Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Брать на себя обязательство не применять первыми ядерного оружия и т. д. 4 страница






Однако такое положение начинает существенно меняться. Сегодня уже не только традиционные либералы, но и представители транснационализма, а также таких новых течений, как конструктивизм, феминизм, постмодернизм, коммунитаризм, подвергают критике основные постулаты реализма и неореализма, связанные с ограничением международного сотрудничества сферой государственных интересов, военных союзов, стремлением к сохранению баланса сил и т.п. Так, транснационалисты выдвигают на передний план проблемы глобальной социально-политической системы, экологии, организации международного экономического пространства, обусловливающие приоритетность вопросов сотрудничества при изучении международных отношений и мирового политического процесса. Институционалисты показывают, что международные организации способны придавать определенную инерцию международному взаимодействию, благодаря которой сотрудничество продолжается даже тогда, когда происходят изменения в конфигурации баланса сил. Нормативисты подчеркивают, что, несмотря на противоречия и парадоксы гуманизации международных отношений, выявляемые этими процессами проблемы справедливости, прав человека, гуманитарного вмешательства становятся неотъемлемой и необратимой чертой международных отношений. Конструктивисты выдвигают аргументы в пользу того, чтобы наука базировалась не на изучении «рациональной политики» и материальных движущих сил (т.е. силы, интереса.и экономического благосостояния), а на убеждениях и ожиданиях, на вере в способность идей изменять природу международных отношений.

Усиление взаимозависимости, делающее все более очевидной потребность в регулировании международной системы и в сознательном управлении ею, влечет за собой «признание» проблемы международного сотрудничества даже в таких далеких от нее сферах, как стратегические исследования и даже геополитика. Новый импульс и новые возможности исследованию межгосударственного сотрудничества придает все более широкое распространение социологии международных отношений, главное достоинство которой — межпарадигмальность — позволяет ей выходить за рамки всех известных парадигм, сохраняя их теоретические приобретения. Можно подчеркнуть, что, относясь к наиболее существенным характеристикам международных отношений, рассматриваемых как процесс, конфликты и сотрудничество представляют собой неразрывно связанные стороны взаимодействия их участников. Выражаясь языком Гегеля и Маркса, они являются «диалектической парой», то есть взаимно отрицающими и взаимно обусловливающими друг друга противоположностями, которые могут «меняться местами». Это означает, что процессы международного сотрудничества всегда включают в себя конфликтное измерение, и наоборот — всякий конфликт предполагает ту или иную долю сотрудничества его участников.

Общность между конфликтами и сотрудничеством проявляется и в том, что при анализе каждого их этих видов международных процессов было бы ошибкой делать выводы относительно их причин каждый раз, когда обнаруживаются какие-либо корреляции. Так же как и конфликты, интеграционные процессы являются многомерным и сложным явлением, как бы «ускользающим» от анализа и «неподдающимся» единой и окончательной типологизации. Поэтому та или иная региональная (субрегиональная, государственная) модель интеграции не может быть механически «перенесена», во-первых, на другой, даже очень «похожий» регион, но с иными социокультурными и экономическими особенностями и традициями. Во-вторых, стихийно возникнув в какой-либо сфере взаимодействия международных акторов, интеграция может не иметь последствий в других сферах, более того, она может обратиться вспять или даже смениться противоположным процессом, если не будет подкреплена соответствующими политическими мероприятиями, создающими благоприятные предпосылки и условия ее реализации и формирующими институциональные основы ее дальнейшего продвижения. Наконец, в-третьих, вряд ли правильно рассматривать интеграционные тенденции как процессы, определяющие существо международных отношений, а тем более пытаться на этой основе судить о будущем этих отношений. Причина состоит именно в том, что содержание международных отношений определяется не только сотрудничеством, но и конфликтами, в том числе и такими, которые сопровождаются дезинтеграцией ранее единых политических образований (примеры — судьба СССР, Югославии, Чехословакии).

В рамках системного подхода конфликты и сотрудничество принадлежат к числу важнейших условий функционирования международных систем, характеризующих степень их стабильности. С этой точки зрения конфликт присущ как нестабильному («революционному»), так и стабильному типу международных систем. Однако отличительными чертами стабильных систем является то, что ценности, которые разделяются ее составными частями (участниками международных отношений), а) не подвергаются постоянному сомнению; б) существует консенсус относительно правил соперничества между этими участниками; в) отношения между ними характеризуются умеренностью. В «революционной» системе, напротив, наблюдаются несовместимость ценностей, непрерывное оспаривание правил и отсутствие умеренности, а следовательно, и слабая степень сотрудничества.

Напомним, что критерии стабильности системы связаны с ее изменениями, в зависимости от которых система либо сохраняет себя, либо настолько трансформируется, что происходит переход к иному типу системы, либо она просто разрушается. В рамках глобальной международной системы подобный переход означает смерть старого и рождение нового международного порядка. При этом степень дестабилизации и разрушения прежней системы (соответственно, степень международного беспорядка) варьируется в зависимости как от исторического контекста с присущими ему цивилизационными и технологическими особенностями, так и от политической воли и действий главных игроков международной сцены.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Богатуров А.Д. Плюралистическая однополярность и интересы России // Свободная мысль.1996, № 2.

Вендт А. Четыре социологии международной политики // Международные отношения: социологические подходы. М., 1998.

Косолапов А.Н. Теория международных отношений: затишье перед... // Мировая экономика и международные отношения. 1995, № 4.

Натан Р.П., Хоффманн Э.П. Современный федерализм // Международная жизнь. 1991, № 1.

Цыганков А.П., Цыганков П.А. Международное сотрудничество: возможности социологического подхода // Общественные науки и современность. 1999, № 1.

Шишков Ю.В. Интеграция и дезинтеграция: корректировка концепции // Мировая экономика и международные отношения. 1993, № 10.

Эрман Ж. Индивидуализм и системный подход в анализе международной политики // М. Жирар (рук. авт. колл.). Индивиды в международной политике. Пер. с фр. М., 1996.

Banks M. The evolution of international relations theory // M. Banks (cd.). Conflict in Word Society: A New Perspective on International Relations. Brighton, 1984.

Badie В. Le jeu triangulair // P. Birnbaum (dir.). Sociologie des nationalismes. P., 1997.

Bierstaker T., Weber S. (eds.) State Sovereignty as Social Construct. Cambridge University Press, 1996.

Braillard. Ph. Theories des relations intcrnationales. P., 1977.

Bull H. The Anarchical Society: A Study of Order in World Politics. L., 1977.

Burton J. Word Society. Cambridge, 1972.

Buzan В. People, States, and Fear. N.Y, 1991.

Derriennic J.-P. Esquisse de problematique pour une sociologie des relations internationales. P., 1977.

Deutsch К. Political Community and North Atlantic Area. Princcton, 1957.

Gerbet P. Penser 1'Union europeenne // Penser le XX-e siecle. Sous la direction de Andre Versaille. Bruxelles, 1990.

Gonidec P. -F., Charvin R. Relations intcrnationales. P, 1984.

Grieco J. Cooperation among Nations. Ithaca; N.Y, 1990.

Haas E. The Uniting of Europe: Political, Social and Economic Forces. 1950—1957. L., 1958.

Hasenclever A., Meyer P., Rittberger V. Justice, Equality and Robustness of International Regimes. A Research Designe. Tubingen, 1996.

Keohan R. After Hegemony Princeton, 1984.

Krasner S. Global Communication and National Power Life of the Pareto Frontier // World Politics. Vol. 43. April 1991.

Kubicek P. Regionalism, Nationalism and Realpolitik in Central Asia // Europe-Asia Studies. 1997. Vol. 49, № 49.

Lindberg L. The Political Dynamics of European Economic Integration. L., 1963.

Merle M. Bilan des relations intcrnationales. P., 1996.

Milner H. International Theories of Cooperation: Strengths and Weaknesses // World Politics. 1992. Vol. 44.

Mitrany D. A Working Peace System. An Argument for the Functional Development of International Organization. L., 1946.

Powell R. Anarchy in International relations theory: the neоrealist-neoliberal debate// International organization. 1994. Vol. 42, № 2.

Smith S. The Self-images of a Discipline: A Genealogy of International Relations Theory // International Relations Theory Today Ed. by Steve Smith and Ken Booth. Polity Press, 1995.

Smouts M.-C. La cooperation internatioiiale: de la coexistence a la gouvernance rnondiale // Les nouvelles relations internationales: pratiques et theories. Sous la direction de Marie-Claude Smouts. P., 1998.

Wight M. Why is there no International Theory? // H. Butterfield and M. Wight (eds). Diplomatic Investigations: Essays in the Theory of International Politics. L., 1966.

Wolfers A. Discord and Collaboration. Essay of International Politics. Foreword by Reinhold Niebuhr. Baltimore, 1962.

Zorgbibe Ch. Les relations internationales. P., 1975.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.