степени в случае упаковывания потребительских товаров, относятся:

1. Функция сохранения качества и количества товара.

Иногда эту функцию называют основополагаю­щей, хотя она в большей степени относится к производственно-товароведческим функциям, чем к маркетинговым.

Упаковка должна защищать товар от возможных повреждений, обеспечивать неизменность его потребительских свойств в течение определенного времени при заданных условиях транспортирования и хранения.

2. Функция формирования качества товара.

Конструк­тивные особенности упаковки должны обеспечи­вать удобство пользования товаром, максимально удовлетворять потребности покупателя. Дизайн упаковки должен формировать в глазах потребителя образ качественного товара.

3. Функция формирования спроса на товар.

Упаковка должна привлечь внимание потенциального покупателя, сформировать определенный имидж товара. Для этого на упаковке используют элементы рекламного оформления — соответствующее цветовое решение, подбор шрифта, лозун­ги и т.д.

4. Функция идентификации товара.

Упаковка должна обеспечить возможность потребителю увидеть товар до того, как он его приобретет. Это возможно в случае использования прозрачных упаковочных материалов, а также при использовании специальных «окошек», т. е. прозрачных элементов.

5. Функция предоставления информации о товаре.

Раз­мещенная на упаковке маркировка со всеми её реквизитами должна обеспечивать потенциальных потребителей необходимыми и достаточными сведени­ями о товаре, его качестве, составе, сроках годности, спо­собах эксплуатации и т.д.

6. Функция стимулирования сбыта товара.

Использование упаковки или ее частей при проведении разнообразных рекламных акций, размещение в упаковке ценных подарков или выигрышных купонов, используемых затем при проведении конкурсов и розыгрышей призов или обеспечивающих определенные льготы при приобретении товара, позволяет уменьшить затраты на другие мероприятия стимулирования сбыта.

7. Функция маркетинговых исследований.

Для производителя всегда важна обратная связь со своими потребителями. Установлению такой связи способствует размещение на упаковке подробной информации о производителе (адрес, контактные телефоны, ссылка на сайт в интернете и т.д.), а также размещение в упаковке различных вкладыши в виде анкет, опросных листов и т.п. Использованная и выброшенная упаковка также может служить источником информации для пытливого маркетолога.

8. Функция мерчедайзинга.

Несомненно, упаковка должна быть удобной для сферы торговли, как в случае оптимизации выкладки товаров на стеллажах и полках, так и в случае складских операций.

Выделим также основные производственно-торговые функции упаковки:

1) обеспечение сохранности потребительских свойств товара;

2) защита товара от воздействия окружающей среды (или наоборот), а также от возможных повреждений при погрузочно-разгрузочных работах, транспортировании, складировании, хранении;

3) облегчение реализации операций транспортирования и хранения (складирования);

4) создание оптимальных (по весу и объему) единиц для продажи товара;

5) обеспечение возможности создания рациональных единиц для погрузки и выгрузки товаров;

Помимо отмеченных выше функций упаковка должна обеспечивать:

- возможность ее повторного использования или повторного использования упаковочных материалов;

- возможность экологически чистого уничтожения материалов, из которых изготовлена упаковка.

Кроме того, любая упаковка является фактором расходов, связанных с производством товаров. Величина издержек на упаковку должна находиться в разумной пропорции к стоимости упакованного товара. При этом транспортировка товара от предприятия-изготовителя до клиента должна быть рентабельной. Это означает, что необходимо обеспечить минимальный уровень транспортных издержек. Вот почему в промышленно-развитых странах процессы погрузки-разгрузки товаров максимально автоматизируются. Этим целям также должна служить упаковка.

Каким бы новым и оригинальным ни было решение упаковки, оно всегда должно подчиняться требованиям, предъявляемым к упаковываемому товару. Самой же упаковке необходимо обладать определенными свойствами:

1) защитными,

2) потребительскими,

3) экологическими,

4) рекламно-эстетическими.

Защитные свойства упаковки должны обеспечить сохранность продукта с момента упаковки до момента потребления. Они предусматривают защиту продукта от механических, физических, химических, климатических, биологических воздействий и предотвращают изменения продукта сверх установленных нормативов.

Потребительские свойства упаковки характеризуют:

1) разнообразие форм и размеров упаковки,

2) степень готовности продукта к употреблению,

3) удобство обращения с упакованным продуктом,

4) удобство потребления,

5) возможность переноса упаковки,

6) наличие устройств, предотвращающих несанкционированное вскрытие упаковки и осуществляющих контроль за содержимым,

7) простоту и надежность укупорки и герметизации.

Наличие определенных экологических свойств упаковки необходимо:

1) для обеспечения минимального загрязнения среды использованной упаковкой,

2) наиболее эффективной и экономически выгодной утилизации ее отходов.

Упаковка - составная часть современной массовой культуры, продукт дизайна, поэтому она должна не только удовлетворять любые, даже изысканные эстетические потребности покупателя, но и формировать эстетический уровень массового потребителя.

Рекламно-эстетические свойства упаковки характеризуют:

1) информативность,

2) степень привлечения внимания покупателя,

3) уровень стимулирования сделать покупку.

Эти свойства продлевают коммерческую жизнь товара, выводят его на рынок, переключают покупательский спрос на обновленную продукцию.

Упаковка с расширенными потребительскими и рекламно-эстетическими свойствами необходима для упаковывания потребительских товаров, при этом часть защитных функций должна быть переложена на транспортную тару.

Очевидно, что вид и тип упаковки не являются произвольными, а зависят от ряда факторов.

Факторы, влияющие на вид упаковки:

- особенности товара - вес, объем, габариты и т.д., которые в свою очередь, определяют вид используемых транспортных средств, средств складирования у поставщика;

- уровень приспособленности средств упаковки к средствам автоматизации, транспортировки и складирования у клиентов;

- виды и пути перевозки товара, поскольку имеются существенные различия в упаковке в зависимости от вида используемых транспортных средств.


3. Упаковка как объект изучения

 

Из определения упаковки в соответствии со стандартом, данным ранее, упаковка должна:

- обеспечивать решение вопросов экономики и качества продукции;

- предусматривать безопасность для здоровья и жизни людей, защиту окружающей среды;

- иметь определенную социальную функцию.

Конкурентоспособность товара зависит не только от качества его потребительских свойств, но и от качества упаковки. По причине плохой упаковки производители несут огромные убытки. Свыше 50% повреждений и потерь при транспортировке продукции обусловлены низким качеством упаковки.

Именно по этим причинам многие производители хотели бы иметь для своей продукции материалы, которые позволили бы сделать упаковку функциональной, с одной стороны, а с другой – привлекательной, с третьей – пригодной для использования в современных упаковочных машинах и обеспечивали бы требуемые нагрузки на упаковку при транспортировке, складировании, хранении.

Хорошая упаковка должна не только сохранять качество продукции, но увеличивать срок ее хранения без ухудшения потребительских свойств.

Упаковка, с одной стороны, должна предохранять продукт от внешнего загрязнения, с другой стороны – обеспечивать безопасность ее использования, не должна быть источником загрязнения, т.е. не выделять вредных химических веществ, опасных для здоровья человека и для окружающей среды.

Что касается функции обеспечения процесса обращения, то без упаковки немыслима система самообслуживания в торговле, система снабжения в промышленности.

Кроме того, например, тара многократного использованияспособствует сохранению сырья, материалов, тепловой и электрической энергии, т.е. обеспечивает ресурсосбережение, что особенно важно для нашей страны, не особенно богатой сырьевыми и энергетическими ресурсами.

Важнейшими требованиями, предъявляемыми к упаковке, также являются:

- оптимальность по стоимости;

- максимальное выполнение маркетинговых и производственно-торговых функций;

- соответствие размерам упаковочных товаров;

- легкость автоматизированной обработки, погрузки-разгрузки;

- возможность многоярусного штабелирования;

- способность противостоять изменению внешних факторов и условий;

- универсальность, т.е. возможность для упаковывания других видов продукции;

- соответствие стандартам (укладка в транспорт, пакетирование, перевозка и хранение);

- экологичность (безопасность для здоровья и жизни людей, безопасность для окружающей среды).

Кроме того, упаковка должна:

- отличаться от упаковки конкурентов, обладать чертами, заметно отличающими упакованный товар от товаров-аналогов;

- учитывать требования законов, национальных особенностей различных стран;

- помогать покупателю в поиске и выборе товара, без труда отождествлять товар с его производителем;

- придавать товару определенный имидж (привлекательность), соответствовать уровню цены товара;

- обеспечивать быстрый доступ к товару;

Существуют также дополнительные требования к оформлению упаковки:

- текст и иллюстрации упаковки должны быть четкими, однозначными и соответствовать содержанию товара, не должны вызывать у покупателя ложных впечатлений о качестве или количестве содержащегося в ней товара;

- данные о весе, объеме, количестве упакованного товара надлежит помещать на видном месте упаковки;

- вес и количество единиц товара должны быть округленными;

- указание цены на упаковке должно быть четким и хорошо видным;

- обязательно должны быть указаны условия хранения, транспортирования товара, предельные сроки годности и другие важнейшие реквизиты маркировки, о которых подробнее будет отмечено в соответствующем разделе пособия.

На выбор материала для упаковки оказывают влияние три фактора:

- особенности упакованного материала (чувственность к воздействию внешних факторов);

- виды возможных повреждений при транспортировании и складировании;

- законы и предписания по транспортированию и складированию товаров.

Таким образом, материалы, используемые для упаковки, должны обеспечить защиту содержимого от действия трех групп факторов, изменяющих потребительские свойства товара:

- физико-химических факторов (влага, свет, кислород воздуха, климатические факторы);

- механических факторов (нагрузки разных видов);

- биологических факторов (микроорганизмы, насекомые, грызуны).

Исходя из вышеотмеченного, материалы для упаковки:

- должны соответствовать свойствам товара, не ухудшая их;

- должны быть прочными, иметь невысокую плотность;

- должны быть водонепроницаемыми, иметь низкую теплопроводность;

- не иметь запаха, быть химически стойкими и инертными негигроскопичными, неслеживаемыми;

- легко подвергаться переработке или безвредному для окружающей среды уничтожению.

 

Классический маркетинговый подход рассматривает упаковку как объект, включающий в себя три слоя:

1 – вместилище (первичная, внутренняя упаковка), слой (оболочка), с которым непосредственно соприкасается товар;

2 – внешняя (вторичная) упаковка (потребительская тара), слой, который служит для защиты внутренней упаковки и который удаляется при подготовке товара к непосредственному использованию.

3 – транспортная упаковка (транспортная тара) – вместилище, необходимое для хранения, идентификации, транспортировки группы аналогичных товаров.

Кроме того, неотъемлемой частью упаковки признаются маркировка и печатная информация о товаре, нанесенные на саму упаковку или вложенные в нее: (вкладыши инструкции, меры предосторожности, купоны на скидку при повторной покупке, рецепты и т.д.).

Классический товароведческий подход, что, кстати, нашло отражение в соответствующем стандарте, рассматривает упаковку как комплекс средств, включающих в себя:

· потребительскую тару – элемент упаковки, в который непосредственно расфасовывается продукция;

· транспортную тару – элемент упаковки, предназначенный главным образом для защиты изделия и потребительской тары от воздействия внешних факторов, а также для обеспечения удобства транспортирования, складирования, хранения, крепления к транспортным средствам;

· дополнительные элементы упаковки, которые дополняют потребительскую и транспортную тару (например, укупорочные средства, прокладочные, уплотняющие, амортизирующие материалы и устройства и т.д.);

· носители маркировки (этикетки, ярлыки, бирки и т.д.)

При доставке продукции в специализированных транспортных средствах последние частично выполняют функции транспортной тары(например, автоцистерна для бензина).

 


4. Характеристика важнейших представи­телей потребительской, производствен­ной и транспортной тары

 

Рассмотрим подробнее сначала важнейшие виды и типы представителей потребительской тары для жидких, пастообразных и газообразных продуктов.

БУТЫЛКА («боуттис» (греч.) – емкость из стекла для вина), (вместимость от 20 до 5000 см3) – потребительская тара с преимущественно цилиндрическим корпусом, переходящим в узкую горловину, предусмотренную для укупоривания, с плоским или вогнутым дном.

Верхняя часть горловины называется венчиком.

Бутылки служат для упаковывания пищевой, химической, парфюмерной, косметической, фармацевтической и другой жидкой, пастообразной, а иногда сыпучей и смешанной текучей продукции. Наиболее широкое распространение получили бутылки стеклянные и изготовленные из полимерных материалов; реже встречаются керамические и металлические.

Стеклянные бутылки изготавливаются из бесцветного, полубелого и цветного (голубоватого, желтоватого, оранжевого, зеленого, коричневого и др.) стекла. Стандартная стеклянная тара является, как правило, многооборотной, имеет неизменные конструктивные размеры и качественные показатели, выпускается в больших количествах многими стекольными заводами и используется различными предприятиями для автоматизированного упаковывания в нее однотипной производимой продукции (соков, пива, вина, коньяков, водки, шампанского, ликеров, наливок, минеральной воды, безалкогольных напитков, растительных масел и др.).

Стандартные бутылки для химической продукции изготавливаются из цветного, коричневого и голубого стекла с характерным отличительным кольцом в верхней части корпуса.

Полимерные бутылки изготавливаются из полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида, полиэтилентерефталата, поликарбоната, а также других полимеров, сополимеров, пластмасс и комбинированных полимерных материалов.

Керамические и фарфоровые декоративные бутылки выпускаются в небольших количествах в качестве подарочной и функциональной упаковки.

ФЛАКОН (вместимость 10 – 2000 см3) – потребительская тара с плоским или вогнутым дном, с корпусом разнообразной формы, резко переходящим в горловину, диаметр венчика которой значительно меньше диаметра описанной окружности корпуса и предусматривает укупоривание крышкой, пробкой.

Таким образом, флаконы отличаются от бутылок тем, что корпус у них резко (почти под прямым углом) переходит в узкую горловину и имеет самую разнообразную форму (цилиндрическую, плоскую, призматическую, коническую, сферическую, многогранную, комбинированную). Разновидностью флакона, имеющей индивидуальное название, является штоф.

Флаконы как и бутылки, изготавливают преимущественно из стекла, полимеров, керамики. Стекло для флаконов, применяемых для парфюмерной продукции должно обладать особым блеском и прозрачностью, поэтому в его составе отсутствуют окиси железа и других металлов. В флаконах для фармацевтики обычно применяют натриево-кальциевое стекло или очень дорогостоящее нейтральное борно-кремнеземное стекло. Декоративные флаконы разрабатываются дизайнерами специально для конкретного производителя продукции в соответствии с определенной темой, художественным замыслом и фирменным стилем и используются только этим предприятием для упаковывания соответствующей продукции. Декоративные стеклянные флаконы обычно не стандартизированы, имеют оригинальную привлекательную форму по художественному воплощению, как правило, отождествляемую с упаковываемой продукцией и фирменным стилем ее производителя. Декоративные флаконы стоят дороже стандартных и применяются обычно в качестве одноразовой тары для упаковывания неординарной продукции, имеющей характерные отличительные признаки, а также в качестве подарочной упаковки. Керамические, фарфоровые и полимерные декоративные флаконы выпускаются в небольших количествах в качестве подарочной упаковки. Из металлов в небольших количествах изготавливают только флаконы, которые применяются в качестве подарочной упаковки для водочной и другой аналогичной продукции. Эта тара в основном изготавливается из нержавеющих сталей, а также алюминия и некоторых его сплавов, не взаимодействующих с пищевыми жидкостями.

БАНКА (вместимость 25 – 10000см3) – потребительская тара преимущественно с цилиндрическим корпусом, с горловиной, диаметр которой равен диаметру корпуса или незначительно меньше его, с плоским или вогнутым дном.

Банки изготавливают преимущественно из стекла, полимеров, металлов (белой жести и алюминия).

Стеклянные банки изготавливаются преимущественно из бесцветного стекла. Стандартная стеклянная тара является, как правило, многооборотной, имеет строго определенные конструктивные размеры и качественные показатели, выпускается в больших количествах и используется различными предприятиями для автоматизированного упаковывания в нее однотипной производимой продукции (соков, овощных, мясных и мясо-растительных консервов и др. пищевой продукции). В последнее время широкое распространение получают стеклянные банки с горловиной, венчик которой снабжён винтовой резьбой для крышек типа «twist-off», предусматривающих возможность многократного открывания-закрывания.

Полимерные банки нашли наибольшее применение для укупоривания химической продукции, пищевых товаров и парфюмерно-косметической продукции.

Металлические банки различной конструкции и размеров (штампованные, состоящие из трёх частей - корпуса, днища и верхней крышки, с шейкой, с притёртой крышкой, для аэрозоля и т.д.) нашли широкое применение в консервной промышленности для укупорки разнообразных пищевых продуктов, а также и в химической и смежных с ней отраслях промышленности, промышленности стройматериалов.

Банки бывают: сборные и цельноштампованные

СТАКАНЧИК (вместимость 50 – 500 см3) – открытая потребительская тара с плоским дном, с корпусом цилиндрическим или в форме усеченного конуса, суживающимся ко дну. Бывают также закрытые разновидности стаканчиков с крышкой, закрепляемой за счёт сил трения, сваркой, приклеиванием, пайкой. Стаканчики бывают: открытые и закрытые.

Стаканчики изготавливают преимущественно из полимеров, катрона, стекла, керамики, металлов, также картонно-бумажные стаканчики самой разнообразной формы. Однако с внедрением пластических масс применение их постепенно прекратилось из-за более сложной технологии изготовления, низких потребительских характеристик и более высокой стоимости.

Стаканчики нашли наибольшее применение в пищевой и химической промышленностьи для жидких, твердых, пастообразны продуктов.

ТУБА (вместимость 4 – 500 см3) – разовая потребительская тара с корпусом, обеспечивающим выдавливание содержимого, с узкой горловиной, укупориваемой бушоном, и дном, закрываемым после наполнения продукцией.

Тубы бывают: металлические (олово, алюминий); полимерные (полиэтилен); ламинатные. Нередко туба дополнительно снабжается носиком.

По производственным затратам этот вид тары является, пожалуй, одним из самых дешевых. Но главное достоинство туб заключается в том, что они обеспечивают многократно повторяющееся извлечение содержимого в любом легко дозируемом количестве. Следовательно, тубы являются не только удобной и экономичной одноразовой потребительской тарой, но одновременно и самым простым дозировочным устройством. Ни в одном другом виде упаковки пока не удалось совместить эти функции проще и эффективнее.

В тубы упаковываются в большом ассортименте пастообразная пищевая, косметическая и фармацевтическая продукция, товары бытовой химии, а также краски, смазочные материалы и многие другие товары. Пожалуй, нет такого пастообразного продукта, который невозможно было бы упаковать в тубы для продажи потребителям. Широко применяются тубы металлические, пластмассовые и изготовленные из комбинированных многослойных материалов (ламинатов) с объемом наполнения от 4 до 500 см3, наружным диаметром корпуса от 10 до 60 мм и длиной от 35 до 300 мм.

Материал корпуса тубы должен обладать хорошими барьерными свойствами, быть инертным к упакованной продукции, обеспечивать требуемую прочность и герметичность корпуса, хорошо обрабатываться, надежно удерживать покрытия и декоративное полиграфическое оформление и, главное, легко деформироваться от малого усилия, создаваемого без значительного напряжения пальцами человека.

ПРОБИРКА (вместимость до 50 см3) – потребительская тара с цилиндрическим корпусом, с плоским или выпуклым дном, с горловиной, диаметр которой равен диаметру корпуса, укупориваемая пробкой или крышкой, вместимостью до 0, 05 дм3.

Пробирки изготавливают преимущественно из стекла, обладающего повышенной химической стойкостью, прочностью и жаростойкостью. В последнее время пробирки стали изготавливать из полимерных материалов. Используют пробирки для укупоривания химической, микробиологической, фармацевтической, парфюмерно-косметической и пищевой жидкой, твердой продукции, а также сыпучих материалов.

Укупорочные средства для пробирок: пробки с упругими амортизаторами, пробки-затычки, притертые стеклянные.

АМПУЛА (вместимость 0, 1 – 30 см3) (рис.2.7) – разовая потребительская тара с цилиндрическим корпусом и вытянутой горловиной, герметично запаиваемой после наполнения продукцией, с плоским или выпуклым дном.

Ампулы изготавливают также преимущественно из стекла, однако в последнее время появились ампулы, изготовленные из полимерных материалов. Используют ампулы для укупорки жидких, твердых сыпучих продуктов в химической, микробиологической и парфюмерно-косметической промышленности.

Теперь рассмотрим и охарактеризуем важнейшие виды и типы представителей потребительской тары, используемой преимущественно для твёрдых и сыпучих продуктов.

ПАКЕТ (вместимость до 20 дм3) – разовая мягкая потребительская тара с корпусом в форме рукава, с дном и открытой горловиной, вместимостью до 20, 0 дм3.

В настоящее время в упаковочной индустрии используется такое многообразие пакетов, что только их одно перечисление займёт не одну страницу. Поэтому ограничимся характеристикой важнейших представителей этой потребительской тары. Дополнительно отметим, что достаточно часто в обиходе пакеты ошибочно называют мешочками, кстати, стандарт также запрещает использовать этот неправильный термин.

Классификация пакетов:

По используемым материалам различают: полимерные, бумажные и комбинированные (в том числе с фольгой) пакеты,

По количеству слоёв материалов пакеты бывают однослойные и многослойные.

По конструктивному признаку пакеты бывают: обыкновенные (в форме цилиндрического рукава), с продольными складками (фальцами), с плечиками, с отверстием для руки, с ручками, с застёжкой «молния», с клапанными застёжками и т.д.

Различаются пакеты и технологией их изготовления и образования формы корпуса.

Пакеты являются самой распространенной, простой и удобной разовой потребительской тарой, завоевавшей всеобщее призвание. Их достоинства заключаются в незначительном весе, приемлемой прочности, удобстве автоматизации процессов изготовления и полиграфического оформления, практичности применения, самой низ­кой стоимости и простоте утилизации.

В процессе упаковывания продукции полужесткие пакеты изготавливаются в автоматическом оборудо­вании непосредственно из рулонного комбинирован­ного материала или из заранее выполненных плоско сложенных заготовок, уже имеющих на корпусе про­дольный сварной соединительный шов. Наиболее из­вестными и ведущими в мире поставщиками такого упаковочного оборудования являются фирмы «Тетра Пак» (Швеция) и «ПКЛ Ферпакунгссюстеме Зель-фельден Гез. М. Б. X.» (Австрия).

Шведская фирма «Тетра Пак» выпустила в 1952 г. свои первые автоматы, упаковывающие молоко в полужесткие пакеты в форме тетраэдра. А сегодня она самый известный и ведущий в мире поставщик автоматизированных комплексов, обеспечивающих асептическое упаковывание жидких пищевых продуктов в полужесткие пакеты типа «Тетра Пак».

ПАЧКА – разовая потребительская тара с корпусом в форме параллелепипеда, закрываемая клапанами.

Клапаны приклеиваются, пришиваются, вкрепляются скобами.

Пачку можно отнести к групповой упаковке. Пачки широко используются для упаковки пищевых (печенье, вафли) и непищевых товаров (бумага, салфетки, сигареты и т.д.). В подарочных пачках форма корпуса может быть различной.

Изготавливают пачки преимущественно из бумаги, картона, полимерных плёнок и комбинированных материалов.

КОРОБКА – потребительская тара с корпусом разнообразной формы, с плоским дном, закрываемая съемной крышкой или крышкой на шарнире.

В качестве потребительской тары коробки нашли широкое применение для упаковывания пищевых товаров, продукции лёгкой промышленности и машиностроения, химической промышленности и промышленности стройматериалов. Изготавливают коробки разной формы и размеров из различных однородных (бумага, картон, фанера, древесина, полимеры, металлы) и комбинированных материалов.

Коробки бывают: сборные (из разных частей); цельные (литые, отштампованные); складные (с язычками); сшивные (скобами).

Разновидности коробок:

- Пенал – крышка имеет форму обечайки, охватывающий корпус (коробок спичек).

- Тубус (лат. труба) – цилиндрический пенал (помада, тушь).

- Коробка для конфет – бонбоньетка







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.